Дисквалификация фармацевтических работников кратко

Обновлено: 30.06.2024

Уголовная ответственность; административная ответственность субъектов фармацевтической деятельности.

Эта статья в формате видеолекции здесь.


1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Единственным нормативно-правовым актом, на основании которого субъект может быть привлечен к уголовной ответственности, является Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Однако, вопросы, касающиеся уголовного судопроизводства, регулируются нормами Уголовно-процессуального кодекса от 18.12.2001 N 174-ФЗ, а разъяснения относительно применимости норм уголовного законодательства содержатся в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской федерации.

Кроме того, уголовная ответственность всегда существует в рамках уголовно-правового отношения. Уголовно-правовое отношение - это порождаемое фактом совершения преступления общественное отношение между лицом, совершившим преступление, и государством по поводу реализации их корреспондирующих прав и обязанностей, основанное на применении уголовного закона. Юридическим фактом, порождающим возникновение уголовно-правового отношения, является совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, - преступления. Моментом возникновения уголовно-правового отношения является время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). Именно в этот момент возникает обязанность дать отчет за совершенное деяние. Субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее преступление, и государство, которое реализует уголовную ответственность посредством деятельности уполномоченного органа - суда.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение уголовной ответственности как обязанности отвечать за содеянное, связывается с юридическим фактом - совершением преступления конкретным лицом. С этого момента, как уже было сказано, возникает уголовно-правовое отношение. И дальнейшее развитие уголовно-правового отношения может развиваться в двух вариантах:

1) уголовная ответственность может остаться нереализованной;

2) уголовная ответственность реализуется в фактически наступивших негативных последствиях для лица, совершившего преступление, а именно в государственных принудительных мерах, правоограничениях, применяемых к нему, связанных с ущемлением его прав и свобод.

Отсутствие реализации уголовной ответственности может иметь место как вопреки воле государства, так и по его воле. Отсутствие реализации уголовной ответственности вопреки воле государства происходит в тех случаях, когда совершенное преступление не было выявлено правоохранительными органами или не было раскрыто. Возникшая уголовная ответственность как обязанность отвечать за содеянное не находит своей реализации. В этом случае она, тем не менее, возникнуть может, если в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК) преступление будет выявлено и раскрыто.

Отсутствие реализации уголовной ответственности по воле государства имеет место в тех случаях, когда установлены и лицо, совершившее преступление, и обстоятельства содеянного. Но государство в лице правоохранительных органов отказывается от своего права привлечь лицо к уголовной ответственности, подвергнуть его осуждению и применению мер уголовно-правового принуждения. Разумеется, такое право дано УК РФ и может быть использовано при наличии установленных для этого условий.

Реализация уголовной ответственности осуществляется через:
1) назначение наказания, подлежащего отбыванию осужденным,
2) назначение наказания с освобождением от его отбывания,
3) осуждение лица без назначения наказания.

При назначении наказания, подлежащего отбыванию осужденным, выносится обвинительный приговор, содержащий отрицательную оценку совершенного деяния и порицание лица, его совершившего, которым назначается наказание, определяемое конкретным сроком и размером. Со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым (ст. 86 УК).

Назначение наказания с освобождением от его отбывания реализуется в следующих формах и при наличии следующих оснований:
- условное осуждение (ст. 73 УК),
- освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК),
- освобождение от отбывания наказания по истечении срока отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК) и отсрочки отбывания наказания больным наркоманией (ч. 3 ст. 82.1 УК),
- освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК) и амнистия (ст. 84 УК).

При этом, реализация уголовной ответственности состоит в вынесении обвинительного приговора, и назначение наказания, которое по основаниям, указанным в законе, реально не отбывается. Прекращение уголовно-правового отношения и, следовательно, уголовной ответственности связано со сроками погашения или снятия судимости, что зависит от вида примененной меры. Так например, лицо, условно осужденное (ст. 73 УК), считается несудимым по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК). Лицо, освобожденное от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда, считается несудимым по истечении срока давности.

Осуждение лица без назначения наказания реализуется при наличии следующих оснований:
- освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК), а также
- освобождение от наказания несовершеннолетних (ст. 92 УК).

Суд, признав лицо виновным в совершении преступления, постановляет обвинительный приговор без назначения наказания. Реализация уголовной ответственности в этом случае состоит лишь в вынесении обвинительного приговора. Уголовно-правовое отношение и уголовная ответственность прекращаются с постановлением судом обвинительного приговора.

К формам отсутствия реализации уголовной ответственности можно отнести:

1) принудительные меры медицинского характера - хотя и носят принудительный характер, сами по себе не являются реализацией уголовной ответственности, поскольку применяются в целях излечения лиц, страдающих психическими расстройствами, или улучшения их психического состояния.

2) судебный штраф (ст. 104.4 УК) выступает видом освобождения от уголовной ответственности (ст. 76.2 УК). Однако данный вид освобождения от уголовной ответственности является условным. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, такой штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 104.4 УК).

Возникновение возможности привлечения к уголовной ответственности связано с наличием в совершённом деянии состава преступления.

Состав преступления - это система предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Состав любого преступления образуют четыре группы признаков, выделяемых по его элементам.

Под элементом состава преступления понимается структурная часть состава, состоящая из группы признаков, соответствующих различным сторонам преступления.

Всего выделяются четыре элемента:
1) объект преступления;
2) объективная сторона преступления;
3) субъективная сторона преступления;
4) субъект преступления.

Значение состава преступления заключается в том, что его наличие в конкретном общественно опасном деянии позволяет признать последнее преступлением и квалифицировать по определенной статье УК.

Объект преступления - общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым преступлением причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Общественные отношения как объект преступления отграничивают сходные по другим признакам преступления. Признание объектом преступления общественных отношений, а не каких-либо других ценностей, благ, интересов и тем более человека позволяет квалифицировать указанные деяния, отграничить их друг от друга.

Следует отличать объект преступления от предмета. Предмет преступления - вещи материального мира или интеллектуальные ценности, воздействуя на которые, преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Как правило, предмет преступления является материальным выражением объекта. Им признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а в некоторых случаях и оценки.

Некоторые преступления не связаны с физическим воздействием на предметы материального мира (при посягательствах на личность). В составы этих посягательств предмет преступления не входит. Таким образом, предмет преступления является факультативным признаком, характеризующим объект посягательства.

Объективная сторона преступления - совокупность признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый объект.

Она включает в себя лишь юридически значимые признаки:
1) общественно опасное действие (бездействие) (обязательный признак);
2) преступное последствие (обязательный признак);
3) причинную связь между действием (бездействием) и преступным последствием (обязательный признак);
4) способ;
5) обстоятельства места;
6) обстоятельства времени;
7) орудия;
8) средства;
9) обстановку совершения преступления.

Субъективная сторона преступления - это совокупность признаков, характеризующих психическую активность лица при совершении преступления.

В психическую активность лица при совершении преступления обычно включают следующие признаки:
1) вина (умысел и неосторожность) (обязательный признак);
2) мотив;
3) цель;
4) аффект.

Вина - психическое отношение лица к общественной опасности своих действий (бездействия) и наступлению общественно опасных последствий, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел и неосторожность отличаются разным психическим отношением лица к общественной опасности своих действий (бездействия) и наступлению общественно опасных последствий. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 УК различаются прямой и косвенный (эвентуальный) умысел, а с ч. 1 ст. 26 применительно к неосторожности - легкомыслие и небрежность.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

  • во-первых, преступление с двумя материальными составами, например умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК);
  • во-вторых, преступление с формальным и материальным составом, например умышленное незаконное проведение искусственного прерывания беременности, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей или причинение тяжкого вреда ее здоровью (ч. 3 ст. 123 УК).

1) деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия). Такое невиновное причинение вреда находится за пределами умысла;

2) деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Такое невиновное причинение вреда находится за пределами небрежности;

3) деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Такое невиновное причинение вреда находится за пределами легкомыслия.

Субъект преступления - элемент состава преступления, объединяющий признаки, характеризующие лицо, совершившее преступное посягательство.

К признакам субъекта преступления относятся:
- его физическая природа (только человек, не может быть ЮЛ),
- возраст,
- вменяемость (медицинский и юридический критерий)
- признаки специального субъекта (субъект преступления, который помимо физической природы, возраста и вменяемости характеризуется каким-либо дополнительным признаком, является специальным – род занятий, мужской пол, совершеннолетний возраст, состояние аффекта, иностранец, апатрид и др.).

Субъектом преступления может быть только человек - существо, обладающее физической природой. По общему правилу возраст привлечения к ответственности равен 16 годам (ч. 1 ст. 20 УК), в отношении некоторых преступлений (ч. 2 ст. 20 УК) он составляет 14 лет. Состояние, при котором человек, достигший возраста уголовной ответственности, осознает фактический характер и социальное значение совершаемого им деяния и руководит своим поведением, называется вменяемостью. Она выступает обязательным признаком субъекта преступления. Вменяемость считается обычным и естественным состоянием. Противоположно вменяемости состояние невменяемости, дефиниция которого закреплена в ст. 21 УК. Описывая невменяемость, законодатель прибегает в двум критериям - медицинскому и юридическому.

Медицинский критерий - это указание на психическое отклонение:

1) хроническое психическое расстройство - неизлечимое или длительное психическое заболевание (например, шизофрения, биполярное расстройство личности);

2) временное психическое расстройство - излечимые, непродолжительные состояния (например, алкогольный делирий), в том числе исключительные состояния - внезапно возникающие и быстро проходящие (например, патологический аффект, патологическое опьянение, просоночные состояния);

3) слабоумие - может быть приобретенным (деменция) или врожденным (олигофрения); по тяжести от наименьшей к наибольшей выделяют дебильность, имбецильность, идиотию;

4) иные болезненные состояния психики - могут быть связаны с травмами (головы) или соматическими заболеваниями (например, галлюцинации во время жара).

Юридический критерий - указание на степень выраженности психического отклонения, достаточную для признания человека неспособным отвечать за свои поступки. Его образуют: интеллектуальный элемент - лицо не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); волевой элемент - лицо не может руководить своим деянием.

Для признания человека невменяемым достаточно одного из четырех проявлений медицинского критерия и одного из элементов юридического критерия.

Важно иметь в виду, что невменяемость не синонимична тяжелому психическому заболеванию; невменяемый не значит психически больной. Человек может быть невменяем (или вменяем) не "вообще", а только относительно своего общественно опасного деяния. Состояние невменяемости (или вменяемости) устанавливается только на момент совершения общественно опасного деяния. Именно в этот момент должны совпасть медицинский и юридический критерии невменяемости. Если после состояние здоровья улучшилось, невменяемый не становится вменяемым относительно совершенного деяния. Если же лицо заболело психическим расстройством после преступления, его нельзя считать невменяемым.

Человек, признанный судом невменяемым, не является субъектом преступления. В его деянии нет состава преступления, следовательно, он не несет уголовную ответственность. При необходимости такому лицу могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Виды наказаний в соответствии с УК РФ.

Основная, или полная, применяемая в отношении взрослых система наказаний (ст. 44 УК) состоит из тринадцати видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на три группы:
- основные наказания;
- дополнительные;
- наказания, которые имеют двойственную юридическую природу.

Основные наказания - это те виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Наказания, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы.

Основными объектами уголовной ответственности связанными с осуществлением фармацевтической деятельности (в той или иной степени), можно считать:

1) Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (Глава 25 УК РФ).

2) Преступления против жизни и здоровья (Глава 16 УК РФ).

3) Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (Глава 19 УК РФ).

4) Преступления в сфере экономической деятельности (Глава 22 УК РФ).

5) Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ).

6) Преступления против порядка управления (Глава 32).

Несколько подробнее остановимся на отдельных статьях (таблицы ниже).

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Комментарии к ст. 3.11 КОАП РФ

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия "дисквалификация". Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).

3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.

В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.

4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.

5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).

6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Понятие дисквалификации как вида административного наказания

Статьей 3.2 КоАП РФ среди прочих административных наказаний определен такой вид административного наказания как дисквалификация.

Понятие дисквалификации как вида административного наказания

Дисквалификация является относительно новым институтом в российском административном праве: до вступления в силу в 2002 году Кодекса об административных правонарушениях РФ российское административное законодательство не знало такой меры ответственности.

Правовая природа дисквалификации выражается в ограничении конституционного права лица на занятие любой не запрещенной законом деятельностью.

Согласно статье 3.11 КоАП РФ фактически дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности или осуществлять определенные функции в органах юридического лица.

Дисквалификация может назначаться только в качестве основного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ) и не может назначаться в качестве дополнения к какому-либо иному виду наказания.

Должностные лица, к которым может быть применено наказание в виде дисквалификации

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим:

  • Должности федеральной государственной гражданской службы;
  • Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • Должности муниципальной службы
  • Или к лицам, осуществляющим:
    • Организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
    • К членам совета директоров (наблюдательного совета);
    • К лицам, занимающимся частной практикой.
    • К медицинским и фармацевтическим работникам (с 01.01.2014)

    Сроки назначения наказания и привлечения к ответственности в виде дисквалификации

    Срок назначения наказания в виде дисквалификации составляет не менее шести месяцев и не более трех лет (ч.2 ст. 3.11 КоАП РФ).

    Сроки назначения наказания и привлечения к ответственности в виде дисквалификации

    За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч.3 ст. 3.11 КоАП РФ).

    Орган, уполномоченный назначать наказание в виде дисквалификации

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 ч.2 КоАП РФ). При этом важно понимать, что отдельные виды административных наказаний (например, административный штраф или предупреждение) назначаются (могут назначаться) не судом, а должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (в сфере здравоохранения в качестве таковых может выступать, например, Роспотребнадзор, Росздравнадзор).

    Исполнение наказания в виде дисквалификации

    Порядок исполнения данного вида административного наказания установлен ст.32.11 КоАП РФ, которая предусматривает:

    • Постановление о дисквалификации немедленно после его вступления в законную силу должно быть исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.
    • Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом и занесением сведений о лице, привлеченном к административной ответственности в реестр дисквалифицированных лиц.

    Реестр дисквалифицированных лиц

    В настоящее время учет лиц, в отношении которых имеется вступившее в законную силу постановление о дисквалификации, ведет Федеральная налоговая служба ( Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц).

    Реестр дисквалифицированных лиц

    Получение сведений из реестра дисквалифицированных лиц

    Получение сведений из реестра дисквалифицированных лиц

    Однако получение сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, производится с взиманием платы, которая в настоящее время составляет 100 рублей.

    Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.

    Для получения данной информации заинтересованному лицу необходимо предоставить запрос в любой территориальный налоговый орган.

    Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в Федеральной налоговой службе вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

    Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

    Прием на работу лица на руководящую должность

    Статьей 32.11 КоАП РФ предусмотрена обязанность работодателя запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией, в ФНС как органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Указанное требование закона направлено на исключение вероятности приема на руководящую работу лица, дисквалифицированного и неотбывшего срок дисквалификации.

    Прием на работу лица на руководящую должность

    КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 5 000 рублей за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (часть 1 статьи 14.23 КоАП).

    Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

    Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 рублей (часть 2 статьи 14.23 КоАП РФ).

    Применение дисквалификации за административные нарушения в сфере здравоохранения

    Далее представлена таблица по отдельным видам административных правонарушений в сфере здравоохранения, административное наказание за которые назначается (может быть назначено) в виде дисквалификации.

    Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

    !Медицинский юрист
    !Медицинский юрист

    Права медицинских работников.

    Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

    Наряду с этим, Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно:

    • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ;
    • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;
    • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
    • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
    • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
    • создание профессиональных некоммерческих организаций;
    • страхование риска своей профессиональной ответственности.

    !Договорная работа
    !Договорная работа


    В дополнение к этому, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Источником финансирования в данном случае будут являться бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    НАПРИМЕР

    Постановлением Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г. для медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер денежных выплат составляет 1200 рублей.

    Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г. установлены меры социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе.

    Кроме того, нормативными актами Правительства РФ для медицинских работников установлены единовременные денежные поощрения по результатам конкурсов.

    Конкурс проводится по таким номинациям как:

    • Лучший акушер;
    • Лучший лаборант;
    • Лучшая медицинская сестра;
    • Лучшая старшая медицинская сестра;
    • Лучшая участковая медицинская сестра;
    • Лучший фармацевт;
    • Лучший фельдшер;
    • За верность профессии.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

    Номинации делятся на две большие группы: общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация:

    • За верность профессии;
    • За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека;
    • За создание нового метода лечения;
    • За создание нового метода диагностики;
    • За создание нового направления в медицине;
    • За медицинскую помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий.

    Обязанности медицинских работников и основные ограничения деятельности.

    В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

    В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

    Для сведения отметим, что Первым национальным съездом врачей РФ 05.10.2012 г. принят Кодекс профессиональной этики врача РФ, который устанавливает ключевые этические моменты работы. Данный документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ. В преамбуле к документу сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

    Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

    !Юр.обслуживание
    !Юр.обслуживание

    Под эвтаназией понимается ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

    Специальные обязанности медицинских работников установлены в ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

    Медицинские работники обязаны (ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

    Ограничения для медицинских работников.

    Медицинские работники и руководители медицинских организаций не в праве (ст. 74 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

    • Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций подарки, денежные средства. Запрет касается денежных средств на любые цели, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
    • Исключение составляют случаи вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.
    • Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. Исключение составляют случаи предоставления для клинических испытаний;
    • Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
    • Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
    • Осуществлять прием представителей компаний. Исключение составляют случаи, связанные с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
    • Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

    За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, руководители медицинских организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (cт. 98 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

    Читайте также: