Такт это в музыке кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

(нем. Takt, от лат. tactus — прикосновение) — с 17 в. осн. единица метра в музыке, отрезок муз. произведения, начинающийся с сильного метрич. акцента. В нотном письме Т. выделяются стоящими перед этими акцентами вертикальными линиями — тактовыми чертами. Исторически Т. происходит от сопровождающих нар. музыку плясового характера равномерных ударов, промежутки между к-рыми близки междуударным интервалам нормального пульса, с наибольшей точностью оцениваемым по величине непосредственным восприятием. В мензуральной музыке такое примитивное "отбивание Т." давало естеств. меру нотных длительностей (лат. mensura, отсюда итал. misura и франц. mesure, означающие Т.). В ars antiqua этой мере соответствовала longa; позднее в связи с введением в полифонич. музыку более мелких нотных длительностей, абсолютная величина к-рых увеличивалась, роль единицы измерения переходит к brevis; в 16 в., когда входит в употребление термин tactus, он приравнивается к нормальной величине semibrevis. T. к. увеличения и уменьшения ("пропорции") могли изменять длительность нот по сравнению с их нормальной величиной (integer valor), то наряду с T. alla semibreve существовали T. alla breve (вследствие уменьшения вдвое brevis приравнивалась к нормальной величине semibrevis) и alla minima (при увеличении вдвое). В 17 в., когда формируется Т. в совр. смысле, semibrevis, ставшая "целой нотой", остаётся единицей, соответствующей величине нормального Т.; дальнейшее увеличение её длительности, однако, связано с растягиванием самого Т., к-рый теряет значение определ. меры времени. Новый Т. обычно делится более слабыми ударениями на доли (в типичном случае на 4) или счётные времена (нем. Zдhlzeiten), в среднем приблизительно соответствующие по длительности мензуральным Т., но б. ч. обозначаемые как четверти целой ноты (=semiminima).

Превращение Т. из счётной единицы в группу счётных единиц (Gruppentakt, по терминологии Г. Шюнемана) и смена мензуральной нотации современной ознаменовали возникновение новой ритмики, что было связано с отделением музыки от смежных иск-в, развитием инстр. музыки и инстр. сопровождения в вок. музыке и коренным изменением муз. языка. Ср.-век. полифонич. мышление уступило место аккордовому, что нашло внеш. выражение в записи произв. в виде партитуры, вытеснившей в 17 в. старый способ записи отд. голосами, и в возникновении в том же 17 в. непрерывного аккомпанемента — basso continuo. В этом аккомпанементе наглядно обнаруживается характерное для новой музыки двойное членение; наряду с мелодич. членением появляется членение на отрезки, заполненные определ. гармонией, к-рые начинаются на сильных моментах, часто совпадающих с окончаниями частей мелодии. Эти акценты регулирует новый муз. метр — Т., к-рый не расчленяет музыку, а, подобно непрерывному басу, сочленяет её. Означающая метрич. границу тактовая черта (спорадически встречающаяся в орг. табулатурах с 14 в., но вошедшая во всеобщее употребление в 17 в.) указывает не остановку или паузу (как граница стиховой строки), а только метрич. акцент (т. е. нормальное место акцента, с к-рым, как и в стихах акцентного типа, реальный акцент может не совпадать). В отличие от всех видов стихового метра (как связанных с музыкой, так и отделённых от неё акцентных размеров, где число ударений всегда служит для определения меры стиха или строки), в специфически муз. метре норма относится только к акцентуации и не определяет величину фраз и периодов. Но метрич. акцентуация в музыке сложнее, чем в стихах: вместо простого противопоставления метрически ударных (сильных) и неударных (слабых) слогов Т. образуется последовательностью ударений, различных по силе. В 4-дольном Т. на 1-й доле стоит сильное ударение, на 3-й — относительно сильное, на 2-й и 4-й — слабые. Такая последовательность ударений может восприниматься независимо от того, действительно ли равны условно принимаемые за равные тактовые доли, или же это равенство нарушается всевозможными агогич. отклонениями, ускорениями, замедлениями, ферматами и т. п. Различия между долями выражаются не столько в абсолютной громкости, сколько в направлении её изменений: для сильных долей характерно преимуществ. сильное начало с последующим снижением громкости, для слабых долей — наоборот, возрастание громкости (и напряжения).

Акцентная схема Т. — это норма, с к-рой реальная акцентуация должна быть соотнесена, но к-рая может не реализоваться в звучании. Сохранению этой схемы в представлении способствует её простота, в частности чётное деление нотных величин. В основанной на соотношениях длительностей мензуральной ритмике предпочитаются сопоставления неравных величин (1 : 2), и поэтому бульшие нотные величины в их "совершенном" виде равны 3 меньшим. Растущее значение "несовершенного" деления нот на 2 равные части (начиная с 14 в.) позволяет считать эту эпоху переходной от ритмики модальной (см. Модус), или мензуральной в чистом виде, к тактовой, где все осн. нотные длительности образуются делением целой ноты на половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т. д. "Квадратное" 4-дольное строение, при к-ром четверти определяют темп музыки, характеризует осн. вид Т., "обычный размер" (англ. common time), обозначение к-рого (С) в мензуральной нотации указывало tempus imperfectum (brevis = 2 semibreves, в отличие от , обозначавшего tempus реrfectum) и prolatio minor (отсутствие точки, в отличие от и , указывало, что semibrevis равна 2, а не 3 minimae). Вертикальная черта через обозначение размера (), указывавшая на сокращение всех длительностей вдвое и приравнивавшая brevis к нормальной величине semibrevis, стала обозначать Т. alla breve, в к-ром при 4-дольном делении темповой единицей стала , а не . Такая темповая единица является осн. признаком не только "большого alla breve" (4/2), но и гораздо чаще встречающегося "малого alla breve" (2/2), т. е. 2-дольного Т., длительность к-рого равна уже не brevis, а целой ноте (как в размере С). Обозначения др. размеров Т. в виде дробей осн. размера также происходят от мензуральных обозначений пропорций, к-рые, однако, совершенно изменили своё значение. В мензуральной нотации пропорции меняют длительность нот, не изменяя величины Т. — единицы измерения времени; 3/2, напр., означает, что 3 ноты равны по длительности двум таким же нотам нормальной величины (в совр. нотации это обозначается триолью — с той разницей, что мензуральное обозначение не имеет отношения к акцентуации и не выделяет 1-ю ноту группы в качестве сильной). Тактовое обозначение 3/2 по сравнению с Т. 2/2 () не меняет значения нотных длительностей, но увеличивает Т. в полтора раза.

Как правило, в дроби, обозначающей размер Т., числитель указывает число долей, а знаменатель их нотную величину, но из этого правила имеются существ. исключения. По числу долей обычно различают Т. простые с одним сильным временем (2- и 3-дольные) и сложные, состоящие из двух или более простых, с гл. акцентом (сильным временем) в первом из них и второстепенными (относительно сильные времена) в остальных. Если эти части равны, Т. наз. симметричным (сложным — в более узком смысле), если неравны — несимметричным или смешанным. К сложным (симметрия.) Т. относят 4-, 6-, 9- и 12-дольные, к смешанным — 5-, 7-дольные и т. п. В этой классификации знаменатель тактового обозначения вообще не принимается во внимание, напр. к 3-дольным размерам причисляют T. 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Различие, очевидно, заключается не в длительности тактовой доли (у Л. Бетховена за медленной частью в размере 3/8 может следовать быстрая часть в размере 3/4, где целый Т. короче восьмой предыдущего темпа), а в её весомости (чем мельче ноты, тем более лёгкими они представляются). В 18 в. выбор нотной величины для тактовой доли обычно ограничивался четвертью (tempo ordinario) и половинной (tempo alla breve); в обозначениях размера со знаменателем 8 числитель всегда делился на 3 (3/8, 6/8, 9/8, 12/8) и указывал не число осн. долей, определяющих темп, а их внутр. деление на 3 (вместо нормального чётного деления). Двудольность Т. 6/8 ясно выступает в сопоставлениях (одновременных или последовательных) с Т. 2/4: при сохранении того же темпа обычно ; 9/8 и 12/8 — это 3- и 4-дольный Т. (в классич. музыке число долей в Т. не превышает 4). В размере 3/8 часто весь Т. (подобно мензуральному Т.) выступает в качестве темповой единицы и, т. о., он должен быть признан однодольным (на 3 его дирижируют, как правило, в медленных темпах, в к-рых дирижёрские жесты соответствуют не осн. долям, а их подразделениям). Те же числители при знаменателе 4 могут указывать триольное деление в tempo alla breve: 6/4 — это б. ч. не сложный Т., а простой 2-дольный, триольный вариант . 3/4 может быть как 3-дольным, так и однодольным: у Л. Бетховена в скорых темпах 1-й случай представлен в фуге из сонаты ор. 106 ( = 144), 2-й — в скерцо симфоний (. = от 96 до 132). Равенство Т. 3/4 и в скерцо 3-й и 9-й симфоний Бетховена (. = = 116) показывает, что Т. также иногда мог пониматься как однодольный. Таким же образом применил обозначение А. П. Бородин во II части 2-й симфонии; в партитуре под ред. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова оно заменено на 1/1. Однодольные и др. простые Т. часто группируются в "Т. высшего порядка" (иногда на это указывают ремарки композитора, напр. "ritmo a tre battute" в скерцо из 9-й симфонии Бетховена; см. ст. Метр).

Такт. Рис. 8

В романтич. эпоху выбор нотных величин для тактовых долей становится разнообразнее. В последних сонатах Бетховена обозначения 13/16 и 9/16 указывают, что тактовой долей становится ., а 6/16 и 12/32 во 2-м случае указывают, что в 3-дольном Т., где доли восьмые, триольное деление сменяется чётным (такое же изменение внутридолевой пульсации в 4-дольном Т. может быть обозначено как 8/8 после 12/8, напр. в "Прелюдах" Листа). Увеличивающееся разнообразие относится и к числу долей, к-рое уже не ограничивается четырьмя. 6/4 может стать настоящим сложным Т., состоящим как из двух 3-дольных частей, так и из трёх 2-дольных (с относительно сильными 3-й и 5-й долями; такие Т. встречаются у Ф. Листа, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского). Появляются также смешанные (несимметрич.) размеры: 5/4 (триольный вариант — 15/8, напр. в "Празднествах" Дебюсси), 7/4 и др. Но в тактовой метрике, для к-рой характерно деление на равные части, смешанные размеры — явление редкое. Иногда одиночные несимметрич. Т. вкраплены среди симметричных как их расширение или сокращение. Б. ч. смешанные Т. представляют собой объединение 2 Т. (достаточно сравнить 7/4 в "Данте-симфонии" Листа и чередование 3/4 и С в его же "Фауст-симфонии"). Т.о., смешанные Т. тяготеют к превращению во фразы, для к-рых тактовая черта служит обозначением границ, а не сильных долей. Такое деление на Т. часто применяется при записи в тактовой системе музыки, принадлежащей иным ритмич. системам, напр. рус. нар. песни ("народные Т." Сокальского), в темах, заимствованных композиторами из фольклора или стилизованных под него (5/4 у М. И. Глинки, 11/4 у Н. А. Римского-Корсакова, 9/8

Такт. Рис. 9

у него же в "Сказании о невидимом граде Китеже" и т. п.). Такие Т.-фразы могут быть по числу долей равны обычным простым или сложным симметрич. Т. (напр., 2/4 в финале 2-й симфонии Чайковского). За пределами рус. музыки примером может служить прелюдия Шопена c-moll, где каждый Т. есть фраза, в к-рой 1-я четверть не может рассматриваться как сильное время, а 3-я — как относительно сильное время.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

В музыке всегда есть определенная пульсация, чередование равных по времени ритмических единиц или долей . Но для того, чтобы музыка не была монотонной и приобрела некий смысл, нужно какую-то долю сделать тяжелее, сильнее, то есть выделить или акцентировать ее. Так и появились сильные доли, которые чередуясь со слабыми образуют то, что называется метр. Это не только упрощает понимание музыки для слушателя, но и необходимо для музыканта. Отчасти потому так важен дирижер, который помогает исполнителям играть вместе за счет показа сильных и слабых долей.

Но как показать в нотах, где находится сильная доля? С помощью тактовой черты.

Она ставится перед каждой сильной или первой долей. Расстояние от одной тактовой черты до другой называется такт .

А как определить сколько сильных и слабых долей в такте? Размер.

Он обозначается дробью. Дробная черта не ставится, так как ей служит средняя или третья линейка нотоносца. Верхняя цифра – это количество долей, а вот нижняя это их качество, а именно длительности.

Все исполнители считают. Начинающие всегда, и я тоже советую так делать вслух или про себя. Профессионалы делают это только при первой читке произведения с листа или в ритмически сложных местах. Размер говорит исполнителю, как нужно считать.

То, что вы проговариваете или считаете это то что вы будете играть, а рукой вы стучите доли.

Отлично, поехали дальше. Размеры бывают разные: простые, сложные, смешанные. Простые имеют две или три доли в такте, не больше.

Сложные состоят из одинаковых простых, например, 2/4+2/4 =4/4; 3/8+3/8+3/8= 9/8. Смешанные состоят из разных простых, например, 5/4=2/4+3/4 или ¾+2/4.

Как считать в таких размерах?

Иногда это видно по группировке. А иногда вы выбираете сами отталкиваясь, от мелодии. Но это немного другая тема.

О, чуть не забыла!

Относительно сильные доли.

Они есть только в сложных и смешанных размерах. Такие размеры состоят из простых и начало каждого простого кроме самого первого это относительно сильная доля. Например, в размере 4/4 который состоит из размеров 2/4 и 2/4 начало второго простого размера – это третья доля, она и есть относительно сильная. Надеюсь я вас не запутала.

Произведение не всегда начинается с сильной доли, может и с относительно сильной, например, с 3-й в размере 4/4 или со слабой, со второй или 4-й. Этот неполный такт называется затакт. Считать его нужно по названию доли, например, четыре раз.

А теперь развлечемся немного?

Переменные размеры. Это когда размер меняется на протяжении всего произведения или его части, ведь обычно он ставится один раз в начале и поддерживается до конца.

Иногда если такой размер меняется равномерно, то есть каждый такт, пишут две дроби рядом.

То, что вы видите на картинке значит, что один такт будет 6/8, а следующий 5/8 и так все произведение.

Что такое такт, размер такта и длительности нот?

Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.


Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

Длительности нот


Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:


Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

1-и-2-и-3-и-4-и

То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

Раз два три

Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

Определить размеры тактов:


Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

Вот наиболее часто встречаемые из них:

Presto (Престо) — быстро
Allegro (Аллегро) — бодро, или весело
Vivace (Виваче) —живо, оживленно
Andante (Анданте) — свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) —умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) — медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) —тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) — медленно
Grave (Граве) — медленно и торжественно

Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

Adagissimo (Адажиссимо) — чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) — очень быстро
Allegretto (Аллегретто) — довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) — медленно, но не настолько, как ларго.

Если Вы хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Интересна статья. Отсюда в полной мере узнал о том, что такое размер такта и длительность нот. Все расписано очень подробно и так, что лишних вопросов не возникает. Очень поможет мне для игры!

Имея музыкальное образование (закончила музыкальную школу), автора статьи можна только похвалить. Написано очень доступно и понятно.

С моей точки зрения,без этого не обойтись. Для меня это стало явью,когда начал выступать на сцене с группой. не сможешь попасть в такт…либо испортишь настрой и мелодию,как и себе,так и некоторым зрителям,что потом сыграет свою роль.

что такое такт в музыке я знала давно, а то, что столько видов темпа бывает, узнала впервые. Спасибо!

Это значит, что партия инструмента начинается не сильную долю, а перед ней. В начале будут стоят знаки пауз.

Если партия начинается с затакта, как правило, и кончается партия знаками пауз.

Самое нелюбимое занятие в музыкалке было — это расстановка тактовой черты на нотном стане. ))

А я ничего не понял …

Почему четвертных-то ? Если ее длительность измеряется в долях такта, а длина такта никак явно со временем не соотносится .. Если же в минуте 60 четвертных, не проще ли сразу сказать, что четвертная нота — это секунда, а целая нота — это 4ре секунды без лишней воды и мути. И с длиной такта сразу никаких вопросов 4/4 — четыре секунды.

полностью с вами согласна максим . принимать длительность за секунду было бы удобнее и правильнее !

Насколько я знаю, темп бадают ударные, остальные под них подстраиваются. У нас нет барабанщика, только вокал, клавиши и гитара. Кто должен задавать темп? Или все должны идеально чувствовать такт и особо друг друг друга не слушать? Это вообще возможно?

В точку…. Победил своими барабанами двух пианисток при помощи этой статьи, ну очень помогла…. Если играешь или учишься без счета,то это либо набор нот либо набор звуков без какой либо мелодии….. Как они музыкадку по классу фортепьяно закончили осталось загадкой

В этой статье речь пойдет о ритме в музыке. О таких понятиях как такт, темп, размер, метроном и т.д., так как понимание этих вещей едва ли не важнее музыканту, чем знание самих нот. Да и нет здесь ничего особо сложного, и мы во всем сейчас с вами подробно разберемся.

Любую современную песню или музыку можно разделить на небольшие повторяющиеся фрагменты одинаковой длины, из которых эта песня и состоит. В стихотворении - это строки, следующие одна за другой. Они обычно одинаковые по длине. В песне - это тоже строки куплетов и припевов. Даже если музыка без слов, в ней все равно можно выделить эти строки, одинаковые по длине музыкальные предложения, которые следуют друг за другом и повторяются. Главное здесь то, что они одинаковой длины.

Возьмём для примера фрагмент стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Здесь хорошо видны 4 одинаковые строки. В любой песне или музыке их тоже можно выделить. Одна такая строчка в музыке называется такт . Они могут быть короче или длиннее, но пока для примера возьмём одну строчку равной одному такту. То есть, приведенный пример состоит из 4 тактов. Из тактов состоит вся музыка, любые песни и мелодии. Это как некая "сетка", в которую мы будем вписывать ноты мелодии и слова песни.

Важно научиться выделять такие такты в любой музыке. Обычно это не сложно, если понимать, что они одинаковой длины и повторяются на протяжении всей песни или мелодии.

В нотной записи такты отделены друг от друга тактовой чертой и иногда даже пронумерованы.


Пример - ноты и табулатура для укулеле. Такты отделены друг от друга тактовой чертой и пронумерованы.


Теперь рассмотрим поближе один такт: "Буря мглою небо кроет" .

Можно увидеть, что он состоит из чередующихся ударных-безударных гласных, причем первый - ударный.

Мы как будто прыгаем внутри такта - БУ-ря-МГЛО-ю-НЕ-бо-КРО-ет .

Слоги под ударением называются сильной долей , в каждой строке нашего примера таких сильных долей по 4 шт.
И, очевидно, в противовес сильной, есть слабая доля - безударные слоги. В нашем примере их тоже по 4 шт. на такт.



Если мы присвоим каждой сильной доле свой номер, от 1 до 4, а каждой слабой доле просто дадим маленькую букву "и", то весь такт из примера примет такой вид:

"1 и 2 и 3 и 4 и "

Вот это и есть самое важное - размер . Наша композиция (то есть пример-стихотворение) состоит из одинаковых 4-х дольных тактов. Сильных долей в каждом такте 4.

Вот примеры самых распространённых размеров:

"1 и 2 и 3 и 4 и " - это наш пример. Также четверками (и их вариациями) играется подавляющее большинство современных песен.


"1 и и 2 и и 3 и и 4 и и " - это вальс.

Например:
"Вальсовый ритм звучит интересно,
Я обожаю его, если честно. "

Легко выделить ударные слоги и по два безударных между ними: (а в конце строчек можно даже заметить паузу)

Итак. Главное.
Музыка делится на такты . Они повторяются друг за другом.
Внутри такта все может быть по-разному, это зависит от его размера . Размер решает, сколько нот (или пауз) может влезть в один такт и как они там друг с другом внутри расположены. Доли внутри такта бывают сильные (ударные) и слабые . Первая доля такта всегда сильная.

Очень приятно слушается, когда ударения в песне или стихах расставлены в соответствии с их размером. Как в примерах. И наоборот, непрофессионально и криво звучат песни, в которых ударения расставлены без учёта этих правил, то есть, сильная доля, начало такта попадает на безударную гласную. Огромное количество кривых ударений типа - мОих, твОя, тЕбя, сЕбя, мЕня и подобные им сегодня просто бесят слышны почти в каждой песне. Когда-то популярная песня "чашка кофею" - как раз и есть такая попытка подогнать текст под ритм. Но, если ты понимаешь и чувствуешь ритм, то постараешься не допускать таких вещей в своём творчестве, так как эти несовпадения звучат гораздо хуже, чем чётко попадающие в ритм ударения. Да и про русский язык не надо забывать, ему и так нелегко сегодня.

Теперь, поняв основу музыкального ритма, мы можем познакомиться с темпом - то есть, скоростью композиции. Мы ведь можем читать стихотворение медленно, размеренно, а можем быстро. Музыку тоже можно играть с разной скоростью. Это и есть темп. Он может обозначаться латинскими словами, обозначающими скорость. Например: протяжно, умеренно, быстро и т.д.

Но на сегодня - самый точный и удобный способ - это обозначение " BPM ", Beats Per Minute, удары в минуту.
В цифрах просто указывается, сколько сильных долей, ударов должно быть в одной минуте времени.



Важно понимать, что ритмическая сетка из тактов - это просто ячейки, которые мы заполняем музыкой. Причем заполняем мы их не только звуками, но и паузами . Это самый важный момент! Паузы тоже имеют значение, они тоже занимают место в такте, как и звуки. Без пауз музыка не звучит. Как, читая стих, мы делаем паузы, чтобы набрать воздуха в грудь, выделить какое-то место, так и в музыке, паузы нужны, чтобы подчеркнуть какие-нибудь места, дать слушателю отдых и т.д.

Я даже этот текст специально разделяю паузами между абзацами, чтобы он легче воспринимался и не выглядел просто нагромождением букв)))

Идём дальше. Теперь, имея ритмическую сетку из тактов, мы можем вписывать в нее звуки. Или не вписывать, тогда это будут паузы. И все эти звуки, ноты, паузы, могут быть разной длины. В нотной записи длину ноты или паузы мы понимаем из её внешнего вида, то есть то, как она рисуется, сразу говорит нам, как долго она будет звучать.



Мы можем сыграть одну ноту, и тянуть ее весь такт. Это " целая " нота.
Мы можем сыграть две ноты покороче и в один такт их влезет уже 2 штуки, друг за другом. Это " половинные " ноты.
Мы можем сыграть ещё более короткие ноты так, чтобы в одном такте их поместилось аж 4 штуки, тогда они совпадут с ударными слогами стихотворения в нашем примере. Это " четвертные " ноты.
Мы можем продолжить деление, и ноты будут звучать все короче и короче. Восьмые, шестнадцатые и т.д.

Каждая отдельная нота музыки имеет свою длительность и свое место, время начала звучания и время окончания звучания. Здесь находятся ворота в огромный мир вариантов и возможностей - мы туда пока не пойдем, так, заглянули и идём дальше)))

А вот теперь мы можем разобраться с метрономом - устройством, помогающим нам играть в заданном ритме. Он воспроизводит короткие звуки (удары) с одинаковыми временными промежутками, то есть всегда играет ровно, согласно настройкам. Просто обозначает нам ту самую ритмическую сетку, в которую мы будем вписывать звуки. Или паузы.

А настроек у метронома не так уж и много.
Основные - размер и темп .
Размер обозначается дробью 4/4, 3/4, 2/2, 5/4 и т.д. и пишется в самом начале нотной записи, сразу после ключа.
В числителе - количество сильных долей в такте. В нашем примере стихотворения их 4.
В знаменателе - какой величины эта самая сильная доля. Чаще всего это четвертные ноты, они не слишком короткие и не слишком длинные, ими удобно считать темп, поэтому в знаменателе пишем 4. Иногда удобнее считать более длинными нотами (будут половинные 2 в знаменателе) или более короткими (тогда восьмые 8).

Теперь подберём темп, скорость. Если поставить в метрономе темп в 70 bpm, то каждый удар метронома будет совпадать с ударным слогом и читать будет достаточно комфортно.

Чтобы настроить метроном на вальс, в размере либо надо указать 3/4, либо просто на каждый счёт добавить по две слабые доли, чтобы в итоге такт состоял из повторяющихся "троек" - одна ударная и две безударные доли.

В том же темпе 70 bpm вальсовый стишок тоже легко читается. На каждый удар метронома приходится 3 слога - ударный (совпадает с ударом метронома) и 2 безударных, которые произносятся между ударами метронома.

В общем, тренируйтесь на любых песнях и мелодиях, выделяйте в них одинаковые отрезки, и пробуйте считать под них ровным счетом, это не так уж и сложно. Конечно, есть очень сложные, составные ритмы, которые понять тяжело даже опытному музыканту, но, все-таки, большинство популярной музыки состоит из самых обыкновенных четверок или, если это вальс, то троек.


Понятно, что мы с вами разобрали лишь самые основы, только чтобы получить общее представление о ритме, темпе. Это очень объемная тема, которую не раскрыть в одной статье. Но, в любом случае, играть музыку, учить ее, писать, или даже просто слушать, приятнее понимая основы ее формирования. Мне кажется это даже более важным, чем умение читать ноты с листа или виртуозное владение приемами игры на любом инструменте. В конце концов, вся наша жизнь, вдох-выдох, день-ночь, подчинены определенным ритмам, так что разобраться в них будет полезно. И я с удовольствием вам в этом помогу, обращайтесь.

Читайте также: