Сюрреализм в архитектуре кратко

Обновлено: 28.04.2024

Сюрреализм — это авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе первой половины ХХ века, влиятельное движение в мировой культуре в период между двумя Мировыми войнами. Стилю свойственно парадоксальное сочетание форм и применение аллюзий. Последователи сюрреализма черпали творческую энергию из глубин подсознания, умело совмещали в своих произведениях реальное и вымышленное.

Сюрреализм, в отличие от множества других авангардистских художественных течений, нельзя назвать мимолетным явлением в живописи. Он пережил несколько кризисов, послужил отправной точкой для развития видженари арта и фантастического реализма, стал составной частью постмодернизма.

История сюрреализма

В конце 20-х — начале 30-х гг прошлого столетия в направлении назревает первый серьезный кризис. Причиной этому послужила активная политическая позиция лидера. Андре Бретон становится ярым сторонником левых троцкистских убеждений, вступает в Коммунистическую партию Франции. В это время часть сюрреалистов покидает движение.

В 40-е годы в творчестве наиболее известного в мире представителя жанра — Сальвадора Дали отчетливо наблюдается эволюция взглядов. Художник отдаляется от строгих сюрреалистических норм, в его картинах четко проявляются черты академизма. Эксцентричный испанец эмигрирует в США и успешно ведет коммерческую деятельность. Произведения мастера пользуются большим успехом и хорошо продаются.

В 60-70-е годы ХХ века публика постепенно теряет интерес к сюрреализму, направление растворяется во второй волне авангардизма.

Отличительные черты сюрреализма

Сюрреалисты отрицали традиционный подход к созданию произведений искусства. Они признавали главенство подсознания над сознанием и считали важнейшей ценностью свободу иррационального восприятия мира. Картины сюрреалистов легко узнать по характерным чертам направления:

  • обилию фантасмагорических форм;
  • абсурдному совмещению реальности и образов подсознания;
  • неконтролируемому (автоматическому) созданию произведений;
  • эпатажности, стремлению бросить вызов устоявшимся канонам;
  • частому обращению к эротическим и магическим мотивам.

Многие авторы нередко творили под воздействием гипноза, больших доз алкоголя или наркотиков, пытаясь глубоко проникнуть в подсознание. Они шли по этому опасному пути, чтобы возвыситься духовно, освободиться от приземленных мыслей и подарить миру уникальные шедевры.

Знаменитые художники-сюрреалисты

О признанных мастерах сюрреалистического стиля в живописи можно рассказывать долго и интересно. Но формат нашей статьи позволяет лишь вкратце рассказать о некоторых из них:

    (Giorgio de Chirico). Его первые сюрреалистические работы увидели свет еще до официального появления нового течения в живописи. Картины метафизического периода творчества художника оказали сильное влияние на Ива Танги и Рене Магритта.
  • Андре Массон (André Masson) — яркий представитель автоматического стиля рисования. Художник смело экспериментировал с техниками и материалами, использовал при написании картин новаторские технологии.

Сюрреализм. Андре Массон. Gradiva

    (Wolfgang Paalen) — изобретатель нового художественного приема — фюмажа. Эта техника рисования заключается в создании изображения на холсте или бумаге при помощи следов копоти от горящей свечи.

Сюрреализм. Вольфганг Паален. Les Etrangers

    (René Magritte) — необычный представитель жанра. Художник не любил, когда его называли сюрреалистом и именовал себя основателем новой школы — магического реализма.
  • Ив Танги (Yves Tanguy) никогда не обучался живописи, в молодости служил моряком торгового флота. В его творчестве преобладают морские пейзажи с романтическими мотивами.

Сюрреализм оставил яркий след в истории мирового искусства. Картины художников-сюрреалистов занимают почетное место в частных и музейных коллекциях. Переходите по ссылкам, чтобы приобрести работы мастеров этого направления живописи на онлайн-аукционах Very Important Lot.

Сюрреализм — направление, возникшее в литературе в начале ХХ века, а затем постепенно перешедшее в живопись и архитектуру, став тем самым крупным направлением, охватившим многие сферы искусства.

В основе этого направления лежит сочетание реальности и сна, как правило, необычного, яркого, продуманного. Любое, даже самое бредовое сюрреалистическое произведение является плодом долгих и усердных трудов, работой с подсознанием. Именно подсознание генерирует сны, и творцы-сюрреалисты, чтобы получить идею, вначале много экспериментируют со своим мозгом. Подобными экспериментами можно назвать голодание, бессонницу, употребление наркотиков. В последнем случае, творцы буквально жертвуют своей жизнью ради искусства.

Широкое распространение сюрреализм получил в сфере дизайна. Особенно, в дизайне интерьера. Воплощая свои сны в реальность, люди получают довольно занятный интерьер комнаты. Например, с окном на полу или дырой в стене.

Сюрреализм-в-дизайне-интерьеров

Возникновение и развитие сюрреализма

Как направление в искусстве, сюрреализм возник в 1910-х годах, исключительно в литературе. Только потом он проник и в другие сферы, например в живопись, а затем, как следствие, в архитектуру и дизайн.

Для людей того времени, такое направление казалось крайне необычным, возможно, даже безумным, а творцов-сюрреалистов часто считали душевнобольными и обходили стороной. Даже сейчас живописные произведения в стиле сюрреализма иногда называют “картинами шизофреника”. В этом есть доля правды — при сравнении рисунков из психбольниц с картинами, например Здислава Бексински, выявляется много схожих черт.

Но несмотря на всё это, художники разных профилей со всего света творили и продолжают творить свои сюрреалистические произведения. Самым известным живописцем-сюрреалистом был великий Сальвадор Дали. Его картины наполнены всевозможными нереальными сюжетами и завораживают людей, отчасти тем, что содержат в себе некий смысл, а отчасти — что мало кому понятно происходящее на картинах действо.

Дали был также прекрасным дизайнером-сюрреалистом. В интерьерах он воплощал то, что не мог (или не хотел) воплотить в картинах, и результат всегда был потрясающим.

Сюрреализм-в-дизайне

Что представляет себя архитектурный сюрреализм?

Как уже говорилось ранее, сюрреализм — это эксперимент, попытка соединить сон и реальность, в результате чего может получиться всё, что угодно. Говоря простым языком, сюрреализм — эдакий хаос, безумие, в котором всё-таки сквозит частица какого-то смысла.

Особенно эффектно сюрреализм смотрится в архитектуре и дизайне интерьера. Перевёрнутые дома, сложенные, словно из конструктора, башни, бесконечные комнаты с окнами в самых неожиданных местах — всё это странно и удивительно для обычного человека. Но ведь в этом и есть вся прелесть сюрреализма.

Миру известны яркие примеры сюрреализма в архитектуре. Например, музей Сальвадора Дали в штате Флорида, созданный по мотивам его картин, перевёрнутый дом в Германии или загадочная гостиница во Вьетнаме. Примеров невероятно много, всех их не перечислить, но каждый из них уникален и по-своему прекрасен, а значит достоин, чтобы о нём узнали.

Заключение

Не всем дано понять гениев, а уж если это гении в области сюрреализма, то их творения для простых людей — тёмная, непролазная чаща глухого леса. Но, если постараться, то в их работах всё же можно найти красоту и даже щепотку здравого смысла.

Архитектура сюрреализма – это причудливое сочетание реальности и сна, она способна впечатлить любого соприкоснувшегося с ней человека. Индивидуальность и неповторимость форм, реальность и фантазия, непредсказуемость используемого пространства, иллюзорность и совмещение не сочетаемых на первый взгляд вещей – основные отличительные черты стиля.

Появлением сюрреализм должен быть благодарен Сальвадору Дали, который стал первым и одним из ярчайших представителем направления.

Представители сюрреализма

Ярчайшие представители архитектурного стиля сюрреализм:

Алекс Чиннек

Заброшенный дом в городе Маргрит в Великобритании в течении 11 лет портил вид улиц. Его несколько раз пытались снести, пока в один прекрасный момент сооружением занялся британский дизайнер и художник Алекс Чиннек. В итоге архитектурный мир получил сюрреалистичную композицию с сползающим на мостовую фасадом. Причем входная дверь легла на землю, правда окна все же удержались на фасаде.

Готовые работы на аналогичную тему

Терунобу Фудзимори

Сказочные постройки японского сюрреалиста Теринобу Фудзимори – что-то между дома на курьих ножках и традиционного чайного домика. В роли ножек используются стволы деревьев.

Прекрасно зная традиции японской архитектуры Фудзимори сооружает конструкции, мимо которых невозможно пройти.

Дионисио Гонсалес

Талантливый испанский архитектор, фотограф и художник, вдохновленный хаосом. Все свободное время проводит в поездках в различные страны, города, деревеньки, разоренные природой или человеком, где находит их и перестраивает дома. Дома в сюрреалистическом стиле странных футуристических форм рождаются после пребывания Гонсалеса на острове Дофин-Айленд, США, в Мексиканском заливе. Остров известен своими страшными штормами, жители большую часть времени вынуждены заниматься восстановлением своих жилищ.

Рон Ван Зил

В 1991 году художник – архитектор из Южной Африки Рон Ван Зил построил для своей жены удивительный дом в виде ботинка (Рис. 2). Внутри была вырыта просторная пещера. Дом в последующем был приспособлен под отель с часовней для бракосочетаний.

Дом-ботинок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дом-ботинок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здание, построенное студией недалеко от местечка Фронтлайтера в Австрии (Рис. 3), объединяет в себе элементы дверей и окон, находящиеся не на своих местах в прямом смысле слова, и работающие как поручни балконов, которых не существует, лестниц без перил, ведущих в никуда. Примечательно, что кровля, стены, перекрытия покрыты травой. Сложная для человеческого восприятия конструкция здания создает оптические и геометрические иллюзии, проецируемые с разных сторон здания. Студия считает, что здание отлично вписывается в местный пейзаж, при этом вырывается из представления о традиционной архитектуре.

Идея для создания проекта была позаимствована из рисунка голландского художника-графика Маурица Корнеелиса Эшера, известного исследованиями симметрии, аспектов бесконечности.

Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер)

Один из самых известных архитекторов Австрии, оставивший богатейшее наследие не только у себя на родине, но и в различных странах мира, таких как Япония, Германия, США, Швейцария, Израиле и Новой Зеландии. Основная идея Фридриха – жилище, как уютное гнездышко со множеством окон и покрытием сверху из зелени и кустов. Как считал Хундертвассер, каждый человек может украшать свое жилище как он хочет. Изысканно смотрелись в сооружениях австрийского архитектора купола, к которым он испытывал особые чувства, считая, что любой дом должен выделяться на фоне иных домов. Многое было сделано в предании старым обтрепанным зданиям нового, красочного и неповторимого облика.

Идеи сюрреализма находят неожиданные применения, так, например, в Париже, при реставрации дома по улице Георга V дом 39, для закрытия строительного процесса было сооружено полотно по всему фасаду, которое представляло фотографию дома, на которой он плыл, тёк, играл волнами. При этом были сохранены все пропорции каждого элемента на фасаде здания.

Понимание сюрреализма в архитектуре

Сюрреалисты в своих творениях выражают недовольство существующим положением дел в архитектуре. Они объявляют действительность источником всех зол. Они против абстрактного мира в цивилизации. Нужно отказаться от логики, разума, абсурдного и привычного понимания вещей. Убрать все традиции, уничтожить все обычные представления о нормах отношений между людьми.

Предполагаемая сюрреалистами революция заключается в освобождении людей от обязанностей, чувств справедливости, долга.

Сюрреализм пережил множество кризисов, прошел вторую мировую войну, сливался с массовой культурой, пересекался с транс и пост–авангардом. В итоге стал основой постмодернизма.

Сюрреалистические дома.


Эти дома невозможно увидеть ни в одной части мира. Они существуют лишь в воображении одного человека. Сюрреалистические коллажи, созданные из фотографий настоящих зданий, переносят в мир, где невозможное возможно.

Необычные дома-коллажи.

Matthias Jung (Маттиас Юнг) с юных лет увлекался созданием различного рода коллажей. Сперва его инструментами были обычные ножницы и клей, затем он работал в фотолаборатории своего отца.

Matthias Jung (Маттиас Юнг) - создатель сюрреалистических домов.

Несуществующие дома.

Дома-коллажи.

В век цифровых технологий Маттиас создает свои необычные дома с помощью инструментов фоторедактора.

Необычные дома создаются с помощью инструментов фоторедактора.

Фантастические дома-коллажи.

Автор признается, что сюрреалистические дома - это воплощение созданного им в своем воображении идеального мира. В своих работах он дает волю фантазии и раскрывает свои мечты.

Сюрреалистические дома - часть воображаемого мира автора.

В своих работах Маттиас Юнг воплощает его мечты.

Причудливые архитектурные формы напоминают реальные дома, ведь каждый коллаж создан из фотографий настоящих домов, снятых Маттиасом во время поездки в Восточную Германию.

Коллажи состоят из фотографий настоящих домов, находящихся в Восточной Германии.


Многие художники и фотографы создают свои идеальные миры. Но если Маттиас Юнг "строит" свои сюрреалистические дома из настоящих зданий, то американский художник James Grashow создает избушки и небоскребы внутри цветочных букетов .

Читайте также: