Место языкознания среди других наук кратко

Обновлено: 04.07.2024

Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.

Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.

Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.

Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.

Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.

Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.

Язык как общественное явление, его основные функции.

Язык – явление общественное, а не природное, он социален по своей природе.

Основные функции- та роль, которую языкознание выполняет в обществе.

-Этническая – служит для объединения народов и помогают сформировать национальное самосознание.

-Эмоционально-экспрессивная- служит для передачи эмоций

-Магическая(заклинательная) – в особых ситуациях, когда язык наделяется особой силой(клятвы,проклятия)

Язык и речь.

Двойственность природы – большинство лингвистов говорят, что существует особенность языка.

-социален, принадлежит всем говорящим на данном языке

-явление абстрактное, отвлеченное, явление психическое, существует в сознании всех носителей языка, как способность к говорению и пониманию

-существенный компонент рец.деят, система слов, звуков, опред. Правильное поведение, сущ. в сознании.

-постоянен, не зависит от ситуации общения

-глубоко индивидуальна, имеет конкретного носителя, зависит от говорящего

-явление физическое, материальное, психофизич., доступна непосредственно восприятию, обличенные в материальную форму

-более или менее случайное, побочное, многообразна может быть письм. и устной, тихой и громкой, она асистемна.

-ситуитивна, приходящая, переменна, зависит от ситуации общения.

Синхрония и диахрония в языке. Описательное и историческое языкознание.

Синхрония и диахрония в языке:

• Синхронический подход (предполагает изучение языковой системы в какой-то определенный период существования языка, предполагает изучение на данном этапе).

• Диахронический подход (предполагает изучение языковых явлений в их историческом развитии, изменения, которые были стечением времени).

Впервые выделил эти 2 подхода Фердинанд де Сосюр.

Описательное языкознание направлено на изучение языка с синхронной точки зрения, а историческое языкознание – диахронная т.з.

Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.

Звук речи-это единица речи, образованная колебанием упругого тела в воздушной среде(голос.связки,язык,губы)

Акустические св-ва звук речи:

-сила звука(размах амплитуды колебаний голосовых связок, от напряжения орг.речи)-громкость нашей речи, словесное и логическое ударение

-длительность( от продолжительности)- в некоторых яз. Различаем слова по смыслу

-высота(частота колебаний голосовых связок)- помогает выражать свои эмоции, в некоторых яз. словесное ударение.

-тембр(создает индивидуальную окраску звука)- создает многообразносность звуков речи.

-соотношение тона и шума (обр.в результате ритмических колебаний)- мы различаем слова по звуку и по смыслу.

Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Варианты фонем.

Фонетическая позиция – произносительное условие, в котором находится фонема в составе слова. Два момента как она реализуется:

1. Общее положение в составе фонетического слова для гласных положение по отношению к ударению и абсол началу слова или характер предшествующего согласного ( тв или мяг). Для согласного положение по отношению к концу фон слова и характер последующего звука ( гласный, сонорный, звонкий или глухой).

2. Фонетическое окружение ( ложка – ложечка) фонема может реализоваться в разных звуков.

Сильная позиция фонемы – позиция, в которой фонема противопоставлена другим фонемам или парной фонеме ( в полной мере выполняет свою смыслоразличительную функцию: мяч – меч).

Слабая позиция фонемы – позиция, в которой фонема утрачивает свое противопоставление другим фонемам или парным фонемам ( смыслоразличительная функция ослаблена: луг –лук)

Для русских гласных сильными фонемами являются позиции под ударением, а слабая позиция безударная.

Сильная позиция согласных:

1. Зв и глух-ть: - перед всеми согласными(дом – том)

-перед всеми сонорными ( злой – слой)

-перед фонемами в и ф ( зверь – сверь)

2. По мяг и тв-ти: - на конце фонет слова( брат – брать)

- перед гласными ( нос – нёс)

Лексическое значение слова.

.)Слово- целостное, фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которой свойственны относительная непроницаемость, лексико-грамматическая оформленность и воспроизводимость в речи при построении высказывания.

Лексическое значение слова – его предметно-понятийное содержание, оформленное по законам грамматики языка.

Структура лексического значения:

1.предметная отнесенность(всякое слово в нашем сознании соотнесено с определенным предметом)

2.понятийная отнесенность( позволяет соотносить данную вещь с целым классом одинаковых предметов)

3.парадигматическиесвязи(связи, в составе которых лежит объединение в группы лексикосинтагматической и дифференциальной семы)

*сема- это минимальный компонент лексического значения слова.

4. синтагматические связи(система отношений между единицами одного уровня языка, определяющие законы их сочетаемости друг с другом в рамках этого уровня).

Лингвистическая карта мира.

Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.

Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.

Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.

Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.

Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.

Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.

Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.

Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.

Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.

Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.

Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.

Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.

Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.

Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.

Язык как общественное явление, его основные функции.

Язык – явление общественное, а не природное, он социален по своей природе.

Основные функции- та роль, которую языкознание выполняет в обществе.

-Этническая – служит для объединения народов и помогают сформировать национальное самосознание.

-Эмоционально-экспрессивная- служит для передачи эмоций

-Магическая(заклинательная) – в особых ситуациях, когда язык наделяется особой силой(клятвы,проклятия)

Язык и речь.

Двойственность природы – большинство лингвистов говорят, что существует особенность языка.

-социален, принадлежит всем говорящим на данном языке

-явление абстрактное, отвлеченное, явление психическое, существует в сознании всех носителей языка, как способность к говорению и пониманию

-существенный компонент рец.деят, система слов, звуков, опред. Правильное поведение, сущ. в сознании.

-постоянен, не зависит от ситуации общения

-глубоко индивидуальна, имеет конкретного носителя, зависит от говорящего

-явление физическое, материальное, психофизич., доступна непосредственно восприятию, обличенные в материальную форму

-более или менее случайное, побочное, многообразна может быть письм. и устной, тихой и громкой, она асистемна.

-ситуитивна, приходящая, переменна, зависит от ситуации общения.

Синхрония и диахрония в языке. Описательное и историческое языкознание.

Синхрония и диахрония в языке:

• Синхронический подход (предполагает изучение языковой системы в какой-то определенный период существования языка, предполагает изучение на данном этапе).

• Диахронический подход (предполагает изучение языковых явлений в их историческом развитии, изменения, которые были стечением времени).

Впервые выделил эти 2 подхода Фердинанд де Сосюр.

Описательное языкознание направлено на изучение языка с синхронной точки зрения, а историческое языкознание – диахронная т.з.

Звук речи как физическое явление. Акустические свойства звуков речи.

Звук речи-это единица речи, образованная колебанием упругого тела в воздушной среде(голос.связки,язык,губы)

Акустические св-ва звук речи:

-сила звука(размах амплитуды колебаний голосовых связок, от напряжения орг.речи)-громкость нашей речи, словесное и логическое ударение

-длительность( от продолжительности)- в некоторых яз. Различаем слова по смыслу

-высота(частота колебаний голосовых связок)- помогает выражать свои эмоции, в некоторых яз. словесное ударение.

-тембр(создает индивидуальную окраску звука)- создает многообразносность звуков речи.

-соотношение тона и шума (обр.в результате ритмических колебаний)- мы различаем слова по звуку и по смыслу.

Фонетическая позиция как условие, определяющее произношение фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Варианты фонем.

Фонетическая позиция – произносительное условие, в котором находится фонема в составе слова. Два момента как она реализуется:

1. Общее положение в составе фонетического слова для гласных положение по отношению к ударению и абсол началу слова или характер предшествующего согласного ( тв или мяг). Для согласного положение по отношению к концу фон слова и характер последующего звука ( гласный, сонорный, звонкий или глухой).

2. Фонетическое окружение ( ложка – ложечка) фонема может реализоваться в разных звуков.

Сильная позиция фонемы – позиция, в которой фонема противопоставлена другим фонемам или парной фонеме ( в полной мере выполняет свою смыслоразличительную функцию: мяч – меч).

Слабая позиция фонемы – позиция, в которой фонема утрачивает свое противопоставление другим фонемам или парным фонемам ( смыслоразличительная функция ослаблена: луг –лук)

Для русских гласных сильными фонемами являются позиции под ударением, а слабая позиция безударная.

Сильная позиция согласных:

1. Зв и глух-ть: - перед всеми согласными(дом – том)

-перед всеми сонорными ( злой – слой)

-перед фонемами в и ф ( зверь – сверь)

2. По мяг и тв-ти: - на конце фонет слова( брат – брать)

- перед гласными ( нос – нёс)

Лексическое значение слова.

.)Слово- целостное, фонетически и грамматически оформленная основная значимая единица языка, которой свойственны относительная непроницаемость, лексико-грамматическая оформленность и воспроизводимость в речи при построении высказывания.

Лексическое значение слова – его предметно-понятийное содержание, оформленное по законам грамматики языка.

Структура лексического значения:

1.предметная отнесенность(всякое слово в нашем сознании соотнесено с определенным предметом)

2.понятийная отнесенность( позволяет соотносить данную вещь с целым классом одинаковых предметов)

3.парадигматическиесвязи(связи, в составе которых лежит объединение в группы лексикосинтагматической и дифференциальной семы)

*сема- это минимальный компонент лексического значения слова.

4. синтагматические связи(система отношений между единицами одного уровня языка, определяющие законы их сочетаемости друг с другом в рамках этого уровня).

Лингвистическая карта мира.

Предмет и задачи языкознания. Научное и практическое изучение языка. Место языкознания среди других наук и его значение.

Языкознание-наука, изучающая язык вообще и отдельные конкретные языки.

Задачи языкознания –изучить свойства и особенности конкретного языка, так и свойства, являющиеся общими для всех языков в мире.

Частное языкознание – изучает конкретный язык, или группу родственных языков.

Общее языкознание – изучает универсальные, общие черты, присущие всем языкам.

Предмет изучения языкознания – изучение языка с научной целью.

Значение языкознания – позволяет глубоко проникнуть в устройство языка, выявить его функции, познать с разных точек зрения.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Языкознание – это наука о сущности, функциях, структуре, происхождении, закономерностях исторического развития языка и о классификации мировых языков.Названные проблемы являются основными, так как они общие для всех языков, и составляют предмет общего языкознания.

Предметом изучения частного языкознания является отдельно взятый язык, либо группа родственных языков. Также языкознание бывает теоретическим и прикладным. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

Языкознание связано с социальными науками:

  • с историей, поскольку данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, а данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
  • с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п.
  • с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание связано с естественными науками:

  • с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как об общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
  • с антропологией. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.
  • с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа. Философия – это база, на которой развивается языкознание. Она указывает пути решения основных языковедческих проблем.

  • установить природу и сущность языка.
  • рассмотреть структуру языка.
  • изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
  • как и когда возникли и то и другое;
  • изучить вопрос возникновения и развития письма;
  • классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства;
  • выработать методы исследования;
  • изучить вопросы, связанные с языковой интерференцией (влияние родного языка);
  • рассмотреть связь лингвистики с другими науками.

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Предмет и задачи языкознания как науки. Место языкознания среди других наук.

Язык и мышление, характер их взаимодействия в ходе исторического развития. Язык и сознание

Язык как знаковая система особого рода. Особенности языкового знака, его свойства.

Формы существования языка (язык, речь, речевая деятельность)

Система и структура языка. Язык как вторичная материальная система. Свойства языка как системы. Понятие структуры языка.

Изменение и развитие языка. Концепция Ф. де Соссюра о синхронии и диахронии. Внутренние и внешние причины изменения и развития языка.

Язык и общество. Формы человеческого общества и язык. Общество и государственная языковая политика.




Предмет и задачи языкознания. Место языкознания среди других наук

Языкознание – это наука о сущности, функциях, структуре, происхождении, закономерностях исторического развития языка и о классификации мировых языков.Названные проблемы являются основными, так как они общие для всех языков, и составляют предмет общего языкознания.

Предметом изучения частного языкознания является отдельно взятый язык, либо группа родственных языков. Также языкознание бывает теоретическим и прикладным. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

1. Объект и предмет языкознания. Основные проблемы языкознания.
2. Основные разделы и аспекты в языкознании.
3. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди других наук.
4. Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, философии, логики,
литературоведения.
5. Языкознание и биология, психология, физиологии.
6. Языкознание и математика, физика, кибернетика, теория информации, теории искусственного интеллекта.
7. Методы исследования языка.
8. Новые направления в развития науки о языке.

Вопросы для коллективного обсуждения:
Чем занимается языкознание?
Насколько актуальны эти проблемы с позиции современной науки?
В чем заключается роль языкознания в современном обществе?

1. Объект и предмет языкознания. Основные проблемы языкознания.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Языкознание - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Объектом изучения языкознания является язык, предметом - структура и функции языка, его общественная природа, методы лингвистических исследований и т.п.

Целью языкознания является изучение языка во всём многообразии его сторон, свойств и особенностей функционирования.

Основные проблемы языкознания:
- функционирование языка;
- развитие языка;
- происхождения языка;
- происхождения и развития письма;

2. Основные разделы и аспекты языкознания.

Аспекты языкознания: общие и частные, теоретические и прикладные.

В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, сопоставляющее между собой как родственные, так и не родственные языки; сопоставление направлено на выделение общих закономерностей языка.

Частное языкознание занимается отдельным языком (русский, английский) или группой родственных языков (славянские).

Прикладное языкознание – применение лингвистических знаний к практической деятельности.

Разделы:
1. Внутренняя организация языка, устройство его уровней (лексикология, грамматика).
2. Историческое развитие языка.
3. Функционирование языка в обществе (социолингвистика, лингвогеография, диалектология).
4. Комплексные проблемы, возникающие на стыке наук (психолингвистика, математическая лингвистика, дешифровка).

3. Связь языкознания с другими науками

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и физиология

Языкознание и антропология

Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и семиотика

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология

Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

4. Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, философии, логики, литературоведения.

Языкознание как самостоятельная наука тесно связана с рядом других наук, которые называются смежными. Смежные науки - это науки, связанные с языкознанием и помогающие понять и исследовать различные стороны языка. Эта связь определяется двумя факторами:

Язык - это сложное и многогранное явление, отдельные стороны которого взаимодействуют со многими явлениями объективной действительности;

Язык как многогранное и сложное явление изучается не только лингвистикой, но и другими науками.

В чём же заключается связь языкознания с другими науками?

Языкознание связано с логикой - наукой о законах и формах человеческого мышления. Единицы языка тесно связаны с единицами мышления, хотя не тождественны им. Слово соотносимо с понятием, предложение - с логемой (в трёх её разновидностях: суждение, побуждение и вопрос). Понятие и логема - это логические категории. Слово и предложение - это единицы языка.

Связь языкознания с философией обусловлена тем, что философия определяет общественные взгляды людей на объективную действительность, в том числе и на язык, вооружая человека методологической базой исследования языка. Философия устанавливает характер решения основных проблем языкознания, сам подход к изучению языка, методы и принципы его изучения.

Археология поставляет языкознанию найденные при раскопках памятники письменности, которые расшифровывают лингвисты.

5. Языкознание и биология, психология, физиологии.

Биология. Дешифровка генетического кода во многом основывалась на усвоении биологами опыта языкознания и на типологических аналогиях со структурой естественного языка, которые продолжают изучаться и генетиками и лингвистами.

Физиология. По мере развития нейролингвистики ставится вопрос о соотнесении разных частей теории языка с характеристиками работы соответствующих зон центральной нервной системы человека. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особую роль, что постепенно начинает учитываться и в теоретических работах но психофизиологии. Важным для языкознания является рефлекторная теория речевой деятельности, созданная русскими учёными-физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Слова, которые слышит и видит человек, представляют собой вторую сигнальную систему - специфическую форму отражения действительности. Общим для первой и второй сигнальной систем является их рефлекторная и физиологическая основа, а также отражательная сущность.

Медицина на основании лингвистических данных изучает зоны и функции центральной нервной системы.

Психиатрия позволяет сделать анализ бессознательных речевых ошибок, патопсихолингвистических речевых нарушений, связанных с нарушением сенсорных систем (у глухих или глухонемых).

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания - социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика, вычислительная лингвистика и некоторые науки.

6. Языкознание и математика, физика, кибернетика, теория информации, теории искусственного интеллекта.

Связи языкознания не только с социальными науками и науками о человеке, но и с естественными науками наметились ещё в 19 в.

1) Языкознание и математика.

Математика позволяет разрабатывать статическую теорию языка, вычислять статические характеристики речи методами математической теории информации. Методы математической логики применяются для формального описания естественных языков. Наука - математическая лингвистика.

2) Языкознание и физика.

Современные инструментальные методы решения технических задач экспериментальной фонетики связаны с применением различных приборов, главным образом электроакустических (спектрографы, интонографы и т. п.), а также регистрирующих движения органов речи (артикуляцию). Фонетика поэтому особенно тесно связана с физикой и физиологией.

3) Языкознание и кибернетика.

4) Языкознание и теория информации.

Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с ЭВМ, представляют собой наиболее важные области прикладного языкознания, где проводится исследование речи и вычисление её статистических характеристик методами математической теории информации, разработанной академиком А. Н. Колмогоровым и американским математиком К. Шенноном. Связь языкознания с теорией информации, стимул для изучения которой дали технические приложения языкознания, вместе с тем приводит к чёткой формулировке существенных проблем, связанных с характером акта общения и с социальными функциями языка.

5) Языкознание и искусственный интеллект.

7. Методы исследования языка.

Метод в лингвистике - обобщение совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией. Это отдельные приёмы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки такие как: техническое средство, инструмент для исследования того или иного аспекта языка.

Основные ученые: Расмус Раск, Франц Бопп, Якоб Гримм, Александр Христофорович Востоков.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Этот метод в языкознании применяется для установления родства языков и изучения развития родственных языков. Этот метод основан на сравнении языков и направлен на выяснение их исторического прошлого Сравнительно-исторический метод опирается на законы фонетических изменений, на закономерности и тенденции изменения морфологического, словообразовательного, синтаксического и лексического уровней языка. Используя этот метод, ученые сравнивают между собой генетически тождественные слова и формы родственных языков и восстанавливают (разумеется, предположительно), их первоначальный вид, их архетипы, или праформы. В итоге получается приблизительная реконструкция отдельных сторон языкового строя, каким он был до обособления соответствующих языков или ветвей языков.

Основные положения:
1. Каждый язык неповторим, его особенности раскрываются в сравнении с другими языками.
2. Языки группируются в языковые группы, а затем в языковые семьи.
3. Различия в родственных языках объясняются их непрерывным развитием.
4. Быстрее всего в языке изменяются звуки.

Преимущества:
1. Позволяет реконструировать фонетический и морфемный состав языка - основы эпохи, непосредственные предшествующей обособлению отдельных языковых групп.
2. Дает возможность проникнуть в не засвидетельствованную письменными памятниками историю языков, обнаружить и восстановить некое первоначальное единство родственных языков, выявить специфические внутренние законы их последующего развития.
3. Позволяет возвести реально существующие между родственными языками различия к единому источнику, но нельзя выявить те различия между родственными языками, которые существовали в прошлом, а позже были утрачены.

Недостатки:
Нельзя представить язык как систему. Данным метод не может объяснить сходство языков и оказывается малоэффективным при изучении так называемых изолированных языков (китайский, японский etc.), то есть таких, которые не имеют родственных языков. Этот метод оказывается бессильным при изучении таких изменений, которые возникли в результате сближения и интеграции языков.

Структурный метод (структурализм).

Сформировался в 20 веке.

Основные ученые:Фердинанд де Соссюр, Бодуэн де Куртенэ.

Делится на 3 школы: пражская, копенгагенская и американская.

Восточноевропейский структурализм (Пражская лингвистическая школа).

Ввёл понятие оппозиции и основанный на ней метод, прежде всего, в фонологию, а от неё в другие сферы языка — главным образом в морфологию и семантику. Датский структурализм (Копенгагенский лингвистический кружок) разработал учение об алгебраических отношениях в языке, глоссематику. Американский структурализм (Дескриптивная лингвистика) разработал понятие дистрибуции и основал на нём метод описания фонологии, морфологии и элементарного анализа предложения (Непосредственно составляющих метод).

Недостаток:Данный метод является абстрактным.

Возник в начале 60 х гг. 20 в.

Одним из основных понятий конструктивного метода стал алгоритм.

Первоначальные идеи этого рода были выдвинуты уже Платоном и Панини и в той или иной степени повторялись впоследствии (Аристотель, Спиноза, Потебня и др.); непосредственную же основу для новых лингвистических идей дали работы У. Куайна и Н. Гудмена. В этой связи как частная разновидность конструктивизма в лингвистике возникли теории порождающих (генеративных) грамматик.

8. Новые направления в развития науки о языке.

К середине XX века структурализм себя исчерпал, и учёные вернулись к исследованию языка на принципах антропоцентризма.

Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Главная отличительная черта когнитивной лингвистики в ее современном виде заключается не в постулировании в рамках науки о языке нового предмета исследования и даже не во введении в исследовательский обиход нового инструментария и/или процедур, а в чисто методологическом изменении познавательных установок (эвристик).

В 90-е гг. XX в. в когнитивизме появилось 4 направления:
1. Описание и объяснение ментального механизма, объясняющие взаимодействие стимула и реакции.
2. Главная роль в осуществлении мыслительной деятельности принадлежит субъекту; он — инициатор и источник всех действий.
3. Исследование внутренней мыслительной природы человека.
4. Изучение когнитивных процессов в отношении с аффектами.

Генеративная лингвистика (трансформационная порождающая грамматика, трансформационно-генеративная грамматика, хомскианская лингвистика) – наиболее популярное с конца 1950-х гг. направление в мировом языкознании, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук; основоположник и лидер – Ноам Хомский (США). Генеративная лингвистика настолько изменила большинство представлений традиционной структурной лингвистики, что ее называют "хомскианской революцией" в языкознании.

Цель лингвистической теории по Хомскому заключается в том, чтобы объяснить факт поразительно быстрого усвоения родного языка ребенком на основе явно недостаточного внешнего стимула, то есть той информации, которая может быть извлечена из речи окружающих. В основе языковой способности человека лежит врожденный биологически обусловленный компонент, который определяет основные параметры человеческого мышления и, в частности, структуру языкового знания.

В основе Генеративной лингвистики лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, или породить, все правильные, и только правильные, предложения языка. Таким образом, Генеративная лингвистика не описывает язык, как это делала традиционная лингвистика, в том числе и структурная, а представляет процесс моделирования языка.

Зарождение Генеративная лингвистика связано с послевоенным стремлением к моделированию, с компьютерной революцией, с построением модели генетического кода, с развитием машинного перевода и математической лингвистики.

Основными оппонентами её выступают сторонники функциональной и когнитивной лингвистики.

Языкознание как самостоятельная наука тесно связана с рядом других наук, которые называются смежными. Смежные науки - это науки, связанные с языкознанием и помогающие понять и исследовать различные стороны языка. Эта связь определяется двумя факторами: язык - это сложное и многогранное явление, отдельные стороны которого взаимодействуют со многими явлениями объективной действительности; язык как многогранное и сложное явление изучается не только лингвистикой, но и другими науками.

В чём же заключается связь языкознания с другими науками?

Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с языкознанием теснее всего связана этнография (наука о быте и культуре народов), особенно при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.

Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками. Языкознание всё ближе связывается с современной социологией. Появилась социолингвистика – одна из самостоятельных лингвистических дисциплин, изучающих взаимодействие языка и общества (социума) и зависимость речевых характеристик от социальных – национальности, возраста, пола, уровня образования.

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные

(сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

Связь языкознания с философией обусловлена тем, что философия определяет общественные взгляды людей на объективную действительность, в том числе и на язык, вооружая человека методологической базой исследования языка. Философия устанавливает характер решения основных проблем языкознания, сам подход к изучению языка, методы и принципы его изучения.

Археология поставляет языкознанию найденные при раскопках памятники письменности, которые расшифровывают лингвисты.

Дешифровка генетического кода во многом основывалась на усвоении биологами опыта языкознания и на типологических аналогиях со структурой естественного языка, которые продолжают изучаться и генетиками и лингвистами.

Физиология. По мере развития нейролингвистики ставится вопрос о соотнесении разных частей теории языка с характеристиками работы соответствующих зон центральной нервной системы человека. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особую роль, что постепенно начинает учитываться и в теоретических работах но психофизиологии. Важным для языкознания является рефлекторная теория речевой деятельности, созданная русскими учёными-физиологами И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Слова, которые слышит и видит человек,

представляют собой вторую сигнальную систему - специфическую форму отражения действительности. Общим для первой и второй сигнальной систем является их рефлекторная и физиологическая основа, а также отражательная сущность.

Медицина на основании лингвистических данных изучает зоны и функции центральной нервной системы.

Психиатрия позволяет сделать анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений, связанных с нарушением сенсорных систем (у глухих или глухонемых).

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания - социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика, вычислительная лингвистика и некоторые науки.

Связи языкознания не только с социальными науками и науками о человеке, но и с естественными науками наметились ещё в 19 в. Математика позволяет разрабатывать статическую теорию языка, вычислять статические характеристики речи методами математической теории информации. Методы математической логики применяются для формального описания естественных языков. Наука - математическая лингвистика.

Современные инструментальные методы решения технических задач экспериментальной фонетики связаны с применением различных приборов, главным образом электроакустических (спектрографы, интонографы), а также регистрирующих движения органов речи (артикуляцию). Фонетика поэтому особенно тесно связана с физикой и физиологией.

Многие традиционные области языкознания существенно изменяют методику исследования благодаря возможности использовать в них ЭВМ: становится возможным построение программ, реконструирующих разные альтернативные варианты фонологических и грамматических уровней праязыков, машинное определение времени разделения родственных языков методом лексикостатистики, составление машинных словарей для обширных корпусов древних письменных текстов и проведение на ЭВМ

вспомогательных работ для дешифровки древних письменностей, запись в памяти машины полного грамматического словаря конкретного языка и т. п.

Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с ЭВМ, представляют собой наиболее важные области прикладного языкознания, где проводится исследование речи и вычисление её статистических характеристик методами математической теории информации, разработанной академиком А. Н. Колмогоровым и американским математиком К. Шенноном. Связь языкознания с теорией информации, стимул для изучения которой дали технические приложения языкознания, вместе с тем приводит к чёткой формулировке существенных проблем, связанных с характером акта общения и с социальными функциями языка.

Заключение

Проблема изучения языка еще с древних времен волновала ученых и мыслителей. Вопросы появления языка, его развития и распространения изучаются уже долгое время и этот процесс продолжается и до сих пор. Язык непосредственно принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими. Язык, как и любое другое явление или объект жизнедеятельности человека, необходимо изучать как в синхронном плане (изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени), так и рассматривать в диахронии (изучение фактов языка в их развитии). Таким образом, современное языкознание предстает перед нами как разветвленная многоаспектная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

Список используемой литературы

Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1983.- С. 155-163.

Зенков Г.С. Сапожникова И.А. /Введение в языкознание/

Кодухов В.И. Введение в языкознание

Реформатский А.А. /Введение в языкознание/; Под ред. В.А. Виноградова. -

Лингвистическая энциклопедия. М., 2002.

Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык //

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук
Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той огромной ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в процессе познания и общения.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика.

С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью исто­рии народа.
Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология.
Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка.

Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией чело­века и антропологией.

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой.

Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач.

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой.

Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста.

В последнее время появилось много новых наук связанных с языкознанием, например, социолингвистика, психолингвистика.

Читайте также: