Предупреждение неосторожной преступности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

. Предупреждение неосторожных преступлений.

Многообразие видов неосторожных преступлений обусловливает и необходимость дифференциации мер предупреждения. Основные направления дифференциации, связанные с профилактикой:

неосторожность операторов источников повышенной опасности;

иная профессиональная неосторожность при производстве работ, требующих особой предусмотрительности;

должностная неосторожность при принятии и исполнении управленческих решений;

бытовая неосторожность, связанная с использованием оружия, бытовых приборов и т. д.

На общесоциальном уровне можно выделить базовые мероприятия, имеющие сквозной характер для формирования и развития системы целенаправленной профилактики неосторожных преступлений. Это крупномасштабные мероприятия по улучшению условий и охране труда, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации, кибернетизации в производство и быт.

Ведущими в предупреждении неосторожных преступлений, связанных с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью операторов (особенно если их деятельность связана с источниками повышенной опасности), участников других работ, требующих особой предусмотрительности, являются меры, рассчитанные на реализацию более широкой задачи, чем профилактика преступной ошибки. Речь идет о профилактике ошибки вообще, независимо от того, порождена ли она небрежностью исполнителя работ, конструктора и изготовителя машин и механизмов или случаем.

Поэтому в поле зрения разработчиков криминологических рекомендаций должны быть меры контроля за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации (в том числе соответствием интенсивности предельным нормам), за наличием и техническим уровнем систем безопасности, дублированием этих систем на решающих участках и т. д.

Столь же детально должны прорабатываться рекомендации по профессиональному отбору операторов, исходя из психофизиологических свойств, обучению их тренажу в условиях экспериментально вызванных экстремальных ситуаций; по контролю состояния их работоспособности во время дежурства или исполнения работ.

Предупреждение должностной неосторожности (в том числе в сфере охраны природы и рационального использования ее ресурсов) будет эффективно, если при подборе кадров особое внимание уделять профессионализму и порядочности, устойчивости кандидата против давления группового эгоизма коллектива предприятия, фирмы. Наряду с этим требуются четкое нормативное регулирование и методическое обеспечение принятия и исполнения управленческих решений; своевременное и достаточное информационно-аналитическое обеспечение, позволяющее оценить степень и обоснованность риска, возможные последствия.

Специальными для профилактики неосторожных преступлений можно назвать меры, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора, иной профессиональной ошибке исполнителя, как и управленческой ошибке должностного лица. Речь идет об оснащении устройствами, сигнализирующими (звуком и светом) о возникновении опасной ситуации; устройствами, блокирующими неправильные действия оператора; автоматизированными и кибернетизированными системами управления; устройствами, препятствующими доступ посторонних лиц к источнику повышенной опасности; приспособлениями, непосредственно защищающими людей от травм.

Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по специальной программе операторов, исполнителей других работ, требующих особой предусмотрительности, руководителей и других должностных лиц.

Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеют такие общесоциальные мероприятия, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьянством, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Они помогают устранять различные несовершенства в технологии производства, недостатки в планировании, управлении, организации контроля, подготовке и подборе кадров, способствующие совершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и делают возможной ликвидацию тех криминогенных деформаций групповой и индивидуальной психологии, которые являются причинами данных преступлений.

Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями играют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: разработка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и правил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступления и иные создающие для них почву "фоновые" правонарушения; улучшение организации и методики работы контролирующих органов, органов расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов, прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружающей среды. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, склонными к совершению неосторожных преступлений, обеспечение общего и специального превентивного эффекта занимают важное место в деятельности правоохранительных органов.

Успешное предупреждение неосторожных преступлений возможно только при систематическом принятии мер борьбы с ними. Устранение недостатков в использовании техники, в модернизации технологии, организации управления производством, контроля требует, как правило, длительного применения комплекса мер. Для устранения дефектов технологии, нарушающих безопасность производства, необходимо не только внедрять новые технические средства, но и обучать рабочих пользоваться ими. Это в свою очередь выдвигает задачу повышения их квалификации, изменения системы контроля и т.д. Длящимся характером и комплексностью характеризуется и применение мер, направленных на воспитание у руководителей предприятий и организаций, работников инспекций и служб позиции максимального внимания к вопросам техники безопасности и охраны природы, добросовестного отношения к возложенным на них обязанностям, проявления принципиальности и иных качеств личности, необходимых для успешной борьбы с нарушениями названных правил и иными неосторожными преступлениями. Более длительная и упорная работа требуется для формирования позитивного общественного мнения по указанным вопросам, основанного на четком осознании социальной значимости их успешного решения.

Только при таких условиях дадут должный эффект организационно-управленческие меры по информационному обеспечению органов и служб, ведущих борьбу с преступными нарушениями правил техники безопасности и охраны природы; по координации их деятельности, совершенствованию методики и техники контроля.

Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеют такие общесоциальные мероприятия, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьянством, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Они помогают устранять различные несовершенства в технологии производства, недостатки в планировании, управлении, организации контроля, подготовке и подборе кадров, способствующие совершению неосторожных преступлений, а также ограничивают и делают возможной ликвидацию тех криминогенных деформаций групповой и индивидуальной психологии, которые являются причинами данных преступлений.

Важную роль в борьбе с неосторожными преступлениями играют и меры специальной профилактики. К их числу относятся: разработка и внедрение новых, наиболее эффективных средств и правил техники безопасности и охраны природы; совершенствование законодательства об ответственности за неосторожные преступления и иные создающие для них почву "фоновые" правонарушения; улучшение организации и методики работы контролирующих органов, органов расследования и судебного разбирательства дел о неосторожных преступлениях различных видов, прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда, охране окружающей среды. Индивидуальная воспитательная работа с лицами, склонными к совершению неосторожных преступлений, обеспечение общего и специального превентивного эффекта занимают важное место в деятельности правоохранительных органов.




Успешное предупреждение неосторожных преступлений возможно только при систематическом принятии мер борьбы с ними. Устранение недостатков в использовании техники, в модернизации технологии, организации управления производством, контроля требует, как правило, длительного применения комплекса мер. Для устранения дефектов технологии, нарушающих безопасность производства, необходимо не только внедрять новые технические средства, но и обучать рабочих пользоваться ими. Это в свою очередь выдвигает задачу повышения их квалификации, изменения системы контроля и т.д. Длящимся характером и комплексностью характеризуется и применение мер, направленных на воспитание у руководителей предприятий и организаций, работников инспекций и служб позиции максимального внимания к вопросам техники безопасности и охраны природы, добросовестного отношения к возложенным на них обязанностям, проявления принципиальности и иных качеств личности, необходимых для успешной борьбы с нарушениями названных правил и иными неосторожными преступлениями. Более длительная и упорная работа требуется для формирования позитивного общественного мнения по указанным вопросам, основанного на четком осознании социальной значимости их успешного решения.

Только при таких условиях дадут должный эффект организационно-управленческие меры по информационному обеспечению органов и служб, ведущих борьбу с преступными нарушениями правил техники безопасности и охраны природы; по координации их деятельности, совершенствованию методики и техники контроля.

Предотвращение преступлениям, содеянным по неосторожности, как и другим видам преступлений, должно осуществляться на двух взаимосвязанных уровнях: общесоциальному и специально-криминологическому. При этом приоритет, безусловно, должен принадлежать мерам общесоциального предупреждения, направленным на совершенствование управления обществом, развитие научно-технического прогресса, улучшения условий и охраны труда, улучшение техники безопасности, внедрение современных средств механизации, автоматизации, компьютеризации производства и в определенной степени сферы быта, укрепления социальной, производственной и технологической дисциплины, воспитанию у населения чувства гражданской ответственности и обязанностей, экологического правосознания и тому подобное. Это разные по содержанию меры социального, экономического, организационно-управленческого, технического и иного характера, предусмотренные, как правило, в общегосударственных социальных программах и других не менее важных документах высших органов власти и управления и реализация которых рассчитана на длительный срок.

Специально-криминологические меры при предупреждении неосторожной преступности имеют в определенной степени ограниченный характер по сравнению с предотвращением умышленным преступлениям. При совершении неосторожных преступлений отсутствуют подготовка к преступлению или покушение на преступление, соучастие, и поэтому невозможно применить некоторые формы и методы, характерные для предотвращения умышленным преступлениям (например, обнаружение лица, готовящегося к преступлению, и предупреждение преступления, пресечение начатых преступлений, установления соучастников, преступной организованной группы и тому подобное). Поэтому в системе мер предупреждения неосторожной преступности удельный вес общесоциальных мероприятий значительно выше.

Среди мер же специально-криминологического предупреждения преступлений, содеянным по неосторожности, доминирующее положение должна занимать профилактика, среди главных направлений которой следует определить такие. Влияние на орудия и средства производства, источника повышенной опасности. Это направление предусматривает разработку новых, максимально безопасных для человека и окружающей среды машин и механизмов; внедрение новых, особенно, экологически чистых технологий; техническое совершенствование и повышение надежности оборудования, которое уже используется на производстве; улучшение контроля за техническим состоянием орудий и средств, их своевременная диагностика; нейтрализация опасных факторов, свойственных техническим системам, и уменьшение возможного вреда от их эксплуатации; наличие соответствующей технической документации на оборудование, четкая регламентация требований его эксплуатации и правил техники безопасности при обращении с ним; недопущение посторонних или непроинструктированных надлежащим образом лиц к эксплуатации машин и механизмов, максимально возможное ограничение доступа в зоны их действия других работников; извлечения из бытового оборота опасных предметов (оружия, ядовитых, взрывчатых веществ) и др.

Влияние на криминогенную ситуацию. Этот направление предусматривает обеспечение надлежащего технического состояния объектов, которые представляют или могут представлять повышенную опасность (дороги, шахты, цеха, технологические линии и тому подобное); постепенное сокращение, нейтрализацию и ликвидацию источников повышенной опасности в зависимости от объективной возможности и экономической целесообразности вывода из эксплуатации зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии, уменьшение количества рабочих мест с опасными, вредными и неблагоприятными условиями труда; установление надежного предварительного контроля за опасной ситуацией, выявление различных отклонений оборудования от нормы на ранних стадиях; внедрение на производстве, транспорте специальных устройств, сигнализирующие о наличии опасной ситуации, или блокируют неправильные действия лица; четкую регламентацию действий в типовых опасных ситуациях и отработка стандартов поведения в них и др.

Влияние на личность. Это направление предусматривает надлежащий подбор сотрудников для работы, связанной с источниками повышенной опасности, не только по профессиональному критерию, но и с учетом психологических и психофизических качеств; установление и совершенствование контроля за деятельностью лиц, связанной с повышенной опасностью, постоянный обзор состояния их здоровья, научную организацию их труда с учетом рекомендаций медицины и психологии, обязательный инструктаж по специальным программам.

Все меры профилактики неосторожных преступлений имеют сходство и могут совпадать с мерами защиты от случайного причинения вреда, поскольку они ориентированы не только на возможных правонарушителей, но и на предотвращения случайных деликтов. Однако это не уменьшает их антикриминогенного влияния, через то, что достигается та же цель — недопущение неосторожного преступного поведения лица.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под неосторожной преступностью?

2. Какова структура неосторожных преступлений?

3. Определите основные детерминанты неосторожной преступности.

4. Охарактеризуйте личность преступника, совершающего неосторожные преступления.

5. Какие меры предупреждения необходимы для минимизации неосторожных преступлений?

Многообразие видов неосторожных преступлений обусловливает и необходимость дифференциации мер по их предупреждению.

Ведущими в предупреждении неосторожных преступлений, связанных с легкомыслием и небрежностью, профессиональной непригодностью операторов источников повышенной опасности, участников других работ, требующих особой предусмотрительности, являются меры, рассчитанные на реализацию более широкой задачи, чем профилактика преступной ошибки, а именно на профилактику ошибки вообще, независимо от того, порождена ли она небрежностью исполнителя работ, конструктора либо изготовителя машин и механизмов или случаем. В этом аспекте в поле зрения разработчиков криминологических рекомендаций должны быть меры контроля за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации, за наличием и техническим уровнем систем безопасности, дублированием этих систем на решающих участках и т.д. Столь же детально должны прорабатываться рекомендации по профессиональному отбору операторов исходя из психофизиологических свойств, по обучению их и тренажу в условиях экспериментально вызванных экстремальных ситуаций, по контролю за состоянием их работоспособности во время дежурства или исполнения работ.

Специальными для профилактики неосторожных преступлений можно назвать меры, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора, иной профессиональной ошибке исполнителя и управленческой ошибке должностного лица. Речь идет об установлении устройств, сообщающих о возникновении опасной ситуации путем звуковых или световых сигналов; устройств, блокирующих неправильные действия оператора; автоматизированных и кибернетизированных систем управления; устройств, препятствующих доступу посторонних лиц к источнику повышенной опасности; наконец, приспособлений, непосредственно защищающих людей от травм.

Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по специальной программе операторов источников повышенной опасности, исполнителей других работ, требующих особой предусмотрительности, руководителей и других должностных лиц, как и предостережение путем соответствующих надписей лиц, попадающих в опасную зону.

Для предупреждения неосторожных преступлений важны и меры, рассчитанные на обеспечение максимальной безопасности конструкций машин и механизмов, их исправности и нормальных условий эксплуатации, воспрепятствование доступу к ним посторонних или непроинструктированных лиц. Профилактическая деятельность инспекций (регистров), проверяющих состояние машин и механизмов, наличие и исправность систем безопасности (сигнальных и блокирующих), ограничение доступа в опасную зону, как и обученность работников и их готовность соблюдать нормы безопасности, также имеют большое значение.

Ряд мер профилактики неосторожных преступлений адресован населению. Речь идет об обучении правилам транспортной и пожарной безопасности, правилам эксплуатации бытовой техники, охотничьего оружия и т.п., об ограничении владения предметами, в процессе пользования которыми или доступа к которым может быть допущена преступная ошибка лиц, состояние здоровья или негативные привычки поведения которых позволяют прогнозировать опасность (правила для владельцев оружия, пользователей ядами и сильнодействующими лекарствами, конструкторов кустарных транспортных средств, пользователей бытовых пожароопасных приборов), а также о системе экологического воспитания.

Одна из мер, имеющих профилактическое значение, - разработка криминологами, психологами, специалистами в области соответствующих видов человеческой деятельности профессиограмм операторов источников повышенной опасности и других лиц, связанных с работами, которые требуют особой предусмотрительности (исполнителей и руководителей). Эти профессиограммы конкретизируются по видам деятельности. Вместе с тем имеются и общие требования к профессиональным качествам личности: самообладание, быстрота принятия решения и реакции на ситуацию, стрессо- и помехоустойчивость; способность применять без колебаний принятое решение, осуществляя контроль за его эффективностью; осознание социальной ответственности и профессионального долга, готовность им следовать.

Научная обоснованность этих профессиограмм, внедрение их в практику профессиональной деятельности и контроля за ней представляются существенным аспектом повышения эффективности профилактики неосторожных гфеступлений. И наоборот, распространенные еще кустарщина и формализм в этой сфере являются значимым криминогенным фактором.

Неотвратимые административные и дисциплинарные санкции за нарушения правил безопасности на производстве и в быту позволяют осуществить раннюю, допреступную профилактику, которая способна блокировать перерастание многих правонарушений (например, связанных с пьянством) в преступления.

Уже несколько лет функционируют экологические прокуратуры, экологическая милиция. Эффективным является использование су-дебно-экологических и судебно-психологических экспертиз, особенно при установлении должностной халатности или профессиональной непригодности для того, чтобы занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Целенаправленная профилактика неосторожных преступлений необходима и на уровне индивидуальной или групповой работы с конкретными лицами, поведение которых может создать ситуации этих преступлений или непосредственно содержать преступную ошибку. Имеются в виду воспитательная работа и правовые меры воздействия в отношении операторов источников повышенной опасности, участников работ, требующих особой предусмотрительности, владельцев оружия, которые злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики и другие сильнодействующие вещества не в медицинских целях, демонстрируют пренебрежительное отношение к нормам безопасности, выполняют указания руководителей о работе в условиях, угрожающих безопасности окружающих (усталости, болезни, неисправности техники, неблагоприятных метеоусловий). Воспитательное и правовое воздействие необходимо осуществлять также в отношении должностных лиц, не обращающих внимания на эти дефекты поведения подчиненных, а тем более требующих от них такого поведения в карьеристских или иных личных целях.

Индивидуальная воспитательная работа должна охватывать не только лиц, поведение которых непосредственно реализует преступную ошибку, но и лиц с повышенной виктимностью создания ситуации для такой ошибки (лица с болезнями зрения и слуха, не обращающие на это внимания, находясь на транспортных магистралях; члены семьи владельца личного транспорта или оружия, поощряющие его лихачество). Эффективным является системное взаимодействие общих и специальных мер предупреждения, интенсификация ранней профилактики, неотвратимость ответственности за каждое правонарушение и преступление, происшествий, вызываемых чисто конструктивными недостатками, и в то же время возросло число крушений, катастроф и аварий, причиной которых является неосторожное поведение человека. По данным мировой статистики из каждых трех происшествий на транспорте два обусловлены человеческим фактором.

На протяжении длительного времени подобная пропорциональность сохраняется. Особенность неосторожных преступлений заключается в том, что причинный комплекс данных преступлений как бы затушеван и методы индивидуальной профилактики не успевают за преступлением. Отсюда условием эффективности профилактики транспортных происшествий должно стать постоянное взаимодействие различных ведомств и правоохранительных органов.

Основными направлениями профилактики транспортных происшествий должны быть:

- разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению происшествий, предусматривающая меры социально-правового, организационно-технического характера;

- совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий;

- постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных происшествиях;

- совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта;

- повышения уровня профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта;

повышение уровня профессиональной подготовки работников

Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на:

- повышение безопасности автотранспорта и иной техники;

- улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля;

- развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т. п.).

Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов. Усиление контроля над ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.

В зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер, в отечественной - большее внимание уделяется мерам тактическим и оперативным (воздействие на человека). И это различие сказывается на результатах: уровень травматизма в России в* 5-8 раз выше, чем в развитых странах мира. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибает 15, тогда как в США и Германии - только 2, в Италии и Швейцарии - 3.

Список использованной литературы

1. Бурлакова, В.Н. Криминология. Учебник для юридических вузов Санкт-Петербургская академия МВД России, 2003.

2. Вицин С.Е., Уткин В.А. Криминология. Учебное пособие. – М., 2005.

3. Гилинский Я.И. Криминология / Я.И. Гилинский. - М.: Юрист, 2005.

4. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2004. с

5. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. - М.: Юриспруденция, 2005.

6. Хохряков Г.Ф. Криминология - М.: Дело, 2004.

7. Четвериков В.С. Криминология: Учебное пособие. М.,2005.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 38399
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: