Философские идеи анаксагора и эмпедокла кратко

Обновлено: 07.07.2024

Жизнь. Эмпедокл жил в городе Акраганте, Сицилия, приблизительно между 492 и 432 гг. до Р. Х. Утверждают, что он был участником борьбы за демократическое правление в родном городе. Судя по упоминаниям о нем, Эмпедокл был в равной степени как магом, так и натурфилософом.

Труды. До нас дошло около 150 фрагментов работ Эмпедокла, а также сведения о нем из других источников.

Эмпедокл оперирует четырьмя элементами (или неизменными примитивными началами): огнем, воздухом, водой и землей, а также двумя силами разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Эмпедокл указывал на два отличия своего учения от учений милетской школы.

1) Допускаются четыре неизменных первоначала (а не одно, ср. с Фалесом и Демокритом).

2) Наряду с первоначалами вводятся силы (изменение и силы не являются внутренне присущими началам, ср. с Аристотелем).

Жизнь. Анаксагор жил приблизительно с 498 по 428 гг. до Р. Х. Ранние годы он провел в городе Клазомены, в зрелом возрасте жил в Афинах, где занимал видное место среди интеллектуалов. Анаксагор входил в окружение Перикла (Pericles, ок. 495–429 до Р. Х.), но был вынужден покинуть Афины из‑за своих взглядов, противоречивших традиционным верованиям. Помимо прочего, он утверждал, что солнце является не богом, а большим пылающим телом.

Труды. Сохранилось 22 фрагмента работ Анаксагора.

Используя наш пример с кухней, можно сказать, что Анаксагор существенно расширил число находящихся в ней шкафов с тем, чтобы они содержали бесконечное число разных продуктов‑ингредиентов. При этом он объяснял изменение в принципе так же, как и Эмпедокл.

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

Эмпедокл предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может: из ничего ничего не возникает.

Превращение Эмпедокл объяснял, как соединение и распад воды, огня, воздуха и земли. Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов. Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединенияи разделения. Концепция восприятия: подобное познается подобным.

Софисты и Сократ.

Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик , были мудрецами особого рода.Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе и стали платными учителями мудрости, учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора. Распространяли знания о самом человеке и его сознании,утверждали, человек есть мера всех вещей. Сократ понимал человека, как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал, как объективное, независимое от меня людей знанием, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий.Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.

Левкипп и Демокрит.

Имена Левкипп и Демокрит тесно связаны с атомистической теорией. Независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит. Он признаёт существование двух начал: бытия и небытия, существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Бытие множественно и делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться. Он считал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью.Демокрит одним из первых дал представление о процессе познания, выделив в нём чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание идёт от чувств к разуму.

Философское учение Платона.

Эмпедокл предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может: из ничего ничего не возникает.

Превращение Эмпедокл объяснял, как соединение и распад воды, огня, воздуха и земли. Эти четыре элемента никогда не возникали, они существовали изначально, а все остальные вещи получаются из смешения в разных пропорциях этих элементов. Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимы две духовные силы: соединенияи разделения. Концепция восприятия: подобное познается подобным.




Софисты и Сократ.

Софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик , были мудрецами особого рода.Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе и стали платными учителями мудрости, учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора. Распространяли знания о самом человеке и его сознании,утверждали, человек есть мера всех вещей. Сократ понимал человека, как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал, как объективное, независимое от меня людей знанием, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий.Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.

Левкипп и Демокрит.

Имена Левкипп и Демокрит тесно связаны с атомистической теорией. Независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит. Он признаёт существование двух начал: бытия и небытия, существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Бытие множественно и делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться. Он считал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью.Демокрит одним из первых дал представление о процессе познания, выделив в нём чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание идёт от чувств к разуму.

Философское учение Платона.

Противоречие этих школ пытались разрешить два философа V в. — Эмпедокл и Анаксагор.

Эмпедокл был родом из Сицилии, жил приблизительно между 490 и 430 гг. Он дал следующее остроумное решение противоречия.

Затем Эмпедокл поставил вопрос о движении элементов. Какая сила их соединяет и разделяет? В ответе на этот вопрос у Эмпедокла есть попытка впервые поставить вопрос о материи и духе.

Все предыдущие философы — и ионийцы, и Парменид, и Гераклит — были примитивными материалистами. Правда, у Гераклита есть понятие логоса, но этот разум, правящий миром, не имеет у него идеалистического характера, это — универсальный закон.

Материя существует в различных комбинациях, в различных сочетаниях. А что движет эту материю? На этот вопрос ответа дано пока не было.

Эмпедокл объяснял движение материи действием любви и ненависти. Любовь и ненависть — две силы, движущие всем миром. Это — философский антропоморфизм, т. е. перенесение на природу чисто человеческих сил — эмоций.

Как же действуют любовь и ненависть? Ненависть разделяет элементы, любовь их соединяет. На этом основании Эмпедокл строит учение о мировых циклах.

Есть такой момент, когда в мире целиком господствует любовь. Тогда все элементы слиты теснейшим образом друг с другом, отдельных вещей не существует. Затем начинает усиливаться ненависть, разделяющая элементы. Путем разделения соединенных элементов образуются вещи.

Наконец в процессе развития мир доходит до точки высшего господства ненависти. Тогда все четыре элемента абсолютно разделены, вещей снова нет.

Затем опять начинает усиливаться любовь, элементы опять начинают соединяться, опять создается вселенная из вещей и т. д.

Такова своеобразная циклическая теория Эмпедокла. В ней же имеется попытка разделения духа и материи. Правда, эта попытка еще очень наивна, так как дух выступает в грубо антропоморфной форме любви и ненависти. Но первый шаг был сделан.

Эмпедокл кроме того развил мысль Анаксимандра о приспособлении к среде как о факторе развития животных и растительных видов. Конечно и это было сделано в очень наивной форме.

Эмпедокл учил, что в периоды соединения и разделения элементов получаются самые случайные комбинации, так например появляются туловища с несколькими руками, головы с несколькими глазами и т. п. Все такие существа погибают, так как они не приспособлены к жизни. Выживают лишь те, у которых органы соединены наиболее целесообразно.

Дальнейшее развитие проблемы бытия и становления, духа и материи, мы находим у современника Эмпедокла, Анаксагора. Об Анаксагоре мы уже упоминали, как о близком друге Перикла.

С другой стороны, уточняется понятие движущего начала, выступающего у Эмпедокла в наивной форме любви и ненависти.

В философии Анаксагора мы видим первую дуалистическую систему, где оба понятия — дух и материя — достигли уже большого развития, но между ними еще сохраняется известное равновесие, правда, с уклоном в сторону духовного начала. Как всякий дуализм, философия Анаксагора была переходной, подготовляющей более высокую ступень философского синтеза.

Анаксагор был передовым для своей эпохи астрономом; он высказал мысль о том, что солнце и планеты — раскаленные тела.

Тезисы

Эмпедокл и Анаксагор создали две противоположные, крайние концепции восприятия и, соответственно, мышления: Эмпедокл развивал теорию восприятия подобного подобным, и мышления как особого вида ощущения, Анаксагор – восприятия подобного неподобным и мышления как принципиально отделенного от всего материального.

Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) родом из Акраганта, греческой колонии на Сицилии, поражал современников своей необычной жизнью. Он был ярым приверженцем демократии, отклонив предложение стать царем Акраганта, и выступал за равные права всех граждан и борясь даже за права животных. Во впечатляющих стихах Эмпедокл изображал жестокость жертвоприношений и употребления мяса в пищу, поскольку полагал, следуя Пифагору, что души людей после смерти не погибают, а переселяются в других живых существ. Таким образом, уничтожая животное, мы, возможно, уничтожаем тем самым близких и любимых нам людей.

Эмпедокл предложил такое решение загадки возникновения: то, что нам кажется возникновением, на самом деле превращение. Возникновения в точном смысле этого слова быть не может:

из ничего ничего не возникает

мясо – из всех элементов поровну; жилы – из смеси части огня и земли с двумя частями воды;
кости – из двух частей воды, двух частей земли и четырех огня

Эмпедокл сравнивал наш мир с картиной живописца – на картине мы видим людей, животных, растения, а на самом деле все они состоят из нескольких смешанных друг с другом красок.

Эти элементы Эмпедокл считал божественными, говоря, что

огонь – это Зевс;
воздух – Айдоней;
вода – Нестида;
земля – Гера

Однако Эмпедокл считал, что сами по себе материальные элементы не могут ничего произвести. Для того, чтобы из них образовался мир в целом и отдельные вещи, необходимо, чтобы имелись две духовные силы: соединения (Любовь, Гармония, Степенноокий Лад) и разделения (Вражда, Гибель, Распря). Эти две силы попеременно царствуют в мире. При царствовании Любви все элементы равным образом смешаны и образуют однородный шар – Сфайрос. Однако постепенно в этот мир проникает Вражда, которая разделяет разнородные элементы и соединяет однородные. Любовь же побуждает их соединится вновь. Везде – и среди живых существ, и в неодушевленной природе – мы можем видеть, как действуют эти силы.

В своем представлении о происхождении космоса (космогонии) Эмпедокл также использует учение об элементах.

Космогония Эмпедокла

Изначально существуют четыре элемента, скрепляемые Любовью и раздираемые Враждой.
Когда царствует Любовь, элементы скрепляются в однородный шар-сфайрос.
Когда царствует Вражда, элементы разделяются и производят множество вещей.
Царства Любви и Вражды бесконечно меняют друг друга.

Происхождение животных

В начале царства Вражды появляются из элементов отдельные части животных – головы, руки, ноги. Эти части соединяются как попало, порождая чудовищ-монстров.

Нежизнеспособные, составленные из неподходящих частей (например, из одних только рук) животные умирают, а те, части которых подходят друг другу – остаются жить.

Эмпедокл понимал, что перейти от элементов к сложным организмам невозможно, поэтому он ввел посредующие стадии – эпоху отдельных органов и эпоху монстров. Эти эпохи очень красочно описаны в его стихах; так он описывает эпоху органов:

Небо он представляет состоящим из ледообразного воздуха, замерзшего под действием огня – ведь огонь, выпаривая воду, быстрее способствует отвердению, чем холод. Также благодаря огню образовались горы на Земле. Земля покоится на своем месте, поскольку вращение неба гораздо быстрее вращения Земли и препятствует падению. Поясняется это таким примером: если быстро вращать ковш, то вода из него не будет выливаться, даже когда ковш перевернут.

Созерцать небо – вот ради чего человек пришел в этот мир, ради чего стоит жить – так считал Анаксагор. Изучению небесных тел и атмосферных явлений он посвятил большую часть своих занятий. Именно он открыл, что затмение Солнца бывает оттого, что между ним и Землей проходит Луна. Небо, по его мнению, состоит из камней, которые не падают на Землю только потому, что несутся с огромной скоростью; стоит им замедлить движение и небо рухнет на землю. Солнце он назвал куском раскаленного металла, величиной больше Пелопоннеса. Земля, согласно его учению, располагается в центре вселенной и имеет плоскую форму.

Однако благодаря заступничеству Перикла, почитаемого афинянами, Анаксагор был отпущен и отправлен в изгнание в Лампаск, где он и умер, отказавшись есть.

Однако перед Анаксагором встает другая загадка: если в некоторой материи содержатся семена всех предметов, то почему из нее выделяется именно этот предмет, а не любой другой? Не сумев объяснить это лишь причинами, относящимися к материальной природе, Анаксагор ввел другое, нематериальное начало – Ум, правящий миром, который и дает закон, согласно которому из хаотической смеси всего появляются различные вещи.

Анаксагор также обратил внимание на принципиальное различие человеческого ума и ощущения. Только ум может воспринимать истинное положение вещей, ощущение же часто ошибается. Чтобы показать слабость ощущения, Анаксагор приводит пример с краской – если мы смешаем каплю темной краски с большим количеством светлой, то чувство не различит ее, хотя разум будет знать об этом.

Также Анаксагор предложил свою версию космогонии:

Вначале была косная смесь всех частиц-семян, разделенная лишь на два слоя – один состоящий из более сухих, светлых, теплых частиц, другой – из влажных, темных, холодных.

Ум, пробудившись, привел в движение эту массу, из-за чего из нее стали выделятся отдельные вещи.

После этого первого движения, приданного Умом, вселенная далее стала уже вращаться сама, производя далее разнообразные вещи.

Читайте также: