Литература периода великой отечественной войны кратко

Обновлено: 15.05.2024

1. Основные тенденции развития поэзии.
2. Проза периода Великой Отечественной войны.
3. Развитие драматургии.

1. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М., 1990.
2. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
3. Литература великого подвига (Великая Отечественная война в литературе). М., 1980.
4. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
5. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
6. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.
7. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.

У Алексея Суркова есть стихотворение, воплотившее настроения и чувства советских писателей, ушедших на фронт. Их было свыше тысячи человек… Не вернулись домой более четырехсот.

Я шагал по обугленной боем меже,
Чтоб до сердца солдат дойти.
Был своим человеком в любом блиндаже,
У любого костра при пути.

Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.
Как и в годы гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов–лириков и писателей–публицистов.

Война - это одно из самых страшных событий которое может выпасть на долю человека. Война может совершенно внезапно ворваться в жизнь ничего не подозревающего человека, изменить его жизнь и его самого до неузнаваемости. Война приносит много горя, несчастья, разрушает семьи, отбирает любимых людей. К сожалению, на долю русского народа выпало не мало войн. Но следует отдать должное что русский народ всегда встречал все тягости с высоко понятой головой, всегда терпел все лишения и невзгоды до конца, храня честь и доблесть, всегда мужественно переносил все невзгоды.

Тема войны в литературе прослеживается достаточно часто. Для русской литературы тема войны - это, в первую очередь тема подвига русского народа. Война и народное сопротивление неразрывно связаны в русской художественной литературе, так как практически все войны, которые выпали на долю русского народа, носили освободительный характер, люди боролись до конца за свое государство, за свою землю за свою жизнь.

Самая страшная война, которая выпала на долю русского народа это Великая Отечественная война, длившиеся пять лет и унесшая миллионы жизней русских людей. Именно поэтому в русской литературе существует такое больше количество литературных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

В боях Великой Отечественной войны принимало участие большинство трудоспособного мужского населения нашей необъятной страны. Писатели наряду с солдатами так же защищали нашу родину, как и все остальные люди.

На фронте побывало огромное количество русских писателей, например, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Тихонов, М. Шолохов. Множество писателей были награждены медалями и орденами. Писатели и словом, и делом поддерживали русский народ в борьбе против ненавистного врага, они дали народу боевое художественное слово. Писатели через свои произведения доносили до людей необходимость защищать Родину до самого конца. С самого первого дня начала воны в советских литературных журналах начинают появляться стихи, призывающие русский народ сплотится против сильного врага. Так же в журналах публикуют свои статьи такие известные авторы как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, которые пробуждали мужественность и пламя ненависти в народе.

Готовые работы на аналогичную тему

Во многих произведениях художественной литературы есть идея защиты своей Родины. Главные темы этих произведений:

  • преданность родине
  • ненависть к врагу
  • героизм
  • гуманизм освободительного движения
  • вера в победу

Главным героем произведения становится человек сражающийся с врагом.

Великий русский писатель, поэт и публицист И. Г. Эринбург внес несоизмеримый вклад в воспитание ненависти к врагу у русского народа. Он сравнивает фашистов со злобными и мерзкими существами, в которых нет ничего человечного.

Следует отметить, что писатели в своих произведениях никогда не описывали врага слабым, а победу над ним легкой. Они старались продемонстрировать как его сильные стороны, так и слабые. К сильным сторонам относили хорошую военную подготовку, военный опыт, озлобленность. Слабость заключалась в отсутствии высоких идеалов, наличие низших целей. У русских людей имелось неоспоримое преимущество: наши идеалы были несравнимо высокими, наша сила духа была сверхсильной, в отличии от низменных идеалов фашистов.

В те страшные для Советского Союза дни до сознания каждого человека был донесен смысл войны. Задача писателя в то время состояла в том, чтобы дать народу то, что он сам желает слышать.

Главные темы произведений о войне:

  • народ на войне
  • народ в тылу
  • народ в плену
  • народ в разрушенных городах
  • народ в оккупации

Невозможно переоценить подвиг русских писателей, их вклад в борьбу против фашизма. Возможно для кого-то это прозвучит странно, но во время войны вышло около 160 миллионов художественных произведений. На самом деле в этом нет ничего необычного, именно в литературе люди черпали силы на дальнейшую борьбу с врагом, литератур воодушевляла людей на подвиги.

Поэзия и война

Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.

Заключение

Большая заслуга художественной литературы состоит в том, что она осветила на своих страницах множество героических подвигов русского народа, благодаря этому они были повторены тысячекратно. Так же литература воспевала подвиги не только одного человека, но и целых городов – городов – героев. Писатели посвящали свои произведения Ленинграду, Сталинграду, Мурманску, Бресту, Севастополю и др. Благодаря художественной литературе подвиги стали массовыми.

Писатели всячески старались приободрить свой народ и надо отдать им должное, они прекрасно справлялись со своей задачей. Произведения их были и о долге, и о победе, и о самопожертвование. В начале войны появилось огромное количество произведений, сила их настолько сильна, что они стали классикой прозы и поэзии и остались с нами навсегда.

Характер литературы этого периода, ее темы, проблемы, конфликты, жанрово-стилевые особенности определила начавшаяся Великая Отечественная война. С этого времени и на долгие годы, вплоть до середины 1980-х, тема войны стала одной из ведущих в нашей литературе. Однако ее трактовка с годами менялась. Еще В.Г.Белинский писал, что есть идеи времени и формы времени. На каждом этапе общественного и литературного развития выдвигаются свои задачи, временная дистанция позволяет иначе оценить прошлое. С годами будет все более усиливаться трагизм в осмыслении военной темы и одновременно активизироваться ее нравственно-философский потенциал. Пока же перед литературой 1941-1945 годов стояла задача укрепить дух советских людей, пробудить в них волю к сопротивлению. Литература этого времени в целом носила героический характер. Это, разумеется, не означало, что писатели умалчивали о трагических событиях тех лет, но все же героический пафос явно доминировал.

Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А вон там - взгорье.

Из этого рва подымается горе.

Горе - без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме.

Заржавленной, как руда.

Здесь же проявляется и еще одна важная особенность литературы военных лет – публицистичность, повышенная эмоциональность, открытое выражение чувств. Причем писатели стремились не только выплеснуть переполняющие их чувства, но и привлечь читателя на свою сторону. В годы войны литература приобрела агитационный, мобилизующий характер.

Из всех родов литературы лидирующее положение в 1941-1945 гг. принадлежит лирике. И это вполне закономерно: война обострила переживания, драматизировала отношения, обновила чувства, которые проходили проверку. Лирическое начало проникает в прозу. Об этом говорит уже само обращение многих писателей к публицистике, которую называют лирикой в прозе. К этому жанру обратились крупнейшие мастера художественного слова: Алексей Толстой, Андрей Платонов, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Собо­лев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков и многие другие. Индивиду­альное восприятие окружающей действительности, непосред­ственные впечатления сочетались в их творчестве с воссозданием реальной жизни, с раскрытием глубоких человеческих переживаний.




Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на дорогах свела.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть как тень тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли -

достойно не воспетое пока, -

когда последней коркою делились,

последнею щепоткой табака;

когда вели полночные беседы

у бедного и дымного огня,

когда придет победа,

всю нашу жизнь по-новому ценя.

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький лежу.

Главы книги публиковались в газетах по мере их написания. Каждая из них представляет собой сюжетно завершенное целое. Такой композиционный прием А.Твардовский объяснял тем, что его читатель, также как и сам автор, мог просто не дожить до следующей главы, поэтому поэт стремился высказаться в каждой главе до конца, ничего не утаивая, не оставляя на потом.

Что же придает этому внутренне свободному повествованию единство?

Во-первых, основная поэтическая идея, выраженная в рефрене:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Заметим, что у Твардовского в трактовке патриотической темы акцент сделан не на идеологическом, а на общечеловеческом аспекте: война представлена как поединок жизни и смерти.

Другим важнейшим объединяющим началом, придающим поэме единство, является образ главного героя - Василия Теркина.

Василий Теркин – национальный тип, ведущий свою родословную и от героя народных сказок, того самого солдата, который все умеет, ничего не боится, которому по плечу любое дело, кто способен и кашу из топора сварить, и Змея Горыныча одолеть.

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин мой герой,

За меня гласит порой.

Он земляк мой и, быть может,

Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже

Размышлял. А нет, - ну - нет.

Теркин - дальше. Автор - вслед.

Поэтому в финале, когда свершилось главное событие, когда была одержана победа, голос автора тоже смолкает:

И как будто оглушенный

В наступившей тишине,

Смолкнул я, певец смущенный,

Петь привыкший на войне.

Подводя итог, хотелось бы вновь акцентировать внимание на том, что литература 1941-1945 годов позволяет читателю увидеть в ней не только то, что было обусловлено задачами агитации, что продиктовано конкретным временем, но и то, что выходит за его рамки, что во многом определило последующее развитие нашего общества и нашей литературы.

Абрамов, А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. /А.Абрамов.. – М.: Сов. писатель, 1972. - 672 с.

Богатко, И. А. Мужество века: актуальность современной советской прозы о войне: книга для учащихся / И. А.Богатко. – М. : Просвещение, 1986. – 110 с.

Богуславский, А.О. Краткая история русской советской драматургии / А.О.Богуславский, В.А Диев, А.С Карпов. – М.: Просвещение, 1966. - 347 с.

Ефремова, О.Е. Русский рассказ о войне (1945-1955 гг.): Проблемы типологии. /О.Е. Ефремова.- Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского гос. ун-та, 2003. -56 с.

Лазарев, Л.И. Константин Симонов: очерк жизни и творчества. / Л.И.Лазарев — М.: Худож. лит., 1985. — 342 с.

Таганов, Л. Великая Отечественная война в советской поэзии 40 - 70-х годов: учеб. пособие. / Л.Таганов. - Иваново: ИвГУ, 1978. - 180 с.

Пьяных, М.Ф. Ради жизни на земле: Рус. сов. поэзия о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. / М.Ф.Пьяных – М.: Просвещение, 1985. - 272 с..

Финк, Л. А. Константин Симонов / Л. А.Финк. – М. : Сов. писатель, 1983. – 400 с.

Хренков, Д.М. От сердца к сердцу: о жизни и творчестве Ольги Берггольц / Д. М Хренков. – Л. : Сов. Писатель, 1979. – 254 с.

Характер литературы этого периода, ее темы, проблемы, конфликты, жанрово-стилевые особенности определила начавшаяся Великая Отечественная война. С этого времени и на долгие годы, вплоть до середины 1980-х, тема войны стала одной из ведущих в нашей литературе. Однако ее трактовка с годами менялась. Еще В.Г.Белинский писал, что есть идеи времени и формы времени. На каждом этапе общественного и литературного развития выдвигаются свои задачи, временная дистанция позволяет иначе оценить прошлое. С годами будет все более усиливаться трагизм в осмыслении военной темы и одновременно активизироваться ее нравственно-философский потенциал. Пока же перед литературой 1941-1945 годов стояла задача укрепить дух советских людей, пробудить в них волю к сопротивлению. Литература этого времени в целом носила героический характер. Это, разумеется, не означало, что писатели умалчивали о трагических событиях тех лет, но все же героический пафос явно доминировал.

Можно не слушать народных сказаний,

Не верить газетным столбцам,

Но я это видел. Своими глазами.

Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А вон там - взгорье.

Из этого рва подымается горе.

Горе - без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рычать! Рыдать!

Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме.

Заржавленной, как руда.

Здесь же проявляется и еще одна важная особенность литературы военных лет – публицистичность, повышенная эмоциональность, открытое выражение чувств. Причем писатели стремились не только выплеснуть переполняющие их чувства, но и привлечь читателя на свою сторону. В годы войны литература приобрела агитационный, мобилизующий характер.

Из всех родов литературы лидирующее положение в 1941-1945 гг. принадлежит лирике. И это вполне закономерно: война обострила переживания, драматизировала отношения, обновила чувства, которые проходили проверку. Лирическое начало проникает в прозу. Об этом говорит уже само обращение многих писателей к публицистике, которую называют лирикой в прозе. К этому жанру обратились крупнейшие мастера художественного слова: Алексей Толстой, Андрей Платонов, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Собо­лев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков и многие другие. Индивиду­альное восприятие окружающей действительности, непосред­ственные впечатления сочетались в их творчестве с воссозданием реальной жизни, с раскрытием глубоких человеческих переживаний.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на дорогах свела.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть как тень тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли -

достойно не воспетое пока, -

когда последней коркою делились,

последнею щепоткой табака;

когда вели полночные беседы

у бедного и дымного огня,

когда придет победа,

всю нашу жизнь по-новому ценя.

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький лежу.

Главы книги публиковались в газетах по мере их написания. Каждая из них представляет собой сюжетно завершенное целое. Такой композиционный прием А.Твардовский объяснял тем, что его читатель, также как и сам автор, мог просто не дожить до следующей главы, поэтому поэт стремился высказаться в каждой главе до конца, ничего не утаивая, не оставляя на потом.

Что же придает этому внутренне свободному повествованию единство?

Во-первых, основная поэтическая идея, выраженная в рефрене:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Заметим, что у Твардовского в трактовке патриотической темы акцент сделан не на идеологическом, а на общечеловеческом аспекте: война представлена как поединок жизни и смерти.

Другим важнейшим объединяющим началом, придающим поэме единство, является образ главного героя - Василия Теркина.

Василий Теркин – национальный тип, ведущий свою родословную и от героя народных сказок, того самого солдата, который все умеет, ничего не боится, которому по плечу любое дело, кто способен и кашу из топора сварить, и Змея Горыныча одолеть.

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин мой герой,

За меня гласит порой.

Он земляк мой и, быть может,

Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже

Размышлял. А нет, - ну - нет.

Теркин - дальше. Автор - вслед.

Поэтому в финале, когда свершилось главное событие, когда была одержана победа, голос автора тоже смолкает:

И как будто оглушенный

В наступившей тишине,

Смолкнул я, певец смущенный,

Петь привыкший на войне.

Подводя итог, хотелось бы вновь акцентировать внимание на том, что литература 1941-1945 годов позволяет читателю увидеть в ней не только то, что было обусловлено задачами агитации, что продиктовано конкретным временем, но и то, что выходит за его рамки, что во многом определило последующее развитие нашего общества и нашей литературы.

Абрамов, А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. /А.Абрамов.. – М.: Сов. писатель, 1972. - 672 с.

Богатко, И. А. Мужество века: актуальность современной советской прозы о войне: книга для учащихся / И. А.Богатко. – М. : Просвещение, 1986. – 110 с.

Богуславский, А.О. Краткая история русской советской драматургии / А.О.Богуславский, В.А Диев, А.С Карпов. – М.: Просвещение, 1966. - 347 с.

Ефремова, О.Е. Русский рассказ о войне (1945-1955 гг.): Проблемы типологии. /О.Е. Ефремова.- Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского гос. ун-та, 2003. -56 с.

Лазарев, Л.И. Константин Симонов: очерк жизни и творчества. / Л.И.Лазарев — М.: Худож. лит., 1985. — 342 с.

Таганов, Л. Великая Отечественная война в советской поэзии 40 - 70-х годов: учеб. пособие. / Л.Таганов. - Иваново: ИвГУ, 1978. - 180 с.

Пьяных, М.Ф. Ради жизни на земле: Рус. сов. поэзия о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. / М.Ф.Пьяных – М.: Просвещение, 1985. - 272 с..

Финк, Л. А. Константин Симонов / Л. А.Финк. – М. : Сов. писатель, 1983. – 400 с.

Хренков, Д.М. От сердца к сердцу: о жизни и творчестве Ольги Берггольц / Д. М Хренков. – Л. : Сов. Писатель, 1979. – 254 с.

Читайте также: