Личностные новообразования в старости кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этом возрастном периоде возникает высший уровень личностной интеграции. Качество жизни зависит от успешности решения основных стратегических задач предшествующих периодов жизни. Характерно некоторое ослабление процессов восприятия и двигательной активности. Старость не связана с неизбежной общей психической деградацией – у многих людей сохраняется оптимальный уровень интеллекта и эмоционально-волевых возможностей.

Ведущим психическим новообразованием данного периода принято считать отношение человека к своей жизни, возникновение МУДРОСТИ и отношение к смерти.

Пожилой возраст принято определять с периода выхода на пенсию. Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относится к другим людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т.е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Многие авторы (например, Е.С.Авербух) говорят о том, что выход на пенсию является травмирующей ситуацией. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным человеком. Понижается уровень самоуважения, что влечет за собой соответствующие поведенческие изменения.

По мнению Ю.М.Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности.

Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса:

Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни.

Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др. При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности.

Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости. Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы:

  • слабое состояние здоровья;
  • ограниченный круг общения;
  • отсутствие семьи и близких людей и др.

Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности. В межличностном общении, как бы отсрочивается старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Темы для общения у пожилых людей также определяются их состояние здоровья, наболевшими проблемами, воспоминаниями прожитой жизни. Круг его общения ограничен (семья, близкие, соседи, участковый врач). И здесь нужно учитывать закономерности и особенности психических изменений данного возраста.

Главным психическим новообразование в старости является становление и развитие мудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности. Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.

Старение… Можно ли его рассматривать как простую инволюцию, как угасание, как регресс? Научные данные говорят о другом. Завершающая стадия жизни человека – есть поступательное движение личности вперед, это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы.

Результаты исследование закономерностей возрастного развития в научной школе Б.Г. Ананьева позволили ввести в геронтопсихологию понятие реституциализации в геронтогенезе. Комплекс процессов восстановления, направленных на амедление старения, является новообразованием в пожилом возрасте.

Пожилые люди вынуждены приспосабливаться к новой ситуации во вне. Прекращение трудовой деятельности, изменение социального статуса, сужение привычного круга общения, утрата ведущей роли в семье все это приводит к нарушению жизненного стереотипа. Человек стоит перед необходимостью адаптации к новым условиям жизни, изменению привычного образа жизни.

Значительные изменения происходят и в самом человеке. Возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и черствость, появление или усиление подавленности. К этим изменениям человек тоже должен адаптироваться, осознать их, что бывает очень не просто.

В позднем возрасте прослеживаются изменения иерархии мотивов. В качестве ведущего мотива деятельности пожилого человека выступают мотивы с эстетической направленностью. В своей работе они стремятся к гармонии, порядку, красоте, симметрии. Эстетические потребности являются ведущими на протяжении позднего возрастного этапа.

Таким образом, главным достижением в психическом развитии на данном возрастном этапе выступает способность человека адаптироваться к новым условиям своего существования, к тем изменениям, которые происходят внутри его самого. Активизация компенсаторных механизмов обеспечивают сохранность личности, ее субъективного комфорта.

Старость – это стадия структурирования и передачи жизненного опыта. Пожилые люди, как правило, занимаются своим хобби и увлечены внуками. Общение в период старости часто выстраивается вокруг взрослых детей и внуков, при этом происходит сужение круга общения.

Физическое и психическое состояние человека в старости

Хронологические рамки (возрастные границы) пожилого возраста (старения) представлены периодом 60-75 лет. Старость начинается с 75 90 лет. Период после 90 лет называется долгожительство.

В старости физическое развитие характеризуется угасанием функций на молекулярном уровне и на уровне функциональных систем. Негативные сдвиги можно наблюдать в сердечнососудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах. Это осуществляется в ходе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала по причине ослабления интенсивности генерации энергии (тканевое дыхание и гликолиз) происходит в отделах мозга различными темпами.

Для социальной ситуации старости характерны следующие особенности:

  • Готовность к выходу на пенсию;
  • Адаптация к новому социальному статусу;
  • Поиск новых видов занятости.

Ведущей деятельностью в этот период становится профессиональная деятельность в адаптированных формах. Старые люди занимаются структуризацией и передачей жизненного опыта, у них появляется хобби с постепенным отказом от активности.

Психическое развитие старого человека связано со снижением слуховой чувствительности и разных типов цветовой чувствительности. Изменения начинает претерпевать вербальный и невербальный интеллект. В старости большие изменения присущи для памяти. У человека страдает механическое запоминание, при этом лучше всего сохранена логическая память. Образная память ослабевает в более быстром темпе, чем смысловая. Тем не менее, она сохраняется лучше, чем механическое запечатление.

У старых людей происходит нарушение кратковременной памяти, восприятия и запоминания. Для возраста характерно функционирование эмоциональной памяти с выраженным ослаблением механического компонента. Логически-смысловая память показывает сравнительно хорошую сохранность компонентов. Чрезвычайно резко в этот период ослабляется кратковременная (оперативная) память.

Готовые работы на аналогичную тему

В этом возрастном периоде появляется саногенное мышление, которое способствует оздоровлению психики. Оно помогает снятию в ней внутреннего напряжения, устранению застарелых обид, комплексов и др.

Личностное развитие

В. Генри произвел классификацию людей в старости на три группы в соответствии с количеством имеющейся у них психической энергии. Первая группа состоит из тех людей, которые чувствуют себя достаточно бодрыми и энергичными и продолжают трудиться. Во вторую группу входят люди, занимающиеся в старости собственным делом (например, хобби). Третья группа включает людей со слабой психической энергией, как правило, они не заняты ничем или заняты лишь собой.

Признание себя старым человеком представляет собой сильнейший психологический фактор старения. Верная манера поведения и общения при этом состоит в правильном ощущении собственного возраста.

Британским психологом Д. Бромлеем было выделено 5 типов приспособления к старости. Они включают:

  • Конструктивную установку;
  • Установку зависимости;
  • Защитную установку;
  • Установку враждебности;
  • Установку враждебности, которая направлена на самого себя.

В период старости важными считаются не только изменения, которые происходят с человеком, но и отношение человека к данным изменениям. Типология Ф. Гизе выделяет три типа стариков: негативисткий экстравертированный и интровертированный тип.

Особенности общения и новообразования старости

Для старости характерно сужение круга общения, при этом отсутствие коммуникации с обществом способно вызвать у старого человека эмоциональные изменения. У него может проявляться упадок духа, пессимизм, беспокойство или страх перед будущим.

Старые люди быстро устают от напряженных социальных контактов. Им все чаще хочется побыть в одиночестве, отдохнуть от людей. Круг общения, как правило, становится ограниченным самыми близкими родственниками и их знакомыми, а также немногими друзьями, которые живут близко. Взаимоотношения с взрослыми детьми и внуками становится более тесным. Старики передают свой опыт и стараются поддерживать психологическую атмосферу.

Вовлеченность в коммуникации неизбежно убывает с возрастом, что ведет к обострению проблемы одиночества. Женщины в среднем способны сохранять большее количество социальных контактов по той причине, что имеют больше социальных ролей. Как правило, старые женщины имеют больше друзей, чем мужчины. Люди в старости, обладающие здоровой психикой и соматическим здоровьем, охотнее и дольше сохраняют и поддерживают имеющиеся социальные связи. Часто им придается характер ритуала (например, ежедневные телефонные звонки).

Среди новообразований старости ученые рассматривают неудержимое стремление к риску, высокую чувствительность к социальным заказам и готовность за самое короткое время их выполнить, высокую степень развития интуитивной сферы личности. Данные личностные новообразования обусловлены активностью человека в процессе интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости считается жизненная мудрость. Для некоторых старых людей кризис ухода на пенсию ведет к нарушению режима и уклада жизни. В этой ситуации можно наблюдать общее ухудшение здоровья, снижение уровня некоторых психических функций.

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь вели­ких людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по сту­пеням вверх, от физиологических потребностей к потребно­стям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребнос­тям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в са­моактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.




Старость при разумно организованном режиме, внима­тельном отношении к собственному здоровью, психологичес­кой уравновешенности и заботе близких может быть не ме­нее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Ген­ри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассмат­ривается как совокупный процесс, психосоциальное яв­ление, которое объясняется как психологией данного ин­дивидуума, так и воздействием на него общества, вклю­чающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими; он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

2. Характеристика личности старого человека.

3. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания [С. 380].

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

· неудержимое стремление к риску;

· высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

· высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь вели­ких людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по сту­пеням вверх, от физиологических потребностей к потребно­стям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребнос­тям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в са­моактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину.

Старость при разумно организованном режиме, внима­тельном отношении к собственному здоровью, психологичес­кой уравновешенности и заботе близких может быть не ме­нее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Незанятость, по мнению американского психолога Ген­ри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности и энергии. Незанятость рассмат­ривается как совокупный процесс, психосоциальное яв­ление, которое объясняется как психологией данного ин­дивидуума, так и воздействием на него общества, вклю­чающего или выключающего старого человека из социальной жизни.

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и

пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими; он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Довольно оригинальную трактовку дает социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях) [4].

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Читайте также: