Национальный вопрос большевики кратко
Обновлено: 02.07.2024
В многонациональной Российской империи национальный вопрос (НВ) был одним из самых животрепещещих.
Поэтому Ленин был им озабочен задолго до 1917 года и написал ряд работ по НВ, которые и вошли в Программу большевиков.
1. Разумеется, первым пунктом шло право наций на самоопределение вплоть до отделения.
Среди большевиков шла дискуссия по поводу включения этого пункта в программу
Ленин настоял на нём, заявив при этом, что он выступает за права, но эти права можно реализовывать, а можно и не реализовывать.
Но если ограничиваться только этим пунктом, то может сложиться ошибочное представление, что большевики только и мечтали, как бы развалить империю.
А все было как раз наоборот - они представляли себе, что народы Российской империи, и не только, сплотят дружные ряды в борьбе с эксплуататорскими классами, поэтому Ленин предупреждал об опасности со стороны националистически настроенных кругов в регионах "растащить страну по национальным квартирам".
Поэтому в следующих пунктах Программы был как раз предусмотрен вариант действия, когда все останутся вместе -
2. широкая автономия всем народам, которые хотят остаться в составе единого государства
При этом - большевики декларируют, но не заявляют на каких принципах(по адм-территориальному, национально-территориальному. );
3. равенство больших и малых народов и народностей.
Но все народы изначально неравны: у каждого этноса свой жизненный срок, свой уровень культурного, экономического и политического развития.
Декларируют, но о том, как достичь этого равенства не говорят.
4. создание трудовых организаций по классовому признаку.
Большевистская партия в России имела влияние только на регионы с преобладающим русским населением, в др районах, напр в Польше, влияла своя социал-демократия.
самоопределение наций вплоть до выхода из состава империи
У нас в 1917 объявляли о своей независимости Кронштадт и Шлиссельбургский уезд.
Право наций на самоопределение предлагали.
Но вот ПОСЛЕ революции на эту идею наложили неофициальное вето и в ходе Гражданской войны собрали обратно почти все территории, которые были потеряны Империей в Первую Мировую и в революцию. Польшу и Финляндию, а также оккупированные прибалтийские губернии и Бессарабию ТОГДА не сумели. А жаль.
Не думая, перенесли европейскую идею о нации на евразийскую почву. Будучи людьми недалёкими, но буйными, не различали понятия этноса и нации. Объявили все этносы России нациями, создав таким образом предпосылки для развала страны и кровавых межэтнических конфликтов. Создавали нации не только формально и номинально, но и реально: придумывали языки и письменности, писали историии, вводили национальные школьные программы, воспитывали национальные элиты. Таким образом, даже те народы, которые не имели государства и государственной традиции, получили ресурсы, элиту и идею, о своей собственной великой нации и, как следствие, появились национальный сепаратизм и межнациональная ненависть. Новопридуманные нации получили формальные земли за счёт своих соседей, которыми чаще всего были русские, но не только. Все народы СССР можно разделить на два типа - старые нации, которые стали жертвами большевиков; и новопридуманные нации, которые появились из ничего и получили чужие земли. Естественно, что старым нациям это не понравилось - и в результате имеем перманентную войну на всём постсоветском пространстве (Юго-восток Украины, Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, Карабах и многие другие конфликты). Спасибо Ленину и его "самоопределению народов". И всё это безобразие ради идеологической химеры мирового коммунизма, ведь большевики (в силу своего слабоумия) думали о том, СССР - это зародыш мирового государства, а все другие "нации" присоединятся к нему сразу, как только увидят. На Россию же им было плевать, она - всего лишь жертвенный козёл на алтаре мировой революции, поэтому её территорию они резали вдоль и поперёк.
Почему мир молчит о трагедии черкесов?
Следует отметить, что, несмотря на все трагедии черкесов в Адыгее и других регионах Кавказа, никто не признает произошедшее геноцидом, кроме Грузии. Член правления Черкесской федерации Йилмаз Донмез сделал из этого вывод, что Грузия движется в сторону США и отдаляется от российского влияния.
Йилмаз Донмез считает, что международное сообщество мало внимания уделяет черкесской трагедии. Он считает, что подобное происходит из-за страха перед империалистической державой — Россией. По его мнению, в настоящее время тяжелое прошлое черкесов не стоит на международной повестке дня из-за баланса сил в мировой политике и интересов крупных держав.
Тем не менее, силы гражданского общества в Адыгее и других черкесских регионах в последнее время начали возвращаться к своей национальной и религиозной самобытности. Многие народы сознательно демонстрируют свою культуру, обычаи и традиции, хотя это и вызывает некоторую напряженность в российских кругах.
Вначале остановимся на том, как в современной исторической науке трактуется национальная политика советской власти.
До 1917 г. национальная политика большевиков опиралась на тезис о праве наций на самоопределение (вплоть до образования народами России своих государств). В этом была своя идеологическая логика: классовые различия, согласно марксизму, важнее национальных, и эксплуатируемые классы не имеют отечества. Соответственно, неважно, в какое государство самоопределится тот или иной народ – лишь бы оно было коммунистическим. К тому же тезис о праве наций на самоопределение был полезен большевикам в борьбе за власть, привлекая на их сторону национальные движения окраин Российской империи.
При этом о праве наций на самоопределение большевики не вспоминали и при заключении Юрьевского (Тартуского) мирного договора с Эстонией (февраль 1920) и Рижского мирного договора с Латвией (август 1920). Из РСФСР в состав Эстонии и Латвии были переданы районы компактного проживания русского населения (Ивангород и Изборск отошли тогда к Эстонии, а Пыталово – к Латвии). В конкретный политический момент посчитали полезнее уменьшить число врагов Советской России хотя бы на две маленькие прибалтийские республики, хоть и трижды буржуйские – а о местных русских, мол, как раз при мировой революции и позаботимся.
В рамках Союза право наций на самоопределение по факту превратилось в декларацию, подчинённую традиционным задачам российской государственности (или построения марксистского социализма, как это тогда называлось). Своеобразным компромиссом между принципом и задачами стало создание СССР как федерации советских республик, имеющих право свободного выхода из федерации. Естественно, строить социализм – во враждебном, напомним, окружении – было сподручнее в формате единого сильного суверенного государства.
Литература
Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1937.
Гросул В.Я. Образование СССР(1917-1924 гг.). М., 2007.
Советские нации и национальная политика в 1920-е-1950-е годы. М., 2014.
Борисёнок Е.Ю. Феномен советской украинизации. 1920–1930-е годы. М., 2006.
АВТОР: Айнур Курманов, публицист | 29-05-2020, 12:03 |
И сейчас по истечению ста лет после Великой Октябрьской Социалистической Революции мы вновь и вновь обращаемся к бесценному наследию Ленина и большевиков, которые смогли поднять знамя освобождения всех народов от ига капитала, что привело в итоге к разрушению мировой колониальной системы империализма. В период нового обострения межимпериалистических противоречий, небывалого мирового кризиса капитализма в воздухе снова носятся предвестники восстания масс. Эти массы опять поставят вопросы о справедливом и равноправном объединении народов и о новом обществе, свободном от эксплуатации и угнетения. Успешный опыт русской революции в деле социалистического строительства и разрешения национального вопроса будет всегда тем примером, которым обязательно постараются воспользоваться новые поколения.
В теоретической дискуссии Ленин, отвергая позиции Люксембург, которая выступала против отсоединения Норвегии от Швеции и Польши от России и ограничивалась лишь требованиями культурной автономии, со всей очевидностью раскрывал важность принципиальной позиции пролетариата и его партии в национальном вопросе и в предоставлении права малым народам на получение государственной независимости. Борьба против собственных империалистических держав, в том числе и против национального угнетения со стороны господствующей нации, и в поддержку освободительного движения порабощенных малых наций, становится одним из главных аспектов большевистской доктрины.
Именно эта позиция определила в дальнейшем успех и усиление влияния большевизма в национальных окраинах Российской империи, к укреплению РСДРП(б), как интернационалистической партии, возглавившей борьбу рабочего класса разных народов за свое социальное и политическое освобождение. Всевозможным великодержавным шовинистам в социалистической и либеральной среде Ленин в своей работе
Большевики в тот момент оказались теми немногими из европейских, а также единственными из российских социал-демократов, которые сразу и активно выступили как против войны, так и против собственного царского правительства. Депутатская группа большевиков в Государственной Думе в августе 1914 года отказалась голосовать за военные кредиты. РСДРП(б) с самого начала призвала рабочий класс к борьбе против войны и самодержавия, раскрыв всю суть захватнического и империалистического характера мировой бойни. В результате этого на партию обрушились жесточайшие репрессии, а фракция большевиков в Думе была арестована, судима и отправлена на каторгу в Сибирь.
Не смотря на разгром многих партийных организаций, арест ведущих деятелей РСДРП(б) в России, мобилизацию в действующую армию десятков тысяч членов и сторонников партии, этот демарш стал знаковым и поворотным в истории большевизма, показавший пример непримиримой интернационалистической позиции. В последующем после разочарования в войне, массы увидели в этом действии большевиков, единственную верную и правильную позицию, которую и должны были занимать последовательные марксисты и социалисты.
Тогда и рождается тезис о превращении войны империалистической в войну гражданскую, поворота оружия против собственной буржуазии и правительств. Этот лозунг был неотделим от идеи мировой социалистической революции, от необходимости ниспровержения буржуазных правительств и необходимости взятия власти пролетариатом.
Позиция большевиков и их сторонников в лице левых социалистических групп в Европе показали всем полную правильность их марксистского анализа происходивших процессов. Именно в период окончания первой мировой войны, на арену снова вышел в острой форме вопрос о национальном самоопределении. В результате Февральской революции, а затем Октябрьской Социалистической Революции в России 1917 года, буржуазно-демократических революций в Германии и Австро-Венгрии 1918 года, независимость получили народы Польши, Финляндии, Чехии и Словакии, Прибалтики, Югославии и с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба колониальных народов.
Правда сегодня, после падения мировой колониальной системы, разные империалистические центры начали активно использовать разные сепаратистские движения с целью расчленить разные страны, изменяя существующие границы, для продвижения своих экономических и геополитических целей. Следовательно, в нынешних условиях для коммунистических и рабочих партий, для рабочего класса в целом, выявляется задача выдвижения общих классовых интересов трудящихся против империалистических экономических интересов, геополитических планов, против империалистической войны. Такие вопросы не могут быть решены в интересах народов с помощью империалистических сил США, НАТО и ЕС, на основе их собственных устремлений.
[1] В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 269
[2] В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 286
[3] В.И. Ленин: ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ПСС, том. 30, стр. 39
[4] В.И. Ленин: О ЛОЗУНГЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ЕВРОПЫ, ПСС, том. 26, стр. 352
• 4| Известия армейского комитета VIII армии. — 1917. 15 сент.
242 КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК.— 1898—1917.— М., 1970. - Т.1.-С.63.
1.Равенство и суверенность народов России;
2. Право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и
образования самостоятельного государства;
3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических
групп, населяющих территорию России 346 .
' 4 l Образование и развитие СССР как союзного государства. Сборник законодательных и других нормативных актов. — М.. 1972. — С.З.! 4 *Там же. — С.6.
1) Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим
Советам;
2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного
союза свободных наций, как федерация советских национальных респуб
лик.
Для понимания взаимоотношений между федеральным центром и образующимися республиками важен последний пункт Декларации, где написано:
Таким образом, договорные отношения были заложены в документы, провозгласившие Российскую Федерацию.
Очень важно, что Декларация была включена в качестве составной
247 Образование и развитие СССР. — С.7—8. :4Я Там же.-С.П. 24 "Там же.
части в Конституцию, принятую V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г. Тем самым из политического заявления она превратилась в юридический документ.
141 Образование и развитие СССР. —С.23.
"' История Коммунистической партии Советского Союза. — Т.З: Коммунистическая партия - организатор победы Великой Октябрьской Социалистической Революции и обороны Советской Республики.— М., 1967. — С.402.
'--' Известия Армейского комитета VIII Армии. — 1917, 21 нояб.
В татарском национальном движении были значительные силы, поддерживающие украинцев. Украинскую Раду. Газета «Известия Всероссийского
' S 1 Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1917, 19 нояб.
!М Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1917, 24 дек. "'Там же. - 1918, № 15.
Резолюция была подписана председателем краевого Совета рабочих, крестьян и солдат-мусульман Туркестана А,Кливлеевым 257 . Однако Ташкентский Совет, опираясь на гарнизон Ташкента и других городов, жестоко подавил автономию Туркестана. Самоопределению края не суждено было сбыться.
Бурные процессы в татарском национальном движении также развивались под знаком всероссийских изменений. В нем также были представлены все основные политические партии. Однако они не смогли своевременно и единодушно определить идею национальной государственности, своего главного политического приоритета. Это сделал отец польских социалистов Ю.Пилсудский, сказавший, что сошел с социалистического поезда на остановке независимости. Были шансы, которые в 1917—1918 гг. можно было использовать. Для татарских национальных деятелей эти шансы стали сплошной цепью упущенных возможностей. Рассмотрим их более подробно.
Идель-Уральский штат
После феврачьской революции началось демократическое развитие России. Общественно-политические силы предлагали различные варианты государственного устройства страны. Можно сказать со всей уверенностью, что любой из этих вариантов был шагом на пути к реальной демократии. В том числе и вариант унитарной республики с мощными элементами культурно-национальной автономии.
В силу своей разбросанности по всей России татары не исключали для себя как возможности национально-культурной, так и территориальной автономии. На первых порах в национальном движении боролись между собой сторонники двух форм автономии. Потребовалось время для того, чтобы между ними наступили мир и согласие. На I Всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся в начале мая в Москве, одержали верх сторонники территориальной автономии, выступавшие за федеративное устройство России. На II Всероссийском мусульманском съезде, проходившем в июле 1917 г. в Казани, восторжествовала идея национально-культурной автономии. На заседании, объединенном с I Всероссийским мусульманским военным съездом и съездом Всероссийского мусульманского духовенства, 22 июля была провозглашена национально-культурная автономия мусульман Внутренней России и Сибири.
Однако жизнь стремительно диктовала России путь перехода к федеративному переустройству государства. Правильно пишут историки, что среди русских политических партий эсеры первыми выдвинули идею федерации. Однако эсеры полагали, что Россия должна быть федерацией областных, а не национальных республик.
Идеей создания национальной государственности в России жили многие татарские и башкирские общественные деятели. Студенческое общество в Петрограде, возникшее еще до февральского переворота, уже давно разрабатывало такие планы. Братья Ильяс и Джангир Алкины, Усман То-кумбетов, Галимджан Ибрагимов и некоторые другие не только были сторонниками федеративного устройства России, но и строили планы создания национальной государственности татарского и башкирского народов. Эти люди полагали, что всякое увлечение идеей культурно-национальной автономии может только повредить федеративному развитию России и помешать реализации идеи национальной государственности. Именно поэтому Галимджан Ибрагимов решительно выступал против решений июльских 1917 г. мусульманских съездов — они провозгласили культурно-национальную автономию мусульман внутренней России и Сибири.
Радикальное крыло национального движения не связывало осуществление национальной государственности с деятельностью большевиков и Советской власти. Лидер уфимских социал-демократов Ибрагим Ахтямов счи-
Казанское слово. — 1917, 29 июля.
- 5 " Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро, — 1917, 17 дек.
Более основательный анализ был сделан различных вариантов федера-
m Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. — 1917, 24 дек.
Среди различных вариантов переустройства России был и план ее преобразования по типу Соединенных Штатов Америки. И тогда страна стала бы называться Соединенными Штатами России. Некоторые татарские общественные деятели сочли возможным использовать эту идею для реализации национальной государственности. Выступая на I Всероссийском мусульманском съезде, мулла Нижнего Новгорода Абдулла Сулеймани выдвинул предложение о том, что один из тех штатов мог бы быть штатом мусульман Внутренней России. Было бы неправильно полагать, что это было только его собственное предложение. В то же время он выступал решительным сторонником сохранения согласия и взаимопонимания между башкирами и татарами. Он предлагал создать совместную автономию
этих народов, чему, по его словам, способствуют и башкиры. По его мнению, все зависело от позиции самих татар.
Читайте также: