Архитектурные особенности буддийского храма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Буддийская архитектура
Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований.
Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов.
Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь.
Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня.
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

бессмысленные фигни в виде острых пирамидок на верху крыши и по бокам, а ещё не смотря на перенаселение, крайне нерациональное жильё, впрочем может они там валом лежат.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения
(я не копировала)

Своеобразие традиционного индуистского мировоззрения, развитая и сложная мифологическая система и картина мира, а также пышная и весьма разнообразная окружающая природа (флора и фауна), породили удивительное, самобытное искусство древней и средневековой Индии. Однако при всём разнообразии форм искусства, используемых сюжетов и образов, можно выделить черты, общие для всех исторических этапов развития культуры Индии, позволяющие выявить характерные особенности и тенденции индийского изобразительного искусства. К ним относятся:

3. Синтез (тесная связь, единство) архитектуры, скульптуры и живописи , которые существуют неразрывно в едином художественном ансамбле;

4. Использование особой религиозно-философской символики в часто повторяемых, распространенных образах и сюжетах (например: слон, дерево Бо – символы Будды, колесо – символ бога Сурьи, круга Сансары и колеса Закона, запущенного Буддой и т.д.)

После того, как большая часть Индии объединилась для борьбы с армией Александра Македонского под властью династии Маурьев, начинается пора грандиозного строительства из камня, призванного увековечить новую государственную религию – буддизм .

В этот период активно развивается культовое буддийское зодчество. В эпоху Маурьев появляются все основные формы архитектуры, которые позже станут классическими для индийского искусства: ста́мбхи, ступы, пещерные храмы и монастыри . Что же они собой представляют?

Стамбхи

Стамбхи – это отдельно стоящие колонны, сделанные из камня. Символически они воспринимались, как ось мироздания, связывающая небо и землю. Такие сооружения возводились в Индии с древних времён, и посвящались они различным богам. Эта форма была приспособлена и к нуждам буддизма.

Делались они из цельного каменного блока. Их высота могла достигать 15 метров, а вес - 50 тонн. Поверхность буддистских стамбх тщательно полировалась, а затем на неё наносились надписи, содержание которых сводилось либо к государственным законам, либо к заповедям буддизма.

Надписи на таких колоннах считаются древнейшими памятниками индийской письменности. Но поскольку грамотных в Древней Индии было совсем немного, то рядом с каждым таким монументом находился специальный служащий, который пересказывал содержание надписи, всем, кто этим интересовался.

Капители (верхние части) этих колонн часто были скульптурными, их образы символизировали самого Учителя или главные идеи его учения.

Эту капитель венчают фигуры четырех львов (лев – один из символов Будды, которого называли "львом закона"). Когда то они служили опорой для "колеса закона". Его обломки хранятся в музее Сарнтахи.

Эта величественная четверка львов, спаянных спинами, восседает на круге, обод которого украшен рельефами льва, быка, слона и лошади – животных, символизирующих в данном случае стороны света. Так лев символизирует Север. Считается, что буддизм пришёл в индию именно оттуда. Слон, в сознании верующих был связан с Востоком и являлся одним из воплощений Будды (по легенде, мать будущего Будды, будучи беременной увидела во сне, как в её чрево вошёл белый слон). А родился принц Гаутама под знаком зодиака Быка (Тельца), который является символом Запада. И, наконец, юг ассоциировался в древними жителями Индии с лошадью (именно на коне, принц Гаутама отправился из дворца навстречу своему будущему Прозрению).

Ступы

Ступы (с санскрита это слово переводится, как "макушка", "узел волос", "куча камней") – сооружения мемориального характера, обычно выполняющие функцию реликва́рия (хранилища предметов, имеющих религиозную ценность и служащих предметом поклонения верующих). Они имеют форму полусферы, широкой частью, опирающейся на землю.

Предание гласит, что однажды ученики спросили Будду, какой надгробный памятник он пожелал бы для себя после смерти. Будда в ответ, молча расстелил на земле свой плащ и поставил на него перевёрнутую чашу для подаяний, с которой ходили по дорогам Индии монахи. Так, согласно легенде, появилась эта характерная архитектурная форма.

Самая древняя, из сохранившихся до нашего времени, ступа, построенная в Санчи (Центральная Индия). Её отличают крупный размер (диаметр основания – 32 метра) и уникальные рельефы, украшающие её ворота - тораны. На перекладинах ворот практически нет пустого места – всё заполнено фигурами и орнаментами.

Особое внимание привлекают фигуры якшинь – низших божеств, олицетворяющих плодородие и силы природы. В них воплощён эталон женской красоты Индии – пышнотелые, но гибкие и изящные, подобные цветущим растениям, радующие глаз своими формами и заключённой в них полнотой бытия.

Пещерная архитектура.

Пожалуй, это самые необычные памятники индийского искусства. Буддийские храмы и монастыри, в которых жили отшельники, проповедующие буддизм, высекались прямо в скалах.

Строительство велось сверху (от потолка) вниз – таким образом, зодчим не требовалось ни строительных лесов, ни подъемных механизмов и лебедок, ни связующих растворов, а также не надо было доставлять откуда-либо строительный материал.

Пещерные сооружения в Индии, согласно их назначению, были двух типов: храмы, которые называются ча́йтьи и монастырские комплексывиха́́ры (в ед. числе – виха́́ра) .

Чайтьи представляли собой величественные залы, разделённые колоннами на три части (нефы) и обильно украшенные рельефами, скульптурами, а иногда и живописью. В глубине чайтьи, напротив входа, обычно располагалась ступа.

Самая величественная чайтья была построена в период расцвета Кушанской Империи в Карли (Западная Индия). Её высота 15 метров, ширина 15,5 метров, длина 42 метра.

Все культовые постройки Древней Индии обильно украшались скульптурой, рельефами и росписями. Об этом я расскажу в другой статье.

Эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии . Рекомендую ознакомится и с другими материалами по этой теме:

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Буддийские храмы и монастыри Индии

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзихрам Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храмы буддизма Махараштры

Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Храм Махабодхи

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Монастырь Таванг

Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха. Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. Монастырь Таванг, расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, Санкт-Петербургский буддийский храм, Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Буддийские храмы и монастыри загадочны и даже мистичны. Они притягивают паломников из разных уголков планеты, желающих своими глазами узреть священные места и оторваться от мирской суеты, пребывая в их стенах.


28 февраля 2018

Буддийская реликвия – храм Махабодхи построен в традиционном для Индии стиле и заслуженно относится к древнейшим кирпичным постройкам, сохранившимся до нашего времени. Считается, что именно на этом месте Гаутама Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой.

Храм Будды


_

Храм Махабодхи имеет долгую историю, во время которой он был почти полностью разрушен и забыт, но затем, благодаря усилиям британских археологов и индийского правительства, восстановлен. Сегодня святыня является воплощением торжества Просветления Будды, запечатлённого в камне. Буддисты не перестают приходить к храму Будды, чтобы выразить своё почтение.

Храм представляет собой мандалу-дворец высотой около 50 м. Здание построено в форме многоярусной пирамиды. Её основание занимает площадь 15 кв. м. На последнем ярусе храма возвышается крытая балюстрада с позолоченной ступой. На внешней стороне здания – множество балкончиков и ниш, в которых помещены буддистские статуи. Храм имеет четыре входа, главным считается тот, который смотрит на восток. Святыня окружена каменным рвом, символизирующим несокрушимую ограду. Возле основной башни построены четыре небольшие пирамиды в том же стиле. Внутри храма находится величественная статуя Будды Шакьямуни.

Где расположен храм

Дворец Махабодхи построен в северо-восточной части Индии в городке Бодх-Гая (Бодхгая), который относится к штату Бихар. Он возведён в сакральном месте. Здесь в 500 г. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама, расположившись в тени дерева Бодхи, во время длительной медитации смог достичь полного просветления, выдержав все испытания, которые посылал ему Мара.

При каких обстоятельствах была построена святыня буддизма

Храм Будды был возведён в III в. до н. э., через 250 лет после просветления Гаутамы. В то время Бодх-Гаю посетил царь Ашока, который решил соорудить дворец в честь Будды. Во времена Кушанского царства храм был перестроен. Во время завоевания Индии мусульманами и образования на её территории Делийского султаната в XIII веке храм был забыт. Он постепенно превращался в руины и был почти погребён под слоем мусора и земли.

Возрождение храма

В XIX столетии раскопками храма занялся полковник колониальных войск и глава археологического комитета Британской Индии сэр Александр Каннингем. Вместе с правительством Бирмы британские военные занялись реставрацией дворца. Благодаря найденной во время раскопок уменьшенной копии храма Будды, здание удалось воспроизвести в мельчайших деталях.

Восстановление храма завершилось в 1880-е годы. В результате блестяще проведённых реставрационных работ под руководством А. Каннингема и Дж. Беглара, храм обрёл новую жизнь. Правительство Индии взяло дворец под свою опеку. Был назначен специальный ревизор, который следил за состоянием храма и составлял ежемесячные отчёты. С 2002 года святыня находится под защитой ЮНЕСКО.

На сегодняшний день Бодхгая остаётся крупнейшим религиозным центром, насчитывающим более 150 культовых построек. Практически все буддийские школы имеют здесь своё представительство. Ежегодно около 400 тыс. паломников и туристов приезжают в этот город, чтобы посетить храм Махабодхи.

Храм Махабодхи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

2.jpg

Во все времена человечество создавало грандиозные произведения архитектурного искусства, которые изумляют и восхищают десятки поколений потомков. Но сегодня эти сооружения нуждаются в защите и бережном отношении.

Читайте также: