Театр оперы и балета кратко для детей
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию, коммуникативные качества личности, психофизические способности (мимику, пантомимику, творческие способности, воспитанность, нравственность, привлекать малоактивных детей к участию в театрализованной игре.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень любим путешествовать, и уже много где побывали и чего посмотрели.
Сегодня мы с вами тоже отправимся в необычное путешествие. Угадайте куда?
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
И мы все видим чудеса из сказки. (Театр)
Дети:(ответы детей)
Воспитатель: а что такое театр ребята?
Дети: Театр - это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты. Мир добрых и злых волшебников.
Воспитатель: скажите ребята, где в первые появился театр.
Дети: первый театр появился в Греции.
Воспитатель: вспомните ребята, какими были первые театры?
Дети: первые театры были под открытым небом, в них играли только мужчины, на головы одевали маски.
Воспитатель: вот видите ребята и вы из обычных девочек и мальчиков, превратились в сказочных героев. Молодцы ребята, а теперь снимайте маски и присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить, какие виды театров вы знаете?
Дети: -театр кукол, драматический театр, театр пантомимы, музыкальный театр.
Дети: Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!
(звучит музыка и на экране появляется слайд с отрывком из кукольного театра)
Воспитатель: ребята, а куда это мы с вами попали, а знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: в этой стране живут куклы, а попали мы в кукольный театр.
Воспитатель: а что такое театр кукол?
Дети: это театр в котором актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
Воспитатель: правильно ребята, вы молодцы, путешествуем дальше?
Воспитатель: открывается занавес, и актеры начинают действие (на экране появляется слайд с отрывком из драматического театра)
Воспитатель: ребята что это за люди что здесь происходит?
Дети: это драматический театр, здесь люди, которые играют роли и исполняют, какие - либо действия.
(звучит отрывок из оперы на слайде появляется изображение)
Воспитатель: скажите ребята от куда эта музыка?
Дети: мы попали в театр оперы.
Воспитатель: ребята почему вы решили, что это театр оперы, а не драматический театр, ведь там такие же актеры в красивых костюмах, которые выполняют действия?
Дети: в опере актеры не разговаривают на сцене, а обо всем поют.
Воспитатель: а какая бывает опера
Дети: Опера бывает веселая, т. е. комедийная и серьезная.
Комедийную оперу называют оперетта, потому что она меньше чем опера по
содержанию и здесь поют, играют и танцуют.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам прослушать отрывки из опер и назвать их (дети прослушивают и называют 2-3 отрывка из оперы)
Воспитатель: молодцы ребята. Вот вы сейчас прослушали, а теперь скажите мне, похоже ли оперное пение на пение которое мы с вами исполняем на праздниках? (ответы детей).
Воспитатель: конечно оперному искусству нужно много учиться, а еще для этого нужны особые голосовые данные.
Воспитатель: ребята мы с вами знаем, что во всех театрах работает очень много людей разных профессий. Давайте мы сейчас их назовем в интересной игре (игра с мячом) (воспитатель называет действие и бросает ребенку мяч, а ребенок называет профессию, к которой это действие относится)
(сценарист — пишет сценарии, художник – рисует декорации, костюмер – подбирает актерам костюмы, гример – накладывает на лицо актерам грим, актер играет роли, дирижер – учит музыкантов играть музыку, осветитель – оформляет сцену светом, хореограф – готовит танцы с актерами, режиссер — репетирует с актерами, указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации, кассир – продает билеты, гардеробщик – мы сдаем вещи, которые нам не понадобятся, одежду, контролер – проверяет билеты.
Воспитатель: молодцы присаживайтесь
Воспитатель: а какая же профессия главная в театре? Послушайте загадку.
По сцене ходит, скачет,
То веселится он, то плачет!
Хоть кого изобразит…
Мастерством всех поразит.
И сложился с давних пор
Вид профессии… (актер)
Воспитатель: Актерам приходится играть разные роли людей, животных и даже неодушевленные предметы. Говорить голосами зверей и птиц. Скажите ребята, а голос для актера важен?
Дети: да голос для актера очень важен. Он должен быть сильным и с хорошей дикцией.
Воспитатель: правильно актеру необходимо отрабатывать силу голоса, правильность произношения, выразительность. Мы с вами знаем, что отрабатывать нашу речь нам помогают скороговорки.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Воспитатель: давайте мы с вами сейчас в этом потренируемся и вспомним скороговорки, которые мы знаем. (несколько детей произносят скороговорки) Молодцы ребята, здорово у вас получается.
На экране появляется балерина и звучит музыка (или отрывок из балета).
Ребята кто это, куда мы с вами попали на этот раз.
Дети: мы попали в театр балета.
Воспитатель: почему вы решили, что мы попали на балет.
Дети: у танцоров и балерин специальные костюмы. Юбки называются балетными пачками, а обувь пуанты.
Дети: В театре балета танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть языком танца.
Воспитатель: ребята, а вы хоте кого- то или что-то изобразить? Выходите скорее. Воспитатель показывает детям неваляшку. Попробуйте изобразить эту игрушку, как она называется? А теперь расслабьтесь и изобразите летящего лебедя. У лебедя движения плавные, скользящие. (дети под музыку показывают движения).
Воспитатель: молодцы ребята вы как настоящие танцоры и балерины, присаживайтесь.
Ребята давайте с вами вспомним и назовём с какими балетами мы познакомились (показ слайдов) (ответы детей).
Воспитатель: молодцы ребята вот и подошло к концу наше путешествие.
А теперь сюрприз для вас, сказка оживает в раз. (девочки исполняют отрывок из лебединого озера).
Воспитатель: спасибо вам девочки большое, а всех ребят я прошу к нам присоединиться. Давайте возьмёмся за руки и вспомним где мы с вами побывали что вам больше всего понравилось (ответы детей).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок музыки во 2 классе.
Тема: Театр оперы и балета.
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
1. Организационный момент .
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
Что такое музыкальный театр?
Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Оперы и балеты.
Что такое опера?
Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль? Кит песня.
Что такое балет? Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют . А какой кит привёл нас в балет? Кит танец.
3. Объяснение новой темы.
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета. Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
На улице – зима, скоро Рождество. Фриц и Мари – брат и сестра, которые все думают о том, что им подарят на праздник Рождества. Им остается только строить догадки. Они также ждут с нетерпением, что же им подарит их крестный, который преотлично чинит часы в их доме, а потому прекрасно разбирается с разными механизмами. Когда настал канун Рождества, детей впустили в большую залу, где горела большая елка, на которой было очень много игрушек и конфет. Детям понравились игрушки, которые немного надоели. Ведь дети непостоянны. Но одна кукла очень понравилась девочке – это был Щелкунчик, очень некрасивый. Но девочке забрала себе его и стала опекать. Ночью с ней происходят самые необычные происшествия. Мыши под предводительством мышиного короля пытаются отомстить Щелкунчику, а девочка помогает Щелкунчику.
Другие игрушки также оживают и помогают в битве. В этом также участвуют солдатики деревянные ее брата. Они начинали проигрывать, но Мари отважно отбила натиск своей туфелькой, которой кинула в Мышиного короля. Крестный рассказал ей после о легенде про твердый орех и принца, который стал Щелкунчиком. Вско ре он смог победить мышиного короля, и став человеком предлагает свою любовь девушке.
Чайковского.)
А кто исполнил эту музыку? Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
Дети: В балете.
Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?
Дети: Это кит марш.
Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?
Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.
Учитель: Почему в балете, а не в опере?
Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.
Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию:
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр? Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра? Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр? Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего? Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Учитель: Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало? Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения? Осторожные, мягкие.
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
Учитель: Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?
Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.
Учитель: Чем отличается?
Дети: Мелодия была . (мнения детей).
Учитель: Какой кит прозвучал?
Дети: Кит песня, потому что мы слышали голос.
Учитель: В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?
Дети: В опере, так как здесь слышали пение.
Учитель: Какое настроение в этой музыке?
Дети: Радостное, весёлое.
Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?
Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
Учитель: Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?
Дети: Да. Здесь ещё звучит кит марш, так как хочется маршировать. Мелодия отрывистая, чёткая.
Учитель: А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?
Дети: С китом марш.
Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?
Дети: В оперу и в балет.
Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
Дети: Нет. Марши звучат по-разному.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Дети: В опере марш звучит песенно.
Учитель: Как звучит марш в балете?
Дети: В балете марш звучит танцевально.
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Посмотрите и послушайте его – симф. оркестр.
Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.
4. Обобщение урока .
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра? О театре.
О симфоническом оркестре.
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях.
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Дети: Кит марш.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Как звучит марш в балете?
А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
План урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент. Активизация внимания.
2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.
-Урок музыки мы начнем с прослушивания музыкального произведения.
Слайд 1
-Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Санкт-Петербурга и Москвы. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.
Слайд 2
-И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.
Слайд 4
-Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. А сейчас вы послушаете известного итальянского оперного певца Энрико Карузо.
Звучит итальянская песня в исполнении Энрико Карузо
Слайд 5
- Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?
-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра).
Слайд 8
-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Симфонический оркестр).
-Что такое симфонический оркестр?(Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).
-А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
(Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно).
-Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
(Палочку).
-Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
- А кто стоит во главе симфонического оркестра?(Дирижёр).
Слайд 9
-Кто такой дирижёр?(Это руководитель оркестра).
-А как он руководит оркестром? С помощью чего?(С помощью жестов и дирижёрской палочки).
-Правильно, язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам. Ребята, посмотрите на фотографию, как вы думаете, по жестам дирижера можно определить как звучит музыка? Тихо или громко? (Громко).
-Почему вы думаете, что именно так звучит музыка? Что вам подсказало? (Движение рук, выражение лица).
-Какие у него движения? (Широкие, размашистые). –Значит музыка громкая, веселая. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Если музыка громкая-движения широкие, тихая-маленькие, аккуратные.
5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, где мы с вами побывали.
Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает
Карточки: 1) Ла Скала
2) Мариинский театр
3) М.Глинка
4) Большой театр
5) П.Чайковский
6) Дирижер
-А сейчас поделимся впечатлениями о нашей поездке, что вам понравилось.
-Оцените свою работу на уроке (покажите смайлики).
-За что бы вы похвалили себя? А одноклассников?
-Ну что ж, ребята, вы замечательно проявили свои таланты на уроке, и я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театры. На этом урок окончен.
Домашнее задание будет следующим - нарисовать музыкальный инструмент.
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
- Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:
- через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
- через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
- Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
- Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
- музыкальный центр;
- иллюстрация Большого театра Москвы;
- иллюстрация дирижёра, дирижёрские жесты;
- иллюстрация симфонического оркестра.
1. Организационный момент (1 минута).
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Сл. 1. Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Сл. 2. Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?
3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
Сл. 3. В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
На улице – зима, скоро Рождество. Фриц и Мари – брат и сестра, которые все думают о том, что им подарят на праздник Рождества. Им остается только строить догадки. Они также ждут с нетерпением, что же им подарит их крестный, который преотлично чинит часы в их доме, а потому прекрасно разбирается с разными механизмами. Когда настал канун Рождества, детей впустили в большую залу, где горела большая елка, на которой было очень много игрушек и конфет.
Детям понравились игрушки, которые немного надоели. Ведь дети непостоянны. Но одна кукла очень понравилась девочке – это был Щелкунчик, очень некрасивый. Но девочке забрала себе его и стала опекать. Ночью с ней происходят самые необычные происшествия. Мыши под предводительством мышиного короля пытаются отомстить Щелкунчику, а девочка помогает Щелкунчику.
Другие игрушки также оживают и помогают в битве. В этом также участвуют солдатики деревянные ее брата. Они начинали проигрывать, но Мари отважно отбила натиск своей туфелькой, которой кинула в Мышиного короля. Крестный рассказал ей после о легенде про твердый орех и принца, который стал Щелкунчиком. Вско ре он смог победить мышиного короля, и став человеком предлагает свою любовь девушке.
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?
Дети: Это кит марш.
Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?
Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.
Учитель: Почему в балете, а не в опере?
Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.
Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию:
Сл. 6. (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Сл. 7. (На слайде появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
Сл. 8. (На доске появляется фото дирижера крупным планом.)
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие.
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
(Повторное слушание и пластические движения детей.)
Учитель: Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?
Дети: Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.
Учитель: Чем отличается?
Дети: Мелодия была . (мнения детей).
Учитель: Какой кит прозвучал?
Дети: Кит песня, потому что мы слышали голос.
Учитель: В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?
Дети: В опере, так как здесь слышали пение.
Учитель: Какое настроение в этой музыке?
Дети: Радостное, весёлое.
Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?
Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
Учитель: Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?
Дети: Да. Здесь ещё звучит кит марш, так как хочется маршировать. Мелодия отрывистая, чёткая.
Учитель: А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
(Повторное слушание и пластическое интонирование вместе с детьми.)
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?
Дети: С китом марш.
Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?
Дети: В оперу и в балет.
Сл. 9. (На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)
Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
Дети: Нет. Марши звучат по-разному.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Дети: В опере марш звучит песенно.
Учитель: Как звучит марш в балете?
Дети: В балете марш звучит танцевально.
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Посмотрите и послушайте его – симф. оркестр.
Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.
Учитель: Какими жестами вы показали музыку?
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.
4. Обобщение урока (3 минуты).
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
Дети: О театре. (О каком ?)
О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях. (О каких?)
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Учитель: Как звучит марш в опере? (Фрагмент.) Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
Читайте также: