Тайваньский вопрос в американо китайских отношениях кратко

Обновлено: 01.07.2024

Геннадий Чародеев

Напомним, что Совместное заявление о международных отношениях Россия и Китай приняли в ходе переговоров президента РФ Владимира Путин и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине.

Официальные отношения России c Тайванем не поддерживаются. Однако не секрет, что с начала 1990-х на Тайване вместо посольства РФ действует представительство неправительственной Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. Благодаря ей, российский бизнес активно действует на острове. Достаточно сказать, что всякого рода микрочипы и сложную электронику, которую мы не можем из-за санкций получить на Западе, Россия закупает на Тайване. Китайцы, конечно, знали об этом, но почему-то никогда не препятствовали такому сотрудничеству.

Те, кто был на Тайване, рассказывают о том, как много на острове русских – от депутатов Госдумы и чиновников до искусствоведов, переводчиков и журналистов. Они ходят на государственные приемы и заполняют местные торговые центры. Дошло до того, что таксисты в Тайбэе говорят по-русски. Очень много российских туристов в последние годы посещают тайваньские морские курорты.

Чан Кайши выступал за единый Китай

Официальные отношения между центральным правительством КНР и его островной провинцией прервались в 1949 году, после того как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань.

Преследовавшие гоминьдановцев войска коммунистов намеревались с ходу высадиться на Тайване и завершить окончательное объединение Поднебесной. Преградой стал Тайваньский пролив, а точнее — стоявшие в нем американские военные корабли.

Кроме того, именно Китайская Республика под управлением тайбэйских властей, а вовсе не Китайская Народная Республика со столицей в Пекине являлась членом ООН.

Тяга к независимому от континентального Китая существованию стала формироваться именно из-за изгнания Тайбэя из ООН в 1971 году после предательства Вашингтоном старого союзника. Стремясь углубить раскол в китайско-советских отношениях и перетащить КНР на свою сторону, американцы установили дипломатические отношения с КНР и разорвали их с Тайванем. Сделано это было без предупреждения и в типичной хамоватой форме. Тайваньского посла подняли среди ночи и вызвали в Госдеп. Там престарелому дипломату зачитали ноту о разрыве отношений.

На материк потекли потоки капиталовложений и технологий, число тайваньских предпринимателей, советников и специалистов порой достигало чуть ли не миллиона человек при населении Тайваня в 24 миллиона!

Тайвань, как и Украину, завалили оружием

Тайвань стали накачивать оружием. В дополнение к уже поставленным за системам вооружений на десятки миллиардов долларов в экстренном порядке на остров поступят 66 новейших истребителей Block 70 F-16. К берегам Китая подтянулись две дополнительные авианосные группы, что происходит только накануне крайне серьезных событий. Последний раз это было в разгар пусков баллистических ракет Северной Кореей.

Откуда у Тайваня ракеты и ядерное оружие?

- Перечисляя возможные сценарии развития кризиса, не стоит забывать и о тайваньской атомной бомбе. В свое время американцы в интересах наращивания партнерства с Пекином заставили Тайбэй свернуть свою ядерную программу. Сейчас обстановка кардинально изменилась, и Вашингтону может стать выгодно стимулировать подготовку собственного ядерного оружия на острове, - считает эксперт.

Тайваньская ядерная программа стартовала в 1967 году на базе Института ядерных исследований при Чжуншаньском институте науки и техники. Был закуплен исследовательский реактор в Канаде, из США привезли низкообогащенный плутоний якобы для гражданской энергетической программы. В 1970 годы успешно развивалась программа обогащения плутония с использованием тяжелых водяных реакторов. Военная программа была обнаружена инспекторами МАГАТЭ и в 1976 году официально свернута.

Однако, по данным американской разведки, тайваньцы к тому времени уже успели разработать устройства, готовые к испытаниям. Эти данные были получены от сбежавшего в декабре 1987 года в США тайного американского агента, полковника Чан Сянь-и, который был заместителем директора Института ядерных исследований. На основании прихваченных им документов американские эксперты заключили, что Тайвань уже осуществил контролируемую ядерную реакцию и был в годе-двух от приобретения полноценной бомбы.

Официально Тайвань придерживается положений Договора о нераспространении ядерного оружия, хотя и обладает не только серьезными финансовыми ресурсами, но и передовыми технологиями, позволяющими быстро создать ядерное оружие. Шесть действующих энергоблоков на АЭС нарабатывают плутоний из привозного урана. Неофициально же тайваньские дипломаты в Тайбэе на мой прямой вопрос о наличии ядерного оружия с улыбкой повторили знаменитый ответ Голды Меир:


"ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС" В ОТНОШЕНИЯХ США-КИТАЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИССЛЕДОВАНИЙ "МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ" США

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще с момента освоения Китаем новых территорий острову Тайвань уделялось достаточно большое внимание ввиду своей геополитической расположенности, где за период с III по XVII век было отправлено несколько тысяч человек для освоения и заселения новых территорий. С течением времени острову, ранее имевшему статус военного округа Китая, был присвоен статус полноправной административной единицы Китайской империи, который оставался неизменным вплоть до японской оккупации в начале XX века.

Стратегическое значение острова Тайвань американскими военными экспертами было отмечено еще в годы мировой войны. Именно со своих тайваньских баз Япония в 1942 году начала операцию по захвату американских Филиппин, а японские бомбардировщики, взлетавшие с аэродромов на Тайване, наносили США ощутимый урон. Поэтому вскоре в американских долгосрочных планах появились разработки по послевоенному политическому, экономическому и социальному переустройства Тайваня, которые позже были забыты ввиду переключения внимания США на Филиппины.

К началу гражданской войны в Китае Соединенные Штаты уже начали постепенное расширение своего присутствия в АТР. Так, в 1948 году Госдепартаментом США несколько раз поднимался вопрос о стратегическом значении Тайваня для страны, а также возможной обороне острова от все возрастающего коммунистического контроля 5 . Поэтому неудивительно, что с момента перехода Тайваня под влияние гоминьдановского руководства, правительству Чан Кайши предоставлялась военная и финансовая помощь, согласно принятому Закону о совместной обороне и взаимопомощи в октябре 1949 года.

Исходя из этого, ведущие американские аналитические центры стараются не только исследовать проблемы, стоящие на повестке дня, но и оценить перспективы развития американо-китайских отношений, основываясь на текущих событиях в мировом сообществе.

После грузино-российского кризиса США выучили своеобразный урок, который привел к неким изменениям в американской внешней политике по отношению к Тайваню. В частности, были выведены несколько принципов, соблюдение которых способно если не улучшить американо-китайские отношения, то хотя бы не привести к их серьезному ухудшению 8 :

- соблюдать осторожность в принятии обязательств по безопасности. Подобные обязательства подразумевают наличие угрозы, противника, от которого следует защититься или защитить того, кто не обладает необходимыми ресурсами;

- поддерживать конструктивные отношения с крупными государствами, которые являются залогом безопасности для заведомо слабых стран. Несмотря на то, что Китай считает, что США являются одной из причин, из-за которых присоединение Тайваня все еще не произошло, правительство КНР также понимает, что любое военное вторжение на территорию острова незамедлительно повлечет за собой ухудшение американо-китайских отношений;

- учитывать географическое положение как крупных, так и мелких государств. Безопасность потенциально слабой страны во многом зависит от своего более крупного соседа, поэтому установление союзнических отношений между ними играет далеко не последнюю роль в мировом сообществе.

С началом XXI века американо-китайские отношения вновь обострились ввиду претензий КНР к США по поводу военного сотрудничества с третьими сторонами (Вашингтон объявил о своем намерении продолжать продавать оружие Тайваню). В результате этого, многими исследователями несколько раз поднимался вопрос о возможности перерастания конфликта в военное сопротивление и о цене, которая будет заплачена ввиду этих событий 9 .

Вероятность практического воплощения подобных мер находится пока под вопросом, однако дальнейшее обострение обстановки в проливе, которое объективно неизбежно при сохранении у власти в Китае нынешнего режима и при дальнейшем развитии демократии на Тайване, по-видимому повлечет за собой ужесточение позиции американского правительства. Во всяком случае, до тех пор, пока силовой потенциал Китая является несопоставимым по мощи с американским, твердость политики США в отношении Тайваня будет оставаться прямо пропорциональной уровню китайского давления на Тайвань.

Почему китайско-тайваньские отношения такие напряженные?

Разногласия по поводу статуса Тайваня усилили напряженность между островом и материком. Конфликт вокруг Тайваня также может стать очагом напряженности в отношениях между США и Китаем.

Рассказываем почему отношения между Китаем и Тайванем так натянуты.

Краткая информация

  • С 1949 года независимый Тайвань находится под властью Китая, но Пекин считает остров частью своей территории. Пекин пообещал в конечном итоге “воссоединить” Тайвань с материком, используя при необходимости силу.
  • Напряжение нарастает. Президент Тайваня Цай Инвэнь, чья Демократическая прогрессивная партия упрекнула Пекин в попытках подорвать демократию. Пекин усилил политическое и военное давление на Тайбэй.
  • Некоторые аналитики опасаются начала войны между США и Китаем на Тайване. Соединенные Штаты предоставляют Тайваню оборонительное оружие, но вопрос о том, будет ли оно действительно защищать Тайвань, остается без ответа.

Введение

Тайвань, официально известный как Китайская Республика (КР), – это остров, отделенный от Китая Тайваньским проливом. С 1949 года страна управляется независимо от материкового Китая, официально – Китайская Народная Республика (КНР). КНР рассматривает остров как сепаратистскую провинцию и обещает в конечном итоге “воссоединить” Тайвань с материком.

На Тайване, где есть собственное демократически избранное правительство и проживает 23 млн человек, политические лидеры имеют разные взгляды на статус острова и отношения с материком.

Напряженность между двумя странами усилилась после того, как Цай Инвэнь была избрана президентом Тайваня в 2016 году. Цай отказалась принять формулу, утвержденную ее предшественником Ма Инцзю для укрепления связей между странами. Тем временем Пекин предпринимает все более агрессивные действия, включая пролеты истребителей вблизи острова.

Некоторые аналитики опасаются, что нападение Китая на Тайвань может побудить Соединенные Штаты начать войну с КНР.

Является ли Тайвань частью Китая?

Является ли Тайвань частью Китая?

Пекин утверждает, что существует только “один Китай” и что Тайвань является его частью. КНР считается единственным законным государством китайцев, поэтому она стремится к окончательному “воссоединению” Тайваня с материком.

Пекин утверждает, что Тайвань связан соглашением под названием “Консенсус” от 1992 года между представителями Коммунистической партии Китая (КПК) и правящей в то время на Тайване партии Гоминьдан (Китайская Национальная партия – КНП). Однако обе стороны не согласны с содержанием так называемого Консенсуса, который никогда не был предназначен для решения вопроса о правовом статусе Тайваня. Для КНР, по словам председателя Китая Си Цзиньпина, Консенсус 1992 года отражает соглашение о том, что “обе стороны пролива принадлежат одному Китаю и будут сотрудничать в стремлении к национальному объединению”.

Конституция Тайваня по-прежнему признает Китай, Монголию, Тайвань, Тибет и Южно-Китайское море частью Китайской Республики. КНП не поддерживает независимость Тайваня и последовательно призывает к сближению с Пекином. Однако перед лицом недавних поражений на выборах лидеры Гоминьдана рассматривают возможность изменения позиции партии в отношении Консенсуса 1992 года.

Главная конкурирующая партия КНП, Демократическая прогрессивная партия (ДПП), никогда не одобряла Консенсус 1992 года, а президент Цай, которая также является лидером ДПП, отказалась открыто принять Консенсус. Вместо этого она попыталась найти другой язык, приемлемый для Пекина. В своей инаугурационной речи в 2016 году Цай отметила, что она была “избрана президентом в соответствии с Конституцией Китайской Республики”, которая является документом, гарантирующим единство Китая, и заявила, что будет “защищать суверенитет и территорию Китайской Республики”.

Цай также пообещала “вести межгосударственные дела в соответствии с Конституцией Китайской Республики, законом, регулирующим отношения между народом Тайваня и материком, и другими соответствующими законами”. Пекин, однако, отверг этот язык и разорвал официальные связи с Тайванем.

В своей речи в 2019 году Си Цзиньпин повторил давнее предложение Китая Тайваню: включить его в состав материка по формуле “одна страна – две системы”. Это та же формула, которая была применена к Гонконгу, которому было гарантировано сохранение его политической и экономической системы и предоставлена “высокая степень автономии”. Такая формула глубоко непопулярна среди тайваньской общественност, ссылаясь на недавний отказ Пекина в предоставлении свободы Гонконгу, Цай и даже ДПП отвергли концепцию “одна страна – две системы”.

Является ли Тайвань членом Организации Объединенных Наций?

Нет. Китай отклоняет участие Тайваня в качестве члена в структурах ООН и других международных организациях. Тайбэй регулярно протестует против такого запрета. Соединенные Штаты также настаивают на полноправном участии Тайваня в деятельности подобных организаций.

Во время пандемии COVID-19 Тайбэй критиковал Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) за то, что она уступила требованиям Пекина и продолжала препятствовать участию Тайваня во Всемирной ассамблее здравоохранения в качестве наблюдателя, который был одной из самых эффективных в мире в борьбе с пандемией. Представители стран “Большой семерки” недавно призвали к включению Тайваня в работу форумов ВОЗ.

Однако Тайвань имеет статус члена более чем сорока организаций, большинство из которых являются региональными, например, Азиатский банк развития и Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также Всемирная торговая организация.

Только пятнадцать стран имеют официальные дипломатические отношения с Тайванем. Ни одна страна никогда не поддерживала официальные дипломатические отношения с Китаем и Тайванем одновременно.

Каковы отношения Соединенных Штатов с Тайванем?

Соединенные Штаты установили официальные дипломатические отношения с КНР в 1979 году и одновременно разорвали дипломатические отношения и аннулировали Договор о взаимной обороне с Китайской Республикой. Однако США поддерживают тесные, неформальные отношения с островом и продолжают продавать ему военное оборудование. Пекин неоднократно призывал Вашингтон прекратить продажу оружия и разорвать отношения с Тайбэем.

Подход США подпадает под политику “одного Китая”. Он основан на нескольких документах, таких как три американо-китайских коммюнике 1972, 1978 и 1982 годов; Закон об отношениях с Тайванем, принятый Конгрессом США в 1979 году; и недавно рассекреченные “Шесть гарантий”, которые президент Рональд Рейган передал Тайваню в 1982 году.

Эти документы свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты:

  • “Подтверждают позицию КНР, согласно которой существует только один Китай и Тайвань является частью Китая” и, что КНР является “единственным законным правительством Китая” (некоторые официальные лица США отметили, что использование слова “подтверждает” предполагает, что Соединенные Штаты не обязательно принимают позицию Китая).
  • Отвергают любое применение силы для разрешения спора.
  • Поддерживают культурные, торговые и другие контакты с Тайванем через Американский институт на Тайване (AIT);
  • Обязуются продавать Тайваню оружие для самообороны.
  • Будут защищать Тайвань, не беря на себя обязательства делать это – политика, известная как стратегическая двусмысленность.

Главной целью США является поддержание мира и стабильности по обе стороны Тайваньского пролива, поэтому они призывают Пекин и Тайбэй сохранять статус-кво. Они говорят, что не поддерживают независимость Тайваня.

Как последние администрации США относились к Тайваню?

Как последние администрации США относились к Тайваню?

При президенте Дональде Трампе Соединенные Штаты укрепили связи с Тайванем, несмотря на противодействие Китая, в том числе продали оружие на сумму более $18 млрд. Трамп говорил с Цай Инвэнь по телефону перед инаугурацией, что ознаменовало самый высокий уровень контактов между двумя странами с 1979 года. Он также направил в Тайбэй несколько высокопоставленных сотрудников администрации, включая члена кабинета министров, а в последние дни его пребывания в должности Госдепартамент снял давние ограничения на то, где и как американские чиновники могут встречаться со своими тайваньскими коллегами.

Администрация Джо Байдена, похоже, придерживается аналогичного подхода, подтвердив решение администрации Трампа разрешить американским чиновникам более свободно встречаться с тайваньскими чиновниками и направив неофициальную делегацию бывших американских чиновников в Тайбэй. Байден также стал первым президентом США, пригласившим представителей Тайваня на свою президентскую инаугурацию.

Может ли разразиться война из-за Тайваня?

Может ли разразиться война из-за Тайваня?

Основное беспокойство аналитиков вызывает то, что растущий военный потенциал и напористость Китая, а также ухудшение отношений между Тайванем и КНР могут спровоцировать конфликт. Такой конфликт может привести к конфронтации между США и Китаем. Это связано с тем, что Пекин не исключил возможности применения силы для “воссоединения” Тайваня, а Соединенные Штаты не исключили возможности защиты Тайваня в случае нападения Китая.

Министерство обороны США заявило в отчете за 2020 год, что вооруженные силы КНР – Народно-освободительная армия Китая (НОАК), “вероятно, готовятся к возможному воссоединению Тайваня с материком с помощью силы”.

Однако эксперты расходятся во мнениях относительно вероятности и сроков китайского вторжения. Главный военачальник США в Индо-Тихоокеанском регионе предупредил, что Китай может попытаться вторгнуться на Тайвань в течение следующего десятилетия, в то время как некоторые эксперты считают, что такое вторжение возможно в более отдаленное время. Другие считают 2049 год критической датой.

Си Цзиньпин подчеркнул, что воссоединение с Тайванем необходимо для достижения того, что он называет “китайской мечтой”, согласно которой статус великой державы будет восстановлен к 2049 году.

Тем не менее, НОАК сделала обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям на Тайване одним из своих приоритетов, а Тайвань стал основным катализатором модернизации китайских вооруженных сил. В “Белой книге по обороне”, опубликованной в 2019 году, НОАК заявила, что она “решительно победит любого, кто попытается отделить Тайвань от Китая”.

По мнению аналитиков, Тайвань вряд ли сможет защитить себя от китайского нападения без поддержки извне. Расходы Китая на оборону по меньшей мере в 15 раз превышают расходы Тайваня. Цай Инвэнь и ДПП подчеркивают планы по увеличению расходов на оборону; ее кабинет предложил увеличить оборонный бюджет на 2021 финансовый год на 10% по сравнению с предыдущим годом, что составит более $15 млрд. Часть этого увеличенного военного бюджета будет использована для закупки крылатых ракет, морских мин и передовых систем наблюдения для защиты береговой линии Тайваня.

Соединенные Штаты пытаются найти тонкий баланс между поддержкой Тайваня и предотвращением войны с Китаем, используя стратегическую двусмысленность. Ссылаясь на растущую агрессивность Китая, некоторые эксперты, такие как Ричард Н. Хаасс и Дэвид Сакс из CFR и несколько членов Конгресса США, утверждают, что Вашингтон должен ясно дать понять, что ответит на любое применение силы Китаем против Тайваня. Другие эксперты не согласны с этой позицией.

Соединенные Штаты призывают Тайвань увеличить расходы на оборону и регулярно посылают корабли через Тайваньский пролив, чтобы продемонстрировать свое военное присутствие в регионе.

Какими способами Китай пытался запугать Тайвань?

Китай использует различные тактики принуждения не в рамках вооруженного конфликта, и после избрания Цай Инвэнь в 2016 году он активизировал эти усилия. Их цель – дезорганизовать Тайвань и заставить жителей острова прийти к выводу, что воссоединение с материком является наилучшим вариантом. С этой целью Китай увеличил частоту и масштабы патрулирования бомбардировщиков, истребителей и самолетов наблюдения НОАК в районе Тайваня и вокруг него.

Он все чаще проводит свои военные корабли и авианосцы через Тайваньский пролив в качестве демонстрации силы.

Тайвань сообщает, что Китай ежедневно совершает тысячи кибератак на правительственные учреждения. В последние годы эти нападения участились. Тайбэй обвинил четыре китайские группы во взломе в 2018 году по меньшей мере десяти тайваньских государственных учреждений и шести тысяч официальных учетных записей электронной почты в попытке получить доступ к правительственным данным и личной информации.

Пекин также использует невоенные средства для оказания давления на Тайвань. В 2016 году КНР приостановила работу междугородней связи Тайваня. Это привело к снижению туризма на Тайвань, при этом число туристов с материка, посещающих Тайвань, снизилось с 4 млн в 2015 году до 2,7 млн в 2019 году.

Китай также оказывает давление на глобальные корпорации, включая авиакомпании и сети отелей, чтобы они признали Тайвань китайской провинцией.

Подорвал ли Пекин демократию на Тайване?

Подорвал ли Пекин демократию на Тайване?

В дополнение к вышеописанной тактике, Китай усилил свое вмешательство в выборы на Тайване. Его методы включают распространение дезинформации в социальных сетях и усиление контроля над тайваньскими СМИ. Например, на выборах 2020 года Китай распространяет дезинформацию, пытаясь навредить Цай Инвэнь и усилить кандидата в президенты от Гоминьдана.

Эти действия являются частью более широкой китайской стратегии использования принуждения для подрыва доверия к политической системе Тайваня и сеяния раскола в тайваньском обществе. Но эксперты считают, что успех ДПП на последних выборах, включая переизбрание Цай в 2020 году, является реакцией на действия Пекина.

Тайваньская демократия относительно молода. Гоминьдан установил военное положение с 1949-1987 гг. В течение этого времени политическое инакомыслие жестоко подавлялось, а тайваньцы, жившие на острове задолго до 1945 года, подвергались дискриминации.

Первые свободные парламентские выборы на Тайване состоялись в 1992 году, а первые президентские выборы – в 1996 году. С тех пор власть несколько раз мирно переходила из рук в руки.

Несмотря на угрозы со стороны Китая, Тайвань пока, похоже, сопротивляется регрессивной тенденции, характерной для демократий всего мира. В 2020 году журнала Economist впервые признал Тайвань “полноценной демократией” и поставил его на 11-е место среди крупнейших демократий, по сравнению с 31-м местом в предыдущем году. Это выше, чем у ближайших соседей из Азии (Япония на 21-м месте, Южная Корея на 23-м), а США заняли 25-е место.

Явка на последних выборах была высокой.

Поддерживают ли тайваньцы независимость?

Большинство тайваньцев выступают за сохранение статус-кво. Согласно опросу, проведенному Национальным университетом Чэнчи, небольшое количество жителей выступает за немедленную независимость. Еще меньше убежденных сторонников воссоединения Тайваня с Китаем.

Подавляющее большинство отвергает модель “одна страна, две системы”, настроение, которое усиливается по мере того, как Пекин нарушает свободы Гонконга.

Согласно опросу 2020 года, более 64% населения острова идентифицируют себя исключительно как тайваньцы. 30% идентифицируют себя как тайваньские китайцы, по сравнению с 40% десятью годами ранее. Только около 3% считают себя китайцами, и эта цифра уменьшилась с 1994 года, когда 26% считали себя китайцами.

Какая экономическая ситуация на Тайване?

Экономика Тайваня по-прежнему зависит от торговли с Китаем – крупнейшим торговым партнером острова. Однако в последние годы их экономические отношения были натянутыми, отчасти из-за давления Пекина на остров и растущей обеспокоенности тайваньских официальных лиц по поводу чрезмерной зависимости от торговли с Китаем.

С другой стороны, Цай Инвэнь и ДПП пытались диверсифицировать торговые отношения Тайваня, но с неоднозначными результатами. Цай добилась определенного прогресса в продвижении торговли и инвестиций в Юго-Восточной Азии и Индо-Тихоокеанском регионе благодаря своей инициативе “Новая политика в направлении юга”. Торговля увеличилась на $15 млрд с 2016 года, когда была запущена инициатива, до 2019 года.

Но в 2020 году экспорт Тайваня в Китай достиг рекордного уровня. Пекин оказывает давление на страны, чтобы те не подписывали соглашения о свободной торговле с Тайванем. Несколько стран подписали с островом пакты о свободной торговле; Новая Зеландия и Сингапур – единственные развитые страны, подписавшие такие соглашения.

Пекин также пытается исключить Тайвань из многосторонних торговых блоков, включая Соглашение о всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (RCEP). Китай включен в RCEP, но не в CPTPP.

Вредит ли напряжение тайваньским производителям полупроводников?

Вредит ли напряжение тайваньским производителям полупроводников?

Тайвань – крупнейший в мире производитель полупроводниковых чипов, и его промышленность процветает, несмотря на напряженные отношения между двумя проливами. Эти чипы используются в большинстве электронных устройств, включая смартфоны, компьютеры, автомобили и даже системы вооружения на основе искусственного интеллекта. В 2020 году на тайваньские компании приходилось более 60% доходов, полученных от производства полупроводников во всем мире.

Во многом это можно отнести к Тайваньской производственной компании по производству полупроводников (TSMC) – крупнейшему в мире производителю микросхем и ведущему поставщику Apple и других компаний США. Это одна из двух компаний в мире (другая – южнокорейская Samsung), обладающих технологическим ноу-хау для создания самых маленьких и самых совершенных микросхем, и на ее долю приходится почти 90% от общего числа этих микросхем.

Некоторые эксперты говорят, что зависимость США от тайваньских производителей микросхем увеличивает стимул США защищать Тайвань от китайской атаки. Понимая, насколько Соединенные Штаты полагаются на одну компанию в производстве микросхем, Байден возглавляет усилия по укреплению американской промышленности. Китай также полагается на тайваньские компании, хотя и не в такой степени, как США.

Пекин пытается возродить свою отрасль, особенно после того, как Вашингтон вынудил TSMC прекратить продажу полупроводниковых чипов китайским компаниям, в том числе Huawei – китайскому телекоммуникационному гиганту, который, по словам Вашингтона, может их использовать для шпионажа.


К.полит.н., в.н.с. Центра стратегических проблем СВА, ШОС и БРИКС ИДВ РАН, зам. директора Сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД

По мере превращения американо-китайского противостояния в центральный сюжет мировой политики многолетняя тайваньская проблема превращается из региональной в глобальную. Обострение военно-политической ситуации вокруг острова представляется неизбежным в течение ближайших нескольких лет.

Прямое военное столкновение в Тайваньском проливе с участием тайваньских вооруженных сил, Народно-освободительной армии (НОАК) Китая, с возможным вовлечением в него США и Японии в настоящее время является реальным сценарием.

Исход этого противостояния отразится на всем мире: сама по себе война будет связана с глобальными экономическими потрясениями и нарушениями цепочек поставок, а победа одной из сторон может привести к изменению баланса сил в Восточной Азии и, как следствие, во всем мире.

События вокруг Тайваня будут иметь большое значение для России независимо от того, насколько активным будет ее вовлечение в ситуацию. На данный момент поддержка Россией любых действий Китая в отношении к Тайваню выглядит предопределенной. Однако глубина этой поддержки и масштаб связанных с ней практических шагов неясен.

По мере превращения американо-китайского противостояния в центральный сюжет мировой политики многолетняя тайваньская проблема превращается из региональной в глобальную. Обострение военно-политической ситуации вокруг острова представляется неизбежным в течение ближайших нескольких лет.

Прямое военное столкновение в Тайваньском проливе с участием тайваньских вооруженных сил, Народно-освободительной армии (НОАК) Китая, с возможным вовлечением в него США и Японии в настоящее время является реальным сценарием.

Исход этого противостояния отразится на всем мире: сама по себе война будет связана с глобальными экономическими потрясениями и нарушениями цепочек поставок, а победа одной из сторон может привести к изменению баланса сил в Восточной Азии и, как следствие, во всем мире.

События вокруг Тайваня будут иметь большое значение для России независимо от того, насколько активным будет ее вовлечение в ситуацию. На данный момент поддержка Россией любых действий Китая в отношении к Тайваню выглядит предопределенной. Однако глубина этой поддержки и масштаб связанных с ней практических шагов неясен.

Подготовка к возможному конфликту в Тайваньском проливе может стать фактором, определяющим китайское поведение в рамках военно-технического сотрудничества с Россией в ближайшие годы. Поскольку ставки в ходе предстоящего кризиса будут крайне высоки, китайское военно-политическое руководство будет все более склонно закрывать имеющиеся слабости национальной промышленной базы за счет импорта.

Политико-правовые рамки конфликта: позиция США

США, сближаясь с Китайской Народной Республикой на антисоветской основе в ходе холодной войны в 1970–1980-е гг., дали серию взаимно противоречивых обязательств КНР и Тайваню. Эти обязательства сохраняют свое действие до сих пор; в последующем на них наслаивались новые политические заявления и законодательные акты как с китайской, так и с американской стороны.

Основа для восстановления и развития американо-китайских отношений была заложена тремя американо-китайскими коммюнике (1972, 1979 и 1982 гг.). Данные документы подтверждали приверженность КНР делу воссоединения Тайваня с материком и формулировали американскую точку зрения по вопросу статуса острова:

· США признают, что все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива настаивают, что есть только один Китай, и Тайвань — это часть Китая. США не ставят эту точку зрения под сомнение и подчеркивают заинтересованность в мирном разрешении тайваньской проблемы (коммюнике 1972 г.)[1].

· США признают, что правительство КНР — единственное законное правительство Китая. Они признают китайскую позицию о том, что есть лишь один Китай, и Тайвань — его часть. Вместе с тем, они будут поддерживать неофициальные культурные и экономические связи с Тайванем (1978 г.)[2].

· США не стремятся проводить долгосрочную политику поставок оружия на Тайвань, американские поставки оружия на Тайвань не будут ни количественно, ни качественно превышать уровень поставок предыдущих лет с момента установления дипломатических отношений, США стремятся постепенно сокращать поставки оружия вплоть до их полной приостановки. Однако вопрос о прекращении поставок увязан с заявлениями КНР о путях решения тайваньской проблемы (очевидно, подразумевается, мирного) и с созданием политических условий, благоприятствующих такому шагу (1982 г.)[3].

· США не соглашались установить финальную дату для окончания продаж оружия Тайваню;

· США не соглашались обсуждать с КНР поставки оружия на Тайвань;

· США не будут выступать в роли посредника в отношениях острова и материка;

· США не соглашались пересматривать Закон об отношениях с Тайванем (см. ниже);

· США не меняли свою позицию по вопросу суверенитета над Тайванем;

· США не будут оказывать давление на Тайвань с целью побудить его к переговорам с КНР[4].

Основополагающим документом с американской стороны, касающимся острова, является Закон об отношениях с Тайванем[5], вступивший в силу 10 апреля 1979 г. Закон устанавливал сохранение в силе договоренностей и контрактов с правительством Китайской Республики, несмотря на разрыв с ней дипломатических отношений. Устанавливалась система поддержания отношений США с Тайванем через квазипосольство — Американский институт на Тайване, куда мог направляться персонал федеральных ведомств США.

От президента США требовалось разрешать поставку на остров военной продукции и услуг, необходимых для поддержания у Тайваня военного потенциала для самообороны. Масштаб тайваньских потребностей в самообороне должен был определяться президентом и конгрессом.

Легко увидеть, что Три коммюнике, Шесть гарантий и Закон об отношениях с Тайванем формулировались в крайне двусмысленных выражениях, допускавших многочисленные толкования. В известной степени они уже предопределяли конфликт между участниками тайваньской проблемы.

Надежды на такую трансформацию были важнейшим фактором, определявшим американскую политику в отношении Китая на протяжении более чем 30 лет с конца 1970-х гг. Подобные взгляды доминировали в американских политических кругах вплоть до середины 2010-х гг., хотя относительное усиление Китая и его военной мощи при сохранении твердой власти Коммунистической партии Китая (КПК) заставляли американцев корректировать свою политику в тайваньском вопросе уже с конца 1990-х гг.

Китай и Тайвань

В 1995–1996 гг., когда Тайвань, проведший масштабные демократические реформы, попытался укрепить свою международную легитимность (визит президента Ли Дэнхуэя в США), это привело к серии военных демонстраций со стороны КНР, вошедших в историю как Третий тайваньский кризис (пуски ракет в акваторию вокруг острова и учения НОАК в районе пролива).

Военные приготовления

Уже с 2018 г. наблюдается рывок в развитии сотрудничества Тайваня и США в сфере обороны и безопасности. Выросла интенсивность двустороннего военно-технического сотрудничества — в 2020 г. стоимость контрактов между Вашингтоном и Тайбэем превысила 5,2 млрд долл. В частности, одобрение Конгресса США получили сделки по поставке на Тайвань береговых противокорабельных комплексов Harpoon, реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS, систем управления войсками, авиационных ракет SLAM-ER и другой техники[9].

К тревожным для Пекина изменениям в американском поведении можно также отнести ставшие регулярными с начала президентства Трампа и продолжившиеся при Байдене проходы американских боевых кораблей через Тайваньский пролив, а также принявшую совершенно открытый характер работу американских военных советников и инструкторов на острове[11].

Но уже с 2000-х гг. на первый план, судя по всему, вышла подготовка к захвату острова в качестве резервного варианта решения тайваньского вопроса в случае, если стратегия мирного воссоединения провалится.

Китайское планирование предполагает, по всей видимости, стремительную операцию по захвату острова, которая должна быть проведена до того, как США успеют отреагировать на атаку и стянуть в западную часть Тихого океана достаточные силы.

Для этого у КНР есть значительные возможности. Остров невелик, отделен от материка проливом шириной 130–380 км, насквозь простреливается не только многочисленными (по максимальным оценкам, около 2000 единиц) китайскими ракетами средней и меньшей дальности, но и некоторыми типами реактивных систем залпового огня, например, PC191 с максимальной дальностью стрельбы до 500 км.

Нападение, вероятно, начнется под прикрытием крупномасштабных учений, которые КНР начала проводить в Тайваньском проливе регулярно в последние годы. На первом этапе Тайвань столкнется с массированными ракетными ударами, которые будут призваны вывести из строя систему ПВО, нарушить работу авиабаз и военно-морских баз, уничтожить центры управления и другие объекты военной инфраструктуры. Это нападение будет сопровождаться мощными кибератаками, операциями сил специального назначения и информационными операциями с целью посеять панику.

В дальнейшем можно ожидать воздушного сражения, в ходе которого ВВС и морская авиация НОАК попытаются захватить господство в воздухе над островом, уничтожить систему береговой обороны и ограничить возможности сухопутных войск маневрировать.

За этим последует попытка захвата одного или более тайваньских портов, через которые можно будет неограниченно перебрасывать на остров сухопутные войска НОАК, превосходящие противника и по численности, и по вооружению. Захват и удержание крупного порта, обеспечение его функционирования будут означать победу Китая, за которой последует длительная зачистка острова. Попытка США вмешаться в конфликт на этом этапе, вероятно, уже не будет иметь иного смысла кроме политико-пропагандистского.

В отличие от эпохи 1980–2000-х гг., вооруженные силы острова (187 тыс. человек по состоянию на 2020 г.) не имеют технического превосходства над НОАК ни по одному из направлений военной техники, а по некоторым — существенно уступают китайской армии.

Значительный прогресс в развитии китайского флота, в том числе наличие в его составе двух авианосцев, первого универсального десантного корабля, серии из шести десантно-вертолетных кораблей-доков и мобильной десантной платформы позволяют атаковать тайваньское побережье не только с обращенной к материку западной стороны, но и со стороны, слабее защищенной, восточной.

Успехи в военной модернизации КНР приводили к постоянному изменению в балансе сил и растущим сомнениям в способности острова удерживать оборону продолжительное время. Ситуация для Тайваня ухудшалась тем, что демократизация 1990-х гг. сопровождалась многочисленными популистскими шагами, подрывавшими обороноспособность страны. К таковым можно отнести постепенное сокращение сроков службы по призыву, задержки в одобрении парламентом расходов на перевооружение, падение престижа военной службы, сокращение стратегических резервов.

При этом попытки перейти полностью на комплектование вооруженных сил по контракту также оказались неудачными. Несмотря на демонстрируемое социологическими опросами быстрое укрепление тайваньской идентичности и нарастание сепаратистских настроений, тайваньское общество не демонстрирует готовности идти на серьезные жертвы и лишения для того, чтобы обеспечить оборону острова. Израиль, имеющий примерно в два с половиной раза меньшее население, чем Тайвань, тратит на оборону 22 млрд долл. в год против тайваньских 13 млрд долл. При этом потенциальные противники Израиля в военном отношении ничтожны по сравнению с НОАК. В результате у некоторых экспертов возникают вопросы о готовности Тайваня к сопротивлению КНР в принципе[12].

Тайвань пытается реализовать асимметричную стратегию противостояния КНР — так называемую общую концепцию обороны (整體防衛構想), выдвинутую в 2017 г. начальником генштаба вооруженных сил острова адмиралом Ли Симином. Оборонительная операция, как предполагается, будет состоять из следующих этапов:

Таким образом, в военно-технической политике Тайваня акцент сейчас делается на современных системах разведки, связи и управления, наземных системах ПВО, береговых противокорабельных ракетных комплексах и легких силах флота, дизель-электрических подводных лодках, минном оружии флота и сухопутных войск, современной ствольной и реактивной артиллерии (включая высокоточные боеприпасы, средства разведки и управления), армейской авиации, противотанковых средствах.

Наряду с активизацией собственных военно-технических программ и закупками вооружений в США, Тайвань пытается преодолеть накопившиеся за период с начала демократических реформ организационные проблемы в вооруженных силах, повысить уровень боевой подготовки, усовершенствовать систему комплектования и реорганизовать резервные компоненты вооруженных сил, создав силы территориальной обороны.

С учетом географии Тайваня и специфики задач тайваньских вооруженных сил, при наличии политической воли Тайвань способен развернуть нежелательные для себя тенденции в военной сфере и поставить под вопрос возможность проведения китайской десантной операции. Несмотря на декларируемую готовность обороняться самостоятельно, тайваньским вооруженным силам требуется лишь продержаться считанные недели (а возможно — даже дни), за которые США могут стянуть в регион необходимые силы и нанести по китайцам эффективный контрудар.

Перспективы конфликта отличаются значительной неопределенностью, особенно если учесть, что НОАК не участвовала в сколько-либо масштабных боевых действиях с конца 1980-х гг., а тайваньские вооруженные силы — с 1960-х гг.

Последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества

Помимо вертолетной техники, актуальными для КНР задачами, вероятно, будут следующие направления:

· скорейшее усиление противовоздушной обороны, в том числе системы малой дальности для защиты от крылатых ракет и высокоточных боеприпасов;

· средства радиоэлектронной разведки и РЭБ для всех видов вооруженных сил;

· высокоточное оружие для пилотируемой боевой авиации;

· средства для противоминной борьбы на море;

· системы активной защиты бронетанковой техники и системы постановки помех ПТРК;

· противорадиолокационные ракеты и контейнеры РЭБ для авиационной техники;

· современные ударные вертолеты, в том числе корабельного базирования (с учетом отставания китайских машин WZ-10, Z-19 от мирового уровня и отсутствием у них морских модификаций);

· форсированное расширение возможностей амфибийных сил флота;

· специализированная техника и оружие для подразделений специального назначения, в том числе морских;

· инженерные системы разграждения, средства разрушения полевых укреплений и преодоления сильно укрепленных позиций (возможно, аналоги российских тяжелых огнеметных систем);

· усиление ракетного и артиллерийского вооружения флота (противокорабельные ракеты, в том числе с возможностью стрельбы по наземным целям, корабельные РСЗО, корабельная артиллерия).

По некоторым из этих направлений (например, системы ПВО, противорадиолокационные ракеты, авиационное высокоточное оружие) Россия уже имеет длительный опыт сотрудничества с китайцами, которое могло бы быть расширено. Вероятно, могли бы появиться новые направления в виде поставок в КНР современных боевых вертолетов, таких как Ка-52К, систем активной защиты бронетанковой техники и т. п. По направлениям, связанным с развитием амфибийных сил флота, Россия демонстрирует явное отставание от китайцев с точки зрения производственных возможностей и, отчасти, технологий. Не вполне ясна степень китайского интереса к российским наработкам в сфере противоминного оружия — при этом по производственным возможностям в этой сфере Россия также сильно отстает от КНР. В целом, растущая напряженность вокруг Тайваня может стать драйвером для нового этапа роста российско-китайского военно-технического сотрудничества, однако, учитывая вероятность обострения уже в ближайшие годы, Москве и Пекину будет необходимо форсировать переговоры и исполнение соответствующих бюрократических процедур.

Читайте также: