Тейяр де шарден биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвёртый из одиннадцати детей. В 1892 году поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.
С 1899 по 1901 учился в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата принёс первые обеты и в 1901—1902 годах продолжал философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 год преподавал физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 году его направили в…

Пьер Тейя́р де Шарде́н (фр. Pierre Teilhard de Chardin ; 1 мая 1881 — 10 апреля 1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.

Исследователи [кто?] отмечают в его работах необычное сочетание строго научного стиля изложения, четкой логичности построений — и поразительных по своей поэтике и эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков. В ряде стран (Франция, США, Нидерланды) существуют ассоциации, посвященные Тейяру де Шардену, выходит журнал, названный его именем.

Содержание

Биография

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвертый из одиннадцати детей. В 1892 году поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.

С 1899 по 1901 учится в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата приносит первые обеты и в 1901—1902 год продолжает философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 год преподает физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 году его направляют в Гастингс (Англия, графство Суссекс) — изучать теологию. 14 августа 1911 года, в возрасте 30 лет, рукоположен во священники.

С 1912 по 1914 год работает в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля (крупного авторитета в области антропологии и археологии), вместе с которым принимает участие в раскопках на северо-западе Испании.

В 1929 году участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден вместе с коллегами обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки он получает широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 году того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем.

В последующие годы он работает советником в национальном геологическом департаменте Китая, принимает участие в научно-исследовательских экспедициях (Китай, Центральная Азия, Памир, Бирма,Индия, Ява), бывает во Франции, ездит в США.

В мае 1946 года возвращается во Францию, возобновляет контакты в научных кругах, в апреле 1947 года принимает участие в конференции по эволюции, организованной парижским Музеем естественной истории, в июне собирается в экспедицию в Южную Африку, но из-за сердечного приступа вынужден от этого отказаться. В 1950 году, в возрасте 70 лет, Тейяра избирают в Парижскую академию наук, но запрет на публикации и публичные выступления по-прежнему остается в силе. В 1952 году он покидает Францию и едет работать в США, в Нью-Йорк, по приглашению Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена. Участвует в нескольких экспедициях в Южную Африку. В 1954 году проводит два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.

Ноосфера

Эволюция

Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу ["Божественная среда"].

Теология

Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.

Эсхатология

Пьер Тейяр де Шарден SJ [Pierre Teilhard de Chardin] (1881–1955)

10 апреля 1955 года оставил этот мир человек, без сомнения принадлежавший к числу величайших ученых ХХ века: палеонтолог, философ и богослов. Его имя – Пьер Тейяр де Шарден SJ (1881–1955).

Тейяр был типичным ребенком из традиционной многодетной семьи, идеальным учеником иезуитской школы. В 1899 году вступил в Общество Иисуса.

В апреле 1926 года о.Тейяр уехал в Китай, где продолжал преподавательскую и научную работу.

10 апреля 1955 года было воскресенье Пасхи. Месяцем раньше он сказал, что хотел бы умереть в праздник Воскресения Христова. Так и случилось. В шесть вечера у него случился сердечный приступ.

Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955)

Трагедия и величие Тейяра

Великий мастер слова, приговоренный к молчанию; плодовитый писатель и самобытный мыслитель, лишенный права затрагивать самые жгучие вопросы, те, которые он больше всего хотел обсуждать и о которых публика больше всего хотела слушать; ученый и апостол, наделенный единым и неделимым призванием и вынужденный быть ученым и не быть апостолом; человек, страстно любящий Христа и желающий представить Его как центр и вселенной и человечества, заклейменный как опасный автор; преданный сын Церкви, находившийся под подозрением всю свою жизнь и даже после своей смерти. Такова была трагедия Тейяра де Шардена.

Римские власти заподозрили его с первых же доносов, и досье Тейяра становилось все толще от все новых обвинений. Все это время общественное мнение превозносило его за блистательность и оригинальность мысли и за то, что ему первому, казалось, удалось найти гармонию между наукой и верой.

Тейяр неизменно демонстрировал образцовое послушание, всегда очевидное для его настоятелей, окрашенное сыновним доверием и – после первоначальных попыток борьбы – спокойное и лишенное горечи. То было подлинное величие.

Классическая формация

Едва вступив в монашескую жизнь, он ощутил, что он на правильном пути, и эта уверенность с годами лишь укреплялась в нем. Он никогда не ставил под вопрос подлинность своего призвания быть иезуитом. Он усвоил игнатианские идеалы как свои, со всеми их требованиями, ничем не разбавляя их.

Он получал образование в уединении великих схоластикатов того времени, усиленном благодаря изгнанию: он прошел новициат в Экс-ан-Провансе(1898–1900), юниорат (1901–1902) и курс философии (1902–1905) в Джерси, курс богословия (1908–1912) в Ор-Плейсе (Хейстинг, Сассекс), азы палеонтологии в Париже (1912–1914), третью пробацию в Кентербери (1914).

На фронте днем, а зачастую и ночью он предавался размышлениям; когда нельзя было уединиться в пункте первой помощи, он отправлялся в лес и по несколько часов кряду гулял, а наутро делал заметки. Во время своего первого отпуска он переписал их начисто на двадцати-тридцати страницах, которые обнаруживают в нем незаурядного писателя. Это Ecrits du Temps de la Guerre”[1]. Его переполняли идеи: космизм, религиозный взгляд на эволюцию, отношения между единым и множественным, Богом и миром, место Иисуса во Вселенной.

Таково положение в конце 1918 года. Тейяр осознал свое личное призвание; он честно обсудил его с властями Общества, и последние поддерживают его намерения. Он решительно настроен осуществить их, разрываясь между страхом и надеждой.

Но события примут нежелательный оборот. И очень скоро.

Донос и устранение

Студент Сорбонны (1919–1922), он получает степень доктора естественных наук, с 1920 года является преподавателем палеонтологии в Католическом институте, пишет статьи и читает многочисленные лекции. Спрос на него велик, и он себя не щадит.

Его статьи выдают в нем иезуита-эволюциониста, откровенного эволюциониста, который, отнюдь не отвергая эволюционизм, вопреки учебникам и требованиям римских конгрегаций, христианизирует ее, делая Христа венцом и центром эволюции. Это неизбежно вызывает беспокойство, но только в Париже.

Например, он читает лекцию студентам семинарии. Тема: взаимоотношения науки и веры. Сама лекция безупречна, непогрешима. Но приходит время вопросов, и Тейяр говорит свободно. Где, по-вашему, находится земной рай? Как вы видете первородный грех?

Так случилось и с конфиденциальной запиской, не претендующей на научную точность, которую он по чьей-то просьбе написал. Тейяр думал, что донос не пойдет дальше генерала иезуитов, но он ошибался. Он оказался на письменном столе кардинала Мерри де Валя (1865–1930), который, разве что не потребовав его голову на блюде, стал настаивать, чтобы генерал положил конец подрывной деятельности своего подчиненного.

Тейяр объяснился, подписал составленное генералом заявление, но этого сочли недостаточным, и ему запретили говорить о первородном грехе, разве что в терминах самой что ни на есть классической теологии. Но даже это не показалось достаточным: поскольку в Париже его слишком хорошо знали, широко обсуждали и выслеживали, было сочтено, что единственный действенный способ спасти его (и Церковь) от вреда – это ограничить его строго научной деятельностью вдалеке от Парижа. Отец Лисан основал в Тяньцзине музей естественной истории и нуждался в квалифицированном ассистенте. Кто мог послужить ему лучше Тейяра?

В апреле 1926 года он уехал в Китай.

Инцидент второй

5 июля 1929 года Шарль написал Тейяру, что скоро его книга отправится в типографии. Но в последнюю минуту каноник, ответственный за имприматур, вспомнил, что слышал, будто Тейяр фигурирует в римском черном списке, и для верности послал рукопись в Рим.

Римские богословы возражали против ее публикации. На сей раз ортодоксии ничто не угрожало; проблема заключалась в оригинальности книги, вызывающей энтузиазм за Альпами, но заставляющей неодобрительно поднимать брови римских судей, профессионально склонных к осмотрительности. Прежде чем подавать их публике, лучше было дать им созреть.

Этот факт наделал много шума и во многих пробудил любопытство. Несколько преподавателей богословия хотели прочесть спорную книгу, и никто не знает, кем и как были сделаны копии, которые начали циркулировать без всякого участия и даже без ведома автора.

Неудачные попытки

Разрешение на публикацию должен был дать его провинциал, провинциал Лиона, но Франция был недоступна, и он обратился к генералу. Это произошло в начале ноября; тогда же он попросил разрешения посетить конгресс, посвященный взаимоотношениям науки и религии, который должен был состояться в Нью-Йорке в следующем году.

Если во Франции был мир, но в Риме, где досье Тейяра делалось день ото дня толще, мира не было и в помине. Вот почему он подумывал о новом отъезде. Он как раз собирался ехать в Южную Африку, когда 6 июня у него случился сердечный приступ. В таком состоянии (в августе 1947 года) он узнал о решении Рима: полном запрете на публикацию всего, что могло быть как-то связано с философией или богословием.

Последние сражения, последние разочарования

В 1950 году энциклика Humani Generis” убила последние остатки надежды на более либеральную позицию. Она подтверждала правоту Тейяра в одном важном вопросе, но в целом требовала максимальной осторожности. Генерал Общества отнесся к ней скрупулезно и усилил ограничительные меры по отношению к Тейяру: ему было приказано покинуть Париж.

Посмертная судьба его трудов

Последним и самым трудным вопросом совести, который ему оставалось решить, была судьба его сочинений. Многие из них разошлись беспорядочно и были рассеяны по рукам множества читателей. Положение неизбежно должно было усугубиться после его смерти: пиратские издания должны были умножиться. Кроме того, были его великие сочинения, чьей публикации препятствовала цензура.

Тейяр задался вопросом: должно ли решение о том, издать ли его книги после его смерти или похоронить их в архивах, остаться за Обществом или же он должен лишить Общество такого права?

10 апреля 1955 года было воскресенье Пасхи. Месяцем раньше он сказал, что хотел бы умереть в праздник Воскресения. Так и случилось. В шесть вечера, когда он у своих друзей собирался пить чай, у него снова случился сердечный приступ.

Последняя цензура

Смерть Тейяра положила конец пакту о молчании. О нем в неизменно панегирических тонах заговорили в прессе; о нем читалось множество лекций. В Риме же его по-прежнему знали только по толстому досье и относились к нему подозрительно. Его завещание, передававшее его сочинения человеку вне Общества, было встречено суровым неодобрением. Недозволенный поступок, утверждал Рим.

Трения между римскими властями и мнениями значительной части церковной общественности продолжались около шести лет. Переворот произошел в последние месяцы 1961 года. Янссенс входил в Комиссию по подготовке Собора и был свидетелем столкновения различных направлений теологии и маневров за пределами официальных встреч. Новый Папа демонстрировал доверие к тем богословам, которые прежде находились под подозрением. Тогда-то и уполномочил генерал иезуитов Анри де Любака высказать обдуманное мнение о религиозных трудах Тейяра.

За несколько месяцев де Любак написал свое виртуозное исследование La pensée religieuse du re Teilhard de Chardin”[2]. Заслуженный богослов исследует труды Тейяра, как исследовал бы труды Оригена, столь же беспристрастно. Он находит недостатки, проистекающие из самого характера труда Тейяра – поиска, – но общий итог положительный. Его книга стала решающий вехой в истории посмертных взаимоотношений Тейяра с его орденом.

Посмертная реабилитация

Иезуиты повиновались, и книгам Тейяра, как и прежде, было отказано в месте на полках их библиотек, но иезуитские авторы не выходили за рамки того, что предписывал Monitum, и продолжали бороться с остракизмом, которому паладины ортодоксии хотели подвергнуть его сочинения.

В человеке эта энергия разворачивается наиболее полноценным образом. В результате Дух получает возможность воздействовать на материю. Коллективные усилия в этом плане и мысли людей порождают нечто высшее, что становится областью соприкосновения психического мира разных личностей и обретает форму сферы. Это и есть ноосфера, которую также пытались описывать В. Вернадский и Э. Леруа. Впрочем, ноосфера по философии Тейяра де Шардена имеет свои особенности.

Он выделял преджизнь, жизнь и ноосферу, которую относил исключительно к психическому и духовному формированию людей. Смысл же эволюции – достижение некоей Точки Омега, когда сознания сольются и выйдут на уровень сверхсознания, что возможно без потери индивидуальности.

Обычно говорят о том, что Тейяр де Шарден создал некий синтез между католической теологией и научными теориями космической эволюции. Хотя непосредственно в его книгах католические догматы не рассматриваются в той мере, какая была бы нужна для того, чтобы говорить о попытках их реформирования.

Все его философские работы основаны на придании общеизвестным истинам каких-то собственных трактовок. Основным отличием человека от всех других существ он считал рефлексию. Ни одно существо не обращает столь пристального внимания на те психические процессы, которые в нём происходят. Это так, но это не позволяет сделать каких-то обоснованных выводов о том, что в результате психической активности материи, которая происходит в индивидуумах, рано или поздно образуется некая сверхжизнь. Постулат остаётся декларированным, ничего не объясняющим и ничего не дающим.

Синантроп же оказался куда более настоящим, а роль Шардена в его открытии заключается в том, что ему и Анри Брейлу удалось обосновать, что этот вид людей пользовался орудиями труда, укрывался шкурами, мог использовать и огонь. Не исключено и то, что синантропы были каннибалами. Жили же они 600-400 тыс. лет назад, в период оледенения Земли.

Путём же к единению он рассматривал любовь, которую, по всей видимости, отождествлял с изначальной эволюционной силой, присущей материи. В Точке Омега же она должна полностью раскрыть свой потенциал и выступить в виде всеобъемлющей силы единения.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Родился 1 мая 1881 г.

В 1899 г. закончил иезуитский колледж, став членом ордена иезуитов. В первую мировую войну служил санитаром (кавалер Ордена Почетного легиона).

В 1920 г. получил степень доктора палеонтологии в Сорбонне. Участвовал в нескольких научных экспедициях в Китай, где открыл одного из предков человека — синантропа.

В 1925 г. был обвинен в ереси и изгнан из Парижского католического университета, где он преподавал.

С этого времени и почти до самой смерти Тейяр де Шарден не может найти постоянной работы.

Период с 1937 по 1946г. провел в посольском квартале Пекина, где пишет “Феномен человека”.

В 1947 г. он возвращается в Париж, но по – прежнему не может найти себе постоянную работу.

Только в 1950 г. всемирно признанного ученого принимают во Французскую академию наук.

С 1951 г. Тейяр де Шарден живет в Нью-Йорке, где и умирает в 1955 г.

После его смерти, в 1957 г, все его книги как еретические были изъяты из библиотек католических учреждений, а в 1962 г. канцелярия Ватикана издала указ, требующий охранять католическую молодежь от влияния работ Тейяра де Шардена.

Близкая тема:
Афоризмы и цитаты де Шардена

Тейяр де Шарден Пьер, 1881-1955. Французский философ, естествоиспытатель, палеонтолог, антрополог, священник, член ордена иезуитов. Блажен тот, кто не сможет отогнать своего видения… Вера освящает мир. Верность приобщает к нему. Верить — значит производить духовный синтез. Читать дальше…

Читайте также: