Символы в романе отцы и дети кратко

Обновлено: 07.07.2024

В романе Тургенева "Отцы и дети" имеется сложная система символов. Она необходима для более точного раскрытия смысла произведения и характеров персонажей. В романе есть символы как отдельных людей, так и всего произведения. Тургенев дает большую часть символов через слова Базарова, но есть варианты введения символов через сны и обстановку. Но Тургенев далеко не первым стал использовать символику. До него ее использовали многие писатели. В частности, Гоголь использовал этот прием во многих своих произведениях, но особенно широко это проявилось в "Мертвых душах", где все насквозь проникнуто духом христианства и гомеровского эпоса. Лермонтов также часто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль из стихотворения "Парус" по сути и есть сам автор.

Главным символом романа является лягушка. В восточных религиях лягушка — это волшебное существо, поскольку ее кваканье — это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: "Мы с тобой те же лягушки". Таким образом, в этой фразе заключен основной мотив произведения — спор отцов и детей.

У многих персонажей есть собственные символы, которые раскрывают их характер.

У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это дерево считалось дьявольским, так как даже в безветренную погоду его листья дрожат.

Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, вызывая отвращение к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, а затем вылезает из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что он нужен обществу, но перед смертью говорит, что "нет, видно, не нужен", а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. И вот Базаров умирает, то есть переходит в стадию окукливания, а затем, когда его хоронят, его душа, словно бабочка, отлетает от тела.

Николая Петровича Базаров сравнивает с божьей коровкой. У Николая Петровича, правда, много общего с этим насекомым: они оба спокойные и добродушные существа. Но высоко не летают.

Символом внутреннего мира Николая Петровича является его сад. В нем не прижилось ни одного полезного растения. Только сирень и акация, которые просто приятны для взора, но бесполезны для жизни. У Шекспира есть знаменитые слова из "Отелло":

"Душа — это сад, а садовник в нем воля".

Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес — символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован.

Аркадий в корне отличается от Базарова. Катя говорит Аркадию, что Базаров и Одинцова хищники, а они ручные. Поэтому его символом не может быть какое-то опасное животное. Его символ — это зяблик, так во время его разговора с Катей над ним в унисон ему поет зяблик. В имени Аркадия также сокрыт смысл его характера, поскольку в Греции существовала область, называемая "Аркадия". В мифах считалось, что люди там находятся в беззаботном блаженстве и горе никогда их не посещает. Аркадий подобен воску, любая сильная рука может вылепить из него то, что захочет. После свадьбы он обретает свою "Аркадию".

Имя Екатерина означает "чистая". Это имя также влияет на Катю. Она святая и возвышенная по характеру. Поэтому ее символом является ясень — дерево "светлое" и "чистое". Под ним происходит беседа Аркадия и Кати. И Катя чиста от всяких загадок, вопросов.

Таким образом, зяблик, поющий на ясене, — это беседа Кати и Аркадия.

Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. И это верно, ведь у нее есть загадка, которую Павел Петрович не может отгадать и поэтому умирает духовно. Потому что если человек не отгадывал загадку сфинкса, то сфинкс его съедал. Но загадка не остается неразрешенной. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: "Крест — вот разгадка". А поскольку загадка была разгадана, она не может не умереть. Ведь если загадку сфинкса разгадать, то он умирает.

Одинцову также можно сравнить со сфинксом, так как вокруг нее витает ореол таинственности. И она тоже побеждает Базарова. Как будто лягушка съедает червяка (мы все лягушки, по мнению Базарова).

Из сна Базарова мы видим, что символ Фенечки — это кошечка.

В произведении важным символом является крест. Мотив креста появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест — это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и человек с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р., так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на могиле Базарова. Ведь к концу жизни он "сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал", как говорит герой другого романа Тургенева — Лаврецкий.

Религиозная символика в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

Мы изучаем - Религиозная символика в романе И. С. Тургенева Отцы и дети. Подсказки школьнику

В романе Тургенева Отцы и дети, на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень земных проблемах о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений. Но именно в раскрытии этого конфликта важную роль играет религиозная тема, и, в том числе, религиозная символика.
Она появляется уже в самом начале романа. Мы помним, что по дороге в Марьино Аркадию и его спутникам открываются нерадостные пейзажи во владениях Николая Петровича Кирсанова царят бедность, запустение и заброшенность. Под стать неухоженным полям да нищим мужичкам и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Заброшенные церкви, на мой взгляд, характеризуют нелегкую эпоху после отмены крепостного права и внутреннюю растерянность людей, когда к новым условиям приходилось приспосабливаться и бывшим помещикам, и свободным крестьянам. Возможно, символизируют они и духовную сферу жизни, которая в 60-ые годы 19 века стала отходить на второй план в обществе появились другие, сугубо практические, интересы, выразителем которых в романе становится Евгений Базаров.
Этот человек, конечно, не верит в Бога, как не верит он во все идеальное, возвышенное. Недаром, на мой взгляд, Базаров увлечен именно естествознанием он режет лягушек как будто для того, чтобы доказать небожественное происхождение всего живого. Кроме того, этот герой отрицает религию и потому, что не признает вечных ценностей отцов, презирает все их авторитеты.
Друг Базарова, Аркадий, пытается подражать ему. Однако мы видим, что вера в Бога впитана им с молоком матери, как и любовь к искусству, уважение к семье. Это проскальзывает в речи героя: - Ну, словом, продолжал Аркадий, он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его грешно.

Кроме того, наедине с собой, молодой человек молится: Аркадий вспомнил Егоровну, вздохнул, и пожелал ей царствия небесного… О себе он не молился.
Все герои романа, чтящие ценности отцов, верят в Бога. Так, в комнате Фенечки всегда горит лампадка перед образом Николая-чудотворца. Эта деталь лучше многих слов выражает любовь девушки к Николаю Петровичу, ее предназначение быть женой и матерью.

Кроме того, немаловажно, что чувство Николая Петровича к Фенечке росло и крепло в церкви: и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Думаю, эта деталь как будто подтверждает законность отношений героев, то, что их, несмотря на общественное неодобрение, благословил сам Господь.
Судьба брата Николая Петровича Павла Петровича тоже ознаменована религиозными символами. Вспомним, что жизнь этого героя полностью изменилась после его встречи с роковой княгиней Р. Эта красивейшая женщина, пользующаяся огромным успехом у мужчин, была очень несчастна: по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем. Ночью она как будто замаливала те грехи, что совершила днем.
Лишь к концу жизни княгиня поняла причину так мучающей ее саму загадочности вечные неудовлетворенность и поиски были ее крестом в христианском значении этого слова. Неслучайно поэтому героиня прислала Павлу Петровичу свое кольцо со сфинксом, где она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест вот разгадка.
Несет свой крест, как мне кажется, и Павел Петрович Кирсанов. Несмотря на всю свою внешнюю силу и независимость, он очень одинокий и несчастный человек. И очень далекий от Бога, возможно, потому, что, кроме княгини Р., этот гордый человек никогда и никого не любил. Это подчеркивают строки эпилога романа: Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…
Наконец, религиозная символика окружает в Отцах и детях образ Базарова. Тургенев развенчивает нигилистические заблуждения героя, заставляя его полюбить понять, что он такой же человек, как и все. Символично в этом смысле описание церкви, находящейся по соседству с имением Анны Сергеевны Одинцовой: Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла… в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею Воскресение Христово.

Автор как будто предзнаменует духовное воскресение героя, которое он переживет, влюбившись в Одинцову.
Пронизаны религиозной символикой и сцены прощания больного Базарова с жизнью и с близкими ему людьми. Теперь, перед лицом смерти, этот герой осознает внеземное таинство рождения и ухода человека из этого мира. Именно поэтому он просит отца помолиться за него, не возражает, когда родители предлагают ему собороваться.
Больше того, при прощании с Одинцовой Базаров именует свою жизнь угасающей лампадой. Эта религиозная метафора в полной мере отражает коренной перелом в сознании героя, принципиальное изменение его взглядов относительно ценностей отцов.
Роман заканчивается описанием старого заброшенного кладбища и могилы Базарова. Эти строки ставят финальную точку в земной судьбе страстного, грешного, бунтующего сердца. И она преподносится автором именно в религиозно-философском ключе: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
Таким образом, религиозная символика играет важную роль в романе Тургенева Отцы и дети. Она помогает раскрыть основную идею романа о вечной значимости непреходящих ценностей, о созидающей роли любви, о божественном всепрощении, о мудрости и бесконечности жизни.

В романе Тургенева “Отцы и дети”, на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень “земных” проблемах – о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений. Но именно в раскрытии этого конфликта важную роль играет религиозная тема, и, в том числе, религиозная символика.
Она появляется уже в самом начале романа. Мы помним, что по дороге в Марьино Аркадию и его спутникам открываются нерадостные пейзажи – во владениях Николая Петровича Кирсанова

царят бедность, запустение и заброшенность. Под стать неухоженным полям да нищим мужичкам “и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”.
Заброшенные церкви, на мой взгляд, характеризуют нелегкую эпоху после отмены крепостного права и внутреннюю растерянность людей, когда к новым условиям приходилось приспосабливаться и бывшим помещикам, и свободным крестьянам. Возможно, символизируют они и духовную сферу жизни, которая в 60-ые годы 19 века стала отходить на второй план – в обществе появились другие, сугубо практические,

интересы, выразителем которых в романе становится Евгений Базаров.
Этот человек, конечно, не верит в Бога, как не верит он во все идеальное, возвышенное. Недаром, на мой взгляд, Базаров увлечен именно естествознанием – он “режет лягушек” как будто для того, чтобы доказать “небожественное” происхождение всего живого. Кроме того, этот герой отрицает религию и потому, что не признает вечных ценностей “отцов”, презирает все их авторитеты.
Друг Базарова, Аркадий, пытается подражать ему. Однако мы видим, что вера в Бога впитана им с молоком матери, как и любовь к искусству, уважение к семье. Это проскальзывает в речи героя: “- Ну, словом, – продолжал Аркадий, – он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно”.

Кроме того, наедине с собой, молодой человек молится: “Аркадий вспомнил Егоровну, вздохнул, и пожелал ей царствия небесного… О себе он не молился”.
Все герои романа, чтящие ценности “отцов”, верят в Бога. Так, в комнате Фенечки всегда горит лампадка перед образом Николая-чудотворца. Эта деталь лучше многих слов выражает любовь девушки к Николаю Петровичу, ее предназначение быть женой и матерью.

Кроме того, немаловажно, что чувство Николая Петровича к Фенечке росло и крепло в церкви: “и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица”. Думаю, эта деталь как будто подтверждает “законность” отношений героев, то, что их, несмотря на общественное неодобрение, благословил сам Господь.
Судьба брата Николая Петровича – Павла Петровича – тоже ознаменована религиозными символами. Вспомним, что жизнь этого героя полностью изменилась после его встречи с роковой княгиней Р. Эта красивейшая женщина, пользующаяся огромным успехом у мужчин, была очень несчастна: “по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем”. Ночью она как будто замаливала те грехи, что совершила днем.
Лишь к концу жизни княгиня поняла причину так мучающей ее саму “загадочности” – вечные неудовлетворенность и поиски были ее крестом в христианском значении этого слова. Неслучайно поэтому героиня прислала Павлу Петровичу свое кольцо со сфинксом, где “она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест – вот разгадка”.
Несет свой крест, как мне кажется, и Павел Петрович Кирсанов. Несмотря на всю свою внешнюю “силу” и независимость, он очень одинокий и несчастный человек. И – очень далекий от Бога, возможно, потому, что, кроме княгини Р., этот гордый человек никогда и никого не любил. Это подчеркивают строки эпилога романа: “Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…”
Наконец, религиозная символика “окружает” в “Отцах и детях” образ Базарова. Тургенев развенчивает нигилистические заблуждения героя, заставляя его полюбить – понять, что он такой же человек, как и все. Символично в этом смысле описание церкви, находящейся по соседству с имением Анны Сергеевны Одинцовой: “Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла… в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею “Воскресение Христово”.

Автор как будто предзнаменует духовное воскресение героя, которое он переживет, влюбившись в Одинцову.
Пронизаны религиозной символикой и сцены прощания больного Базарова с жизнью и с близкими ему людьми. Теперь, перед лицом смерти, этот герой осознает “внеземное” таинство рождения и ухода человека из этого мира. Именно поэтому он просит отца помолиться за него, не возражает, когда родители предлагают ему собороваться.
Больше того, при прощании с Одинцовой Базаров именует свою жизнь “угасающей лампадой”. Эта религиозная метафора в полной мере отражает коренной перелом в сознании героя, принципиальное изменение его взглядов относительно ценностей “отцов”.
Роман заканчивается описанием старого заброшенного кладбища и могилы Базарова. Эти строки ставят финальную точку в земной судьбе “страстного, грешного, бунтующего сердца”. И она преподносится автором именно в религиозно-философском ключе: “не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”
Таким образом, религиозная символика играет важную роль в романе Тургенева “Отцы и дети”. Она помогает раскрыть основную идею романа – о вечной значимости непреходящих ценностей, о созидающей роли любви, о божественном всепрощении, о мудрости и бесконечности жизни.

на кольце со сфинксом, подаренным ей Павлом Петровичем Кирсановым. Я считаю, что здесь Тургенев использует символ креста, чтобы показать перекресток на его жизненном пути, возникший после знакомства с Княгиней Р., то, как она изменила его. Разберемся с этим подробнее.

Также, возможно, в конце автор, изображая крест на могиле Базарова стремится подчеркнуть то, как буйный характер и непокорный нрав этого человека сменился тишиной, пустотой и вечностью, и вообще, религиозные кресты символизируют вечность и неизменность бытия.

Обобщая все эти проявления символа креста, я бы указал на такие символы: символ спокойствия, вечности, духовности, а также символ перекрестка на жизненном пути, символ перемен.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: