Происхождение названия вкл кратко

Обновлено: 04.07.2024

С 1385 года находилось в 1569 года — в сеймовой Речи Посполитой. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство в Восточной Европе. Было ликвидировано Российской империи.

Содержание

Политическая история

Зарождение государства

Лист Кведлинбургских анналов, содержащий первое упоминание Литвы

В русских летописях первое датированное упоминание Литвы относится к 1040 году, когда состоялся поход Ярослава и была начата постройка новогрудской крепости.

Правление Миндовга

Руины замка в Галицко-Волынским княжеством и князьями Литвы, Дяволтвы и [6] . В договоре среди 5 старших литовских князей упоминается [7] [8] .

Крещение Миндовга. Неизвестный автор, XVII век

В 1263 году Миндовг был убит заговорщиками, среди которых различные источники называют полоцкого князя [14] . В государстве началась борьба за великокняжеский стол между полоцким князем Товтивилом и племянником Миндовга Тройнатом. Последнему удалось убить Товтивила и занять великокняжеский стол, однако вскоре Тройнат был свергнут сыном Миндовга Войшелком. В 1263 году литовцам удалось занять Чернигов после смерти Романом брянским .

От Войшелка до Гедимина

Современный вид [15] . В 1267 году он передал титул и власть зятю Миндовга и сыну галицко-волынского князя Довмонт . Между 1282 и 1291 годами, вероятно, вокняжилась новая династия, которая, согласно одной из версий, происходила из жмудских владетельных князей Эйрагола. Князьями становились 1274— 1278 в союзе с 1295 году Будивида сменил его сын 1295—1316), а после его смерти второй сын — Андреем Юрьевичами ( Волынь, затем на Киев. Некоторые историки отрицают историческую достоверность сведений о подчинении Киева [16] . В обоих случаях известно о противодействии Гедимину не только русских князей, но и татар. Любарт получил владения на Волыни, а в Киеве в последующие годы известен 1332 году впервые в истории в Новгород был приглашён князь-нерюрикович ( 1392).

При Гедимине, основателе Казимиром III, галицким князем золотоордынскими отрядами против крестоносцев.

Ольгерд и Кейстут

Политическая карта Восточной Европы в 1340—1389 годах

По соглашению между Вильны. Братья заключили договор, по которому все они должны повиноваться Ольгерду как великому князю. Кейстут управлял северо-западной частью княжества и вёл борьбу с Орденом. Действия Ольгерда были сосредоточены в восточном и юго-восточном направлении. При 1377) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. На юге владения Ольгерда расширились присоединением 1356). Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 году Ольгерд разбил татар в Киеве князя Федора, подчиненного Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. В первое время это привело к прекращению выплаты дани Орде, в которой в те годы шла Литва, вся территория современной Белоруссии, Смоленская область, часть Украины. Для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Золотой Орде и Тевтонскому Ордену. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население [источник не указан 3115 дней] .

Особое место в политике Ольгерда занимала борьба с Московским княжеством, которое стремилось к господству в Северо-Восточной Руси , в том числе помогая 1368 и 1370 годах Ольгерд 1371 году на стороне тверского князя выступил и добившийся лидерства в Золотой Орде Мамай, примерно в то же время возобновились выплаты дани в Орду с южнорусских земель, подчинённых Литве. В 1372 году Ольгерд заключил мир с Дмитрием Московским, но в последние годы своего правления Ольгерд утратил контроль над восточными землями княжества, прежде всего Брянском и Смоленском, склонившимся к союзу с Москвой, в том числе и против Орды.

За обладание Волынью Ольгерд вёл борьбу с Польшей, окончившуюся миром в 1377 году . Уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий отошли к Литве, а земли Холмская и Белзская — к Польше.

Ягайло и Витовт

Рост Великого Княжества Литовского до 1462 года

После смерти Ольгерда (1377) старшим в роде оставался Ягайло. Последнего не признали его братья: 1380). Вскоре Кейстут, узнав о сношениях племянника с Орденом, с целью утверждения своего единовластия, в 1381 году свергнул его с престола. В следующем году Ягайло смог захватить Кейстута и уморить его в тюрьме. Во время этой борьбы Ягайло уступил ордену 1382). В 1384 году Ягайло, Гродно и Ягайло заключил союз Польским королевством — принял католичество и новое имя Владислава, женился на наследнице польского престола Тевтонским орденом. В 1387 году Владислав Ягайло официально крестил Литву.

Владислав-Ягайло передал великокняжеский престол своему брату 1390 году свою дочь Файл:Witold Duke of Lithuania seal.PNG

Великокняжеская печать Витовта

Витовт, в 1395 году присоединивший к Литве Смоленск, скоро стремился к полной самостоятельности и отказал Ягайлу в дани. Благодаря союзу с сыновьями Мансуры Мамай Витовту удалось мирным путём присоединить на юге в 90-х годах XIV века к своему княжеству огромные территории 1399 году Витовт, поддержавший свергнутого ордынского хана Тамерлана битве на Ворскле . Вследствие поражения Витовт вынужден был заключить мир с новгородцами, потерял Смоленск (вновь занят после нескольких походов с помощью польских войск в 1405), стал искать сближения с Ягайло. Ослабленное Великое княжество Литовское 1401 году было вынуждено заключить новый союз с Польшей (так называемая Виленско-Радомская уния ). В силу подписанного акта по смерти Витовта власть его должна была перейти к Ягайло, а по смерти последнего поляки обязывались не избирать короля без согласия Витовта.

В 1405 году Витовт начал военные действия против Пскова; тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну Великому княжеству Литовскому только в 1406 году , крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и Файл:Matejko Battle of Grunwald.jpg

Тевтонским орденом, жмудская земля, отданная немцам, постоянно обращалась к Литве с просьбою об освобождении. Соединённые войска 1410). По торнскому миру ( 1422 году Тевтонский орден окончательно отказался от дворянство сравнивалось правами с польским. Следствием был рост влияния поляков и католического духовенства в Литве. Витовт стремился к соединению церквей, считая униатство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики. Но его переговоры по этому поводу и поддержка гуситов не привели ни к чему. В последние годы Витовт помышлял об отделении Литвы от Польши и задумал с этою целью короноваться, но поляки перехватили послов, везших ему корону от императора Файл:Trakai-Troki.jpg

Коронация была намечена на 1430 год и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости. Признание Витовта королём и, соответственно, Великого княжества Литовского королевством не устраивало польских магнатов, которые надеялись на инкорпорацию Великого княжества Литовского. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия об утрате короны и умер в 1430 году в своём После смерти Витовта

В 1432 году группа пропольски настроенных князей совершила переворот и возвела на престол брата Витовта — 1435 году в битве под Вилькомиром (ныне Казимира Ягайловича, которого там избрали великим князем. Нестабильностью политической власти в государстве пытались воспользоваться некоторые русские земли для восстановления независимости ( 1447, парчевский 1451, серадский 1452, парчевский и петроковский 1453) поднимался этот вопрос, но соглашение достигнуто не было.

Казимир расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492— 1526 годах политическая система Ягеллонов охватывала Польшу (с вассалами Пруссией и 1492) Польша перешла к его сыну Александру. По смерти Иоанна Альбрехта (1501) Александр стал и королём польским. Он стремился к распространению польского начала в Великом княжестве Литовском. При нём в 1501 году была подтверждена политическая Файл:Mir-Castle.jpg

В составе Речи Посполитой

Административное деление Великого княжества Литовского на 1654 год

При 1522—1572) 1569) завершился процесс политического соединения Литвы с Польшей, подготовленный предыдущей историей. Уния встретила сильное противодействие литовской элиты и только сильным давлением Польскому королевству удалось заставить Литву согласиться. Великое княжество Литовское должно было уступить Польше Ливония была объявлена принадлежностью обоих государств. Великое княжество Литовское объединилось с Речь Посполитую. Согласно акту Люблинской унии (оригинал акта до наших дней не сохранился), Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, денежная система, армия и правительства оставались отдельными, также существовала граница между двумя государствами, на которой взимались таможенные сборы.

В XVI—XVIII веках в Великом княжестве Литовском господствовала шляхетская демократия. Во второй половине XVII в. — начале XVIII века, после двух опустошительных войн Северной войны 1702—1709 гг., Речь Посполитая пришла в упадок, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах состоялись Россией, Пруссией и Австрией. Бо́льшая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России, но Белостокская земля , а также Восточной Пруссией и Венского конгресса (1815), когда в составе Российской империи было создано Этноязыковая ситуация

Восточнославянские наречия к концу XIV века

Область распространения литовского языка в XVI веке

Великое княжество Литовское — полиэтничное государство. Его населяли славяноязычные поляки (крестьяне-колонисты, известные как пруссы (бортеи или зуки, немцы, составлявшие прежде всего купечество и проживавшие в основном в городах; евреи ( караимы, небольшие группы армян, итальянцев, венгров и других этносов.

Согласно литовским исследователям, западнорусский письменный язык нельзя назвать государственным, так как он сохранял известную дистанцию по отношению к разговорным языкам. В связи с этим в литовской историографии западнорусский письменный язык называют канцелярским языком Великого княжества Литовского [17] . В белорусской же историографии западнорусский письменный язык, называемый старобелорусским, являлся государственным языком, что не исключает использование в делопроизводстве и других языков [27] . Также отмечается, что государственный статус западнорусского языка закреплён [28] .

Административное устройство, социальная структура

Разворот книги Статуте Великого княжества Литовского 1529 , в Статуте 1566 и Статуте 1588 года .

Развитие социальной и правовой структуры Великого княжества Литовского связано с развитием феодальных отношений, развитием городов и становлением шляхетского сословия (боярства), а со второй половины XVI века, постепенным закрепощением крестьян по польскому образцу.

Культура

Культура Великого княжества Литовского формировалась на территории нынешних Литвы, Белоруссии, части Польши и большей части Украины, развивалась под воздействием взаимосвязанных социально-экономических, сословно-классовых и политических факторов, опиралась на богатое древнерусское наследство и западные традиции. Имела типичные черты общности восточнославянских и европейских культур.

При возникновении Великого княжества Литовского вошедшие в его состав земли находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития. Основные этнические особенности материальной и духовной культуры Великого княжества Литовского определились в XIII—XVI веках, когда в результате широкого поля взаимодействия русской, литовской и польской культур появились перекрёстные явления. Территории современных Украины, Белоруссии и частично России составляли 9/10 общей площади княжества, и по сути, в Великом княжестве Литовском к концу XVI века возникла единая метакультура. Этому способствовали также исторические традиции, культурная и языковая близость. Для культурной жизни государства характерным было присутствие двух тенденций: этнорелигиозное самосознание с ориентацией на традиционные культурные ценности и естественное взаимодействие культур, создававшее единое культурное пространство. При этом во многом интеграционные процессы этнических культур противостояли конфессиональным спорам и распрям.

Религия

До язычество, а другая часть государства была крещена в Древнерусского государства. После Кревской унии началось активное распространение католичества, пользовавшегося поддержкой центральной власти. С середины XVI века под влиянием Реформации в Великом княжестве Литовском распространялись Брестская церковная уния , в результате которой часть православных признала власть папы римского и оформилась в особую католическую церковь, придерживающуюся иудаизм и ислам, впервые зафиксированные здесь в XIV веке.

Образование

С проникновением католиков в Литву они также учреждали свои училища. Одной из первых была коллегия, учрежденная королевой 1454 году было учреждено при виленском св. Станислава кафедральном соборе училище для подготовки духовенства. В этом училище учились и представители светских профессий, однако значительная часть его выпускников предназначалась для духовной службы в костеле. В училище этом от основания и до начала XVII века науки преподавались на латыни и на западнорусском языке. Преподавание в костельных школах не только Литвы, но и Жемайтии вплоть до конца XVII века велось на западнорусском языке [36] .

В XVI веке в городах и местечках Великого княжества Литовского возникли кальвинистские школы, позже школы различных католических орденов: иезуитов, братские школы .

В 1550-х гг. в Вильне, Витебске, Новогрудке, Орше, Каунасе, Минске, богословие, различные языки, риторика, история, математика, античная поэзия, церковное пение.

Учились 6-10 лет. Выпускники отдельных школ получали знания, достаточные для поступления в университет.

Арианство, как протестанское течение в христанстве, появилось в начале IV века в Римской империи. В XVI веке идеи арианства возродились, пришли они и Великое княжество Литовское. Наиболее значичтельные арианские общины были в Новогрудке, Ивье, Несвиже. При общинах открывались школы. Так, существовали школы в Ивье, Клецке. Любче, Лоске, Несвиже.

Школы имели 3-5 классов. Кроме богословия в них изучались труды древних философов, греческий, латинский, польский и белорусский языки, риторика, этика, музыка, арифметика и др. Учились дети не только ариан, но и остальных католиков и православных.

Православные братства обычно создавались при церквах и монастырях. Школы братств были открыты в Бресте (1591), Могилёве (1590—1592), Минске (1612) и других городах Великого княжества Литовского.

Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. Школы были общесословными, имели 3-5 классов. В них изучались различные языки, риторика, труды античных мыслителей, музыка. Давались и некоторые познания в арифметике, географии, астрономии.

Литература

Карла Станислава Радзивилла служил капельмейстером известный немецкий композитор Ян Давид Голланд . В XVIII веке в театре ставились классические произведения зарубежных и местных авторов.

Несвижский театр Радзивиллов. Декорации к спектаклю

Начало Сморгонская медвежья академия . Школа верёвочных прыгунов существовала в Семежеве близ [40] [41] [42] и западнорусском языках, в сценках использовались приёмы и сюжеты батлейки. Актёрами были учащиеся, которых обучали сценическому искусству учителя риторики. Школьный театр имел свою разработанную поэтику с канонизированными средствами сценического движения, манерой исполнения, гримом и оформлением сценической площадки. Сцена освещалась рампой, имела рисованный задник и объёмные декорации для сценических эффектов. Особенно часто спектакли проходили в учебных заведениях иезуитов, где школьному театру придавали особое значение как методу воспитания.

Портрет Катерины Тенчинской-Слуцкой, 1580-е

В XIII в. на политической карте Европы появляется новое государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Это была многоэтническая страна. В образовательных процессах приняли участие восточнославянское христианское население белорусских земель и балтское языческое население литовских земель.

Причины образования ВКЛ.

1. Внешнеполитические причины были связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев и монголо-татар.

2. Внутриполитические причины обуславливались необходимостью преодолеть феодальную раздробленность.

3. Экономические причины были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению.

Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогрудского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами и монголо-татарами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались в верхнем и среднем течении реки Неман — на территории, охватывающей современные северо-западные земли Беларуси (Гродненская область) и частично восточные земли современной Литовской Республики. Первые сведения о Литве в письменных источниках относятся к 1009 г.

В условиях феодальной раздробленности, когда Полоцк утратил свое доминирующее положение, объединительным центром белорусских земель стал Новогрудок. Этот крупный экономический и культурный центр не был, затронут ни крестоносцами, ни монголо-татарами. Именно Новогрудское княжество и его население сыграли важную роль в объединении белорусских земель и образовании первоначального княжества Литовского.

Возникновение Великого княжества Литовского в XIII столетии

Большую роль в отечественной истории отводят Великому княжеству Литовскому, которое не только включало в себя большое количество земель Древней Руси, история которых довольно продолжительное время была связана с судьбой Литовского княжества. В ходе своего становления и развития литовские князья являлись сильными и опасными противниками князей Москвы. Схватка за лидерство в деле интегрирования земель Руси сказалась во многом на политике московских государей.

Большое количество литовских племен (летьгола, земигола, литва, жмудь, ятвяги и так далее) проживали вдоль течения таких рек как Западная Двина, Нёман, а также на побережье Балтийского моря. Они занимались преимущественно земледелием, животноводством и рыболовством, охотой и бортничеством, то есть добычей меда диких пчел.

Процесс формирования государственности у литовских племен пришелся на XIII столетие. В ходе довольно сильного противостояния на первое место выдвинулся Миндовг, который в 1237 году провозгласил себя великим князем.

Сформированное им Литовское княжество состояло из Аукшайтии, Жемайтии (земли Восточной и Западной Литвы) и Новогрудской земли так называемой "Черной Руси" (рисунок 1).

Возникновение Великого княжества Литовского в XIII столетии

Рис.1 - Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв.

С целью устранения угрозы со стороны Ливонского ордена, который совершал военные походы против язычников, Миндовг принял христианство западного образца, то есть католичество. Однако стоит отметить, что был лишь маневр, а как только ситуация изменилась - Миндовг вернулся обратно в язычество и, усиленный литовскими племенами, полностью разбил войско крестоносцев. Хотя созданный им союз не отличался прочностью и после смерти Миндовга в 1263 году распался.

Становление и расширение Великого княжества Литовского в XIV столетии

Настоящим князем, который смог стать основателем династии великих литовских князей и запустить необратимый процесс становления государственной власти, стал князь Гедымин (годы правления -1316-1341). Довольно талантливый и расчетливый политик, он с помощью силы, интриг, дружественных союзов и династических браков добился расширения территорий Литвы.

Под флаг его нового государства вошли Туровское, Пинское и Витебское княжества, более того Гедымин имел тесные связи с князьями Северо-Восточной Руси.

Дочь князя Гедымина - Мария вышла замуж за тверского князя Дмитрия Михайловича; по некоторым историческим данным еще одна из его дочерей стала супругой московского княжича Семена (князя Семена Гордого).

Гедымин стремился отвоевать захваченные монголо-татарскими войсками русские земли, вступив в противостояние с ордынцами. Жители земель Древней Руси увидели в Литве подходящую альтернативу ордынскому владычеству. Заручившись помощью Гедымина, Смоленское княжество с 1330-х годов прекратило платить дань Орде. Под политическое и экономическое влияние Гедымина попали Киевские, Галицкие и Волынские земли. В конце эпохи его правления русские земли образовывали уже более двух третей от всей территории Великого Княжества Литовского.

Политическую линию Гедымина продолжил его сын - князь Ольгерд (годы правления - 1345-1377, рисунок 2), который правил в тесном союзе со своим братом Кейстутом. В результате их деятельности, к княжеству присоединились Чернигово-Северские земли. Более того, Ольгерд выступил на Смоленское княжество и его вассальные Верховские княжества.

Становление и расширение Великого княжества Литовского в XIV столетии

Рис. 2 – Великий князь Литовский Ольгерд

В 1363 году Ольгерд в битве у Синих Вод (неподалеку от реки Буг) смог разбить войско ордынцев. Эта победа стала катализатором освобождения Южной Руси от владычества монголо-татар. К Литовскому княжеству окончательно отошли Киевская, Подольская (Восточная часть) и Волынская земли.

Таким образом, Великое княжество Литовское стало одним из центров, объединивших древнерусские земли, оставив позади слабейшие с точки зрения военного дела Тверское и Московское княжества. Политические амбиции Ольгерда заставили его вмешиваться во внутренние дела северо-восточных соседей - "соперников" в деле объединения. На рубеже 1360-70-х годов этот факт привел к конфликту с Московским княжеством, в котором молодому князю Дмитрий Иванович в будущем – Дмитрию Донскому) пришлось обороняться.

В составе Литовского княжества русское княжество и знать не ощущали себя чрезмерно стесненными либо плененными. На территории княжества были действительны нормы "Русской правды" и церковного права. Русский язык в западной вариации стал государственным языком и основным средством коммуникации. Рюриковичи, которые признали власть Гедимина, на правах его заместителей правили на подвластных ему землях, имея за это "корма" и судебные пошлины. Их взаимоотношения с великим князем были определены договорными отношениями.

На своих землях Ольгерд вел политику активного покровительства православной церкви. После того как у него не получилось начать контролировать деятельность митрополита, он предпринял попытку получить согласие из Царьграда на формирование в землях княжества своей автономной митрополии, однако греки ему отказали. Москва сохранила свое преимущественное положение в качестве места пребывания первосвятителя, а митрополиты - единство епархии.

Стоит отметить, что несмотря на сильные позиции, Великое княжество Литовское перманентно подвергалось давлению со стороны крестоносцев - Тевтонского ордена. С 1350-х годов братья Кейстут и Ольгерд участвовали в войнах с рыцарями, предпринимая попытки к возврату земель ятвягов и пруссов. Данные конфликты, бесспорно, оттягивали силы армии Ольгерда с востока на запад, таким образом, предоставляя князьям Москвы возможность передохнуть и собрать силы. Вместе с этим отмечался рост зависимости литовских князей от знатных чинов русских земель, составляющих внушительную долю вооруженных сил княжества.

Стабильное колебание литовских князей между восточным и западным векторами внешней политики и, следовательно, колебание между двумя ветвями христианства: православием и католицизмом - характерная черта для развития истории Литовского княжества. Князю пришлось сделать выбор в пользу западного направления во многом из-за гнета обстоятельств: опасная угроза, которая исходила от тевтонцев, спровоцировала сосредоточенность на борьбе с рыцарями-завоевателями.

Явление общей борьбы стало фактором сближения Литвы с Польшей, последняя же предложила идею объединения (то есть заключение унии) двух стран.

Форматом унии стал брачный союз сына Ольгерда – наследного князя Ягайло и дочери польского короля – королевны Ядвиги. Единственным условием этого брака было беспрепятственное распространение католицизма на территориях Великого княжества Литовского.

Договоренность была достигнута и династическая уния, которая была заключена в 1385 году в Кревском замке, стала началом объединения двух соседних государств.

Интеграция Литовского и Польского государств проходила довольно проблематично и болезненно. Находившиеся ниже в политическом и культурном отношении литовские дворяне не без оснований боялись получить лишь вторую роль.

Противостояние возглавил сын Кейстута –Витовт, который войдет в историю как Витовт Великий (рисунок 3). Литовские летописцы писали о нем как о "храбром юноше, смелом сердцем, любещем войну". Витовт, в свою очередь, не позволил полякам активно проникать на земли Великого княжества Литовского, а его кузен - Ягайло был вынужден предоставить ему великое княжение. Де-юро Витовт отдавал главенствующую роль польскому королю, однако, де-факто это были два равноправных суверенных государя.

Рис. 3 – Великий князь Литовский Витовт

В 1409 году было отмечено начало "Великой войны", где на одной стороне выступали королевство Польское и Великое княжество Литовское, а на другой - Тевтонский орден. Спустя год, в 1410 году у местечка Грюнвальд, нынешняя территория Польши, состоялся решающий бой противоборствующих сторон, где войска Ордена были полностью разгромлены, а немецкая экспансия на восток остановлена.

Данная битва стала ярким и знаменательным событием в канве белорусской, литовской и польской истории на многие века, тем самым породив большое количество былин, песен и повествований о событиях тех дней и их героях (рисунок 4).

Успехи Витовта, как весомого и дальновидного деятеля политики, укрепили позицию Литовского княжества. В 1413 году двоюродные братья Ягайло и Витовт заключили между собой Городельский союз (унию). По ее условиям:

  • стороны должны были выбирать правителей лишь по взаимному соглашению и никак по-другому; литовская знать, исповедовавшая христианство по западному образцу, получала те же права и привилегии, что и польские феодалы;
  • наследованные должности стали доступными лишь католикам.

Местная землевладельческая знать на православных территориях Литвы - русские князья и шляхта, а также православная община - вынуждены была делать выбор: либо примириться с дискриминацией и остаться верными "вере отцов", либо приобрести привилегии и должности, которые гарантировало католичество. Как показала история, большинство русской элиты не отличалось принципиальностью и предпочло последний вариант.

Витовт стремился продолжать восточную политику князя Ольгерда. Используя ослабление позиций Орды и междоусобицы, он начал оказывать усиленное давление на князей Центральной и Северо-Восточной Руси. Стоит отметить, что военные действия чередовались с дипломатическими и династическими мероприятиями.

Князь Витовт посулил свою дочь, Софью Витовтовну, в жены князю Василию I Дмитриевичу, брачный союз между которыми повлек за собой возникновение новых связей между Москвой и Вильней. А будучи при смерти, Василий I передал своего малолетнего сына и будущего наследного князя на воспитание князю Витовту. Наступление на Смоленское княжество окончилось взятием в 1404 году самого Смоленска, а ряд договоров привел к тому, что города Тверь и Рязань стали номинально подчинятся Литве.

Во время правления князя Витовта, Литва считалась одним из сильнейших государств Восточной Европы, а его территория простиралась от Балтийского до Черного морей. Многие страны хотели заключить с ней те или иные союзы, например, император Священной Римской империи Сигизмунд с этой целью предложил короновать Витовта. Он согласился и в 1430 году решил принять титул короля, чтобы укрепить самостоятельность своего княжества. Однако факт коронации ставил под угрозу польско-литовскую унию, а почему польская знать сорвала ее.

Смерть 80-летнего Витовта в 1430 году, который не оставил после себя прямого наследника, вызвала смуту. Данная ситуация была на руку польской шляхте, которая захватила южные земли Литвы - Западное Подолье. Этому периоду характерны частые переезды православных литовских князей на службу к князю Москвы.

Люблинская уния и упадок Великого княжества Литовского

При сыне Ягайло Казимире (годы правления 1440-1492), короле Польском (с 1446 года) и великом князе Литовском, укрепилось государственное устройство Литвы и была возобновлена интеграция с польским государством, которая завершилось в XVI столетии объединением "двух народов". Предоставление служилым людям земель в наследственное пользование повлекло за собой возникновение феодальных вотчин - латифундий. По итогу, в политической жизни Литовского княжества большую роль стала играть могущественная нетитулованная знать литовского происхождения. Латифундии крупных магнатских родов, как правило, были сосредоточены на бывших русских землях.

После смерти Казимира польский и литовский престолы снова разделили. Великим князем Литовским стал сын Казимира –Александр, а военные столкновения, которые он реализовывал против московского царя Ивана III, показали военное превосходство Москвы над Литвой. Военные неудачи снова толкали литовских магнатов сторону Польши. Данная тенденция при Сигизмунде (Жигимонте) I и Сигизмунде II Августе получила закрепление на государственном уровне в виде новой унии между Польшей и Литвой – Люблинской, заключенной в 1569 году.

В начале XVI столетия Литовское княжество было развитым феодальным европейским государство, возглавляемым великим князем, который носил титул господаря. Он обладал ограниченной властью, в стране царила сословно-представительная монархия.

Высшим слоем господствующего класса считались князья и паны. Самой большой и разнообразной согласно своему юридическому и социальному положению считалась шляхта - мелкие и средние феодалы-землевладельцы. Реальная власть была сосредоточена в руках совета при великом князе (паны-рада), которая охватывала представителей самых крупных и знатных родов магнатов. Раде отводили принятие решений по самым важным вопросам внутренней и внешней политики, а ее члены обладали главными государственными должностями (гетман, канцлер, маршал и так далее). До середины XVI столетия в ее числе были православные феодалы, и лишь со второй половины столетия рада открыла доступ лишь для исповедующих католицизм.

Большое значение отводилось местных поветовых и общелитовским сеймам, которые решали самые разнообразные вопросы жизни княжества - от избрания великого князя до утверждения новых законов (так называемых статутов) и видов налогообложения. Поветовые сеймы, как правило, находились в сильной зависимости от магнатов, вокруг которых объединялась местная знать.

Уже в XV столетии на русских землях Литвы появились такие тяжелые формы личной зависимости земледельцев, что это свидетельствует о возникновении явления крепостничества.

Крестьяне можно было разделить на:

  • похожих, то есть обладающих правом в определенное время перехода от одного землевладельца к другому;
  • непохожих, которые утратили свое право перехода;
  • довольно многочисленной был слой челяди и холопов, которые отличались полным отсутствием прав.

В Великом княжестве Литовском долгое время отсутствовал единый закон, что косвенно говорило о неоконченном процессе политического объединения земель. В Литве одновременно существовало русское, польское, литовское право. Князь Казимир предпринял первую попытку объединить и систематизировать существующее законодательство. Однако самым полным и разработанным сводом законов стал Литовский статут 1588 года, написанный на старобелорусском языке и утвержденный в эпоху правления Сигизмунда I Старого (рисунок 5).

Статьи статута защищали феодальную собственность и полностью закрепощали крестьян, лишая их всяческих прав. Многие виды земледельцев де-юре становились близки с положением челяди, что дает основание говорить о появлении в княжестве в XVI веке одного сословия крепостных крестьян. Статут закреплял права и привилегии шляхты, ее обязанность участвовать в местных сословных институтах - поветовых сеймиках.

Люблинская уния и упадок Великого княжества Литовского

Рис. 5 – Третий Статут Великого княжества Литовского 1588 года

После распространения католицизма и католической культуры Великое княжество Литовское уже не могло играть роль объединителя русских земель. К тому же достаточно сильно возрастало могущество князей Москвы, которые после Куликовской битвы были лидерами освободительного движения и защищали Православную церковь. Данные перемены нашли отражение на поведении части православных русских и литовских князей. Гедиминовичи (Вельские, Трубецкие) и Рюриковичи (Одоевские, Белевские, Новосильские и прочие), чьи уделы находились на восточных границах Литовского княжества, начали поступать на службу к князьям Москвы.

Однако выбор пришлось делать не только князьям и шляхте. В XV столетии "литовский элемент" тонул в массе русской народности, образуя, по оценке ученых, только 10 процентов от всего населения. В сознание обращенной в католичество шляхты внедрялась мысль, что православие - религия "холопов". Изменялся характер подавления низов, сохранявших приверженность к православию. На Украине и в Беларуси к общественному угнетению добавился еще национальный и религиозный. Высокий уровень внутренней напряженности выступает фактором, постоянно присутствующим в истории Литовского княжества.

Неоднородный этнический состав и децентрализация Великого княжества Литовского помогли сохранить значительную автономию вошедших в него русских земель. Во второй половине XV столетия хозяева части данных земель предпочитают переходить в Русское государство.

В то же время, в славянских землях в составе Литвы отмечается процесс формирования украинской и белорусской наций. Он, тем не менее, осложнялся тем, что в нем почти не принимала участия политическая и духовная элита, активно воспринимающая культуру Польши. Патриотическое сознание остается уделом низшей части социума и той части землевладельцев, не утративших корней православной религии и культуры.

В предыдущих публикациях мы уже рассказывали о некоторых племенах и государствах, которые напрямую влияли на историю Руси в период с 11 по 15 века . Так, мы уже говорили о половцах и Золотой Орде. Теперь пришло время рассказать о "зеркале" Восточной Руси - Руси Западной, а именно о Великом Княжестве Литовском .

Вообще, оно было довольно интересным государственным образованием, поэтому сначала мы хотели бы выписать его основные особенности :

- Оно было одним из самых крупных территориальных объединений в Европе в 14-16 веках.

- До 15 века официальным языком в Княжестве был русский .

- Оно долгие годы было в союзе, а затем в объединении с Польшей , что, однако, не мешало великим литовским князьям проводить самостоятельную политику.

- Огромную часть территории страны составляли славянские и русские земли и княжества, которые были собраны в начале создания государства, а затем на протяжении нескольких веков присоединялись к Княжеству. Некоторые были завоеваны, а некоторые сами входили в состав страны, ища защиты от междоусобиц либо татарского нашествия.

- Три четверти древнерусских городов были в составе этого государства. Например, Киев , Чернигов , Полоцк , Смоленск , Новгород-Северский и т.д.

- В развитии своем оно не уступало, а иногда опережало Русское государство. Франциск Скорина , напечатавший в начале 16 века первую Библию на славянском языке, Симеон Полоцкий , бывший поэтом и ученым, мыслители Симон Будный и Василий Тяпинский - все были выходцами из Литовского Княжества.

Являлось ли Великое княжество Литовское белорусским государством

Великое княжество Литовское существовало на территории сразу нескольких современных держав Восточной Европы: Литвы и Белоруссии полностью, а Латвии, Украины, Польши и России — частично.

Конечно, в Средневековье не было принято национальное деление, хотя балты и славяне в ВКЛ очень серьезно отличались друг от друга уровнем культуры и государственности. При этом создание ВКЛ было делом именно литовской знати, долгое время выполнявшей роль правящего сословия. Политолог Константинов: Белорусов 70 лет учили, что они не русские

Политолог Константинов: Белорусов 70 лет учили, что они не русские

Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок вопрос, необходимо не только изучить политическую историю данного государственного образования, но и оценить роль каждого народа в его историческом развитии.

При этом в разные периоды истории Великое княжество Литовское не было однородным в культурном и религиозном отношении. Во многом это сыграло роковую роль в XV-XVI веках, когда внутренние противоречия привели к фактической ликвидации местной государственности и ее растворению в польской по своему характеру Речи Посполитой.

Белорусско-литовская летопись 1446 года определенно свидетельствует о том, что основание ВКЛ было осуществлено балтскими князьями с территории современной Литвы.

На момент создания литовской государственности (XIII век) все земли, на которых проживают современные белорусы, находились в состоянии глубокой феодальной раздробленности. Полоцкое княжество, даже в пору своего наивысшего могущества находившееся на второстепенных ролях, при потомках Всеслава Чародея (ок. 1029—1101) окончательно распалось на ряд уделов, неизменно продолжавших дробиться в последующее время.

Возникает резонный вопрос: на каком основании создание ВКЛ приписывается западнорусским князьям?

Вместе с тем непредвзятому историку очевидно, что основатель первой династии литовских князей Миндовг и последующие литовские князья белорусами не могли быть в принципе. Они носили балтские имена, открыто называли себя язычниками, их интересы на первоначальном этапе были локализованы прежде всего в балтских землях. А в середине XIV века Ольгерд и Кейстут, сыновья основателя самой известной династии великих князей литовских Гедимина, даже разделили государство на славянскую и балтскую части, чтобы упростить управление разнородными регионами.

Собственно говоря, летописцы однозначно свидетельствуют, что в западнорусских (белорусских) землях Миндовг и его дружина появились после гражданской войны в Литве. Воспользовавшись полной беспомощностью местной династии Рюриковичей, они взяли на себя роль правящей элиты и начали захватывать местные земли, неспособные оказать им сопротивление. При этом местная западнорусская элита чаще всего сохранила некоторые права в прежних владениях, а часть ее поступила на службу к литовским князьям.

Религиозный аспект

К середине XIII века все западнорусские земли были крещены по православному обряду.

Разумеется, вся западнорусская знать (без исключения) также была православной. Если бы именно она выступила создателем ВКЛ, то государство с самого начала было бы целиком православным.

Однако ничего подобного в Великом княжестве Литовском мы не наблюдаем. От Миндовга до Витовта все литовские князья являются язычниками. Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма

Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма

Учитывая значимость религиозного вопроса в то время, мы вынуждены констатировать, что балтская знать настолько чувствовала себя хозяином положения, что не находила нужным уважать религиозные чувства на подчиненных ей территориях. В данном случае мы имеем совершенно уникальную для средневековья ситуацию, когда христианами управляли язычники, а местная знать с этим мирилась.

Литовцы оставались язычниками вплоть до Кревской унии 1385 г., когда сын Ольгерда великий князь Ягайло крестил их по католическому обряду. Это был еще один удар по самолюбию западнорусской знати, так и не сумевшей до конца ассимилировать пришельцев.

Действия литовских князей красноречиво свидетельствуют о том, что православные подданные для них были все-таки покоренным народом. Да, покорение проходило не в форме жестокого противостояния, однако строить свою государственность на наследии полоцких Рюриковичей литовские князья не стремились.

Более того, иногда они (как Ольгерд) даже казнили своих православных подданных за защиту веры.

Отмечу также, что когда принятие христианства стало насущной необходимостью для политических целей, то все литовцы крестились в одночасье по католическому обряду. То есть принятие веры западнорусских земель (православия) для правящей элиты не являлось обязательным. Понятное дело, что ни о каком западнославянском аспекте государственности в таких условиях говорить не приходится.

Культура

Сфера культуры ВКЛ наиболее подвержена мифотворчеству, поскольку является единственной областью, где западнорусский элемент сыграл решающую роль.

Балтские племена на середину XIII века не имели собственной письменности и сформированной государственности. Их элита, утвердившаяся в западнорусских землях, была вынуждена перенимать культурные достижения местного населения, чтобы эффективно управлять им. Однако, как сказано выше, это не приводило к ассимиляции литовцев и превращению их в часть западнорусского народа. Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинам

Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинам

Здесь уместно привести пример с маньчжурской династией, в свое время утвердившейся в Китае. Ее правящая верхушка заимствовала у покоренных народов язык и некоторые обычаи, однако при этом продолжала считать себя маньчжурами. То есть четко отделяла себя от местного населения, хотя и использовала его культурные достижения.

Принятие определенных культурных навыков и практик не привело к ассимиляции. Литовская знать предпочитала просто быть правящим сословием. Именно поэтому в Великом княжестве Литовском православная культура так и не стала господствующей.

Разумеется, были и обратные примеры, в том числе среди потомков правящих литовских князей. Так, дети Ольгерда от витебской княжны Марии Андрей и Дмитрий были убежденными сторонниками православия и защитниками местных традиций. Впрочем, они скорее ассоциировали себя с западнорусской знатью, чем с литовской элитой.

Часть западнорусской знати, допущенной в окружение литовских князей, пыталась влиять на характер государственности, однако не преуспела в этом. Позже из нее стала формироваться оппозиция правящей династии.

Литва и Москва

Отношения ВКЛ и Москвы — еще одно яркое свидетельство литовского происхождения местной государственности.

Дело в том, что уже при первых успехах московских князей по объединению русских земель интересы почти всех православных феодалов западнорусских земель начинают вращаться вокруг нового центра объединения Руси. Князь Константин Острожский между Москвой и Литвой

Князь Константин Острожский между Москвой и Литвой

Это свидетельствует о том, что именно православная московская государственность была для православной знати белорусских земель своей, и как этнически русская и как религиозно православная.

Позже это приведет к массовым переходам западнорусских князей под крыло Москвы. До тех пор, пока литовские князья были язычниками, они не слишком преследовали православие, однако с переходом в католичество начались настоящие гонения.

Таким образом, уже в XIV веке литовская правящая династия не только не ассимилировалась с местным населением, но и приняла другую веру, которую распространила на литовскую часть своих подданных. А население западнорусских земель, входивших в состав ВКЛ, было вынуждено терпеть гонения на веру и находило спасение в бегстве в московские пределы.

Являлось ли Великое княжество Литовское белорусским государством

Столица

Построение Гедимином столицы в литовских, а не западнорусских землях также не было случайным.

Христианские церкви в Вильно присутствовали, но не играли определяющую роль. Как я уже писал выше, литовские князья даже казнили наиболее ретивых православных, пытавшихся христианизировать местное население.

Языческий характер столицы был изжит лишь после того, как литовцы массово перешли в католичество. То есть приняли веру не западнорусских земель, а польских.

По той же самой причине в современном Вильнюсе много памятников литовской и польской культуры, но православные святыни практически отсутствуют.

Коренная Литва

Коренные литовские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, так и не стали по своему характеру западнорусскими.

Более того, всю историю княжества сохранялся определенный антагонизм между ними и белорусско-украинскими территориями.

Правящая литовская династия никогда не делала каких-либо попыток сблизить эти земли. Они и до настоящего момента не имеют ничего общего с Белоруссией и Украиной.

Заключение

1) ВКЛ управлялось чуждой западнорусским землям иноземной династией, не разделявшей религиозных воззрений восточных славян.

2) Ближайшее окружение литовских князей состояло из балтской знати, позже крещенной в католичество. Подавляющее большинство магнатских родов ведут свое происхождение из коренной Литвы. Западнорусская знать представлена лишь небольшим количеством родов.

3) Столица государства располагалась в центре литовских, а не западнорусских земель, там же находился и языческий, а позднее католический ее центр.

4) Использование славянской письменности, а также западнорусской культуры носило вынужденный характер, не влиявший на самоидентификацию.

5) Западнорусская знать в XIV веке связывает свои надежды с единоплеменной Москвой, а не с Литвой.

6) Литовцы оставались в государстве особым этносом, не связанным с западнорусским населением.

В конце XIV века начинается борьба между западнорусской знатью и литовцами. Она вылилась в две большие войны — Ягайло с Андреем Полоцким, а позже Сигизмунда Кейстутовича со Свидригайло. Поражение православной партии резко ухудшило положение западнорусского населения. Отныне и до конца существования ВКЛ многие его представители не просто находятся в дискриминационном положении, но и участвуют в противостоянии Москвы с Вильно.

В конечном счете ВКЛ из полуязыческой страны превращается в католическую, а государство перенимает польскую культуру и продолжает свое существование в русле польской государственности.

Читайте также: