Сюжетная и условная музыка кратко

Обновлено: 03.07.2024

Музыкальное оформление - неотъемлемая часть технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Режиссёру - постановщику необходимо владеть основами музыкальных знаний, принципами музыкального оформления.

При подготовке культурно-досуговой программы используются многие выразительные средства (слово, декорационные оформление, свет), которые находятся во взаимодействии, органично связаны между собой и служат образному воплощению темы. От грамотного использования выразительных средств зависит художественный уровень досуговой программы и её степень воздействие на аудиторию.

- сюжетная, введение которой всегда оправдано ситуацией, действующие лица слышат её и на неё реагируют. Иногда мелодия может звучать в воображении персонажей и это тоже сюжетная музыка. т. к. действующие лица выражают к ней своё отношение. Сюжетная музыка звучит в повседневной жизни персонажей, она помогает воссоздать черты конкретной исторической обстановки и звучит в исполнении героев. Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении персонажей или доноситься из СМИ или с предполагаемого объекта.

-условная музыка не является зримым компонентом действия, персонажи на неё не реагируют, как бы её не слышат.

Вместе с тем эта музыка активно воздействует на зрительское восприятие. Драматургические возможности условной музыки (фоновой) широки и разнообразны. Условная музыка является действенным средством выражения конфликта, главной движущей силой театрализованного представления, развитие действия становится более динамичным. Музыка может отражать темы: жизни и смерти, борьбы, мечтаний, тревожные предчувствия, сражение, молитвы, радость, жалобы, движение. Эта музыка внутренней духовной жизни персонажей. Такую музыку называют психологической, эмоциональной. Условная музыка более сильное художественное средство – по содержанию может быть иллюстративной, ассоциативной, контрастной событию, раскрывающей событие или обобщающей действие. Ввести условную музыку в КДП труднее. Условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания режиссёра-постановщика. Выразительные возможности такой музыки очень широки. Для неё могут быть привлечены разнообразные оркестровые, вокально-хоровые средства, произведения камерного характера, отдельные инструменты. Действенная роль условной музыки проявляется и в её конструктивно-композиционной функции. Подчёркивая опорные события, завершая тот или иной эпизод, музыка способна придать КДП стройность и завершённость.

Классификация музыки в театрализованных представлениях

Каждая КДП имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится.

Музыкальный пролог – это начальный музыкальный раздел. Цель – подготовить развитие основных эпизодов программы, написанных в характере всего представления или контрастный ему. Музыкальный пролог выполняет роль вступления или экспозиции. Основная задача

пролога – вступления, собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Музыкальный пролог-экспозиция – это лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части.

Музыкальный пролог имеет сюжетное построение – вступление, изложение основной темы или тем, заключительная часть.

Музыкальный пролог может быть представлен:

Характер музыкального пролога определяется спецификой программы (концерт, праздник, карнавал, народное гуляние, презентация, развлекательная программа).

Увертюра – в ней используются музыкальные произведения, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

Увертюра вводит зрителя в атмосферу мероприятия, эмоционально подготавливает его к восприятию сценического действия. Музыка увертюры может знакомить зрителя с эпохой, социальной средой. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия.

Музыкально-пластический плакат - синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность - содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, имеет чёткую тематику, направленность и сюжетное построение.

Музыкально-поэтическая композиция – органическое единство слова и музыки при лаконичном ёмком содержании и драматургической завершённости.

Музыкально-сценическое действие – в основе используется метод театрализации.

Музыкальный видеопролог – может быть наполнен кино-видеоматериалом в зависимости от специфики и характера программы.

Музыкальный эпизод – самостоятельный раздел программы. При раскрытии содержания используются разнообразные выразительные средства и средства музыкального языка. Музыкальный эпизод имеет завершенное композиционное построение. Это синтез готовых музыкальных произведений, которые раскрывают событие, обладающее драматургической законченностью (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Вставной музыкальный номер - музыкальное произведение, предназначенное для самостоятельного исполнения - песня, инструментальное произведение, хореографическая композиция. Вставной музыкальный номер должен быть тесно связан с темой, идеей театрализованного представления и быть органично вмонтирован в сюжет программы. Номер, включаемый в программу, помогает создавать сценическую композицию.

Музыкальный антракт - миниатюрная увертюра к действию. Это связующее звено между эпизодами. Музыка антракта призвана держать темпо-ритм программы. Звучит во время перестановки декораций, перестроений, паузы. Музыка антракта может трансформироваться. Ей можно придать характер торжественности, нежности, скорби, радости, тревоги, возвышенности, приподнятости применив жанровую трансформацию.

Музыкальные финалы – подводят итог мыслям, чувствам. В финале заложена основная мысль события, обобщающая идея. Музыкальный финал предполагает выход всех участников на сцену. Это могут быть сводные художественные коллективы. Музыкальный финал имеет массовый характер. Иногда используются приёмы активизации зрителей: коллективное пение, скандирование, шествие. Музыкальный финал должен завершать восприятие КДП, обобщать в музыке уже высказанное. Музыка в конце театрализованного представления подводит итог мыслям и чувствам, музыкой утверждается идея мероприятия.

Функции музыки в театрализованных представлениях

1. Эмоционально-смысловая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ УСЛОВНОЙ МУЗЫКИ

И именно обращение к условной музыке в спектакле дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал.

Наиболее часто условная музыка звучит в лирических сценах разнообразного характера. Прощание сына с ма­ терью перед отъездом в дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых боевых дру­ зей, вспоминающих молодость, и т. д. Во всех этих эпизо­ дах музыка помогает создать нужное настроение.

Нередко музыкальное сопровождение может настоль­ ко стушеваться, что зритель забывает о нем, и в то же время такая музыка создает эмоциональную атмосферу, которая делает зрителя более восприимчивым к внутрен­ нему значению образов, к выразительной силе сцены в целом. Иногда бывает и так, что истинное настроение всего действия не выражается ни словом, ни поступками действующих лиц, но тем не менее это настроение очень точно может быть передано условной музыкой.

Условная музыка в состоянии передать не только атмосферу локального события или конкретной обста­ новки, но и ощущение больших исторических свершений.

Условная музыка, так же как и сюжетная, может хара ктеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами.

Действенная роль условной музыки проявляется и в ее конструктивно-композиционной функции. Подчерки­ вая экспозицию, завязку, кульминацию, заканчивая от­ дельную сцену, акт или спектакль в целом, музыка спо­ собна придать драматическому произведению большую стройность и завершенность.

Увертюра, музыкальный антракт между картинами, финал спектакля как бы конструктивно цементируют спектакль, а использование в спектакле музыкального лейтмотива, основанного на единстве музыкального ма­ териала, помогает создать определенную сценическую композицию.

Выполняя композиционную роль, музыка может уси­ ливать подъемы или спады в развитии сценического действия.

Чем сильнее с помощью музыки пережита зрителем данная сцена, тем активнее влияние на ожидание и вос­ приятие последующих событий. Таким образом, создается более глубокая внутренняя связь между отдельными сад* нами и всем спектаклем в целом.

Часто именно музыка дает возможность зрителю по­чувствовать завершенность эпизода, особенно в финалах, или, наоборот, незавершенность (резкий обрыв звуча­ ния), что тоже оказывает влияние на композицию как отдельных сцен, так и спектакля в целом.

Так средствами музыкальной выразительности компо­ зитор сумел передать сцену автомобильной катастрофы, в которую попала героиня. Несмотря на то что такая музыка как будто бы изобразительная, она существует в спектакле не сама по себе, а тоже несет психологиче ское содержание, связанное с переживанием героев. Без слов становится понятна следующая сцена, состоянии героини, пережившей эту катастрофу.

Упомянем еще одну функцию условной музыки — способность подчеркивать, усиливать фантастические мо­ менты в сценическом действии. Обычно такие моменты встречаются в детских сказочных спектаклях.

Как правило, в этих случаях используется необычный состав музыкальных инструментов или электроинстру­ менты с их специфическими тембрами.

Таким образом, условная музыка может:

создавать атмосферу действия,

эмоционально усиливать монолог и диалог,

характеризовать действующих лиц,

подчеркивать конструктивно-композиционное построе­ ние спектакля,

рассказывать о действий за сценой,

подчеркивать и усиливать фантастические и сказоч­ ные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны, и, естест­ венно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

1)иллюстрированная – определяет время, эпоху, национальность, среду, быт; 2) драматургическая – столкновение развитий отношений, образов, персонажей через их муз.характеристики; 3) фоновая – способность музыки влиять и воздействовать выходит на 1-ый план, обобщенное звучание, может звучать в разрез действию, создает эмоциональную атмосферу; 4) обобщающая – отход от действия, музыка от автора; 5) организующая – помогает найти пластическое зерно персонажа. Организовать массу для совместного действия (шествия, парада), музыка дает понимание динамики (погоня, бег, ходьба). Музыка бывает, выполняет несколько функций вместе. Подбирается музыка: специально пишем или компилятивным методом, но соблюдая единство стиля и жанров. Чем более степень театрализации, тем музыка приобретает больше драматургических функций.

ЗАПИСЫВАЛИ У ГУЛИ.

1) иллюстрированная – определяет время, эпоху, национальность, среду, быт; 2) драматургическая – столкновение развитий отношений, образов, персонажей через их муз.характеристики; 3) фоновая – способность музыки влиять и воздействовать выходит на 1-ый план, обобщенное звучание, может звучать в разрез действию, создает эмоциональную атмосферу; 4) обобщающая – отход от действия, музыка от автора; 5) организующая – помогает найти пластическое зерно персонажа. Организовать массу для совместного действия (шествия, парада), музыка дает понимание динамики (погоня, бег, ходьба). Музыка бывает, выполняет несколько функций вместе. Подбирается музыка: специально пишем или компилятивным методом, но соблюдая единство стиля и жанров. Чем более степень театрализации, тем музыка приобретает больше драматургических функций.

Музыка делится на два основных понятия: условная и сюжетная.

Сюжетная – это музыка реальная, оправданная, мотивированная, музыка по ходу действия, от автора и т.д. эта музыка является частью предлагаемых обстоятельств. Это музыкальные номера – песни, куплеты, частушки, танцы, романсы, марши, живые ансамбли, оркестры, хоры и т.д. Непосредственное исполнение на сцене.

Функции сюжетной музыки:

1.Создает атмосферу, настроение сценического действия

2.Характерезует действующих лиц

3. Указывает на место и время действия (эпоха, годы) (шумы, звуки и т.д.)

5. Связывает сюжетную линию спектакля

6. Участвует в конфликте и задает темпоритм спектакля

Условная – музыка, вводимая в спектакль режиссером не связанная непосредственно с действием, а является невидимым действующим лицом, создающим атмосферу действия.

Функции условной музыки:

2. Эмоционально усиливает происходящее на сцене и вне ее

3.Характерезует действующих лиц

4.Подчеркивает конструктивно-композиционное построение спектакля

5. Обостряет конфликт

6.Рассказывает о действии за пределами сцены

7. Подчеркивает и усиливает фантастические и сказочные моменты в сценическом действии

8.Задает темпоритм происходящего

Музыка подразделяется на несколько типовых видов:

Увертюра (начало представления0

Музыкальный финал первого и второго действия спектакля (концерта)

Музыкальные номера по ходу сценического действия

Все они выполняют основную задачу режиссера ввести зрителей в общую атмосферу спектакля, связать воедино основную мысль, тему и идею спектакля, концерта и т.д.

Вокальные: песня, романс, баллада, частушка и куплеты

Инструментальные жанры: соната, симфония, концерт, увертюра, танцевальная музыка

1. Функции музыки в театрализованном представлении.

1)иллюстрированная – определяет время, эпоху, национальность, среду, быт; 2) драматургическая – столкновение развитий отношений, образов, персонажей через их муз.характеристики; 3) фоновая – способность музыки влиять и воздействовать выходит на 1-ый план, обобщенное звучание, может звучать в разрез действию, создает эмоциональную атмосферу; 4) обобщающая – отход от действия, музыка от автора; 5) организующая – помогает найти пластическое зерно персонажа. Организовать массу для совместного действия (шествия, парада), музыка дает понимание динамики (погоня, бег, ходьба). Музыка бывает, выполняет несколько функций вместе. Подбирается музыка: специально пишем или компилятивным методом, но соблюдая единство стиля и жанров. Чем более степень театрализации, тем музыка приобретает больше драматургических функций.

ЗАПИСЫВАЛИ У ГУЛИ.

1) иллюстрированная – определяет время, эпоху, национальность, среду, быт; 2) драматургическая – столкновение развитий отношений, образов, персонажей через их муз.характеристики; 3) фоновая – способность музыки влиять и воздействовать выходит на 1-ый план, обобщенное звучание, может звучать в разрез действию, создает эмоциональную атмосферу; 4) обобщающая – отход от действия, музыка от автора; 5) организующая – помогает найти пластическое зерно персонажа. Организовать массу для совместного действия (шествия, парада), музыка дает понимание динамики (погоня, бег, ходьба). Музыка бывает, выполняет несколько функций вместе. Подбирается музыка: специально пишем или компилятивным методом, но соблюдая единство стиля и жанров. Чем более степень театрализации, тем музыка приобретает больше драматургических функций.

Музыка делится на два основных понятия: условная и сюжетная.

Сюжетная – это музыка реальная, оправданная, мотивированная, музыка по ходу действия, от автора и т.д. эта музыка является частью предлагаемых обстоятельств. Это музыкальные номера – песни, куплеты, частушки, танцы, романсы, марши, живые ансамбли, оркестры, хоры и т.д. Непосредственное исполнение на сцене.

Функции сюжетной музыки:

1.Создает атмосферу, настроение сценического действия

2.Характерезует действующих лиц

3. Указывает на место и время действия (эпоха, годы) (шумы, звуки и т.д.)

5. Связывает сюжетную линию спектакля

6. Участвует в конфликте и задает темпоритм спектакля

Условная – музыка, вводимая в спектакль режиссером не связанная непосредственно с действием, а является невидимым действующим лицом, создающим атмосферу действия.

Функции условной музыки:

2. Эмоционально усиливает происходящее на сцене и вне ее

3.Характерезует действующих лиц

4.Подчеркивает конструктивно-композиционное построение спектакля

5. Обостряет конфликт

6.Рассказывает о действии за пределами сцены

7. Подчеркивает и усиливает фантастические и сказочные моменты в сценическом действии

8.Задает темпоритм происходящего

Музыка подразделяется на несколько типовых видов:

Увертюра (начало представления0

Музыкальный финал первого и второго действия спектакля (концерта)

Музыкальные номера по ходу сценического действия

Все они выполняют основную задачу режиссера ввести зрителей в общую атмосферу спектакля, связать воедино основную мысль, тему и идею спектакля, концерта и т.д.

Вокальные: песня, романс, баллада, частушка и куплеты

Инструментальные жанры: соната, симфония, концерт, увертюра, танцевальная музыка


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.

Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

ü музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

ü музыкальный финал акта или спектакля,

ü музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.

Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание зрителя. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

Функции сюжетной музыки. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.

ü Характеризовать действующих лиц;

ü Указывать на место и время действия;

ü Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

ü Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:

ü эмоционально усиливать монолог и диалог,

ü характеризовать действующих лиц,

ü подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

ü обострять конфликт,

ü рассказывать о действии за сценой,

ü подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

Общие функции театральной музыки

И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.

Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

ü музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

ü музыкальный финал акта или спектакля,

ü музыкальные номера по ходу сценического действия.

Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.

Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так как наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание зрителя. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из сонатно-симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.

Функции сюжетной музыки. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.

ü Характеризовать действующих лиц;

ü Указывать на место и время действия;

ü Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

ü Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:

ü эмоционально усиливать монолог и диалог,

ü характеризовать действующих лиц,

ü подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

ü обострять конфликт,

ü рассказывать о действии за сценой,

ü подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

Общие функции театральной музыки

И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

Читайте также: