Техники медиации в конфликте кратко

Обновлено: 08.07.2024

1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:

- что такое процесс медиации,

- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?

- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?

- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?

- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?

- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?

- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?

- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?

- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?

2-ой этап медиации – презентация сторон.

На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,

Примерный перечень вопросов в презентации сторон:

- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.

- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.

- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.

- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор

- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор

- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор

- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)

- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?

3-ий этап медиации – дискуссия.

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?

- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?

- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?

- Что бы вы хотели узнать друг у друга?

- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?

- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?

- А у вас есть, что сказать?

- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.

4-ый этап медиации – кокус.

Т.е. беседа медиатора с каждой из сторон индивидуально. ,

Примерный перечень вопросов в кокусах:

- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).

- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?

- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?

- Почему вы настаиваете именно так сделать?

- Что для вас важно? Почему?

- Что для вас неприемлемо? Почему?

- На какие уступки вы можете пойти?

- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?

- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?

- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?

- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?

- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?

- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?

5-ый этап медиации – формирование повестки дня.

На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?

- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.

- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - …. хотите еще что-то добавить?

- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.

6-ой этап медиации – выработка предложений.

Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,

Примерный перечень вопросов в выработке предложений:

- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?

- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).

- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).

- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?

В случае агрессии сторон:

- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?

- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!

- Ваш крик не поможет решить вопрос.

- Никак не пойму, о чем вы. (блокировка).

- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.

- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.

- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!

7-ой этап медиации – подготовка соглашения.

Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.

Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:

- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?

- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?

- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?

- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?

Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,

Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:

- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?

- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?

  1. . Личность медиатора. Профессиональная этика медиатора.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию, подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:

1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.

2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.

4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:

- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

- беспристрастности и независимости медиатора;

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:

а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.

б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.

в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.

г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.

д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.

е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.

ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.

з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.

и) способность хранить конфиденциальность известной информации.

к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.

Медиатор обучен:

- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;

- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;

- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;

- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными

- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;

- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;

- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.

Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров.

Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.

медиация картинки

Медиация как способ разрешения конфликтов

Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.

Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.

Основные принципы медиации

медиация фото

Преимущества медиации

  • Экономия. Поскольку стороны избавлены от необходимости нести судебные издержки, решение конфликта в формате переговоров зачастую обходится дешевле и, главное, быстрее;
  • Безграничные решения. Стороны могут сойтись на решении конфликта, не предусмотренном законом (но не противоречащем ему);
  • Эффективный результат. Важно то, что профессиональный медиатор – это, в первую очередь, талантливый конфликтолог и специально обученный психолог, а его главная задача – создать здоровый микроклимат для нормального ведения диалога, даже если между сторонами напряженные отношения;
  • Положительные рабочие отношения. Данный пункт логичным образом вытекает из предыдущего: благодаря тому, что медиатор создает спокойные и благоприятные для взаимного диалога условия, зачастую после решения спорной ситуации стороны остаются в хороших взаимоотношениях, что в дальнейшем способствует долгосрочному сотрудничеству. После судебных разбирательств такой исход – скорее исключение, чем правило.

Медиация в бизнесе

Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.

Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.

Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.

медиация как альтернативный способ разрешения споров

Правила проведения процедуры медиации

Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.

Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?

Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.

Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.

семейная медиация

Медиация часто применяется при семейных спорах

Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:

  • Семейные конфликты на почве раздела имущества и споры о ребенке;
  • Трудовые споры между работодателем и коллективом или его отдельными членами;
  • Споры между учредителями организации или акционерного общества по вопросам управления юридическим лицом;
  • Конфликты между контрагентами, спровоцированные, например, нарушением условий договора;
  • Частные споры между гражданами, например, по причине невозврата долга, ненамеренного нанесения ущерба и т. д.

Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.

Как происходит медиация: основные стадии

Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.

Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.

Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.

Медиация в суде

На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.

Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.

сторонняя помощь в конфликте

Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.

Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.

Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.

Медиация в России

Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.

В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.

Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.

медиация в процессе конфликтных переговоров

Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге


Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд. Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту, который помогает договариваться.

С 2019 года медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, приравнивается к судебному решению. Если вторая сторона отказывается выполнять договоренности — можно обращаться к приставам.

Расскажу, в каких случаях подходит медиация и как с ее помощью разрешить конфликт.

Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения. Добиться такого решения помогает беспристрастный специалист — медиатор. В конце процедуры стороны могут подписать документ, фиксирующий договоренности — медиативное соглашение.

В российском законодательстве медиация появилась в 2011 году, но особого распространения не получила. Это связано с тем, что медиативное соглашение раньше не имело реальной юридической силы: если одна из сторон не соблюдала договоренность, все равно приходилось идти в суд.

В 2019 году в закон внесли поправки, и теперь медиативное соглашение можно заверить у нотариуса. Тогда в случае неисполнения условий соглашения можно сразу идти к судебному приставу.

Иногда у людей не получается договориться, поскольку каждая сторона считает себя правой, а ситуация вызывает эмоции. Медиатор помогает отделить эмоции от фактов, и тогда участники могут увидеть общую картину и спокойно принять решение.


  • Решить, с кем останется ребенок и поделить имущество при разводе.
  • Договориться с контрагентом о новых условиях сотрудничества.
  • Разрешить спор между работодателем и сотрудником.
  • Договориться с клиентом, который недоволен дорогой покупкой.


  • Уговорить ГИБДД простить штраф за превышение скорости.
  • Разрешить спор с конкурентом, который незаконно использовал вашу интеллектуальную собственность и не хочет решать конфликт.
  • Убедить ИФНС, что вам не нужно платить налог на имущество.
  • Передоговориться, хотя суд уже вынес решение.

Если иск в суд уже подали и процесс начался, все равно можно попробовать мирно решить вопрос. Причем не важно, на какой стадии находится процесс. Подайте письменное ходатайство, чтобы приостановить или отложить судебное разбирательство.

Суд обязан удовлетворить ходатайство и дать сторонам время на переговоры. Но по закону оно ограничено — нужно успеть за 2 месяца. В случае успеха стороны заключают мировое соглашение, а государство возвращает 50% от оплаченной госпошлины.

Медиация строится на нескольких принципах, которые во многом противоположны принципам судебного разбирательства:

Добровольность. Обе стороны принимают участие в медиации только по собственному желанию. Если одна из сторон не хочет, то заставить ее нельзя. Напротив, участие в суде обязательно для обеих сторон.

Взаимоуважение. Обстановка в суде напряженная, даже безобидный процесс может вызвать стресс. На медиации атмосфера неформальная и непринужденная. Медиатор следит за тем, чтобы участники спора не переходили на личности, не оскорбляли друг друга.

Конфиденциальность. О том, что вы участвуете в судебном процессе, можно будет узнать из открытых источников. Процесс медиации, напротив, полностью конфиденциален. Медиатор и участвующие стороны не имеют права разглашать информацию об участниках, результате или самом процессе. Это условие есть в соглашении о проведении медиации, которое стороны подписывают в начале процедуры.

Беспристрастность медиатора. Медиатор — полностью нейтральная сторона. Он не может вести процесс, если у него есть родственная или дружеская связь с кем-то из участников. Это единственный принцип, который совпадает с принципами судебного процесса.

Стороны сами принимают решение. К медиатору обращаются не за решением, а за помощью в переговорах. Итоговая договоренность может быть любой, если не противоречит закону. В суде так не бывает: судья либо удовлетворяет требование истца полностью или частично, либо не удовлетворяет вовсе. Изменить требования в процессе нельзя.

медиация

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Основные особенности медиативных процедур

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Добровольность:

в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон:

ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора:

медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность:

все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:

— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.

Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).

В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.

В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.

В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).

Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.

Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.

Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Читайте также: