Индивидуализм это в обществознании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Индивидуализм является дизайн философии , политической , моральной и социологический , где индивид занимает центральное место, в отличие от теории целостных , которые противоречат доминировать социальная группа . Следовательно, это правило личной идентичности по отношению к коллективной идентичности . Тем не менее, в зависимости от того, связано ли оно с предписанием модели для общества или просто описанием его реальности, это понятие можно рассматривать с нескольких различных точек зрения:

  • Как политическаяидеология , основанная на превосходстве прав , интересов и ценности личности : если либеральный или анархический индивидуализм защищает индивидуальную автономию перед лицом различных социальных и политических институтов ( семья , клан , корпорация , каста . ) - воспринимается как препятствуя, даже подавляя - аристократический индивидуализм из-за своей антисовременности остается очень критичным по отношению к общепринятым концепциям этой первой формы индивидуализма;
  • Как наблюдаемый социологический феномен , и в этом случае индивидуализм просто обозначает процесс дистанцирования индивида от групп, к которым он принадлежит , в обществе, где постепенно устанавливается примат индивида над коллективом; именно в этом смысле индивидуализм часто приравнивается к растущему эгоизму в уничижительном сравнении, которое многие социологи воспринимают как массовое заблуждение.

Резюме

Политика

Философские принципы

Индивидуализм основан на двух принципах:

  • Свобода личности , фундаментальная свобода исконных прав, гарантированных человеку и на которые не могут посягать интересы общества;
  • Моральнаяавтономия , право человека высказывать свое мнение по собственному усмотрению без принуждения какой-либо социальной группы .

Утверждение личности также может служить для утверждения личных талантов, не обязательно противодействуя идее коллективного строительства или даже участвуя в нем. С этой точки зрения индивидуализм может дать ответ на проблему количества и разнообразия информации и проблем в обществе. Тогда сложность поднятых проблем может найти выход в социальном интеллекте , который связывает человека и коллектив.

Таким образом, индивидуализм противоположен примату группы над индивидуумом, в частности, воплощенному в политических идеологиях, относящихся к национализму , социализму или любой другой форме политического коллективизма . В некоторых случаях он может выступать против демократии , когда последнее приводит к принятию решений , противоречащих индивидуальным интересам, которые Алексис де Токвиль звонки, в своем эссе о демократии в Америке , в тирании большинства .

Концепции политического индивидуализма

Основная теория: либерализм и собственность


Джон Локк , один из первых мыслителей, внесших в политику индивидуалистическую концепцию человека, основывает собственность на правах личности. В результате, являясь предшественником либеральной демократии , он противостоит схоластической христианской традиции , воплощенной в этом пункте святым Фомой Аквинским и до сих пор основывающей собственность на общем благе . Джон Локк предлагает в главе V Второго трактата о гражданском правительстве (1690) теорию права собственности , которое он вытягивает из труда .

Либертарианская теория и максимальная автономия

Либертарианский индивидуализм предлагает прибегать к саморегулированию для удовлетворения индивидуальных потребностей, а не к более высокому коллективному образованию, например, к государству ; Имея это в виду, компания должна основываться на двойном принципе:

  • Уравновешивание социальных отношений и поведения посредством негласных или формальных контрактов - государство и другие сообщества, таким образом, считаются законными только в форме контрактов, которые, среди прочего, должны решаться свободно;
  • Обмен услугами на рыночном уровне , при котором каждый получит удовлетворение своих личных интересов (например, хлеб становится доступным благодаря заинтересованности пекарей в его продаже).

Анархическая теория и отказ от власти

С точки зрения анархистского индивидуализма , освобождение от деспотической власти, представленной государством , религией , моралью или даже человеческим обществом , является необходимой предпосылкой для развития личности, для его достижения - полного и окончательного. Индивидуалистический анархизм выступает против частной собственности , как задумано законом, будь то личные или коллективные, причем последний рассматривается как договор наложенного авторитарными структурами за счет индивидуального.

Философ Макс Штирнер выступает в качестве учредителя в отношении этого тока , который он сам называет эгоистичны в своем эссе Уникальный и его имущества ; в этой работе он критикует прежде всего абстракции человеческого общества , веры или даже политические идеи о человеке, абстракции, ради которых индивид жертвует собой, забывая о своей собственной личности. Для Штирнера эгоизм и индивидуализм - две двойные реальности, даже смешанные, поскольку обе рассматривают удовлетворение индивида как необходимое условие для общества, таким образом делая эгоизм прелюдией к добру, общему . Макс Штирнер резко критикует закон , мораль , справедливость , антропоцентризм , социализм , коммунизм , капитализм , партийную логику , а также этатизм во всех этих формах. Тем не менее, его место в истории либертарианского индивидуализма оспаривается даже внутри этого движения, в частности из-за его оппозиции либерализму и современному естественному праву . Таким образом, Альбер Камю считает в L'Homme revolté , что Штирнер скорее нигилист , поскольку он отвергает мораль и стремится отменить установленные нормы. Радикальность тезиса Штирнера также проявляется в интеллектуальном развитии индивидуалиста Бенджамина Такера , который поначалу весьма неохотно отказывался от юнатурализма ради эгоизма .

Аристократическая теория и индивидуальное превосходство


Фридрих Ницше , который особенно теоретизировал понятие сверхчеловека , основатель аристократического индивидуализма.

Это текущие политические и философские появляется во второй половине XIX - го века, с фигурой философа Фридриха Ницше по его теории сверхчеловека . Из-за трансцендентности своей природы человек с этой точки зрения призван оставить негодование , чтобы принять аристократическую мораль и, таким образом, подняться над массой, сформированной современным обществом , воспринимаемым как ошибочное и нигилистическое . Это движение впоследствии развилось в кино, в частности с Мишелем Одиаром , который выявил форму правого анархизма и определенное отвращение к обществу, рассматриваемому как массу аморфных и декадентских личностей : «Через бесчисленное множество людей. Превратности Франции, процент писающих - единственный, который ни разу не падал. "

Аристократический индивидуализм фактически построен в ответ на возникновение современного атомизированного (in) общества : последнее хорошо описывается как хаотическое и погружающееся в аномию за счет ослабления роли иерархических социальных связей . Этот индивидуализм противоположен либерализму и, следовательно, равноправию . Затем аристократический индивидуалист ищет в себе ключи к более высокой морали, в противовес аморальности, в которой обвиняется современность . Таким образом, эта мораль строится как антиконформистская по отношению к общепринятым ценностям, начиная с универсалистского гуманизма . Он также отрицает, общая противоположность классического чувства индивидуализма , то либерализм из Просвещения во всех его формах: isonomy , естественное право , контрактуализм , утилитаризм , экономизм , эгалитаризм . Из - за этого анти-современности , материализма и гедонизма , рассмотренные декадентские доктрины , также отвергнуты, наряду с социализмом , национализмом , цезаризма , популизма и романтизма .

С точки зрения политической организации общества аристократический индивидуализм выступает за возвращение иерархических социальных отношений как гарантов порядка и сплоченности общества , но также как признание структурного неравенства между людьми: аристократ, таким образом, считает, что личность высокого качества должна господствовать над самыми слабыми, бросая вызов принципам народного суверенитета , парламентаризма , верховенства закона и демократии , воспринимаемых как хаотическая политическая система. И наоборот, аристократические общества Древней Греции , итальянского Возрождения и старого режима воспринимаются ницшеанской мыслью как модели кастового общества , которое философ, особенно критически относящийся к буржуазии , призывает к замене классового общества , исходя из экономической ценности. человека .

Эта перспектива относительно парадоксальна, поскольку, если человек должен по собственному желанию переопределить себя, чтобы избежать современной морали, иерархия и повиновение остаются кардинальными ценностями для сторонников этого течения политической мысли. Затем предлагаются два решения этого противоречия между холизмом и индивидуализмом: либо свобода и индивидуальность зарезервированы для дисциплинированного и автономного меньшинства , и в этом случае нет вопроса о предоставлении одинаковых прав всему народу , приняв проект, очень близкий к политический режим аристократии , а не только аристократический индивидуализм; или моральное сопротивление аристократического индивидуалиста задумано исключительно как реакция по умолчанию на современное общество и, следовательно, в данном случае не предназначено для представления универсального идеала при любых обстоятельствах. Таким образом, эта позиция больше не должна быть в конечном итоге возвращением к целостному обществу, в котором последователи этого направления мысли будут подчиняться социальным иерархическим отношениям , навязанным им вместо их самоопределения до тех пор.

Христианский персонализм

Тонкая версия индивидуализма, называемая персонализмом , также была разработана христианскими мыслителями, такими как Эммануэль Мунье, в начале 1930- х годов в ответ на экономический кризис Великой депрессии . Это интеллектуальное движение отличает понятие индивида, ассимилированного с эгоистичным существом, от понятия личности, которому оно желает отвести центральное место. Последняя определяется как целое, тело и душа, зависящее от других членов сообщества, что четко отличает эту теорию от классического либерального значения индивидуализма . Персонализм , идеологический близкие к социальному католицизм , то корпоративизм и органицизм , но в отличие от либерализма и социализма , занимает на самом деле в довольно дизайн целостного общества и отвергает видение механистическое , конвенционалистский , Редукционистский или материалистическую последние, из - за его сильную религиозную привязанность .

Социология

Структурирование и проблемные характеристики

Сотрудничество и солидарность

Тип социальной сплоченности в этих двух системах описывается моделью сильной связи - слабые звенья в Грановеттер : компания на базе общин , главным образом , люди , установить прочные связи - в группе лиц , где знание является также по отношению друг к другу - в то время как индивидуалистическое общество по сути основано на слабых связях - простом двустороннем и независимом знании.

По мнению Марселя Мосса , традиционная модель сообщества пожертвований и встречных пожертвований поддерживает сплоченность группы, создавая вечно возобновляемый долг, возникающий в результате многократных обменов между ее членами. С развитием индивидуализма, будь то в результате политической воли или природного явления, из-за возросшей независимости между людьми, связи между сообществами ослабнут, а традиционные солидарности рухнут.

Страховая логика


По словам историка Марселя Гоше , индивидуализм не мог бы развиться без помощи институтов, ответственных за поддержку человека, столкнувшегося с капризами жизни, такими как безработица, пенсия, болезнь, стихийные бедствия или бытовые несчастные случаи: «Что бы современный индивидуализм значил без социальной защиты ? " "

Социальный контроль и властные отношения


Возникновение явления

Структурные социальные причины

Исторический подъем и симптомы индивидуализма

На Западе , контекст беспрецедентного процветания с XII - го века позволяет появление городского среднего класса обогащается за счет торговли. Этот новый социальный класс, извлекая выгоду из относительного изобилия, таким образом , видит его экономическая безопасность уверила , а затем устанавливает в поисках большей политической широты и стабильных гражданских прав , в частности , через систему привилегий , такие как английский Великую хартию вольности (1215) или Гранд Привилегированные из бургундских Нидерландов (1477). Это стремление к личной независимости от политических структур продолжалось в позднем средневековье и окончательно развернулось в эпоху Возрождения , в частности, благодаря изобретению печатного станка , который способствовал распространению гуманистических идеалов и индивидуальной активности общества. богатейшие классы населения. Укрепление европейских торговых сетей на континенте, как и в остальном мире, под влиянием великих открытий , однако, остается основной причиной этого процесса, ускоряя обогащение торговой буржуазии, упомянутой выше.

XIX - го века как период опрокидывания традиционного общества к индустриальной эпохе , является кардинальным пониманием роста индивидуализма. Таким образом, как отмечает историк Ален Корбин , этот период отмечен усилением выражения личной идентичности и прогрессирующей сингуляризацией личности, о чем свидетельствуют многочисленные социально-исторические следы: диверсификация имен, популяризация фотографических портретов, распространение индивидуальных эпитафий в кладбища, оставленные граффити на памятниках или даже имена, выгравированные на коре деревьев. Источники также вызывают разнообразие и персонализацию снов; увеличение числа признаний и проверок совести, ставшее возможным благодаря более гибким теологиям, таким как богословие Альфонса де Лигуори ; ведение личного дневника, предназначенного для успокоения тревог, но без отрыва от установленных предписаний; рост одноместных номеров. В глобальном масштабе с 1860-х годов романтическое выражение внутренней сущности было заменено анализом самого себя и своих состояний сознания под влиянием позитивистской философии и психологии.

Культурная и географическая изменчивость

Западный партикуляризм?

Тем не менее, экономическое развитие Запада , в частности, начиная с эпохи Возрождения , общепризнано как преобладающий фактор в росте индивидуализма в этом культурном пространстве: появление общества относительного изобилия породило людей, которые извлекли из него выгоду. растущее стремление к независимости и политической власти с гарантированной экономической безопасностью. Следовательно, две упомянутые выше точки зрения не обязательно противоположны, если учесть, что универсальный индивидуализм, защищаемый Раймоном Будоном, мог возникнуть только в западном обществе из-за его массового и предшествующего развития, как описывает его Самуэль Хантингтон . И наоборот, традиционное общество , если бы даже , что в Европе из средневековья , характеризуется в этой модели социальной структуры целостной и очень иерархической , что позволяет поддержание общественного порядка , что обеспечивает индивидуальный от рисков , связанных с экономикой дефицита: голод , война , болезни . В этом случае источник норм и ценностей лежит не в самом человеке, а в основном в его различных группах, к которым он принадлежит. Эти группы солидарности сообщества имеют решающее значение в формировании личности, поскольку они также определяют его положение и статус в обществе, как, например, общество порядков при Ancien Régime или система каст в Индии , которая отводит каждому его место в обществе. , согласно его рождению.

Глобальные культурные различия


  • От -10 до 0
  • От -20 до -10
  • От -30 до -20
  • От -40 до -30
  • Нет данных

В действительности различия, которые различают человеческие общества в отношении их целостного или индивидуалистического построения, связаны больше с их степенью, чем с их природой, так что эти два типа социальной организации обычно проявляются в определенных более или менее выраженных чертах, и это независимо от культура считается. Однако существует сильная корреляция между развитием и склонностью к той или иной из этих тенденций: таким образом, именно в развитых странах ( Западная Европа , Австралия и Новая Зеландия , Северная Америка , Япония ) индивидуализм наиболее укоренился, в то время как в регионах меньшее экономическое развитие ( страны Африки к югу от Сахары , по большей части, Афганистан , Бирма , Гаити и некоторые другие) или страны, которые еще не завершили этот процесс ( Ближний Восток , Южная Африка), Северная , Индия , Юго-Восточная Азия , Центральная Америка ) представляют культуры, которые больше полагаются на коллектив

Отзывы

Принцип индивидуализма как политическая идеология и как социологический феномен встречает различные возражения и критику. Таким образом, можно утверждать, что любой индивид, неспособный удовлетворить все свои потребности самостоятельно, зависит в своем выживании от других и, как следствие, от социальной группы, перед которой у него есть естественные обязанности : общество позволяет ему жить; индивидуалистический идеал, если бы он был сведен к принципу отрицания общества, был бы, следовательно, отрицанием условий жизни индивида.

«Индивидуализм - это исключительно негативное поведение, вдохновленное посредственностью и негодованием: оно заключается не в стремлении к возвышению, развитию, а в предотвращении роста других, в подавлении развития других, которые испытывают ревность, как конкуренция. Здоровое общество обязательно борется с индивидуализмом. Она стремится к совершенству, а это несовместимо с индивидуализмом. "

В своей работе политики индивидуализма: социологии и философии , Филипп Corcuff Жак Ион и Франсуа де Поодиночке сделать это наблюдение на общую критику индивидуализма в современном обществе :


По окончании девятого класса средней общеобразовательной школы ученикам в рамках итогового экзамена предлагается написать изложение. Часто для таких заданий выбираются тексты на различные актуальные темы, например, о том, как в обществе культивируется идея индивидуализма. Не обладая достаточными знаниями по данному вопросу, выполнить эту работу бывает гораздо сложнее, чем если заранее подготовиться к ее написанию. Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения темы перед сдачей экзамена.

подготовка к экзамену

Индивидуализм - это одна из характеристик, которая может быть присуща как человеческому сообществу в целом, так и отдельным индивидам. Вопрос о его сущности и роли в жизни людей уже не первый год изучается в рамках целого ряда дисциплин, которые носят общее название поведенческих. К ним можно отнести такие отрасли знания, как психология, философия, педагогика, социология и многие другие.

Первые упоминания

Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.

В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.

Адам Смит

Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм - это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.

Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Эпоха Возрождения

Можно сказать, что переходным этапом в мировоззрении людей стал Ренессанс. В ту эпоху многими деятелями культуры был провозглашен лозунг о том, что личность должна быть гармонично развита. Впервые в истории в центре внимания философов оказался отдельный человек, а не государство, семья или другие общественные институты. Таким образом, можно утверждать, что именно деятели искусства эпохи Возрождения впервые высказали мысли, ставшие предвестниками индивидуализма.

Индивидуализм и коллективизм в различных сферах жизни

Говоря об этих явлениях, стоит упомянуть о том, что они трактуются по-разному во многих областях человеческого знания. Адам Смит и Алексис Токвиль были политологами и социологами. Это значит, что идея индивидуализма впервые возникла именно в недрах этих наук.

Впоследствии она была подхвачена приверженцами либеральных взглядов.

Роль личности в истории

Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.

Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.

несколько спичек

Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.

Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов - это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.

Другая точка зрения

В противовес этой теории существует и другая, которая в разное время высказывалась сторонниками таких учений, как холизм и историзм. Эти мыслители утверждали, что отдельная личность не может играть какой-либо значительной роли в масштабе мировой цивилизации.

Все процессы, происходящие в сфере политики и экономики, как правило, протекают по одним и тем же сценариям. То же самое можно сказать и про судьбы отдельных народов и государств. Каждая из таких общественных формаций проходит стадии зарождения, развития, расцвета, угасания и смерти. По подсчетам некоторых историков, большинство крупных высокоразвитых цивилизаций существует около 2000 лет. Есть и некоторые исключения (Индия, Китай), но они, как принято считать, только подтверждают правило.

Философия Толстого

Поэтому, если рассматривать его философскую систему через призму индивидуализма и коллективизма, можно прийти к выводу, что Лев Николаевич Толстой, бесспорно, придерживался второго направления.

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

карл маркс

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм - это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Индивидуализм в экономике

Данное понятие существует и в экономической науке. В рамках этой дисциплины оно трактуется следующим образом: индивидуализм - это способ ведения хозяйства, при котором преобладает мелкое предпринимательство и небольшие предприятия, руководимые одним лицом.

По мнению того же Карла Маркса, такой способ организации производства и осуществления земледелия к 19 веку начал себя изживать, хотя он и был актуален при зарождении капитализма.

В трудах этого ученого говорится о том, что на смену мелкому предпринимательству должны прийти крупные коллективные формы организации хозяйства. Данной концепции стали придерживаться большевики в целях вывода страны из экономического кризиса, сложившегося в результате первой мировой и гражданской войн.

советские плакаты

Такая экономическая политика в первые годы советской власти оказалась в высшей мере эффективной. В результате создания крупных промышленных предприятий в больших населенных пунктах и колхозов в деревнях и селах тысячи людей получили работу, а производимая продукция была надлежащего качества, благодаря широкому внедрению инновационных технологий.

Однако впоследствии были допущены значительные промахи при переходе на данный способ ведения хозяйства в некоторых азиатских республиках Советского Союза. Так, коллективизация в Казахстане имела многочисленные негативные последствия, на преодоление которых потребовались долгие годы. В связи с созданием колхозов люди, до этого занимавшиеся разведением верблюдов, оказались привязанными к определенной территории. Это обстоятельство лишило животных возможности переходить на другое место при истощении зеленой растительности. Таким образом, одна из исконных отраслей животноводства Казахстана была практически полностью уничтожена.

Индивидуализм как качество личности

Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм - это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.

карикатура на капитализм

Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.

Привитие подрастающему поколению таких качеств - одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.

Заключение

Материал данной статьи может быть использован в качестве подспорья в написании изложения по тексту про общество, где культивируется идея индивидуализма.

ученица с книгой

индивидуал и зм, индивидуализма, мн. нет, муж. (книж.). Философское направление, считающее, что целью и содержанием исторического процесса является всестороннее развитие индивидуальной личности и освобождение ее от принудительных общественных связей (филос.).

| стремление к яркому выражению личности, независимому от подчинения воле коллектива; поведение, воплощающее это стремление.

Педагогический терминологический словарь

(лат. individuum - индивидуум, особь)

В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104-105)

Словарь антонимов русского языка

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Стремление ставить индивидуума выше вида или общества, а то и вообще выше всего на свете (например, выше Бога или справедливости). Однако возникает вопрос: какого именно индивидуума? Если себя, то индивидуализм следует понимать как эгоизм, только под другим, не столь уничижительным, именем. Если же речь идет о любом индивидууме, точнее, о любом человеческом существе, то индивидуализм – другое, менее патетическое, название гуманизма. Сам термин испытывает постоянные колебания между этими двумя полюсами и популярностью обязан в первую очередь возникающей при этом расплывчатости.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG individualism)

забота в гораздо большей степени об интересах и правах личности, чем о таких же интересах и правах группы людей. Феминистские теологи указывают на развитие позитивных ценностей в условиях, когда женщины способны осознавать свою индивидуальность, а не только зависимость от более могущественных мужчин.

Энциклопедический словарь

тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций - от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

Словарь Ожегова

ИНДИВИДУАЛИЗМ, а, м.

1. Нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

2. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности.

| прил. индивидуалистический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества.
    2. Стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.
    3. Поведение, выражающее стремление к выражению своей индивидуальности, противопоставлению себя коллективу.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — 1) теоретический ( метафизический ) — признание самостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психических единиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в той или другой его форме. Типичным представителем такого воззрения в философии следует считать Лейбница, с его монадологией (см. Лейбниц). — 2) И . практический — вообще утверждение и отстаивание человеческой индивидуальности против различных естественных и исторических групп и учреждений, могущих ее подавлять (см. Индивидуальность). В более тесном смысле практический И. означает сознательное стремление (возводимое в более или менее последовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существа стали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всяких принудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается с одной стороны традиционному строю церковному, государств. и национальному, а с другой стороны — тем коммунистическим учениям, которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным, но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Об этом последнем противоположении см. Коммунизм; относительно же первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в тех случаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые на нее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основан на недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в виде отдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечества состоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком или естественном состоянии), превратившись сперва в принудительные учреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются к идеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царство нравственного порядка). Таким образом, нет никакого основания противополагать в принципе индивидуальный элемент общественному, как два враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет в меру своего собственного внутреннего содержания высшее право против общественной неправды, но не против общества как такого, без которого само это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бы смысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история, индивидуальный и общественный элементы совмещаются в сознательной нравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга.

    В докапиталистическом обществе люди не имели понятия о том, что такое индивидуализм. Это было одно из тех слов, которые находились под запретом цензуры и религии, все люди подчинялись системе, и мнение какой-то отдельной личности никогда не учитывалось. Выражать свои мысли каждый из людей смог лишь с приходом эпохи Возрождения, когда именно человек стал центром мировоззрения. Тогда люди поняли, что индивидуализм – это путь к самосовершенствованию, возможность существовать независимо, в полной гармонии с самим собой. Сегодня данная философская позиция более чем распространена во всем мире, потому к ее изучению мы приступаем прямо сейчас.

    Что этот термин означает?

    • Главенство личностных целей и желаний. Как правило, таковые идут в разрез с общественными или групповыми. И человек-индивидуалист всегда отдаст предпочтение именно своим собственным потребностям.
    • Самостоятельность в действиях и поступках. Даже если человек является неотъемлемой частью коллектива (группа в университете, коллектив сотрудников и т.д.), он вполне может действовать самостоятельно, исходят из собственных убеждений, и при этом вероятность того, что его деятельность будет успешной, очень велика.

    индивидуализм это

    На чем держится это мировоззрение?

    Теперь обратим внимание на то, что из себя представляет главный принцип индивидуализма, без которого это философское течение не могло бы существовать. Итак, индивидуализм основывается на том, что каждый человек может, и более того - должен, жить в полном соответствии со своими желаниями – физическими и ментальными. Каждое его действие должно основываться на его мечте, потребности, страсти и так далее. Это касается как досуга, так и работы. Иными словами, индивидуалист всегда выберет себе профессию, которая будет приносить ему только удовольствие и доход, а не раздражение, он будет с максимальной пользой и отдачей проводить свободное время, все его начинания будут носить несколько эгоистичный характер. Однако есть еще одно очень важное правило – все это не должно мешать проявлению индивидуализма у других, рядом находящихся людей.

    методологический индивидуализм

    Идеалы и идолы

    На протяжении истории человечества формировались различные ценности индивидуализма, которые прогрессировали и видоизменялись, однако дошли до наших дней. Можно сказать, что по сравнению с обществом 19 столетия, ныне данная система мировоззрения куда более распространена с социальной точки зрения – у людей больше свобод и прав. На основе чего наше общество стало таким, почему мы достигли этой точки развития? Для этого достаточно взглянуть в ретроспективу и обратить внимание на знаменитых предков. В античном мире индивидуалистом был мифический Ахилл из Илиады. Несмотря на то что воевал он за державу, он имел на все свое собственное суждение и действовал так, как считал нужным. В эпоху Средних веков индивидуалистов именовали бунтарями и считали главной опасностью общества – достаточно вспомнить Жанну Д’Арк. Начиная с эпохи Возрождения мы видим, что индивидуализм – это в основном литература. Даниэль Дефо, Джек Лондон, Достоевский, все поэты Серебряного века и многие другие. Главной ценностью в жизни вышеупомянутых персон была возможность самостоятельно принимать решения и делать свою жизнь отличной от других.

    коллективизм и индивидуализм

    Культурный аспект

    Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.

    принцип индивидуализма

    В сравнении с противоположным термином

    Для контраста попробуем сравнить коллективизм и индивидуализм и определить, почему каким-то людям свойственно одно, а другим – другое. Коллективизм – это склонность личности функционировать и мыслить в большом обществе. Как правило, в таких случаях люди зависят друг от друга или же от главы такой группы. Самый первый коллектив, в который попадает человек – это семья. Если она большая (много детей, или бабушки, дедушки, тети, дяди), то ребенок растет именно с коллективным мировоззрением. В будущем для него важно мнение окружающих, он стремится устроиться на работу в компанию с большим штатом сотрудников, ищет много друзей. Если же ребенок в семье один, в нем развивается индивидуалистическое мировоззрение, о котором мы говорили выше.

    ценности индивидуализма

    Методологический индивидуализм

    Читайте также: