Взгляд на младших школьников сквозь призму их темперамента кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Что такое темперамент
Физиологические основы темперамента
Психологические характеристики темпераментов
Темперамент и общение
Темперамент и характер
Темперамент и способности
Взгляд на младших школьников сквозь призму их
темпераментов

2. Что такое темперамент?

Все люди отличаются
особенностями своего
поведения: одни подвижны,
энергичны, другие
медлительны и спокойны.
В скорости возникновения,
глубине и силе чувств
находит выражение его
темперамент – свойство
личности, придающее
своеобразную окраску всей
деятельности и поведению
людей.

Темперамент – это индивидуальные
особенности человека, которые определяют
динамику его психической деятельности и
поведения.
Психологи выделяют два основных
показателя динамики психических процессов
и поведения: активность и эмоциональность
Активность – это особенности темпа,
ритма деятельности, скорость и сила
протекания психических процессов, степень
подвижности, быстрота и замедленность.
Эмоциональность выражается в
различных переживаниях человека и
характеризуется различной степенью,
быстротой возникновения и силой эмоций,
эмоциональной впечатлительностью.
С.Л.Рубенштейн подчеркивал, что для
темперамента особенно существенны
впечатлительность человека и его
импульсивность.

5. Физиологические основы темперамента

И.П.Павлов ,изучая работу больших полушарий головного мозга,
установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей
нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей
различных темпераментов изменяются типологические различия силы,
уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в
коре головного мозга.
Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить
сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и
работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается
в соответствующей реакции на сильные раздражители.
Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение
данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над
торможением выражается в быстроте образования уловных рефлексов и
медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над
возбуждением определяется замедленным образованием условных
рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы
быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс
возбуждения процессом торможения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных
процессов были положены в основу определения типа
высшей нервной деятельности.
Типы высшей нервной деятельности
Слабый
Сильный
Уравновешенный
Неуравновешенный
Подвижный
Инертный

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все
впечатления; однако его радость, горе, симпатии и др. чувства ярки, но
неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. И.П.Павлов так
характеризовал таких людей: "Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель,
но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное
возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым.
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда –
инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны
другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и
непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в большой компании
незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает.

12. Темперамент и характер

13. Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов
могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но они идут к этим
успехам разными путями
В.С.Мерлин и Е.А.Климов разработали понятие индивидуального стиля
деятельности , суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком
своими психодинамическими способностями.

Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей.
Среди великих людей встречаются яркие представители всех 4
типов темпераментов: И.А.Крылов и М.И.Кутузов – флегматики,
А.С.Пушкин и А.В.Суворов – холерики, М.Ю.Лермонтов и
А.И.Герцен – сангвиники, поэт В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь и
П.А.Чайковский – меланхолики.

Именно в детском возрасте можно наблюдать естественное проявление темперамента, черты которого обнаруживаются весьма четко и определенно. В процессе жизни тип нервной системы не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания и приобретения опыта общения и деятельности, он значительно изменяется и даже перестраивается.

Каждый ребенок независимо от того, какого оно темперамента, может успешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Учителю не следует ставить задачу изменить темперамент ребенка (это просто невыполнимая задача).

Изменчивость свойств темперамента под влиянием грамотно организованного воспитания, учитывает не только возрастные особенности, но и индивидуальные особенности физического и психического развития.

Дети холерики:

активны, легко включаются в работу;

любят массовые игры и соревнования;

трудно выполняют плавную, медленную, спокойную работу;

проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость;

обидчивы и гневливы (гнев продолжителен).

Дети сангвиники:

отличаются большой живостью;

часто берутся сразу за многое;

могут быстро охладеть к делу, как и увлечься;

обиды забывают быстро;

эмоциональные переживания неглубокие;

отсутствие сосредоточенности, поспешность, поверхностность.

Дети флегматики:

медленно возникающая слабая возбудимость;

спокойное, ровное поведение;

малообщительны, никого не трогают, не задевают;

не склонны к подвижности и шумным играм;

Дети меланхолики:

ведут себя тихо, скромно;

нелегко развеселить или обидеть;

помнят обиды долго;

не сразу берутся за работу или включаются в игры;

если берутся за дело, то проявляют постоянность.

Приложение 2 Психологический тест по выявлению типа темперамента в подростковом возрасте

Методика Г. Айзенка

Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

Часто ли нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

Ты всегда находишь быстрый ответ, если тебя о чем-нибудь спросят?

Бываешь ли ты очень сердитым или раздраженным?

Часто ли у тебя меняется настроение?

Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

Частот ли тебе мешают уснуть разные мысли?

Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?

Тебе когда-нибудь становилось грустно, хотя для этого не было настоящей причины?

Можешь ли ты сказать, что ты очень веселый человек?

Ты когда-нибудь нарушал правила в школе?

Тебя раздражают многие вещи?

Тебе нравится работа, на которой надо все делать быстро?

Ты переживаешь из-за страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

Тебе можно доверить любую тайну?

Можешь ли ты внести оживление в скучную компанию?

Бывает ли так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-либо?

Ты когда-нибудь говорил неправду?

Легко ли ты расстраиваешься, если критикуют тебя или твою работу?

Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?

Ты часто чувствуешь себя усталым?

Ты всегда делаешь уроки, а играешь потом?

Ты обычно весел и всем доволен?

Любишь ли ты разговаривать, играть с другими ребятами?

Всегда ли ты исполняешь просьбу родных о помощи по хозяйству?

Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение?

Ты часто чувствуешь, что все тебе надоело?

Любишь ли ты иногда похвастаться?

Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

Бывает ли, что от волнения ты не можешь усидеть на месте?

Ты быстро принимаешь решение?

Ты шумишь иногда в классе, когда нет учителя?

Тебе часто снятся страшные сны?

Можешь ли ты обо всем забыть и от души повеселиться со своими приятелями?

Легко ли тебя огорчить?

Случалось ли тебе плохо говорить о другом человеке?

Можешь ли ты назвать себя беспечным человеком?

Если тебе случится оказаться в неловком положении, ты потом долго переживаешь?

Ты любишь шумные и веселые игры?

Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

Ты любишь часто ходить в гости?

Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

Считают ли тебя веселым человеком?

Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

Предпочитаешь ли ты сидеть и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

Ты обычно бываешь уверен в том, что справишься с делом, которое должен выполнить?

Ты часто чувствуешь себя одиноким?

Ты стесняешься первым заговорить с незнакомыми людьми?

Часто ли ты решаешься на что-то, когда уже поздно?

Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

Ты когда-нибудь чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

Ты считаешь, что трудно получить удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Выявляется индивидуальный тип темперамента личности – преобладание определенных врожденных особенностей стремлений, а также психоэнергетического, эмоционального и социально-психологического характера удовлетворения любых побуждений. Тип темперамента проявляется в любом виде деятельности.

Тип темперамента определяется по совокупным показателям экстраверсии и нейротизма.

Показатель Э (экстраверсия/интроверсия)

Показатель Н (нейротизм/эмоциональная уравновешенность)

Показатель Л (лож)

У большинства младших школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия этого мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

В процессе жизни тип нервной системы человека (генотип) не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта общения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. Решающее значение в формировании динамических характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоятельства его жизни, направленность и характер его деятельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя формы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы "воспитывает" темперамент ребенка.

Каждый ребенок младшего школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями, быть хорошо воспитанным. Однако при организации обучения и воспитания следует учитывать, что в зависимости от особенностей темперамента поведение детей может быть разным. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т.п.

Педагогический опыт показывает большую изменчивость свойств темперамента под влиянием грамотно организованного воспитания, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности физического и психического развития ребенка. Детский и младший школьный возраст наиболее благоприятны для изменения в процессе воспитания нежелательных черт темперамента, так как типологические особенности нервных процессов еще не приобрели устойчивости, а организм ребенка находится в стадии усиленного роста и развития.

Дети-сангвиники отличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить его. Они принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль. Они могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а слезы у них быстро сменяются улыбкой или смехом. Их эмоциональные переживания, как правило, неглубоки, а его подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Путем разумного воспитания можно помочь ребенку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение к делу, к одноклассникам, научить его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях.

Дети флегматического темперамента отличаются медленно возникающей слабой возбудимостью. Их чувства имеют слабую внешнюю выразительность. Для них характерно спокойное и ровное поведение. Это смирные дети. Они малообщительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать. Они не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путем воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность.

Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.

Таким образом, задача учителя заключается не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны - ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Наиболее эффективно в этом отношении участие детей в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятельная работа на уроке, активное участие в различных кружках, соревнованиях и пр.

Воспитание темперамента в значительной степени связано с формированием волевых черт характера ребенка, которые позволяют ему владеть собой. Вообще научить ребенка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формировании морально-волевых сторон характера. Однако вспомним, что надо строго отличать темперамент от характера: первый является динамической характеристикой поведения, второй - содержательной.

Тем или иным темпераментом обладают не только школьники, но и, конечно, учителя. Учителем может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, но он должен уметь использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, учитель, обладающий холерическим темпераментом, имеет такие положительные качества, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, но при этом он должен сдерживать вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. У учителя меланхолического типа есть весьма положительные черты - мягкость, отзывчивость, тактичность, но ему следует преодолевать нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

И надо помнить, что темперамент каждого человека - большого и маленького - нельзя целиком "уложить" в рамки одного какого-либо темперамента. В темпераменте каждого ребенка и взрослого есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам, в сочетании нескольких типов темпераментов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются различные темпераменты школьников(меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик), выделяются их основыные личные качества, способность адаптации к учебной деятельности, особенности отношения к учебной задаче и к учителю в целом. После описания каждого темперамента приводятся рекомендации для работы со школьником, который имеет данный темперамент.

Меланхолик(Бараш) - (в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)

Меланхолик - это мягкий и послушный ученик. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи ребенка. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Такие дети боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

Такой ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "НЕ НАВРЕДИ".

В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не повышайте голос и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании и в помощи. Будьте с ним помягче.

Поощряйте его успехи и достижения.

Никогда не делайте ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Флегматик(Ёжик) - (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).

По упрямству этот ребёнок превосходит всех. Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен.

Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "НЕ ТОРОПИ". Помните о том, что такой ребенок не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

Учите ребёнка рационально распределить время.

Не давите на ученика, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

Пытайтесь развивать любознательность ребёнка

Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

Прививайте у ребёнка навыки общения.

Сангвиник(Нюша) - (сильный, уравновешенный, подвижный).

Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ". Сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё задание.

Контролировать поступки и действия

Приучать доводить начатое дело до конца.

Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.

Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Холерик(Крош) - (сильный, неуравновешенный, подвижный)

Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела

Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости

Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка

Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело

В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно аккуратно.

Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

Читайте также: