Концепция омеги тейяра де шардена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Точка Омега — термин, введённый французским иезуитом Тейяром де Шарденом для обозначения состояния наиболее организованной комплексности (комплексности в единстве с сосредоточением), к которому эволюционирует Вселенная.

Вселенная в представлении Тейяра де Шардена разделена на материю и любовь, которые являются тангенциальным (касательным) и радиальным компонентами одного спирального потока фундаментальной физической энергии. Любая энергия является духовной по своей природе, в каждом своем элементе фундаментальная энергия разделена на два различающихся компонента: тангенциальная энергия соединяет друг с другом элементы одного порядка (одинаковой сложности и внутренней сосредоточенности) и радиальная энергия направляющая его к ещё большей сложности и сосредоточению.

Литература

Ссылки

  • Космология
  • Парафизика
  • Эсхатология
  • Религия и наука

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Точка Омега" в других словарях:

Омега-шахматы — (англ. Omega Chess) один из вариантов шахмат, изобретенный Дэниелом МакДоналдом из Торонто в 1992 г. Игра ведется на доске размером 10 на 10 клеток с дополнительными клетками в каждом углу доски (общее число клеток 104). В этих… … Википедия

ТОЧКА (ПУНКТ) “ >” — ТОЧКА (ПУНКТ) “ОМЕГА” см. в ст. Тейярдистская ноосфера. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН — (Teilhard de Chardin) Пьер (1881 1955) французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции ‘христианского эволюционизма’ … История Философии: Энциклопедия

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) — французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции христианского эволюционизма . Профессор кафедры геологии Парижского… … История Философии: Энциклопедия

Тейяр де Шарден, Пьер — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шарден. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомн … Википедия

Пьер Тейяр де Шарден — Pierre Teilhard de Chardin Французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы Дата рожде … Википедия

Шарден, Тейар де — Пьер Тейяр де Шарден Pierre Teilhard de Chardin Французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы Дата рожде … Википедия

Шарден, Пьер Тейяр де — Пьер Тейяр де Шарден Pierre Teilhard de Chardin Французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы Дата рожде … Википедия

Шарден Пьер Тейяр де — Пьер Тейяр де Шарден Pierre Teilhard de Chardin Французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы Дата рожде … Википедия

Каждое проявление любви, каким бы малым или незаметным оно ни было, приближает всю реальность к единству и связи.

Пьер Тейяр де Шарден был человеком многих талантов: священник-иезуит, мистик, богослов и ученый, а также изгнанник и провидец далекого будущего, который сделал весомый вклад в установление взаимосвязи между верой и разумом. Он принял сознательное решение развивать теологию с помощью языка науки, связывающего космическое, человеческое и духовное.

Тейяр родился во Франции 1 мая 1881 года. С детства его привлекало нечто реальное и с виду неразрушимое – камни; позже он занялся палеонтологией и геологией. После средней школы он вступил в Общество Иисуса, а в 1911 году после новициата и стандартных философских и богословских учений Тейяр был рукоположен в священники.

В 1916 году Тейяр впервые употребил этот термин в своем дневнике, и с тех пор он неоднократно появляется в его трудах, включая эссе, завершенное за несколько недель до смерти в 1955 году. Он отмечал, что творение – это процесс, а не событие. Эволюция и изменения – сердце реальности. Не существует ничего статичного. Любовь объединяет всю реальность во Христе, а также соединяет творение в постоянно углубляющийся союз. По мнению Тейяра, каждая частица Вселенной, от мельчайших квантовых нейтронов – это часть космического Христа, и благодаря любви все сущее погружается в эту связь.

Любовь – это энергия того, что он называет божественной средой, жизненным контекстом отношений каждого человека с Богом, другим человеком и всей сотворенной реальностью. Всякое проявление любви, каким бы небольшим и незаметным оно ни было, приближает всю реальность к полному союзу; любое проявление нелюбви отдаляет ее от него. Поэтому образ и форма человеческих поступков имеют жизненную важность.

Благодаря этим идеям он объединил материю, которая так восхищала его как начинающего геолога еще в детстве, с Воплощением, процессом становления Бога человеком в форме Иисуса из Назарета. Так материя была преображена и освящена во Христе. Такое слияние побороло дуализм, охвативший христианство после его первой встречи с греческой философией – убеждение, что дух добрый, а материя – нет.

Христосов, преображенный Христос

Святое Сердце… двигатель эволюции

Сердце Бога… стремление мира.

Движущая сила христианства… суть всей энергии.

Сердце сердца мира

Фокус конечной и универсальной энергии

Центр космической сферы космогенеза

Сердце Иисуса, сердце эволюции, соедини меня

В этом изложении веры Тейяр объединяет эволюцию, материю и Христа и молится, чтобы это единство стало реальным в нем. Похожим образом он изобразил реальность, которая развивается сквозь много слоев физической, биологической и психологической сложности.

Первый слой – космогенез, описывающий длительное расширение Вселенной. Затем идет биогенез, постоянный рост жизни, ведущий к третьему слою под названием ноосфера – постепенная индивидуальная и коллективная эволюция человеческого разума. Несмотря на то, что Тейяр умер за поколение до компьютерной эпохи, он был бы в восторге от Интернета и возможностей, которые он нам открыл, укрепив наше общение и психическую взаимосвязь.

Тейяр не был религиозным затворником. Он был известен как общительный человек с хорошим чувством юмора и широким кругом друзей, среди которых были и женщины. Известного палеонтолога также почитали как священника, а друг однажды заметил:

Но в своих размышлениях о связи и интеграции он на несколько поколений опередил католическую богословскую мысль, которая в его времена была враждебной по отношению к концепции эволюции, лежащей в основе его идей. Церковные власти запрещали публиковать его философские и богословские труды, но не его научные работы.

Французские сановники-иезуиты защищали его от папского осуждения, но когда он вернулся во Францию после Второй мировой войны, его отправили в Нью-Йорк, где он нашел второй дом среди ученых-единомышленников. Его любимым праздником была Пасха, и друзья вспоминали, как он говорил, что если умрет на Пасху, это станет оправданием его работы – так и произошло: после полудня в пасхальное воскресенье, 10 апреля 1955 года, во время чаепития с друзьями в их квартире на Манхэттене, он упал и умер.

Эпохальные перемены, которые утвердил Второй Ватиканский собор (1962-1965), способствовали популяризации мысли Тейяра, поскольку его произведения стали легкодоступными. Чтение Тейяра сегодня, когда ученые подтверждают, что Вселенная постоянно эволюционирует и расширяется, дает нам новое понимание того, насколько он опередил свое время.

Без сомнения, он бы чувствовал себя как дома в нашем мире 2020 года. Он продолжил бы свою научную работу и считал Интернет замечательным технологическим инструментом для своих исследований. Электронная почта, Фейсбук, Твиттер и Инстаграм соединили бы его с коллегами по всему миру. Он много писал, поэтому современные исследователи его мысли должны многое прочитать и осмыслить.

Обычно пророков прославляют только после их смерти, и сегодня мы можем назвать Тейяра де Шардена пророком космической надежды. Его послание говорит, что любовь это сердце всей реальности и ее невозможно уничтожить. Пророк уверяет человечество, что мир все еще можно создать по образу любви.

Об авторе

Сьюзен Ракоци, профессор духовности Теологического института святого Иосифа и Школы религии, философии и античности Университета Квазулу-Натал в Южной Африке. К ее текущим писательским проектам относятся исследование духовности Томаса Мертона и книга о феминистских интерпретациях проницательности.

Перевели Наталия Канашко и Павел Шопин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наше время даёт широкие возможности каждому пытливому уму ознакомиться с разнообразными учениями и теориями, занимающими пограничную область между наукой и религией. Особенно модным сейчас стало увлекаться восточными религиозно- философскими концепциями. На их фоне почему- то стали забываться не менее впечатляющие теории и учения европейских мыслителей.

Анализируя современные ему взгляды на сущность и эволюционное развитие биосферы и ноосферы, Тейяр пришёл к выводу о существовании в природе особой, духовной, энергии, которая делиться на две составляющие: тангенциальную энергию(все известные нам разновидности физической и химической энергии) и энергию радиальную — энергию эволюционного синтеза и организации, проявляющуюся на всех этажах мироздания (физическом, химическом, биологическом и социальном).

Тейяр де Шарден ушёл из жизни непонятым и непризнанным современниками. От его глубоко гуманного учения поспешили откреститься и маститые теологи, и серьёзные учёные. Сейчас тейярдизм имеет много сторонников, особенно во Франции. Именем мыслителя названы солидные философские издания. Но и противников сейчас у Тейяра немало. Большинство католических богословов по- прежнему его считают еретиком, а ортодоксально мыслящие учёные — романтиком и фантазёром от науки. Насколько Тейяр близок к истине в своих теоретических построениях, покажет только далёкое будущее. Во истину, нет пророков в своём пространстве — времени.

Упражнение 4 Истинный центр – точка покоя, точка созидания иной реальности

Упражнение 4 Истинный центр – точка покоя, точка созидания иной реальности Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Дышите медленно и размеренно. Настройтесь на восприятие своего внутреннего пространства и сосредоточьтесь на центре, вашей точке опоры.

Глава 9 Альфа и Омега

Глава 9 Альфа и Омега Помните, в предыдущей главе, мы начали говорить о праведниках в белых одеждах? Мы выяснили, что под ними скрываются наши современники, борющиеся за справедливость и правду с власть имущими и примкнувшей к ним продавшейся церковью. То, что эти

ТРЕТЬЯ ТОЧКА

ТРЕТЬЯ ТОЧКА Дон Хуан часто брал меня и остальных своих учеников в короткие экскурсии к западной гряде, что была неподалеку. В этот раз мы оставались там до рассвета и к вечеру были на пути к дому. Мне захотелось пойти рядом с дон Хуаном. Рядом с ним я всегда чувствовал себя

Точка отсчета

Точка отсчета Можно сказать, что день, который сделал Бермудский треугольник знаменитым, разделил время в сознании человечества на две части: до Бермуд и после Бермуд. До этого дня мы жили в понятном мире, где, конечно, происходят несчастные случаи и катастрофы, но их

Точка в подписи

Точка в подписи Точка является положительным признаком. Ее наличие свидетельствует о том, что перед вами человек дисциплинированный и привыкший доводить до конца все задуманное.Точку в конце ставят идеальные подчиненные. Они исполнительны, внимательны, их начальник

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА

ОТПРАВНАЯ ТОЧКА За названием этой книги, давно уже ставшей одним из классических трудов современного эзотеризма, не кроется никакой мистики и чёрной магии: всем известно, что "мысль изречённая есть ложь". Лишь мысль, ещё не облечённая в слова, может быть истинной. Отсюда —

СРЕДИННАЯ ТОЧКА

СРЕДИННАЯ ТОЧКА Обычные мужчины и женщины XIX века настолько привыкли к изумительным изобретениям и открытиям науки, благодаря которым людям стали известны многие тайны природы, что, когда у них впервые просыпается интерес к оккультизму, они склонны верить, что стоит лишь

Точка опроса

Точка опроса Из всего вышесказанного следует, что накопление сфинксов носило предумышленный характер и что главное значение сказочного животного было ориентировано на таинства.Его присутствие как бы говорило: какое пароль загадки? Главный смысл таинства настолько

Омега-3: жиры, которые воскрешают

Оптимальное соотношение омега-3 и омега-6

Оптимальное соотношение омега-3 и омега-6 Об оптимальном соотношении жирных кислот омега-3 (О3) и омега-6 (О6) высказываются различные мнения. Например, в рамках подходов докторов Герсона и Будвиг считается, что достаточно просто употреблять льняное масло холодного отжима.

Точка невозвращения

Точка выбора

Точка выбора Мы с вами много говорим о том, что возвышает человека и делает его достойным любви. Но в наших отношениях с любимыми бывают моменты, когда можно потерять уже завоеванную высоту духа. И это не обязательно измена. Это те ситуации, когда по каким-то причинам у нас

8. Точка

8. Точка Если честно признаться, то он просто о ней забыл. Даже тот факт, что они вместе сидели в парке на лавочке, весело и с удовольствием трепались о всякой ерунде, напрочь вылетел у него из головы. Видимо то, что он понял… Точнее, то, что эксперимент удался, полностью

Раздел II. Точка, точка, запятая… Приметы о внешнем виде и личной гигиене

Раздел II. Точка, точка, запятая… Приметы о внешнем виде и личной гигиене БРОВИ — есть очень много примет, связанных с бровями, но они настолько противоречивы, что каждый может выбрать для себя что-нибудь по собственному усмотрению и свято в это верить.Возьмем, к примеру,

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Теярдизм.docx

Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.

По мысли де Шардена, органическая эволюция представляет собой ряд прогрессивных синтезов, которые должны привести к слиянию с Богом. Когда человечество и материальный мир достигнут финальной точки эволюции, наступит парусия, или Второе пришествие Христа. Де Шарден утверждал, что основная цель Христа – привести физический мир к космическому искуплению, а победа над злом – лишь сопутствующее обстоятельство. Зло – это растущая боль внутри космического процесса; беспорядок, который устраняется в процессе постижения.

Можно считать, что Тейяр де Шарден явился создателем одной из наиболее оформленных эклектических научнотеистических гипотез происхождения и развития жизни, отражающей его личное мироощущение и являющейся стимулом для дальнейшего развития пантеистических концепций в данном направлении.

Космизм Шардена также называют христианским эволюционизмом или тейярдизмом, в зависимости от собственных воззрений на классифицирование его концепции.

Религии также не оставляют без внимания мысли Шардена. Католическое вероучение в целом не принимает тейяровскую трактовку, полагая, что она отходит от томистской традиции примата богословия перед наукой. Представители православной церкви демонстрируют свое отрицательное отношение к учению Тейяра де Шардена, считая, что его мысли противоречат большинству вероучительных положений апостольского Православия. В тоже время в кругах называющих себя православными, но не являющимися ими по мнению РПЦ, вроде протоиерея Александр Меня и его последователей теярдизм находит благодатную почву.

Его жизненный путь очень сильно повлиял на его мировоззрение, что закономерно. Всю жизнь он был ученым в рясе.

Пьер Тейар де Шарден родился в дворянской семье в замке Сарсена в Оверни. Мать его была праправнучкой племянницы Вольтера, но как раз воспитывала сына в набожности, а к естественным наукам его приобщал отец. Семь лет Пьер обучался в иезуитском коллеже, но с особым тщанием изучал геологию, затем вступил в орден иезуитов, а так как в 1902 г. орден был во Франции запрещен, пришлось продолжать теологическое образование в Англии, геологическую практику проходить в Египте. В 1912 вернулся во Францию как геолог с интересами в палеонтологии и преистории. Он стал работать в Музее Естественной Истории под руководством Марселена Буля, общался с Брёйлем и Обермайером, обследовал с ними пещеры и гроты Испании. В Англии Тейар принял участие в работах над черепом в Пилтдауне и верил в его подлинность и древность.

Коллеж де Франс предлагает Тейар у кафедру геологии и палеонтологии, но это не одобряют церковные власти. Они велели ему покинуть Францию. Он уехал в США, откуда на два года отправился в Африку исследовать формы раннего человека, а умер от инфаркта в Нью-Йорке в возрасте 74 лет. Посмертный выход его книг "Феномен человека" (1955) и "Среда Божья" (1957), в которых он проповедовал примирение науки с религией, не смягчил позицию церкви.

Исходным методологическим принципом при построении картины мира Тейяру служит понятие эволюции. "Сегодня позитивное познание вещей отождествляется с изучением их развития" 2 . "Вселенная. представляет собой не порядок, а процесс. Космос, движущейся в Косморазвитии" 3 . Поэтому эволюция — это не частная гипотеза или теория, а "основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными". [С.175]

На первом этапе происходит эволюция галактик и химических элементов в них, формируется оболочка Земли, и на ней идет активный физике — химический процесс, в результате которого возникает среда (геосфера), благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни.

В течение второго этапа возникает живой покров Земли — биосфера, развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших форм и до человека.

Третий этап охватывает становление и историческое развитие человеческого общества. Сейчас завершается формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы человеческого духа — ноосферы. Результатом этого процесса, по Тейяру, станет объединение всего человечества в новую сверхличность, что произойдет в точке Омега.

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, по замыслам Тейяра, завершается первая часть его философскотеологической системы, в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеизму христианский характер. Образ Бога — Омеги в этой части системы уступает место образу Христа-универсального, Христа-эволюционера. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содержание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. — всех реальностей, от которых мы зависим физически.

На эволюционные взгляды Тейяра де Шардена оказала существенное влияние философия Г. Спенсера, который предложил систему интеграций и возникновение иерархических уровней и организации материи от атомов и молекул до клеток. По Спенсеру, количество материи остается неизменным, из чего следует ее непрерывное перераспределение.

Читайте также: