Таран нестерова первая мировая война кратко

Обновлено: 06.07.2024

Восьмого сентября 1914 года штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров совершил первый в условиях боевых действий таран вражеского самолета. Отважный пилот немного не рассчитал — этот таран оказался роковым не только для противника, но и для самого Нестерова.

Самолеты в начале Первой мировой

К моменту этого боя Петр Николаевич совершил 28 боевых вылетов. И успел отличиться, проведя во время одного из рейдов столь удачную бомбардировку австрийских позиций, что командование вражеской армии назначило за него награду.

Но в начале Первой мировой войны на самолеты в основном возлагалась задача по разведке. А потому пилоты были вооружены карабинами и револьверами. Пулеметы в воздушном флоте Российской империи в то время устанавливались только на бомбардировщик "Илья Муромец" Игоря Сикорского.

В день, когда Нестеров совершил таран, разведку позиций русской армии возле города Жолква (ныне во Львовской области) вел австрийский самолет "Альбатрос", в котором находился пилот Франц Малина и наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. "Достать" его с земли было невозможно, самолет летел слишком высоко.

Подвиг Петра Нестерова

Самолет Нестерова — "Моран" — был более быстрым и легким. Русский летчик быстро настиг "Альбатрос" и попытался ударить его шасси аэроплана по краю несущей плоскости австрийского самолета.

Но Нестеров ошибся в расчете и удар пришелся в среднюю часть "австрийца". В результате удара от "Морана" оторвался двигатель и аэроплан стал падать. "Альбатрос" еще некоторое время продолжал полет, но вскоре рухнул. Петр Нестеров и оба австрийских пилота погибли в результате этого столкновения.

Нестеров был впоследствии торжественно похоронен в Киеве. Город Жолква в 1951 году был переименован в Нестеров и назывался так до 1992 года. Возле города был создан мемориал и небольшой музей. Они были заброшены и разграблены в 1990-е годы.

В отчета об обстоятельствах произошедшего, подготовленном после последнего боя Нестерова, указывалось, что штабс-капитан не собирался таранить вражеский самолет ценой собственной жизни. В документе отмечалось, что летчик давно указывал на возможность тарана вражеского самолета "ударами сверху колесами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата". Что сам Нестеров и попытался сделать.

Штабс-капитан П. Н. Нестеров, увидев в районе Желтиева, в Галиции, летящий над нашим расположением австрийский аэроплан, собиравшийся бросить бомбы, взлетел на воздух, атаковал неприятеля и протаранил неприятельский аппарат, предотвратив жертвы в наших войсках. Сам Нестеров при этом погиб смертью героя.

Командиры


Основоположник фигур высшего пилотажа

Разработка техники воздушного боя

Во время Первой мировой войны, будучи командиром 11-го авиационного корпусного отряда 3 авиационной роты 3 армии Северо-Западного фронта, он много внимания уделял обучению пилотов. Штабс-капитан и его подчинённые летали прекрасно. Австрийское командование объявило награду тому, кто собьёт Нестерова. Авиация в то время была необходима для связи и сбора разведывательных данных. А Пётр Николаевич разрабатывал технику воздушного боя, успешно осуществлял с аэроплана бомбометание приспособленными для этой цели артиллерийскими снарядами, корректировку огня артиллерии. Кроме того, он использовал для уничтожения дирижаблей пилообразный нож, прикреплённый к хвосту самолёта, или спускал тонкую медную проволоку с грузом, чтобы перебить винт машины противника. Всем его экспериментам предшествовал точный математический расчёт.

Первый боевой воздушный таран

Н. А. Яцук предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.

Гибель Нестерова

Медицинская комиссия осмотрела тело героя, выявила перелом позвоночника и повреждения позвоночника. Она сделала заключение, что Нестеров погиб в воздухе при столкновении самолётов.

Тело героя доставили в штаб армии. Проститься с ним пришли его сослуживцы и все высшие чины штаба, даже командующий 3 армией генерал Н.В. Рузский. После воинских почестей Нестеров был захоронен в Киеве. Он получил чин капитана, был посмертно удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Это было первое в мире в применение воздушного тарана. Событие произошло 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года. Ценой своей жизни герой совершил подвиг, сбив вражеский самолёт. Молодой штабс-капитан представлял степень опасности своих действий, но не собирался погибать, его гибель стала ценой ошибки, совершённой во время тарана. По примеру П.Н. Нестерова во время Великой Отечественной войны было совершено более 600 таранов.

 (336x500, 43Kb)

Будущий летчик родился 15 (27) февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде в семье офицера, служащего в Кадетском корпусе. Естественно, что в этом учебном заведении началась военная карьера Петра. В 1904 году его, как одного из лучших выпускников корпуса, приняли в Михайловское артиллерийское училище. Стоит отметить, что в России артиллерийские офицеры традиционно получали хорошую математическую подготовку, что впоследствии позволило Нестерову проводить теоретическое обоснования многих своих летных экспериментов.

Штабс-капитан Нестеров

В 1906 году для подпоручика Нестерова, получившего назначение в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, началась офицерская служба. Но в артиллерии он пробыл недолго. В 1909 году его прикомандировывали к воздухоплавательной роте, которая имела привязные аэростаты для наблюдения и корректировки огня артиллерии. На таком аэростате Нестеров впервые поднялся в небо. Но это был только пробный шаг. Увлечение авиацией началось для него в 1910 году, когда он был переведен в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду.

 (350x217, 14Kb)

Чтобы стать военным летчиком, осенью 1911 года Нестеров поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу. Обучение заняло около года. Уже осенью 1912 года он получил диплом авиатора, а затем и военного лётчика. Во время учебы Нестеров находил время и для творчества, он работал над проблемами живучести самолётов, повышения безопасности полётов, тактики воздушного боя. Некоторые его предложения значительно опережали время, например, наброски моноплана с изменяющимся углом наклона крыла.

П.Н.Нестеров перед вылетом

Чтобы продемонстрировать истинные возможности самолетов, им были проведены несколько дальних перелетов, в том числе из Киева в Гатчину и групповой перелёт трёх самолётов по круговому маршруту Киев - Остёр - Козелец - Нежин - Киев.

Понимая, что война не за горами, Нестеров продолжал совершенствовать летное мастерство, первым стал отрабатывать атаку самолета противника, взлеты и посадки в темноте. Став начальником авиационного отряда, настойчиво обучал подчиненных, готовя их к предстоящим боям.

 (500x667, 63Kb)

За свой подвиг штабс-капитан Нестеров был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4 степени. Городок Жолква, под которым был совершен первый авиационный таран, до 1992 года носил имя Нестерова. В городе был установлен памятник летчику. Но парадоксы нашего времени - теперь на нестеровском постаменте установлена статуя оуновца Евгения Коновальца.

Памятник П.Н. Нестерову в Нижнем Новгороде.

 (300x525, 28Kb)

В наши дни памятники герою стоят в Киеве и на его родине в Нижнем Новгороде, его имя носят летные школы и авиаклубы, памяти Петра Нестерова посвящаются престижные международные соревнования по авиаспорту, а победители первенства мира по высшему пилотажу получают переходящий приз - кубок Нестерова.

Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 в системе государственных наград России учреждена медаль Нестерова.

Пётр Николаевич Нестеров — русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова).
Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

Родился в Нижнем Новгороде 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1887 года в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа (8 сентября по старому стилю) 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров закончил корпус.

После окончания корпуса Пётр Николаевич в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906, отлично выдержав выпускные экзамены, Нестеров, произведённый в подпоручики, попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

На эту шараду Нестеров, угадавший себя в этом четверостишии, ответил так:
«
Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.

Из Иллюстрированного журнала Искры Воскресенье, 25 мая 1914 года № 20

Первая мировая война

В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.
Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Нестеров погиб в 27 лет. После Нестерова остались жена и двое детей — девочка, 5-ти лет, и мальчик, 3-х лет.

Генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии М. Д. Бонч-Бруевич, ставший невольным свидетелем гибели пилота, приводит в своих мемуарах следующие воспоминания:

Австрийский аэроплан держался на порядочной высоте и всё время делал круги над Жолкевом, что-то высматривая.

Едва я отыскал в безоблачном небе австрийца, как послышался шум поднимавшегося из-за замка самолёта. Оказалось, что это снова взлетел неустрашимый Нестеров.

Потом рассказывали, что штабс-капитан, услышав гул австрийского самолёта, выскочил из своей палатки и как был в одних чулках забрался в самолёт и полетел на врага, даже не привязав себя ремнями к сиденью.

Поднявшись, Нестеров стремительно полетел навстречу австрийцу. Солнце мешало смотреть вверх, и я не приметил всех манёвров отважного штабс-капитана, хотя, как и все окружающие, с замирающим сердцем следил за развёртывавшимся в воздухе единоборством.

Наконец, самолёт Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересёк его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан,- мне показалось, что я отчётливо видел, как столкнулись самолёты.

Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолёт стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе.

Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего лётчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. Впервые применённый в авиации таран как-то ни до кого не дошёл. Даже я, в те времена пристально следивший за авиацией, не подумал о том, что самолёт, таранивший противника, не может выдержать такого страшного удара. В те времена самолёт был весьма хрупкой, легко ломающейся машиной.

Неожиданно я увидел, как из русского самолёта выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура лётчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолёта. Парашюта наша авиация ещё не знала; читатель вряд ли в состоянии представить себе ужас, который охватил всех нас, следивших за воздушным боем, когда мы увидели славного нашего лётчика, камнем падавшего вниз…

Когда останки Нестерова были привезены в штаб и уложены в сделанный плотниками неуклюжий гроб, я заставил себя подойти к погибшему лётчику, чтобы проститься с ним, — мы давно знали друг друга, и мне этот человек, которого явно связывало офицерское звание, был больше чем симпатичен.

Его темневшая изуродованная голова как-то странно была прилажена к втиснутому в узкий гроб телу. Случившийся рядом штабной врач объяснил мне, что при падении Нестерова шейные позвонки ушли от полученного удара внутрь головы…

— Бонч-Бруевич М. Д. Вся власть Советам!. — Воениздат. — М., 1958.


В 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позднее, в 1980 году, здесь построили мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. Расположение мемориала: на дороге Жолква — Рава-Русская в населённом пункте Воля-Высоцкая.
В 1990-е годы музей был заброшен и разграблен.


Задача данной статьи - выяснить, как заложена гибель выдающегося лётчика ПЕТРА НЕСТЕРОВА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.


14 20 38 57 63 80 95 98 114 121 140 157 171 181 192 207 219 220 226 229 239 263
Н Е С Т Е Р О В П Ё Т Р Н И К О Л А Е В И Ч
263 249 243 225 206 200 183 168 165 149 142 123 106 92 82 71 56 44 43 37 34 24


16 23 42 59 73 83 94 109 121 122 128 131 141 165 179 185 203 222 228 245 260 263
П Ё Т Р Н И К О Л А Е В И Ч Н Е С Т Е Р О В
263 247 240 221 204 190 180 169 154 142 141 135 132 122 98 84 78 60 41 35 18 3


НЕСТЕРОВ ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ = 263 = 106-СОВЕРШИЛ + 157-АВИАКАТАСТРОФУ.

263 = 219-\ АВИАКАТАСТРОФА + 47-ПОГИБ +34-ОТ. \ + 44-УДАРА.

263 = 43-ПРИ + 220-ТАРАНЕ АЭРОПЛАНА ГИБНЕТ.

185 - 84 = 101 = АВИАКАТАСТР\ офа \.


157 = 123-КАТАСТРОФА + 34-ГИБЕЛ\ ь \
______________________________________
123 = КАТАСТРОФА


157 = ГИБНЕТ ПРИ ТАРАНЕ А\ эроплана \
________________________________________
123 = КАТАСТРОФА


165 = . ТАРАНЕ АЭРОПЛАНА
_____________________________
122 = КАТАСТРОФ\ а \

165 - 122 = 43 = УДАР.


263 = 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ + 131-В КАТАСТРОФЕ.


Достоверность этой дешифровки проверим таблицей:


20* 42* 57* 62 72 81 89 99 108 122*132** 135** 146 147 166 167 185*204 221**236 257 263*
У Х О Д И З Ж И З Н И В К А Т А С Т Р О Ф Е
263*243*221*206* 201 191 182 174 164 155 141** 131** 128*117 116 97 96 78* 59** 42* 27 6

а также три одинаковых столбца: 132**\\141** 131**\\135** 59**\\221**

к центральным столбцам 132**\\141** и 135**\\131** слева и справа примыкают по десять букв.


Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 89-ШЕСТОЕ + 66-АВГУСТА = 241 = ЛЕТАЛЬНОЕ В ТАРАНЕ АВИАТОР\ а \.


Проверим эту дешифровку тремя таблицами:


5 8 9 14 37* 38** 57 86* 111*117*135 154*169**175** 176**179**183 203*221 240 241*
Д В А Д Ц А Т Ь Ш Е С Т О Е А В Г У С Т А
241*236 233 232 227 204**203*184 155*130*124*106 87** 72** 66** 65** 62* 58 38* 20 1


12 18 37* 38** 50 79 93 108 114 117* 136 137 154*155*169*175** 176**179**189 190 209 224 241*
Л Е Т А Л Ь Н О Е В Т А Р А Н Е А В И А Т О Р \ а \
241*229 223 204**203*191 162 148 133 127 124*105 104 87* 86* 72** 66** 65** 62* 52 51 32 17


3 22 23 40 41 55 61 73 79 98 99 111*140 154*169**175** 176**179**189 190 209 224 241*
В Т А Р А Н Е Л Е Т А Л Ь Н О Е А В И А Т О Р \ а \
241* 238 219 218 201 200 186 180 168 162 143 142 130*101 87** 72** 66** 65** 62* 52 51 32 17


Мы видим по 4 совпадающих столбца, причём в нижней таблице они идут подряд:


в обеих нижних таблицах читаем:

241 = 189-УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ + 52-ТАРАН.

189 - 52 = 137 = АВИАКАТАСТРОФ\ а \.


Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 66-СЕМЬ = 152 = 47-ПОГИБ + 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА.


Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

157 = ГИБНЕТ ПРИ ТАРАНЕ А\ эроплана \
_________________________________________
123 = ДВАДЦАТЬ СЕМ\ ь \ = КАТАСТРОФА

Штабс-капитан Петр Нестеров: траектория подвига

Отечественные авиаторы и авиаконструкторы – это ярчайшая плеяда первооткрывателей и первопроходцев мировой авиации. И в этом созвездии особенно ярко сверкает имя летчика, авиаконструктора и теоретика Петра Нестерова.

Офицер, сын офицера

Отечественная история конца XIX — начала ХХ века знает множество необыкновенно целеустремленных людей, заставивших российскую науку и технику, географию и военное дело шагнуть далеко вперед. И это совершенно закономерно. Сама эпоха требовала таких персонажей, и социум активно откликался на такой запрос, давая возможность реализоваться людям без особой оглядки на сословия.

Жизнь Петра Нестерова служит еще одним примером тому. Третий ребенок в семье штабс-капитана Николая Нестерова, воспитателя Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса, он очень рано узнал, что такое стесненные обстоятельства жизни. Каприз судьбы: отец будущего легендарного летчика умер в 1889 году в том же возрасте, в котором погибнет его сын – в 27 лет. Его вдова, Маргарита Нестерова, осталась одна с дочерью и тремя сыновьями, старшему из которых было семь лет, а младшему едва исполнилось несколько месяцев. Небольшая офицерская пенсия не оставляла мальчишкам иного шанса на образование, как бесплатное обучение в том же кадетском корпусе. И десятилетний Петр вслед за старшим братом Николаем отправился постигать военную науку.

Дальнейшая карьера Петра Николаевича Нестерова могла бы сложиться более чем гладко. Будучи одним из лучших выпускников 1904 года, он получает направление на дальнейшую учебу в Михайловское артиллерийское училище – одно из лучших того времени. Его Нестеров тоже окончил блестяще. И настолько, что получил право выбора места службы. И… выбрал Владивосток! Хотя мог остаться в столице, поступить на службу в конную артиллерию, считавшуюся привилегированным родом войск. Но отправился далеко за Урал, чтобы не отказываться от своей любви.

Любовь стоит Дальнего Востока

Современному молодому человеку решение, принятое Нестеровым, может показаться удивительным, а вот для его однокашников и сослуживцев оно было совершенно естественным. Молодые офицеры того времени имели право вступать в брак только по достижении 23 лет. Нестерову же едва-едва исполнилось восемнадцать. Чтобы жениться, ему требовалось разрешение начальства, а чтобы получить его, нужно было доказать свою финансовую состоятельность: представить документы на недвижимость, которая приносит ежемесячный доход не менее 250 рублей, или сделать банковский вклад на сумму 5000 рублей – колоссальную по тем временам сумму.

Избежать этого можно было, только если годовой доход офицера составлял более 1200 рублей. На такой заработок могли рассчитывать прежде всего офицеры, служившие в дальних гарнизонах. В том числе и в дислоцированной во Владивостоке 9-й Восточно-Сибирской стрелковой Его Императорского Высочества Генерал-Фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича артиллерийской бригаде, в которую и был зачислен подпоручик Нестеров. Но зато к месту службы он отправился с молодой женой Надеждой.

История жены Петра Нестерова заслуживает отдельного короткого рассказа. Родилась и крещена она была под именем Ядвиги Луневской, поскольку появилась на свет в небогатой семье польских крестьян. Жившие на грани нищеты родители поступили так, как нередко делали в то время такие же бедняки: отдали дочь на воспитание бездетным богатым соседям Галицким. Те воспитали приемную дочь в православной вере, дали новое имя – Надежда, а со временем перевезли вместе с собой в Нижний Новгород. Там-то и познакомились Надя и Петя, которым суждено было полюбить друг друга и стать на удивление всем сослуживцам Нестерова очень нежной и верной парой. Которой, к сожалению, было отпущено совсем немного времени на счастье.

Путь в небо

Доказывая справедливость давней кадетской характеристики, подпоручик Нестеров уже на первом месте службы проявил себя как инициативный военный, способный внедрить в рутинную службу новаторские идеи. Командование, оценив рвение, молодого офицера прикомандировало к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата. Совсем уж новой эту идею назвать нельзя, поскольку с подобной целью аэростаты использовал русский флот еще в Русско-японскую войну. Но вот на суше эта идея почему-то не приживалась, и в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде автором нововведения числился именно Нестеров.

Новое увлечение небом окрепло, когда на Северном Кавказе Нестеров познакомился с Артемием Кацияном – легендарным авиатором того времени. Уроженец Северной Осетии, Артемий учился живописи, но променял ее на небо: в 1909 году он стал 29-м дипломированным летчиком в России. Кациян и заронил в Нестерова мечту о покорении неба, попутно познакомив с основами создания летательных аппаратов тяжелее воздуха: как раз в то время несостоявшийся художник строил во Владикавказе планер собственной конструкции.

От первого полета до первого тарана

После первого полета Петр Нестеров окончательно решает сменить карьеру артиллериста на стезю авиатора и добивается откомандирования в сформированную годом ранее Офицерскую воздухоплавательную школу. Пройдя полный курс обучения воздухоплаванию, поручик Нестеров завершает его 18 августа 1912 года уникальным тринадцатичасовым полетом на аэростате на расстояние в 750 верст. А через одиннадцать дней он уже становится слушателем авиационного отдела той же школы. К этому времени в руках у Нестерова уже был диплом пилота-авиатора, выданный школой авиации Всероссийского аэроклуба в Санкт-Петербурге, а 5 октября 1912 года он получает новое звание – военного летчика.

Кроме того, он успевает разработать два проекта бескилевого самолета с увеличенной площадью вертикального оперения, теоретически обосновать и проверить на практике технику взаимодействия авиации с полевыми войсками и доказать собственным примером, что для настоящего военного летчика оружием может служить все, в том числе и его собственный самолет.

Читайте также: