Билл эванс биография кратко

Обновлено: 15.05.2024

From the list below choose one of our FAQs topics, then select an FAQ to read. If you have a question which is not in this section, please contact us.

Скончался талантливый крымский гитарист-виртуоз Виталий Макукин

Будет ли Джаз Коктебель 2021? Да, будет! Даты уже определены!

Крымскотатарский музыкант Усеин Бекиров презентовал композицию с джазменом Майком Стерном

Фестиваль джазовой музыки пройдёт в Севастополе 12 сентября

В Коктебеле пройдет по набережной джазовый парад

В Крыму завершился Международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party

На джазовом фестивале Live in Blue Bay выступят исполнители из Италии и США

17-й сезон джаза в Коктебеле пройдет на пяти площадках

Джордан Стэнли

Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…

Паркер Чарли

Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…

Армстронг Луи

Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…

Колтрейн Джон

Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …

Эллингтон Дюк

Дюк Эллингтон написал более 1000 произведений. По мнению Б…

Гиллеспи Диззи

Диззи Гиллеспи – феноменальный американский джазовый труба…

Бейси Каунт

Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…

Экстайн Билли

Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my .

16 августа 2019 исполнилось 90 лет со дня рождения одного из самых необычных пианистов в истории джаза. Достаточно сказать, что в конце 50-х годов прошлого века Билл Эванс ( William John Evans ; 19 августа 1929, Плэйнфилд, Нью-Джерси — 15 сентября 1980, Нью-Йорк) стал первым музыкантом не афроамериканского происхождения, кому довелось стать постоянным членом квинтета и секстета легендарного реформатора джазового искусства — трубача Майлза Дэйвиса . А какого, кстати, происхождения? Вопрос сложный. Что объединяло родителей — так это социальный круг: оба были из семей недавних (конца XIX столетия) иммигрантов, причём оба деда были шахтёрами на угольных копях Пенсильвании. Но отец будущего пианиста, Гарри Эванс, был из валлийцев (кельтов юго-запада Великобритании), а мать в девичестве звали Мария Сорока , она была из семьи эмигрантов с пограничных земель Австро-Венгерской и Российской империй — карпатских русинов. В 1960-е годы некоторые советские поклонники Эванса переписывались с ним на русском языке: видимо, мать, которая ушла из жизни только в 1977, переводила ему эти послания.

Оба сына Эвансов, старший Гарри и младший Билл, стали музыкантами, оба учились музыке в одном и том же университете в городке Хаммонд, штат Луизиана, где оба играли и в университетском джаз-ансамбле, и в марширующем оркестре, и в студенческом симфоническом оркестре: Билл на рояле, Гарри на валторне. Оба сохранили очень тесные братские отношения до конца своих коротких жизней: старший брат, ставший преподавателем музыки, умер за год до младшего, прожив на год больше — всего 52.

В честь 90-летия со дня рождения Эванса предлагаю обратиться к одному из недавних удивительных открытий, связанных с его наследием.

Наследие Эванса столь обширно,что после его смерти в возрасте 51 года вышло ещё несколько десятков пластинок под его именем — сборников, концертных записей и так далее. Тем не менее, выход нового альбома — реально историческое событие. Дело тут вот в чём: 21 трек, выпущенный Resonance Records в виде коллекционного издания с 40-страничным буклетом, никогда ранее не публиковался. Более того, это не сборник. Это именно альбом, причём документирует он тот состав трио Билла Эванса, который незаслуженно мало представлен в грамзаписи.

Лето 1968 года, за фортепиано Эванс, на контрабасе Эдди Гомес , который играл у Эванса с 1966 года и будет продолжать работать с ним до 1977-го. На ударных инструментах — 25-летний Джек ДеДжоннетт , который только что покинул ансамбль саксофониста Чарлза Ллойда, за год до этой записи выступив с ним на эпохальном для истории советского джаза фестивале в Таллине 1967 года, и ещё не начал работать в электрическом ансамбле Майлза Дэйвиса, которому год спустя предстояло в очередной раз, по выражению аргентинского писателя Хулио Кортасара, перевернуть историю джаза, как рука переворачивает страницу.

Bill Evans Trio: Eddie Gomez, Jack DeJohnette, Bill Evans, 1968 (photo © Giuseppe Pino/Resonance Records)

Bill Evans Trio: Eddie Gomez, Jack DeJohnette, Bill Evans, 1968 (photo © Giuseppe Pino/Resonance Records)

История такова. В 2013 году продюсер Зев Фелдман , который на Resonance Records отвечал за исторические переиздания (с 2018 — вице-президент лейбла, а также продюсер переизданий на легендарной фирме грамзаписи Blue Note ), встретился в германском городе Бремене на ежегодной выставке-ярмарке джазовой индустрии Jazzahead с наследником Ханса-Георга Бруннинг-Швера , создателя и многолетнего владельца прославленной студии и фирмы грамзаписи MPS , работавшей в маленьком городке Филлинген-Швеннинген на юге Германии, в регионе Шварцвальд, с конца 60-х по 80-е годы. Студия MPS славилась великолепным оборудованием и звучанием, так как Бруннинг-Швер был не только преуспевающим владельцем фабрики по производству радиоаппаратуры, но и одним из самых продвинутых аудиоинженеров своего времени. Он ушёл из жизни в 2004 году в результате автомобильной аварии, оставив миру не только одну из лучших в мире студий для записи акустической музыки с одним из лучших в Европе роялей, поставленным туда самим Фридрихом Гульдой , но и гигантский каталог сделанных его лейблом записей. Более 500 записанных в этой студии альбомов в своё время вышли на MPS и сейчас переиздаются новыми владельцами каталога, гамбургской компанией Edel AG .

Ханс-Георг Бруннинг-Швер в студии MPS в городке Филлинген-Швеннигнен. Справа — пианист Оскар Питерсон, любимый музыкант ХГБС.

Ханс-Георг Бруннинг-Швер в студии MPS в городке Филлинген-Швеннигнен. Справа — пианист Оскар Питерсон, любимый музыкант ХГБС.

Но есть множество записей, которые были сделаны и положены в сейф — потому ли, что не было достигнуто устраивавшее все стороны соглашение, или потому, что у артистов были на тот момент обязательства перед другими фирмами грамзаписи, да мало ли почему. К их числу принадлежит и 21 трек, записанный трио Билла Эванса в студии Ханса-Георга Бруннинг-Швера в городе Филлинген-Швеннинген 20 июня 1968 года. Именно эту запись наследники ХГБС, как сокращённо именовали основателя лейбла, предложили Зеву Фелдману для издания. Почти два года ушло на юридическую подготовку релиза, ведь на момент записи у Эванса был контракт с американским лейблом Verve и никаких прав на эту запись при её создании оформлено не было, почему она и пролежала почти полвека в студийном сейфе. И вот в 2016 году пластинка увидела свет.
ВИДЕО: шестиминутный сюжет об истории альбома

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

Билл Эванс оказался одним из наиболее влиятельных джазовых пианистов в истории жанра, который сумел вдохновить будущие поколения на джазовые эксперименты, не прибегая к использованию в своих сочинениях резких отклонений от традиционного джаза

Уильям Джон Эванс, широко известный как Билл Эванс (Bill Evans), обрел популярность во многом благодаря своим новаторским идеям, которые впоследствии получили распространение во всей среде джазовых пианистов.

Композитор и пионер мультитрековой джазовой записи Билл Эванс, начав осваивать музыку с флейты, скрипки и фортепиано, отдал предпочтение последнему. В частности, он выбрал формат джазового трио, полагая, что клавишный инструмент в его составе раскроет его музыкальный талант как пианиста, и он продемонстрирует варианты ритмических техник в своих композициях.

Bill Evans

Рисунок Bill Evans

Эванс считается главным новатором в области структуризации джазовой гармонии. Подобно художнику-импрессионисту, он использовал полиритмические мотивы, вдохновляя многих пианистов своего времени. Его импровизации в большинстве построены на динамичном развитии мелодии.

Эванс высоко ценил творчество И.С. Баха, и след его стиля заметно читается в музыке американского пианиста. Сосредоточив полностью внимание на импровизациях, Билл Эванс не стремился включить в свои произведения элементы стилей, отдаленных от традиционного джаза, например, фьюжна или фри-джаза. Он признан одним из самых влиятельных пианистов периода после Второй Мировой войны.

Джазовый пианист Билл Эванс (Bill Evans)

Джазмен с внешностью профессора

Билл Эванс родился в Плейнфилде, Нью-Джерси, США 16 августа 1929 года в семье Марии и Харри Эванс. Именно мать Билла, православная христианка с русскими корнями, выступавшая в составе церковного хора, оказала влияние на интерес сына к музыке. Уже в возрасте 6 лет Билл освоил скрипку и флейту, но остановился на фортепиано, игре на котором уделил всю свою жизнь.

Билл Эванс могу сделать карьеру профессору, а стал одним из самых влиятельных джазовых пианистов.

Билл один из немногих джазовых музыкантов, получивших профессиональное музыкальное образование музыкального факультета Юго-Восточного университета Луизианы по специальности концертный (академический) пианист, преподаватель фортепиано.

Билл Эванс

Билл Эванс за работой

Изучая классиков музыки, литературы, философии, обладая внешностью интеллигента он мог бы стать профессором одно из американских университетов, но вместо этого стал одним из самых влиятельных джазовых пианистов.

Дебюты в качестве композитора

  • В 1949 году Эванс сочинил свою первую мелодию Very Early. Некоторое время спустя он с друзьями сформировал собственное трио с Конни Аткинсоном на контрабасе и Фрэнком Робеллом на ударных. Вместе они отыграли серию концертов в джаз-клубах Нью-Джерси.
  • В 1956 году Эванс записал свой первый альбом New Jazz Conceptions, включая оригинальные версии произведений Waltz for Debby и Five. Эта запись считается неудачной с коммерческой точки зрения, так как продажи составили всего 800 копий в первый год. При этом у критиков пластинка получила сильный положительный отклик.

Сотрудничество с Майлсом Дэвисом

Джазовый пианист Билл Эванс (Bill Evans)

  • В апреле 1958 года пианист Билл Эванс отправился на 8 месяцев в тур с секстетом Майлса Дэвиса. Вскоре он выпустил свою первую студийную запись Jazz Track, но покинул ансамбль Дэвиса в ноябре, поскольку устал от завышенных ожиданий трубача относительно его игры. А в декабре у него уже вышел релиз Everybody digs Bill Evans, который привлек к себе немало внимания.
  • В 1959-м Эванс вновь вернулся в состав секстета Дэвиса и принял участие в записи культового альбома Kind of Blue, который в результате стал одним из лучших и самых продаваемых альбомов всех времен. Его выход открыл целый ряд возможностей для развития мелодических и гармонических направлений жанра.

Собственное трио Билла Эванса

Джазовый пианист Билл Эванс (Bill Evans)

К началу осени 1959 года Эванс сформировал свое джазовое трио со Скоттом ЛаФаро на контрабасе и Полом Мотианом за барабанами. Вместе они стали одним из самых востребованных фортепианных трио и записали альбом Portrait in Jazz. В июне 1961 Эванс почти на год пропал из виду из-за смерти Скотта ЛаФаро в автомобильной аварии. Только весной 1962 года он решил воссоздать трио, пригласив в него контрабасистом Чака Израиэлса. Вместе с Херби Манном они записали пластинку Nirvana. Сразу же после этого увидела свет и другая работа Билла Эванса – Undercurrent – при участии гитариста Джима Холла.

Личная жизнь и наркотическая зависимость

По окончанию университета Эванс был призван на службу в армию, где прошел один из самых тяжелых периодов его жизни.

Биографы отмечают, что именно тогда пианист пристрастился к наркотикам, что в дальнейшем серьезно сказалось на его здоровье.

В 1950 Эванс встречает официантку Эллен Шультц, отношения с которой продолжались в течение последующих 12 лет. Эллен, как и Билл, употребляла наркотики и страдала от героиновой зависимости, из-за чего они влезали в большие долги.
Слушайте For Nenette — Bill Evans на Яндекс.Музыке

Жена Билла Эванса Нанетт Заззара

Ближе к 1970-м Билл предпринимает попытки отказа от наркотиков, но после того, как через три года узнает о суициде Эллен, возвращается к героину. В том же 73-м Эванс встречает свою первую и единственную жену Ненетт, в браке с которой у них рождается сын.

Билл предпринимал несколько попыток участия в реабилитационных программах, направленных на отказ от наркотиков, но постоянно срывался. Причинами таких срывов были трагические события в жизни пианиста, одним из которых было самоубийство родного брата Гарри.

В 1973 году Билл Эванс встречает свою первую и единственную жену Ненетт

В конце семидесятых заводит роман с его любовницей, Лори Верхомин. Именно она и барабанщик Эванса, Джо ЛаБарбера, 15 сентября 1980 года отвозят Билла в нью-йоркский госпиталь Mount Sinai Hospital, где музыкант умирает в этот же день.

Bill Evans

Награды и премии

История жизни Билла Эванса – выдающегося джазового пианиста с украинскими корнями

Сегодня исполнилось 36 лет со дня смерти одного из наиболее значимых джазовых пианистов XX века Билла Эванса. Редакция "КП в Украине" вспоминает интересные факты из жизни джазового пианиста.

Билл Эванс американский джазовый пианист и композитор с украинскими корнями родился 16 августа 1929 года в городе Плейнфилд, штат Нью-Джерси. Его мать Мария Сорока была уроженкой из Украины, а отец Харри Леон имел валлийское происхождение. Билл стал четвертым ребенком в семье. Еще до рождения Билла его семья иммигрировала в США из Украины.

С детства Билл проявлял большие способности в музыке. В шестилетнем возрасте он играл на скрипке и позже освоил флейту. В 1936 году он стал заниматься музыкой в церковном хоре и открыл для себя фортепиано. Эванс учился классической игре на фортепиано и успешно играл концерты Рахманинова и Бетховена, но ему все больше нравился джаз.

Свою джазовую профессиональную карьеру он начал с гитаристом Манделом Лоу и контрабасистом Редом Митчелом.

В 1958 Эванс играл в Секстете Майлза Дэвиса вместе с Джоном Колтрейном и Кэннонболлом Эддерли. Это время в жизни Эванса было очень продуктивным, он играл с лучшими музыкантами и все время испытывал сильное давление. Многие чёрные музыканты были недовольны тем, что белый пианист играет и зарабатывает, в то время как чёрные музыканты без работы.

К 1959 году Билл Эванс возглавлял своё собственное трио с басистом Скоттом ЛаФаро и барабанщиком Полом Моушеном.


Вскоре ЛаФаро трагически погибает в автомобильной катастрофе. Это был тяжелейший удар для Эванса и он на весь оставшийся год ушёл в изоляцию.

В 1962 Эванс вновь появился на джазовой сцене с новым басистом Чаком Израэлсом и барабанщиком Ларри Банкером — этот состав трио Билла Эванса стал всемирно знаменитым посла триумфальных концертов на нескольких международных фестивалях.


В 1980 году Эванс поехал в своё последнее европейское турне вместе с контрабасистом Марком Джонсоном и барабанщиком Джо ЛаБарбера. 15 сентября 1980 года Билл сказал миру своё последнее "Goodbye", оставив невосполнимую утрату в сердцах тех, кто любил его музыку.


Он умер в Госпитале Маунт Синай в Нью-Йорке, вследствие гепатита и внутреннего кровоизлияния, вызванного его застарелой язвой желудка.

Читайте также: