Театр оперы и балета улан удэ история создания кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Творческая история старейшего музыкального театра Дальневосточного федерального округа имеет богатую историю и связана с непрерывным интенсивным художественным ростом, совершенствованием мастерства, обращением к интересным творческим задачам. Театр, достойно представляющий профессиональное музыкальное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России и за рубежом, носит высокое звание академического. На сцене театра поставлено более 300 спектаклей отечественной, мировой классики и по произведениям бурятских композиторов.

Первые шаги

Рождение музыкального театра было явлением не случайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра. У истоков создания профессионального оперного искусства Бурятии стояли известные деятели русского музыкального и театрального искусства: композиторы – П. Берлинский, М. Фролов, В. Морошкин, балетмейстеры – И. Моисеев, М. Арсеньев, педагоги – Т. Глязер, В. Обыденная, режиссеры – И. Туманов,

А. Миронский, художники – Г. Кигель, А. Тимин и другие. Они воспитали целую плеяду бурятских музыкантов, певцов, танцовщиков.

В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Послевоенные годы

Послевоенные годы репертуар театра рос стремительными темпами. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто в 1952 году. Блестящее выступление Бурятского театра оперы и балета на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году было отмечено присвоением ведущим мастерам почетных званий. Звание народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова (позже — народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР), Н. Петрова, Б. Балдаков.

Золотой век бурятской оперы

До настоящего времени на сцене театра блистает оперная прима народная артистка СССР легендарная Галина Шойдагбаева, чьим вокальным искусством неизменно восхищаются зрители России и зарубежья.

После реконструкции

В мае 2011 года театр вновь открылся после 6-летней генеральной реконструкции и реставрации. И сразу же на его сцене прошел Первый международный Байкальский конкурс вокалистов конкурсе приняли участие 35 певцов из Монголии, городов России: Москвы, С-Петербурга, Якутска, Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ. В 2015 году состоялся II Байкальский международный конкурс вокалистов.

Театр, имеющий продолжительную и богатую историю, в настоящее время переживает период творческого ренессанса. В коллектив влились новые силы. В 2012 году балет Бурятии возглавил японская звезда русского балета Морихиро Ивата (в прошлом солист Большого театра), оперную труппу обновили выпускники ведущих российских консерваторий (Санкт-петербургской, Московской, Новосибирской и др.), Монгольской академии музыки. Летом 2015 года солист Бурятского театра оперы и балета Ариунбаатар Ганбаатар стал лауреатом и обладателем Гран-при XV международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Ренессанс

Другими ключевыми фигурами бурятского оперного ренессанса стали представители Мариинского театра: режиссер и солист оперной труппы Юрий Лаптев (народный артист России, профессор, заведующий кафедрой, декан вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории, профессор ГИТИСа и МГУ) и дирижер Леонид Корчмар (заслуженный артист РФ, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории).

Важным завоеванием театра за последние годы стало его развитие в статусе крупнейшего музыкально-театрального центра восточной части России. Огромную роль здесь сыграли проводимые БГАТОиБ международные фестивали и конкурсы. Резонансным стал и прошедший дважды за последние пять лет Байкальский международный конкурс вокалистов (2015, 2019 г.г.), послуживший стартом для многих будущих звезд мировой оперной сцены. Участников не только из России, но и Японии, Кореи, Китая собрал I Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, проводимый Фондом Морихиро Ивата. Регулярным стало проведение в стенах театра Фестиваля балета имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (четвертый по счету прошел в 2018 г.) и Фестиваля оперы имени Л.Л. Линховоина (нынче состоялся шестой). Эти представительные театральные форумы собирают на сцене БГАТОиБ солистов ведущих театров России.

Театр жив когда он меняется. Две цели – сохранение классического наследия и поиск современных театральных форм – окрыляют его дальнейший путь. А все повороты, взлеты и падения, и есть выбор, который делало каждое поколение восьмидесятилетней истории театра.

Давид Дондупов,
замдиректора БГАТОиБ, музыковед,
член Союза композиторов РФ

Бурятский театр оперы и балета

В 1938 году драматический театр, существовавший в Улан-Удэ с 1932 года, был реорганизован в музыкально-драматический. Среди первых постановок - музыкальная драма "Баир" П. Берлинского и Б. Ямпилова по мотивам бурятских народных преданий, "Эржэн" В.Морошкина, "Энхэ-Булат-Батор" М. Фролова. В 1950 году на базе этого театра были созданы самостоятельные театр оперы и балета и драматический театр. Становлению и развитию коллектива способствовали: композиторы П. Берлинский, В. Морошкин, М. Фролов, Л. Книппер, Б. Майзель; режиссеры М. Миронский, И. Туманов, Е. Кончевский, А. Киреев, Н. Логачев; дирижеры И. Забельский, И. Бухбиндер, С. Огарев, И. Фотин, М. Борчхадзе, В. Маймескула, И. Чудновский, И. Айзикович, В. Рылов; балетмейстеры М. Арсеньев, Т. Глязер, И. Моисеев, К. Есаулов, М. Заславский, С. Тулубьева, художники А. Тимин, Г. Кигель, М. Шестакова, хормейстеры В. Мидный, А. Фишер, М. Кукушкин. Гастролировал в Москве (1979,1989), Ленинграде (1979), Иркутске (2000,2001, 2004), Барнауле (2002), Чите и Читинской области (2003), Монголии (1989), США (2000). Участник Международного фестиваля балетного искусства "Десяте мистецьке Березiлля" в Киеве (Украина, 2001). Здание построено в 1952 по проекту архитектора А. Федорова и принято на государственную охрану в 1974.

актеры

Абида Арсаланов

Клавдия Гомбоева-Языкова

Юлия Семенова

Цыден Бадмаев

Софья Барцева

Михаил Бухбиндер

Лариса Сахьянова

Ксения Есаулова

Бадма Балдаков

Гомбожап Цыдынжапов

Чимита Шанюшкина

Владимир Маймескул

Лхасаран Линховоин

Петр Абашеев

Владимир Манкетов

Георгий Салеидзе

Бакалин Васильев

Виктор Волков (VI)

Энгельсина Кондратьева

Саян Раднаев

Андрей Седов (III)

Ким Базарсадаев

Владимир Буруев

Н. Бесстрашнов

А. Бурлак

Ольга Короткова

Сергей Кокшаров

Нина Новоселова

Дамдин Яхунаев

Светлана Бурковская

Вольф Горелик

Герман Людько

Лариса Протасова

Виктор Ганженко

Татьяна Муруева

Алексей Павленко

Екатерина Самбуева

Юлия Данилова

Юрий Муруев

Леонард Шоболов

Владимир Васильев (XI)

Татьяна Дудеева

Анатолий Перепечай

А. Садыкбаев

Лариса Юрченко (II)

Георгий Мергенёв

Иосиф Айзикович

Григорий Бадагаев

Содном Будажапов

Вячеслав Бальжинимаев

Галина Шойдагбаева

Болот Бороев

Владимир Кожевников (II)

Валентина Цыдыпова

Олег Игнатьев

Максим Раднаев

Владимир Рылов

Лилия Соляник

Татьяна Шойдагбаева

Лидия Алексиевская

Вероника Миронова (II)

Оксана Хингеева

Борис Мягков

Эдуард Жагбаев

Елена Хишиктуева

Наталия Бородина

Булыт Раднаев

Евгения Цыренова

Баярма Цыбикова

Владимир Полторак

Ольга Жигмитова

Аюна Базаргуруева

Антон Лубченко

Наталья Юргина

Елена Баяртуева

Елена Мохосова

Морихиро Ивата

Ганбаатар Ариунбаатар

Юлия Банзаракцаева

Вера Домбровская

Наталья Ажикмаа-Рушева

Ольга Аюрова

Лия Балданова

Владимир Белов (V)

Оксана Губанова

Валентина Дагбаева

Баярто Дамбаев

Дугаржап Дашиев

Сурена Дашицыренова

К. Ефимова

Баир Жамбалов

Николай Кондрашкин

Антанас Криштопайтис

Борис Кузнецов (IV)

Ирина Кузьмина

Дина Кыштымова

Николай Логачев

Ирина Лопатина

Вера Лыгденова

Батор Надмитов

Николай Панчуков

Надежда Петрова

Борис Петюк

Анастасия Самсонова

Владимир Симантовский

Александр Тимин

Анна Тогоноева

Леонид Третьяков

Михаил Турчанис

Ксения Фёдорова (II)

Владимир Цыбенов

Цырен (Цыренжап) Шагжин

Анастасия Шестидесятая

обсуждение >>

26 февраля 2021 года в возрасте 82-х лет скончался Валерий Цыденович Галсанов, главный дирижёр и художественный руководитель Бурятского академического театра оперы и балета (1963-2002). читать далее>>

Тушемилов Григорий Афанасьевич (28 января 1934 — 2006) Певец (бас). Заслуженный артист Бурятской АССР. Народный артист Бурятский АССР. В 1970 году окончил вокальный факультет Московского музыкально-педагогического. читать далее>>

Нынешний 74-й театральный сезон Бурятский академический театр оперы и балета встречает с новым художественным руководителем балета. Им стал Морихиро ИВАТА, лауреат престижных международных конкурсов, единственный. читать далее>>

Здравствуйте уважаемая Администрация театра! Обращаюсь к Вам с просьбой от имени Заслуженной артистки России Галины Степановны Алексейко, профессора кафедры сольного пения и оперной подготовки Дальневосточной. читать далее>>


Шпаргалка

План рассказа (примерный)

Интересно.

  • Это единственный в мире театр с юртой на крыше. Там же можно увидеть редкое сочетание: буддийские ступы с красной звездой на них. На восточной внешней стене можно увидеть горельефы таежных животных (белки, соболи).
  • Здание проектировалось в 30-е годы как строительство Дворца социалистической культуры на 750-800 мест.
  • Проект неоднократно пересматривался, предлагалось отразить в архитектуре театра национальные художественные традиции. Но к 1936г. после волны репрессий были утрачены последние художественные образцы, отраженные в архитектуре дацанов, удалось найти только отдельные элементы в немногочисленных архивах. Их и использовал А.Н. Федоров в оформлении театра: люстры, бра, цветные витражи, плафон, горельеф внутри и в наружной отделке, национальный орнамент, четыре башенки и пр.
  • В возобновленных работах в 1945 г. участвовали военнопленные японцы. Они трудились в 1945-46 гг. и частично в 1947г. В 1949 г японцев отправили на родину. Театр достраивали наши строители, вернувшиеся с фронта.
  • 31 октября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Ленина. Барельеф ордена помещен на фасаде здания театра.
  • В 1939 году на базе Бурят-Монгольского театра драмы создан Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр с оперной группой. А Постановлением СНК БМАССР № 32 от 27 января 1949 г. театр был разделен на два театра: оперы и балета и драматический театр. То есть 75 лет ( в 2014 г.) музыкально-драматическому театру и 65 лет театру оперы и балета. Опять мифотворчество. ( О юбилее оперного театра в 2014г.,Анатолий Дамбаевич Жалсараев)
  • для мраморного пола в театре разобрали богатые могилы в городе и Кяхте, которые были мраморными, их перевернули, отшлифовали, а надписи положили вниз к земле ( Анатолий Дамбаевич Жалсараев)
  • Будущие танцоры балета, оперные певцы, музыканты получили классическое русское музыкальное образование в учебных заведениях Москвы и Ленинграда.
  • Для Оперного театра специально написали балет в национальном стиле "Красавица Ангара". В основе спектакля лежит местная легенда об Ангаре и Енисее, в мелодии слышно мотивы национальной музыки, костюмы выполнены с элементами национальной одежды, в танцах можно узнать движения бурятского традиционного танца. Балет по праву признан одним из самых красивых во всех отношениях произведением театрального искусства.





https://drive.google.com/file/d/0B3Zt0c2fLpqtTXE0ZmpZaXgydVk/view?usp=sharing

1. Наименование объекта: Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Ц. Цыдынжапова

3. Описание объекта: торжественное открытие Бурятского театра состоялось 7 июля 1932 г. Вскоре театр преобразовали в музыкально-драматический. На его базе создали Бурятский ордена Ленина театр оперы и балета и Бурятский передвижной драматический театр. Первоначально Музыкально-драматический театр вместе с Русским драматическим театром, возникшим в 1927 г., работали в перестроенном здании бывшего городского общественного собрания.

Проект здания нового театра был закончен в конце 1945 г. архитектором архитектурно-проектных мастерских Моссовета А.Н. Федоровым.

Архитектурно-пространственная структура здания скомпонована вокруг его центрального ядра – зрительного зал а. Площади вспомогательных помещений в некоторых

случаях скромны, их функции экономно совмещены. Небольшой вестибюль одновременно вмещает кассы. Фойе первого этажа фактически является и вестибюлем, в нем располагает

4. Исторические события, связанные с объектом, их даты:
Торжественное открытие Бурятского театра было знаменательным событием в жизни бурятского народа, впервые в своей истории создавшего профессиональный театр. За успешное участие в первой декаде бурятского искусства в Москве (1940 г.) молодой коллектив был удостоен высокой правительственной награды – ордена Ленина. В 1950 г. правительство республики приняло решение о реорганизации театра. На его базе создали Бурятский ордена Ленина театр оперы и балета и Бурятский передвижной драматический театр.

В 1936 г. архитектором А.Н. Федоровым был представлен проект театра со зрительным залом на 750 мест. В марте 1936 г. проект и смета были утверждены. Однако декоративно-образный замысел архитектуры, основанный на применении упрощенных классических ордеров, вызвал критику общественности Улан-Удэ. Автору предложили отразить в архитектуре театра местные национально-художественные традиции, соответственно переработав архитектурно-декоративную часть проекта.

Развернувшиеся в 1938 г. строительные работы приостановили. Их предполагалось возобновить в 1940 г., но помешала война. В ходе переработки проекта, начатой А.Н. Федоровым еще до войны и завершенной к концу 1945 г., возник новый вариант. Были несколько увеличены вместимость (800 чел.) и строительный объем здания (45 тыс. м3). Работы по сооружению театра начались в 1945 г. С осени 1951 на строительстве трудился архитектор В.А. Калинин. Он разрабатывал важные части архитектурного декора и осуществлял архитектурный надзор. Руководство над исполнением некоторых декоративных работ взяли на себя художники Г.И. Рублев и Б.В. Иорданский – авторы росписи плафона зрительного зала.

1 мая 1952 г. в театре состоялся торжественный вечер и первый большой концерт, с 7 ноября здесь начали давать спектакли, а 22 марта 1954 г. здание было официально принято Государственной комиссией.

Архитектурно-пространственная композиция театра во многом определилась условиями его расположения у самого края 12-метрового обрыва террасы верхней части территории города. Здание театра проектировалось исходя из условий его восприятия: с центральной площади, с главной улицы и из дальних точек (в связи с его возвышенным положением).

Архитектурно-пространственная структура здания скомпоновала вокруг его центрального ядра – зрительного зала. Небольшой вестибюль одновременно вмещает кассы. Объем зрительного зала в плане представляет почти полный круг диаметром 23,30 м. Относительно небольшой партер переходит в амфитеатр до уровня фойе второго этажа, где завершается кольцом лож. На третьем этаже зал раскрыт круговым балконом и не имеет ограждающей стены, ряды кресел отделены от кулуара лишь занавесом.

В связи с пожеланием общественности города, чтобы архитектура театра отразила бурятские декоративно-художественные традиции, автор взял на себя сложнейшую задачу, по воплощению в этом сооружении национального стиля. В целом архитектурная композиция театра, в решающей степени обусловленная приоритетом увязки в планировочной и пространственной структуре функциональных необходимостей, получила во многом необычное индивидуальное решение.

Главный вход, обращенный к площади, запроектирован в виде гипертрофированного портала, декорированного двумя громадными трехчетвертными цилиндрическими колоннами, горизонтальными тягами и орнаментальными вставками. Слева и справа от него на массивных постаментах возвышаются шесть ветвистых пятифонарных канделябров. В глубине портала располагаются три двери с металлическими, орнаментальными деталями, покрывающими их деревянные полотнища, а над ними большое окно, обрамленное орнаментальным наличником. Барельеф ордена Ленина над центральной дверью напоминает о заслугах коллектива театра. Над антаблементом портала возвышается аллегорическая группа всадников – мужчина и женщина со знаменем, олицетворяющая новую возрожденную Бурятию (автор – засл. худ. РСФСР А. И. Тимин).

Фасад театра, выходящий на ул. Ленина, состоит из разнообразных архитектурных объемов: криволинейного объема кольцевых кулуаров, выступа с лоджией, в котором объединены лестницы и другие помещения, плоского трехэтажного корпуса артистических с частым ритмом окон, монументального ограждения хозяйственного двора, сценической коробки. Их взаимосвязи не создают равновесия. Фасад отчетливо воспринимается боковой стороной здания, а внимание зрителя направляется к главному и, заднему фасаду. Последний получил неожиданно богатое дополнение: перед ним, закрывая хозяйственный двор, на высокой террасе возвышается воздушная пятипролетная аркада. Последнюю удерживают два массивных пилона, украшенных лепными картушами из эмблем искусства в орнаментальном обрамлении. Расположенные впереди аркады террасы с балюстрадами, лестницы и переходы ограждают четырехугольную площадку-дворик. Эта живописная архитектурная композиция рассчитана на восприятие здания театра при подходе к нему из нижней части города по ул. Ленина, а также в панораме Улан-Удэ со стороны рек. И наоборот, отсюда, с высоты, открываются великолепные виды на нижнюю часть города, просторы Селенги, голубые горы и степные дали Иволгинской долины. Своеобразен силуэт здания. Сценическая коробка завершается декоративной стенкой, прорезанной, проемами, с башенками по углам. Последние имеют шпилеобразные завершения, отдаленно напоминающие элементы бурятской культовой архитектуры (субурганы). Из декора фасадов изяществом и фантазией выделяются: ажурная орнаментальная композиция ворот из литых деталей на сварной конструктивной основе, лепной свободный орнамент на ограде внутреннего дворика, а также размашистые завитки с фигурками, соболя и белок архитектурного пятна служебного входа.

В целом здание Бурятского государственного ордена Ленина театра оперы и балета является характерным образцом советской архитектуры первого послевоенного десятилетия.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных:
1. Ваганова Е. В. История Верхнеудинска / Е. В. Ваганова Е. Р. Каньковская. – У-У. : Академия,2005. – 46 с.
2. Ваганова Е. В. Охрана памятников истории и культуры: памятники историко-культурного наследия (на примере республики Бурятия) / Е. В. Ваганова, В.В. Гапоненко. – Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. – 286 с.
3. Гуревич П. С. Оперный театр Бурятии / П. С. Гуревич. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1964. – 191 с.
4. Куницын О. Музыкальный театр Бурятии / О. Куницын. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1988. – 256 с.
5. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1983. – 190 с.
6. Улан-Удэ : путеводитель / Н. Юрьева (и др.). – Улан-Удэ : Профиль, 2006. – 51 с.

6. Сохранность объекта: хорошее.

7. Охрана памятника. Памятник архитектуры федерального значения. Постановление Совета Министров РСФСР №624 от 04.12.1974 г. За сохранность этого объекта несет ответственность: Театр оперы и балета. Театру присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия народов России.

9. Дата составления карточки экскурсионного объекта, фамилия составителя: 13.05.2009–27.10.2014, Пескова Екатерина Александровна, Протопопова Ирина Витальевна









Бурятский Государственный академический театр оперы и балета ведет свою историю с 1939 года, с организации музыкально-драматического театра, от которого в 1949 году отделился театр оперы и балета.

Музыкальный театр Бурятии прошел путь от освоения жанра музыкальной драмы к созданию национальных опер и балетов.


За время существования театра на его сцене было поставлено около 200 спектаклей по произведениям композиторов мировой и отечественной классики. В действующем репертуаре театра постоянно находится более 30 опер и балетов.

За последние годы театр осуществил международные проекты с Монголией, США, Китаем, участвовал в международном фестивале балетов в Киеве на сцене национальной оперы. Успешные гастроли в КНР охватили 26 городов, среди которых: Пекин, Шанхай, Шеньян, Хайкоу, Гуаньчжоу и другие. Театр оперы и балета является площадкой для реализации российских и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашения солистов балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии, стали одним из направлений деятельности театра.

Конкурс на комплексную реконструкцию театра был выигран компанией Ростеатрпроект несколько лет назад, поэтапное финансирование началось с 2006 года. Компания Ростеатрпроект участвует в каждом из этапов реконструкции. На данный момент выполнен проект технологического оборудования и генеральному проектировщику выдано строительное задание, на основе которого был составлен проект общестроительных работ.

Выполненные работы:

  • Проектные работы
  • Поставка оборудования
  • Монтаж и пуско-наладка
  • Обучение персонала

Выполнен демонтаж механического оборудования сцены и постановочного освещения, поставлено световое обрудование, танцевальное покрытие для 3-х балетных классов, кресла для хорового класса, выполнен монтаж системы трансляции и оповещения, осуществлена поставка музыкальных инструментов.

В данный момент выполняется поставка оборудования по всем разделам: световое, звуковое оборудование, сценическая машинерия, кресла для зрительного зала и т. д.


Сибирская земля богата не только своими прекраснейшими лесами и полями, реками и озерами, но и талантливейшими людьми — артистами – сибиряками, отдавшие свою жизнь на служение искусству сцены. Эти люди не только прославили себя и свой талант, но и раскрыли остальным людям, какая она суровая и отдаленная земля вечного холода, какой тут быт, какие обычаи и традиции, как прекрасен закат на реке. Эти гении искусства открыли всему миру Сибирь, как уникальнейшую кузницу талантов, показали всю широту русской души.

Фонтан на Театральной площади

Фонтан на Театральной площади

Но для таких гениев и талантов нужен было свое пристанище, а в Сибири уже был один прекраснейший храм искусства – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Но останавливаться на достигнутом никто не думал, поэтому в первое число ноября 1952 года на бурятской земле, в ее столице появилось еще одно величайшее архитектурное творение, послужившее и продолжающее исполнять свой культурный долг.

Бурятский государственный академический театр оперы и балета ведет свою историю с далекого 1939 года, когда был образован музыкально-драматический театр. Позже, спустя десять лет, театр оперы и балета отделится от музыкально-драматического, тем самым обособившись в мире искусства.

Бурятский театр оперы и балета в Улан-Удэ

Бурятский театр оперы и балета в Улан-Удэ

Вот уже на протяжении 75 лет Бурятский государственный академический театр оперы и балета несет и продолжает нести высокую и благородную миссию – возвышать человека над бездуховностью, восторгать и волновать сердца людей, заставляя их думать и сопереживать. Именно такую миссию несет все театральные учреждения нашей страны.

Богатейший репертуар театра, замечательные театральные традиции, заложенные первым поколением творческой интеллигенции Бурятии, мастерство и самоотдача артистов, музыкантов, специалистов театра приумножали славу многонационального искусства нашей республики.

Бурятский театр оперы и балета в Улан-Удэ

Бурятский театр оперы и балета в Улан-Удэ

Но, что же послужило поводом для отделения?! В 1940 и 1959 годах в Москве пройдут две декады литературы и искусства Бурятии. Это событие будет иметь огромное значение для развития национального искусства После первой декады музыкально-драматический театр был отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина.

В послевоенные годы репертуар театра начнет стремительно расти. И поэтому, с каждым сезоном будущий национальный театр будет вырастать из рамок музыкально-драматического. Ему нужны будут новые горизонты, оставаться на одном уровне просто будет уже невозможно. И уже будет поставлен вопрос о строительстве очередного храма, под крышей которого будет ютиться молодой и амбициозный бурятский театр.

Строительство велось по проекту отечественного архитектора А.Федорова. Началось оно в победный для нашей страны год – в 1945. Торжественное открытие здания произошло в 1952 году. Зрительный зал был рассчитан на 718 мест, конечно, масштабность по сравнению с Новосибирским театром, была не та. Но, все эти 718 мест были заполнены на премьере первого ноября 1952 года.

Бурятский театр оперы и балета после реставрации

Бурятский театр оперы и балета после реставрации

Портал здания украшает скульптурная группа, изображающая всадников, в руках одного из них развевается флаг.

Уникален этот национальный театр еще и тем, что Бурятский театр оперы и балета единственный в своем роде в Восточной Сибири и и на Дальнем Востоке.

На сцене театра уже поставлено более 300 спектаклей отечественной, мировой классики и произведений бурятских авторов. В действующем репертуаре театра, одно из произведений которого можно увидеть и сегодня, постоянно находится более 30 опер и балетов.

Бурятский театр оперы и балета

Бурятский театр оперы и балета

Бурятские певцы и танцовщики неоднократно представляли свое искусство в странах Азии и Африки, Европы и Латинской Америки, в том числе, Франции, Канаде, Индии, Японии, Финляндии, Алжире и др. Это народные артисты СССР Л. Сахьянова, Л. Линховоин, К. Базарсадаев, Д.Дашиев, народные артисты РСФСР О.Короткова, Е.Самбуева, Ю.Муруев, О.Аюрова, Е.Шараева и многие другие.

За последние годы театр осуществил и продолжает осуществлять международные проекты с Монголией, США, Китаем. В недавнем прошлом Бурятский театр участвовал в международном фестивале балетов в Киеве на сцене национальной оперы. С огромнейшим успехом прошли гастроли в КНР, охватившие 26 городов. С огромным удовольствием в 2007 году на сценах всей Украины принимали балетную труппу Бурятского театра.

Бурятский театр оперы и балета

Бурятский театр оперы и балета

Гастроли театра последних лет очень часто проходят в соседних регионах: Алтайском крае, Томской и Иркутской областях, Забайкальском крае, Агинском Бурятском округе.

Наиболее значимыми событиями последних лет для театра и республики стали:

За период существования Бурятского ордена Ленина государственного академического театра оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова были поставлены следующие произведения искусства:

Сегодня здание театра является памятником архитектуры федерального значения. Сталинский ампир с национальными декоративными элементами не оставит равнодушным ни одного прохожего, заставит остановиться и сделать фото.

Еще одно достижение театра — Международный фестиваль балетного искусства имени народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой и народного артиста России Петра Абашеева, проходящий на сцене Бурятского театра оперы и балета.

Памятник народным артистам П. Абашееву и Л. Сахьяновой

Памятник народным артистам П. Абашееву и Л. Сахьяновой

Читайте также: