Теория эффективной конкуренции шумпетера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Список использованной литературы
1. Агапова И.И. История экономических учений. — М., 2002.
2. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. — М.: Политиздат, 1990.
3. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАС, 2004.
4. История русской экономической мысли / Под ред. А.И. Пашкова. — М.: Политиздат, 1955. — T.1.
5. История экономической мысли в России: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2005.
6. История экономических учений: Учебное пособие / И.П. Павлова, Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. — СПб.: СПб. ГААП, 2005.
7. Каратаев Н., Степанов И. История экономических учений западной Европы и России. — М.: Соцэкгиз, 1959.


Рис. 10. Нововведения по Шумпетеру

Производить, по Шумпетеру, значит комбинировать вещи и силы, создавать комбинации из этих вещей и сил. Производство – это эко­номическая, а не техническая сфера деятельности. Экономические и технические методы зачастую не совпадают.

Литература

Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция X.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 11.

Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В. Н. Черковец. – М.: Мысль, 1990. – Т. 4, Гл. 27.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 8.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VIII.

Современные экономические теории Запада: Учебное пособие / С. Б. Авдашева, Н.О. Воскресенская, А.С. Квасов и др. / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: Финстаинформ, 1996. – Гл. 2, 3.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Экономика, 1995.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.


Рис. 10. Нововведения по Шумпетеру




Производить, по Шумпетеру, значит комбинировать вещи и силы, создавать комбинации из этих вещей и сил. Производство – это эко­номическая, а не техническая сфера деятельности. Экономические и технические методы зачастую не совпадают.

Литература

Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция X.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 11.

Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В. Н. Черковец. – М.: Мысль, 1990. – Т. 4, Гл. 27.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 8.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VIII.

Современные экономические теории Запада: Учебное пособие / С. Б. Авдашева, Н.О. Воскресенская, А.С. Квасов и др. / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: Финстаинформ, 1996. – Гл. 2, 3.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Экономика, 1995.

Рассматривая модель Вальраса, мы отмечали, что при подобном равновесии все доходы равны затратам и ценность любого продукта производства равна ценности использованных факторов производства, где формирование ценностей подчиняется закону альтернативных издержек. Предпринимательская прибыль отсутствует (избыток цены над оплатой факторов производства, приобретенных на стороне, представляет собой издержки упущенных возможностей непосредственного организатора производства). Это чистая неоклассическая модель. Шумпетер добавляет, что в ней отсутствует не только прибыль, но и процент, так как (поскольку мы имеем процесс неизменного хозяйственного кругооборота) нет оснований делать различие между нынешним доходом и будущим.

— создание нового продукта;

— использование новой технологии производства;

— использование новой организации производства;

— открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

— опора на собственные силы;

— ценность собственной независимости;

— ориентация на собственное мнение;

— потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика;

— и как ключевое качество предпринимателя — стремление к нововведению.

Капиталистическое производство, по Шумпетеру, не может существовать без постоянных революционных изменений в технике и технологии производства, освоения новых рынков, реорганизации рыночных структур. Такие постоянные инновации, осуществляемые в производственном процессе, являются главным источником прибыли, не существующей в ситуации простого воспроизводства (или, по выражению Шумпетера, хозяйственного кругооборота). Прибыль имеет место лишь тогда, когда экономика находится в постоянном движении, в процессе динамического развития.

Шумпетер отдает себе отчет в том, что увеличение денег в обращении благодаря предоставленному банками кредиту вызывает общее повышение цен, в первую очередь на производственные ресурсы, в том числе и оплату труда. Но, по мнению Шумпетера, это не просто инфляция, как она рассматривается в количественной теории. В результате этой первоначальной инфляции течение хозяйственного кругооборота нарушается: предприятия, которые работают традиционно, терпят банкротство (поскольку в новых условиях доходы не покрывают расходов), предприниматели-новаторы, наоборот, получают прибыль. Происходит не просто повышение цен, но и параллельное изменение экономической структуры, переход на новый виток спирали развития. Таким образом, банковский кредит оказывается тесно связанным с феноменом экономического развития, а деньги выполняют функцию не просто средства обращения и измерителя ценностей, а играют роль катализатора экономического роста, в том числе через посредство прибыли и процента.

Но вернемся вновь к экономическим аспектам взглядов Шумпетера и рассмотрим более подробно его концепцию прибыли и предпринимательства на фоне эволюции теорий прибыли.

В динамизации теории рыночного механизма существенная роль принадлежит австрийскому экономисту И. Шумпетеру, выдвинувшему концепцию эффективной конкуренции85. В противовес неоклассическому принципу противопоставления конкуренции и монополии 'как двух взаимоисключающих начал и полярно противоположных рыночных ситуаций Шумпетер предложил идею позитивного взаимодействия сил конкуренции и монополии.

Монополию, являющуюся следствием нововведений, Шумпетер именует эффективной, поскольку она формируется в условиях активной конкуренции. С ней несовместимы застойность, эксплуатация покупателей или поставщиков через механизм цен. Она сама — благотворный результат конкуренции и неотделима от нее.

Не нашло отражения в его концепции и существование высококонцентрированного финансового капитала. Монополия остается сугубо микроэкономическим феноменом, проявляющимся в функционировании рыночного механизма на тех или иных рынках.

Во главу угла поставлены нововведения. При этом абсолютизируется готовность и стремление крупных компаний к нововведениям. Остается в стороне вопрос о возможностях отдельных крупных компаний и групп воздействовать в собственных интересах на характер, темпы и •условия распространения нововведений. Опыт, однако, показывает, что монополия, связанная с новаторством, и монополия, приобретаемая посредством контроля над ограниченными ресурсами, а также благодаря возведению различного рода барьеров на пути конкуренции, тесно переплетаются, усиливая друг друга.

Вся концепция Шумпетера построена на идеализации /конкуренции как таковой. При этом игнорируется противоречивый характер конкурентного механизма. Интенсивная конкуренция может иметь расточителр^ный характер и сопровождаться деформациями в структуре производства и потребления, негативными экологическими последствиями. Необходимы содержательные .критерии эффективности (конкуренции на микро- и макроэкономическом уровнях, в текущем и долговременном разрезах, В концепции Шумпетера вопрос о критериях эффективности конкуренции не ставился.

Читайте также: