Пределы взаимодействия государства и общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы - частной собственности - и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.

Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

Итак, социальное государство - это правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

В гуманитарной науке феномен общества рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае под обществом понимают совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество в узком смысле слова есть исторически конкретный тип социальной системы.

В структуре общества можно выделить следующие основные элементы:

- Во-первых, субъектный элемент, который предполагает, что основу всякого общества образуют люди;

- Во-вторых, институциональный элемент, который представляет собой систему сложившихся в конкретном обществе институтов, таких как государство, право, семья, церковь, предпринимательство, наука, средства массовой информации;

- В-четвертых, коммуникативный элемент, представляющий собой систему реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения;

- В-пятых, интеллектуально-информационный элемент, который образует совокупность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта;

- В-шестых, духовно-ценностный элемент – система основополагающих национально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:

Общество – это целостный социальный организм, состоящий из со­вокупности социальных индивидуальных и коллективных субъектов, рас­положенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих свою принадлежность к единой общности, включённых и сознательно выполняющих общепризнан­ные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся соци­альных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

Проблема соотношения общества и государства многогранна и неисчерпаема, поскольку государство и общество обладают весьма сложной природой. При этом наиболее существенными моментами в соотношении этих явлений выступают два аспекта: различия и механизмы взаимодействия.

Различать общество и государство следует, прежде всего, по объёму. Данные явления соотносятся как целое и часть, так как общество, помимо государства, включает в себя множество других элементов, которые уже упоминались выше.

Общество и государство не совпадают также хронологически. Общество возникло раньше государства, имеет более богатую историю развития. Государство же возникло на определенном этапе развития общества, в связи с обострившимися внутри него противоречиями и стало по отношению к нему относительно самостоятельным институтом.

Общество и государство – явления, отличные по своим функциональным характеристикам. Основное функциональное назначение государства заключается в управлении социальными процессами в интересах государственной власти, в целях реализации узкогрупповых и общесоциальных потребностей. Общество же, помимо управленческой функции, которая реализуется в основном через государственный аппарат, выполняет и другие функции: коммуникативную, интеграционную, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, ценностно-ориентационную и др.

Кроме того, государство как один из социальных институтов отличается от иных организаций, функционирующих в обществе, следующими признаками:

- Во-первых, выступает в качестве единственного официального представителя всех граждан, проживающих на его территории;

- Во-вторых, является единственным носителем суверенитета;

- В-третьих, имеет специальный аппарат управления;

- В-четвертых, обладает силовыми структурами;

- В-пятых, ему принадлежит исключительное право определять стратегию правового регулирования и правовой политики;

- В-шестых, обладает определенным набором специфических материальных ценностей.

Взаимодействие общества и государства проявляется в том, что, с одной стороны, государство является средством разумной организации социальных отношений, орудием достижения поставленных обществом задач. С другой стороны – существование государства невозможно себе без человеческого, материального и иного потенциала общества. Общество способно быть не только пассивно управляемым, но и активным субъектом; оно может оказывать обратное воздействие на государственную организацию – выбирать государственных служащих, принимать участие в разработке законов, доводить до государства необходимую информацию. Такое воздействия является тем существеннее и эффективнее, чем более развиты в обществе негосударственные институты, чем более независимо и активно действуют в нем политические партии, общественные движения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации.




В гуманитарной науке феномен общества рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае под обществом понимают совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество в узком смысле слова есть исторически конкретный тип социальной системы.

В структуре общества можно выделить следующие основные элементы:

- Во-первых, субъектный элемент, который предполагает, что основу всякого общества образуют люди;

- Во-вторых, институциональный элемент, который представляет собой систему сложившихся в конкретном обществе институтов, таких как государство, право, семья, церковь, предпринимательство, наука, средства массовой информации;

- В-четвертых, коммуникативный элемент, представляющий собой систему реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения;

- В-пятых, интеллектуально-информационный элемент, который образует совокупность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта;

- В-шестых, духовно-ценностный элемент – система основополагающих национально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:

Общество – это целостный социальный организм, состоящий из со­вокупности социальных индивидуальных и коллективных субъектов, рас­положенных на определённой территории, ведущих общую экономическую жизнь, опирающихся на единую культуру, имеющих общепризнанный язык или языки общения, осознающих свою принадлежность к единой общности, включённых и сознательно выполняющих общепризнан­ные социальные роли, признающих регулирующую роль сложившихся соци­альных институтов, связанных друг с другом всем комплексом социальных отношений, в которые они вступают для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.

Проблема соотношения общества и государства многогранна и неисчерпаема, поскольку государство и общество обладают весьма сложной природой. При этом наиболее существенными моментами в соотношении этих явлений выступают два аспекта: различия и механизмы взаимодействия.

Различать общество и государство следует, прежде всего, по объёму. Данные явления соотносятся как целое и часть, так как общество, помимо государства, включает в себя множество других элементов, которые уже упоминались выше.

Общество и государство не совпадают также хронологически. Общество возникло раньше государства, имеет более богатую историю развития. Государство же возникло на определенном этапе развития общества, в связи с обострившимися внутри него противоречиями и стало по отношению к нему относительно самостоятельным институтом.

Общество и государство – явления, отличные по своим функциональным характеристикам. Основное функциональное назначение государства заключается в управлении социальными процессами в интересах государственной власти, в целях реализации узкогрупповых и общесоциальных потребностей. Общество же, помимо управленческой функции, которая реализуется в основном через государственный аппарат, выполняет и другие функции: коммуникативную, интеграционную, экономическую, идеологическую, культурно-воспитательную, ценностно-ориентационную и др.

Кроме того, государство как один из социальных институтов отличается от иных организаций, функционирующих в обществе, следующими признаками:

- Во-первых, выступает в качестве единственного официального представителя всех граждан, проживающих на его территории;

- Во-вторых, является единственным носителем суверенитета;

- В-третьих, имеет специальный аппарат управления;

- В-четвертых, обладает силовыми структурами;

- В-пятых, ему принадлежит исключительное право определять стратегию правового регулирования и правовой политики;

- В-шестых, обладает определенным набором специфических материальных ценностей.

Взаимодействие общества и государства проявляется в том, что, с одной стороны, государство является средством разумной организации социальных отношений, орудием достижения поставленных обществом задач. С другой стороны – существование государства невозможно себе без человеческого, материального и иного потенциала общества. Общество способно быть не только пассивно управляемым, но и активным субъектом; оно может оказывать обратное воздействие на государственную организацию – выбирать государственных служащих, принимать участие в разработке законов, доводить до государства необходимую информацию. Такое воздействия является тем существеннее и эффективнее, чем более развиты в обществе негосударственные институты, чем более независимо и активно действуют в нем политические партии, общественные движения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации.

Взаимосвязь государства и общества – это система взаимоотношений между личностью, народом и системой государственного управления, определяющих характер политического режима, форму правления, правовой статус личности, функции и задачи государственного управления и пр.

Основные направления взаимосвязи государства и общества

Характер взаимоотношений между личностью, обществом в целом и государством определяет политический режим, степень демократизации публично-властных отношений в государстве. В современных развитых государствах взаимосвязь государства и общества определяется следующими обстоятельствами:

  • личность, ее права и свободы являются главным приоритетом учреждения и функционирования системы государственного управления;
  • отношения между государством и обществом строятся на демократических принципах;
  • функционирование системы государственного управления подчинено утвержденным в соответствии с демократическими ценностями и процедурами законам;
  • формирование системы государственного управления происходит на основе демократических институтов – посредством выборов;
  • со стороны общества реализуются контрольные процедуры в отношении законности и эффективности системы государственного управления, конкретных органов и должностных лиц, ее образующих;
  • сформированы и активно функционируют институты гражданского общества, деятельность которых направлена на реализацию функций общественного контроля в отношении системы государственного управления, на представление интересов общества и отдельных социальных групп или отдельных личностей в отношениях с государством для принятия эффективных управленческих решений органами и должностными лицами государственного управления, на совместное решение задач развития, на самоопределение по приоритетным вопросам и др.

История развития государства и общества свидетельствует о том, что характер взаимоотношений общества и государство в конкретных исторических условиях отличался по своим целям и содержанию. Так, известны исторические периоды, когда для конкретных государств личность, население в целом выступали средством, но не целью функционирования. В современном мире идеалом государства является демократическое политическое устройство, где личность способна наиболее полно реализовать собственные права, свободно развиваться и определять основные вопросы своей жизнедеятельности.

Взаимосвязь государства и общества: политическая система общества

Политическая система общества представляет собой сложную систему публично-правовых и общественных институтов, в том числе политических партий, общественных объединений, внутри которой реализуются политические интересы населения, отдельных социальных групп и отдельных личностей, происходит борьба за государственную власть и непосредственное осуществление государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Характером организации и функционирования политической системы общества, в том числе и ее взаимодействием с социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной и иными сферами, определяется политический режим и место личности во взаимоотношениях общества и государства.

В демократически устроенном государстве доступ в политическую систему потенциально имеют любая личность, любая социальная группа, все население в целом. Для функционирования в рамках политической системы население создает специальные институты – политические партии, общественные объединения, другие учреждения, позволяющие участвовать в политической борьбе за государственную власть, чтобы наиболее полно реализовать собственные политические интересы.

Взаимосвязь государства и общества всегда находит отражение в политической системе общества: демократическое правовое государство и гражданское общество предполагает доступность политической системы для любого заинтересованного субъекта, возможность личности открыто выражать свои политические взгляды в той мере, в какой это не нарушает прав и свобод других лиц.

Взаимосвязь государства и общества: правовое социальное государство

Современные государства, в том числе Российская Федерация, стремятся к утверждению правового социального государства. Названные характеристики государственного устройства, взаимоотношений общества и государства наиболее полно соответствуют демократическим идеалам.

Так, правовое государство обеспечивает подчинение государства, деятельности его должностных лиц, органов и учреждений нормам права. В свою очередь, норма права в правовом государстве выступает инструментом наиболее полного обеспечения прав и свобод личности, ее защиты, в том числе от незаконных действий органов и должностных лиц государственного управления. Другими словами, в правовом государстве личности гарантировано обеспечение ее правового статуса посредством его всестороннего закрепления в законодательстве и требования подчинения законодательству системы государственного управления.

Модель социального государства предполагает такие взаимоотношения между государством и обществом, в которых личности обеспеченна социальная поддержка, если в силу объективных обстоятельств, она находится в социально уязвимом положении.

Взаимосвязь государства и общества: гражданское общество

Гражданское общество может быть определено как комплекс самостоятельно и независимо относительно публичного управления учреждаемых и функционирующих общественных институтов, которые направлены на обеспечение условий наиболее полной реализации интересов и потребностей личности или общественных коллективов.

Государство не вмешивается в функционирование институтов гражданского общества, в то время как сами эти институты способны оказывать существенное влияние на политическую систему государства, на принимаемые управленческие решения и пр.

Иными словами, институты гражданского общества обеспечивают личности возможность свободно реализовывать свои интересы без вмешательства государства посредством учреждения общественных институтов в культурной, семейной, религиозной, социальной и иных сферах.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Общество и государство: соотношение и взаимодействие

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие общества и его структура.
  • 1.2. Понятие гражданского общества и его структура.
  • 1.3. Понятие и признаки государства.
  • 2.1. Воздействие государства на общество.
  • 2.2. Воздействие общества на государство.
  • 3.1. Взаимодействия гражданского общества на государство.
  • 3.2. Взаимодействия государства на гражданского общество.

Список использованных источников и литературы.

Введение

В наши дни данная проблема очень актуальна, и сама актуальность данного предмета заключена в том, что для того, чтобы государство полноценно сформировалось и смогло продолжительно и не бессмысленно существовать, должны произойти те ключевые события, которые дадут толчок и опору к созданию полноценного и мощного государства, создание общества - одно из них. Ведь общество может включать в себя почти все факторы: от политических и социальных до наоборот. Это все и формирует те взаимоотношения государства с обществом, что помогает созданию специальных государственных органов, структур, которые способствуют в урегулировании тяжелых ситуаций и упрощению управления государством.

Важно отметить, что проблема или же конфликт государства и общества - одна из важнейших не только научных, но и социальных проблем, которая лидирует на протяжении всего времени в головах не только простых граждан, но и политиков, ученых. Она возникла с рождением самого государства, с разделением общества на слои, классы, на сферы деятельности. С разделением на государственную и негосударственную сферу. С этого момента отношения между обществом и государством являются лидирующими, находятся в центре внимания всех его жителей, создавая такие явления, как войны, революции, протесты, митинги и различных других потрясений. Не исключено, что и сейчас эта проблема глобальная и центральна, лежит в основе ключевых общественных, социальных и политических изменений, которые происходят во всех государствах земного шара, будут определять дальнейшие перспективы развития мирового общества.

Именно понимание и анализ всех путей развития государства помогает проследить ту тенденцию, по которой общество и государство прошли этот путь, увидеть перспективы того или иного решения, понять суть произошедшего в определенный период времени, понять смысл тех или иных государственных реформ, понять современные проблемы различных стран мира.

Процесс формирования государства и общения в Российской Федерации взаимосвязан и выполняется синхронно, следовательно, проблема соотношения и взаимодействия государства и общества является очень актуальной в наши дни.

Целью данной курсовой работы является выявление роли государства в политической и социальной системе, их взаимодействие.

  • 1. Определить понятие и признаки государства.
  • 2. Определить место и роль общества в политической системе.
  • 3. Проанализировать концепцию и структуру общества.
  • 4. Выделить особенности взаимодействия и соотношения общества и государства.
  • 5. Определить пути взаимоотношения государства и гражданского общества.

Объектом исследования курсовой работы являются различные институты гражданского общества, их деятельность, соотношение с обществом и государством.

Предмет исследования - соотношение и взаимодействие общества с государством.

Работа включает в себя введение, 7 параграфов, 3 главы, заключение и список использованной литературы.


1. Соотношение общества и государства

Государство - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм, его аппарат.

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности государства перед обществом, личностью и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности члена общества, которые не могут быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц. В условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства и общества, но и права. Человек теперь является не только обязанной стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, должностных лиц. Государство в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности по их обеспечению.

Однако функции государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с этим обязанности государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

Основной Закон определяет обязанности государства в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

В демократическом правовом государстве правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т. п.

Читайте также: