Связь науки с практикой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теоретическое знание является таковым только тогда, когда оно, как система знаний, достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, определенную предметную область. И это отражение не пассивное, а активное, творческое и выражает объективные законы. Наиболее существенным требованием к любой научной теории является ее согласованность с реальными фактами в их контексте, без каких-либо исключений.

Теория должна не только отражать объективную реальность такой, какая она есть сейчас, но и показывать ее тенденции, основные направления ее развития от прошлого к настоящему и затем в будущее. Теория, следовательно, не может быть чем-то неизменным, данным раз и навсегда, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.д. и выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее наиболее зрелом состоянии. Поэтому всегда необходимо поддерживать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне развивать, обобщать новейшие процессы и явления жизни и практики. Только полная и высоконаучная теория (а не эмпирическое, повседневное знание) может быть руководством к соответствующей форме практической деятельности. Не в каждом случае, но на достаточно зрелом этапе своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не может изменить. Она становится материальной силой только тогда, когда достигает масс. Для реализации идей нужны люди, которые должны приложить практическую силу и чья энергия переводит теорию в реальную действительность, объективирует ту или иную научную идею, преобразует ее в конкретные материальные формы.

Практика людей, овладевших теорией как программой действий, является объективизацией теоретического знания. В процессе объективизации теории на практике люди не только создают то, что не создала сама природа, но и одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, развивают и совершенствуют себя.

Для практической реализации знаний нужны не только те, кто будет применять теорию на практике, но и необходимые средства реализации — как объективные, так и субъективные. Это, в частности, формы организации социальных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и так далее. К ним также относятся формы и методы познания и практической деятельности, пути и способы решения актуальных теоретических и практических проблем и т.д.

Материализация теории в практике должна быть не разовым актом (с ее окончательным исчезновением), а процессом, в ходе которого на месте уже реализованных возникают новые, более содержательные и развитые теоретические определения, ставящие перед практикой более сложные задачи и требующие новых форм и условий ее объективации.

Успешное воплощение теоретических знаний в практику возможно только тогда, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они будут применять в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека, невозможно реализовать теоретические идеи на практике.

Принцип связи теории с практикой - Методы научного исследования

Методы научного исследования

Не только результат исследования, но и путь к нему (т.е. метод) должен быть истинным. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Проблемы методологии занимают значительное место в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целостное учение позволило выяснить, что в понятие методологии входит не только и не столько познавательная деятельность (и только в ее научной форме), хотя и здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый подход к методологии позволил значительно расширить рамки последней, в результате чего это понятие стало охватывать всю систему различных видов и методов человеческой деятельности — особенно материальной (практики).

Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить энергию и время для достижения цели по кратчайшему пути.

Однако впадать в крайности недопустимо:

Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

Теория, отражающая действительность, преобразуется, превращается в метод, путем разработки и формулирования из нее принципов, правил, приемов и т.д., которые возвращаются в теорию (а через нее в практику) потому, что субъект может использовать их как регуляторы в процессе познания и изменения окружающего мира по своим законам.

Поскольку в научном познании не только его конечный результат (совокупность знаний) должен быть истинным, но и путь, ведущий к нему, то есть метод, постигает и сохраняет специфику данного предмета, нельзя разделять предмет и метод, видеть в последнем лишь внешние, независимые по отношению к предмету средства, навязанные ему лишь чисто внешним образом.

Метод любой общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и возвращается в него. Метод не может быть дан во всей своей полноте до начала исследования, а должен в значительной степени формироваться каждый раз заново, в зависимости от специфики предмета.

Метод не навязывается субъекту познания или действия, а варьируется в зависимости от их специфики. Научное исследование требует глубокого знания фактов и других данных, относящихся к его предмету. Она происходит как движение в данном материале, изучение его характеристик, форм развития, отношений, соотношений и т.д. Таким образом, истинность метода всегда обусловлена содержанием объекта исследования (предмета).

Метод — это не набор умозрительных, субъективных приемов, правил, процедур, выработанных независимо от материальной действительности, от практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому истоки метода следует искать не в умах или сознании людей, а на практике, в материальной действительности. Но в последнем, как бы тщательно мы ни искали, мы не найдем методов, а только объективные законы природы и общества.

Классификация методов и уровней методологии

Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по различным основаниям (критериям). Прежде всего, необходимо различать методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Теперь стало очевидно, что система методов, методология не может ограничиваться только сферой научного знания, она должна выходить за ее пределы и обязательно включать в свою орбиту и сферу практики. В то же время необходимо помнить о тесном взаимодействии этих двух сфер.

Что касается методов науки, то для их разделения на группы может быть несколько причин. Таким образом, в зависимости от их роли и места в процессе научного познания можно выделить формальные и содержательные методы, эмпирические и теоретические, методы исследования и методы презентации и так далее. Содержание объектов, изучаемых наукой, служит критерием отличия методов естественных наук от методов социальных (гуманитарных) наук. В свою очередь, методы естественных наук можно разделить на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. Существуют также качественные и количественные методы, методы прямого и косвенного познания, оригинальные и производные методы и т.д.

Философские методы, среди которых важную роль играют диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др. Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, сложившиеся при рассмотрении этого очень сложного вопроса:

Сама история познания и философии показывает, что ее влияние на процесс развития науки и его результаты выражаются в следующих основных моментах:

Общие научные подходы и методы исследования

Характерными признаками общенаучных концепций являются, во-первых, содержательное слияние отдельных свойств, признаков, понятий совокупности частнонаучных и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации и уточнения с помощью математической теории.

Если философские категории воплощают в себе высшую возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т.е. закон, то общенаучные понятия в основном являются абстрактно-всеобщими (одинаковыми), что позволяет выражать их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных понятий и терминов формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальным научным знанием и его методами. Общенаучные принципы и подходы включают системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализацию и др.

В структуре общенаучных методов и приемов обычно выделяют три уровня:

  • эмпирические методы исследования;
  • Методы теоретического познания;
  • общие методы и приемы логических исследований. Давайте кратко рассмотрим суть этих методов, приемов и процессов.

Наблюдение — это целенаправленное, пассивное изучение объектов, основанное, прежде всего, на сенсорных данных.

Эксперимент — это активное и целенаправленное вмешательство в исследуемый процесс, соответствующее изменение или воспроизведение объекта в специально созданных и контролируемых условиях.

Сравнение — это когнитивная операция, которая выявляет сходства или различия между объектами (или стадиями развития одного и того же объекта).

Описание — это когнитивная операция, которая заключается в записи результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.

Измерение — это ряд действий, выполняемых с помощью измерительных приборов для нахождения численного значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Формализация — это представление осмысленных знаний в символико-символической форме (формализованный язык). Последний создан для точного выражения мыслей, чтобы исключить возможность двусмысленного понимания. При формализации мышление об объектах переводится на уровень оперирования знаками (формулами).

Аксиоматический метод — это метод построения научной теории на основе определенных предложений (аксиом (постулатов)), из которых путем чисто логического доказательства выводятся все остальные предложения теории. Для выведения теорем из аксиом (и формул из других формул) формулируются специальные правила дедукции.

Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, суть которого заключается в установлении системы дедуктивно связанных гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения об эмпирических фактах. Таким образом, метод основан на дедукции выводов из гипотез и других предпосылок, истинностное значение которых неизвестно. Это означает, что вывод, полученный на основе этого метода, обязательно носит лишь вероятностный характер.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их взаимодействия и взаимного обогащения (схематично это изображено на рисунке).


Поясним основные аспекты обогащения педагогической науки за счёт педагогической практики.

1. Эмпирические данные о педагогическом процессе.
Самые достоверные данные о педагогическом процессе можно получить только эмпирическим (опытным, практическим) путём. Педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д.

3. Инновационный педагогический опыт.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.

Обогащение педагогической практики педагогической наукой заключается в следующих аспектах.

1. Разработка новых систем обучения и воспитания.
Педагогический процесс очень противоречив, на него влияет огромное количество разнонаправленных факторов. Наличие единой системы необходимо для того, чтобы упорядочить педагогический процесс, придать ему управляемость и сориентировать в направлении главных целей обучения и воспитания.
Система обучения или воспитания представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач педагогического процесса, способов и средств его осуществления, основных этапов и педагогических действий, взаимодействия педагогов с учениками, воспитанниками. Её разработка требует использования большого объёма научных знаний, а также больших усилий, связанных с осмыслением и поиском новых идей, с выстраиванием логичной структуры, объединяющей все компоненты педагогического процесса.
Практическая педагогическая деятельность сосредоточена преимущественно на достижении частных целей и решении оперативных задач, она не оставляет возможности для системного осмысление всего процесса. Поэтому разработка новых систем обучения и воспитания так необходима для обогащения педагогической практики.

2. Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности. Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.

Взаимодействие педагогической науки и практики – это процесс их обогащения за счет взаимосвязи друг с другом.

Сущность взаимодействия педагогической науки и практики

Педагогическая наука и практика направлены на осуществление одной и той же функции, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к успешному и продуктивному участию в жизни современного общества, путем приобщения каждого учащегося (воспитанника) к общечеловеческой культуре, своевременного и всестороннего личностного развития. Именно в реализации данной функции и проявляется единство педагогической и практики в сфере образования. В этом случае имеется в виду единство таких видов деятельности как практическая и научная.

Таким образом, педагогическая наука и практика, в совокупности составляют единую систему, которая имеет конкретный состав, структуру и функции.

Ведущим исходным элементом системы является непосредственно сама педагогическая практика или практическая педагогическая деятельность. В связи с чем специальным объектом выступает только то, что действительно включено в педагогическую деятельность.

Первым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики является описание педагогической действительности, которое включает в себя результаты отображения и наблюдения, а также первичное обобщение реальной образовательной практики.

Данное описание называется эмпирическим, так как оно включает в себя только конкретные факты, которые можно получить путем непосредственного наблюдения и измерения. Состав эмпирического описания весьма разнообразно, в него могут быть включены любые знания и факты, которые отражают определенные элементы педагогической действительности, например, конкретные знания о психических процессах, которые протекают в определенных условиях педагогической действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Суть эмпирического описания заключается в том, чтобы не просто словами описать то, что происходит в каждом образовательном учреждении, но и выявить истинные основания педагогической деятельности, определить ее сущность и раскрыть ее закономерности. Определение закономерности является вторым шагом к построению системы взаимосвязи педагогической науки и практики.

Закономерности – это одна из наиболее общих форм воплощения теоретического знания.

Закономерность свидетельствует о наличии закона и осуществлении педагогической деятельности на его основании.

В настоящее время в педагогике определен конкретный ряд общих закономерностей, которые имеют место быть в педагогической деятельности, например, связь взаимодействия педагога и учащегося в процессе обучения. Без данной связи не может быть самого процесса. Связь является процессуальной и содержательной.

Таким образом, приоритетной функцией педагогики является научно-теоретическая, которая по отношению к конструктивно-технической является системообразующей. Данная функция предусматривает создание систем воспитания и обучения, которые научно обоснованы, а также на их основании создание новых учебных и методических материалов. Всё это осуществляется на основании педагогической действительности, способной качественно и полноценно обеспечить педагогическую науку и практику.

Основные аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики

Ведущие аспекты обогащения педагогической науки за счет педагогической практики:

  1. Эмпирическая информация (данные) о педагогическом процессе – включает в себя только те данные, которые можно получить посредством эмпирического исследования, то есть практическим или опытным путем. Необходимость в получении эмпирических данных состоит в том, что педагогическая наука не может полноценно развиваться без систематического поступления информации о реальной практической деятельности и работы педагогов. Таким образом, эмпирическая информация включают в себя: статистические данные, сведения о результативности процессов обучения и воспитания, информация о применении конкретных средств и способов организации педагогического процесса, об отношении со стороны педагогов и учащихся к нововведениям и инновациям и т.д.
  2. Экспериментальная проверка научных гипотез – направлена на проверку различных научно-педагогических концепций, с целью применения их на практике. В том случае, если концепция не прошла проверку, то она так и остается на уровне гипотезы. Именно экспериментальная проверка способствует обогащению практики и открывает дальнейшие пути для научных исследований.
  3. Инновационный педагогический опыт – обоснован тем, что большая часть научных педагогических открытий берет свое начало в педагогической практике. Довольно часто педагоги-практики, опираясь на собственную интуицию и опыт, обнаруживают некоторые закономерности, разрабатывают новые средства и способы организации воспитательно-образовательного процесса, внедряют их в свою работу и получают высокие результаты. Полученный ими практический результат подвергается всестороннему научному исследованию и дальнейшей разработке.

Обогащение педагогической практики педагогической наукой

Обогащение педагогической практики педагогической науки заключается в следующих аспектах:

Система воспитания и обучения представляет собой взаимосвязанное единство целей, задач, способов и средств педагогического процесса, его основных этапов, действий и взаимодействия его участников. Разработка качественной системы требует вложения значительных сил, большого объема теоретических знаний, осмысление и анализ новых идей, выстраивание логичной структуры, которая способна объединить полноценно все компоненты педагогического процесса.

Практическая педагогическая деятельность в основном сосредоточена на достижении конкретных частных образовательных целей и оперативном решении задач. Именно она позволяет системно осмыслить и понять всю суть данного процесса.

Таким образом, с целью обогащения педагогической практики, большую значимость приобретает разработка качественно новых систем воспитания и обучения, осуществляемая педагогической наукой.

Прогнозирование развития педагогического процесса – представляет собой научное аккумуляцию большого объема знаний о педагогическом процессе. Это позволяет не только осуществлять полноценное описание уже известных фактов, но и выявлять и описывать вновь обнаруженные и установленные факты, тем самым решая многие частные задачи педагогической науки.

Возможность научного предвидения дальнейшего развития педагогического процесса является именно тем аспектом, которые позволяет показать наиболее оптимальные и эффективные средства и способы педагогической практики, предупреждать возможные ошибки и ориентировать педагогов-практиков на тенденции и перспективы развития системы образования.

Научное обобщение передового педагогического опыта – направлено на разработку новых уникальных авторских приемов, средств и даже методик. Значимость научного обобщения заключается в том, что передовой педагогический опыт несколько локален и связан со специализацией создателей. Научное изложение позволяет делиться собственным практическим опытом со всем педагогическим сообществом, тем самым не только позволяя другим воспользоваться результатами своего труда, но и усовершенствовать собственный.

В настоящее время изложение собственного педагогического опыта способствует тому, что педагог позволяет другим увидеть собственную методическую деятельность, поделиться своим опытом и успехом. Современные Интернет-технологии позволяют делиться своими практическими и научными педагогическими наработками не только с коллегами, но и с родителями учащихся (воспитанников), наглядно показать им собственную научную и практическую педагогическую деятельность.

Всестороннее изучение передового педагогического опыта даёт ответы на такие вопросы и позволяет представить опыт в обобщённом виде – в виде чётко структурированных описаний, методических пособий, рекомендаций, которые могут использовать очень многие педагоги, в том числе, возможно, и учителя других специальностей.

Антисциентизм, если он действительно занимается серьёзной философской критикой, прежде всего, должен быть направлен на деконструкцию соотношения науки и практики. Единственное, что качественно отличает науку от любой легковесной философии или религии — это практическое применение. Наука как бы включает в себя практику и делает её более сильной, как будто никакая развитая практика не может существовать вне науки. Эта вера плотно засела в современном человеке. Попробуем разобраться.

Цели науки (как теории и совокупности методов доказательства этой теории) и практики разнятся. Цель науки — объяснение причин и поиск истины (даже если этот поиск обречён на провал). Цель практики — польза, то есть осуществление какого-то материального или духовного желания. Когда речь идет о практических дисциплинах, то важно понимать, что их цель — это некое практическое достижение. Например, цель медицины — не познание тела, ибо этим занимается наука физиология, но лечение тех или иных заболеваний. Знание для медика не является целью. Оно лишь средство. И если бы вместо этого средства лучше работали танцы с бубном, то врач был бы вынужден танцевать с бубном. Для учёного всё обстоит иначе: физиолог стремился бы к познанию действительности, даже если бы его поиски не имели никакой практической значимости. И, ведь, действительно, многие научные теории абсолютно непрактичны.

Наука и практика пользуются разными методами. В методологию науки входит множество важнейших элементов: логика, математика, эмпирический опыт (наблюдения, эксперименты). Более того, этот метод имеет определенную структуру: сначала ставится гипотеза, а потом под неё собирается фактический базис. Гипотеза преобразуется в теорию. Определяются условия опровержения данной теории, если она не противоречит уже существующим фактам. Далее по условиям опровержения проводятся реальные эмпирические опыты (которые не подразумевают на этапе проверки никакой пользы). Дальше теория проверятся многократно.

Основным действенным методом практики является метод проб и ошибок. Без метода проб и ошибок ни один самолёт не взлетел бы, ибо недостаточно размышлять об абстрактных законах природы. Куда важнее оказывается работать с реальными материалами и изучать ситуацию с разных сторон. Более того, не менее важно комбинировать уже существующие практические результаты друг с другом, а также повторять уже имеющиеся эффективные практики для достижения цели.

Истинность практики определяется простым указанием: самолёт летит, айфон работает, компьютер вычисляет, микрофон записывает звуки — практика в большинстве случаев фиксирует довольно легко даже без каких-то дополнительных методов (хотя, существуют такие методы, которые позволяют точнее оценить эффективность той или иной практики).

Истинность научных теорий, в подлинном значении этого слова, не определяется никак и не может определяться, пока теория претендует на научность. Фальсифицируемость научной теории подразумевает, что теория остается научной только в том случае, если мы продолжаем пытаться её опровергнуть. Значит, в научной теории не может идти речи о какой-то финальной очевидности, родственной практической. На законы природы нельзя указать пальцем, а в их истинности легко можно усомниться, особенно если ты не согласен с методологией науки.

Научный факт — следствие интерпретации учёных, который формируется в соответствии с научной парадигмой. Сам по себе научный факт не является бесспорной истинной. Он может состоять из индуктивных наблюдений, статистических выкладок и прочих абстрактных данных, которые толком и потрогать нельзя, но в них остается только верить. Теории дают категориальный аппарат для определения и описания факта.

Практический факт же подразумевает, что мы признаём тот или иной продукт техники или психотехники полезным. Это фактичности совершенно разного рода. Определение практичного — радикально субъективно и независимо от теории, ибо мы можем считать медицину полезной, но при этом отрицать научные методы исследования без какого-либо противоречия.

Мы убедились, что наука (теория) и практика — разные вещи. Думаю, в этом нет никакого сомнения. А у здравомыслящих людей их изначально не было. Теперь перейдем к более важной теме: соотношению науки и практики. Нас больше всего интересует вопрос о том, могла ли практика также развиться без науки? Попытаемся ответить на этот вопрос, но сначала обратимся к истории.

Всё довольно просто. Все представители разных философских школ были либо запрещены, либо уничтожены христианами. Таким образом потенциальная конкурентная среда для науки была уничтожена заранее. Само христианство как религия холодно относилось к вопросам техники, преимущественно концентрируя своё внимание на духовных практиках. Отсутствие конкурентов в других регионах объясняется тем же: индусы практиковали духовные практики, а китайцы увлекались этикой, политикой, духовными практиками и, в некоторой степени, технологиями, в которых они до определённого века превосходили весь мир.

Наука на протяжении многих веков росла на христианской почве, в христианских университетах, сами христиане были учёными и постепенно объединяли эмпирические и рационалистические методы. Эта наука не знала конкуренции, не знала противников, не знала других систем. Она была чиста и наивна. Но строилась на крови предшествующих мыслителей. Церкви, по большему счёту, не было дела до практических достижений, а потому учёные-философы смогли присвоить всю заслугу за их достижение самим себе. Никто и слова за всю историю сказать против этого не пытался. Ни одна система не заявляла права на ту или иную практику, потому что никаких конкурирующих систем не было.

Философия развивалась. Наука, соответственно, развивалась тоже и постепенно покинула теплое крыло матери-религии. Философы и революционеры подготовили для науки светский мир, в котором та больше могла не отсчитываться перед попами и патриархами. Так, зарождаясь в тёплом чреве матери-религии, она под защитой родилась в религиозном обществе, а после отказалась от него, когда убедилась в своей силе. Наука смогла монополизировать практику, потому что не осталось никого, кто мог бы претендовать на это. Но тут есть одна проблема…

Сама наука воздействует на практику лишь в двух аспектах:

а. Эмпирические приборы могут в итоге послужить средством для практических изобретений.

б. Наука мотивирует практику на создание чего-то нового своими законами и пожеланиями.

Можно было бы сказать, что наука своими законами объясняет, как работает та или иная практика, но тут уже, скорее, проявляется воздействие практики на науку. Более того, научные объяснения можно заменить любыми другими, без потери практической значимости тех или иных действий. Относительно мотивирующей науки можно с уверенностью сказать, что подобную роль могли бы исполнять многие философские учения (или религии). По поводу же эмпирического фактора я бы заметил, что эмпиризм хоть и является атрибутом науки, но встречается не только в ней одной. Эмпирическими могут быть многие другие методы познания, которые мы встречали в истории и ещё, возможно, сможем встретить.

Науке нередко приходится объяснять практику. Это одно из тех занятий, которым она занимается. Тем более, практика поставляет науке приборы для эмпирической проверки. Наука испытывает тотальную зависимость от практики. Довольно странно, что некоторые сциентисты пытаются показать нам, что это именно практика больше зависит от науки, чем наука от практики.

Возможна ли практика без науки? Да. Ответ очевиден, если исходить из того определения науки, которое я дал выше. Металлургия существовала до возникновения научного метода. Также люди справлялись со множеством химических преобразований до появления науки-химии. Люди без особых проблем селективно разводили животных без знания биологии.

Возможна ли сложная практика без науки? Неизвестно. Мы знаем, что в обществе с наукой она возможна. Проблема заключается как раз в том, что мы не можем определить, могла бы та или иная философская система способствовать развитию практики в такой же степени (или может даже большей). Философские учения, которые могли бы поучаствовать в таком опыте, были уничтожены до возникновения науки. Собственно, благодаря этой исторической случайности мы и не в силах проверить, может ли иная философская школа (напоминаю, наука — это как раз по содержанию философская школа) способствовать таким же темпам развития практики. Я делаю ставку на то, что может, но проверить сие утверждение не нельзя, потому что на стороне науки миллионы работающих адептов, а на стороне разных философских направлений от силу сотни исследователей научного масштаба.

В наши дни мы называем науками совершенно разнородные по методу дисциплины, которые объединены, разве что, культурой и социальными институтами. В число наук входят гуманитарные, общественные, философские, точные и технические. И это при том, что ни в одной из этих наук толком нельзя провести классический эксперимент, а также каким-то образом четко фальсифицировать утверждения. Эти науки не проходят через критерии демаркации, сформулированные в двадцатом веке. Кроме того, они крайне отличаются друг от друга.

То, что высокоуровневая практика была реализована в обществе, в котором доминировала научная система, не означает, что она не могла бы быть реализована в рамках доминирования некоторой другой системы. То есть мы можем придерживаться позиции, согласно которой: а) наука не является необходимой для сложной практики; б) Практика не вытекает напрямую из науки; в) Более того, очевидна именно обратная зависимость уже самой науки от практических достижений.

Необходимость связывать практику только с наукой в такой перспективе отпадает до тех пор, пока не будет доказано, что ни одна система не способна превзойти науку на пути практики. Как по мне, нужно быть полным идиотом, для того, чтобы радостно праздновать победу в гонке, в которой участвовал только один претендент. Не менее глупо цепляться за такую победу, когда мы рассуждаем о сущности познавательных стратегий и их взаимодействии с практикой.

Глава IV : Ученый и инженер

Вы не поверите, но учёный и инженер – это абсолютно разные люди, каждый из которых пользуется разными методами. У них буквально разное бытие. Цель учёного – это работа с теорией. Он делает поставку теории или пытается подтвердить теорию своего учителя (учителя-учителя и так далее). Теория имеет определенные параметры. Например, она должна как можно дольше сохранять свойство опровержимости. Если неожиданно теория окажется неопровергаемой, то она потеряет статус научной. То есть если вдруг окажется, что теория точно истинна и никаких сомнений в этом нет, то она ненаучна. Ещё один важный параметр теории: речь часто идёт о законах, закономерностях, невидимых силах и частицах, зафиксировать которые так, как мы глазом фиксируем предметы, нельзя.

Насколько инженеру нужны эти законы, закономерности и невидимые сущности? Настолько, насколько практичной является математика, использующаяся инженером. Впрочем, как мы уже выяснили, математика – это не наука и науке не принадлежит. Именно поэтому инженер вполне мог бы обойтись без науки. Ему нужен лишь источник формул, которые будут выдавать правильные для практики значения.

Наука работает с тем, как устроен этот мир. То есть пытается объяснить истину разных явлений. Практике же истина явлений не нужна. Практика интересуется повторяемостью явлений. Если электрический ток работает по одним наблюдаемым правилам, и мы их можем использовать, то нам, по честному, наплевать на то, что такое электричество. Учёного интересует объяснение явления, а инженера то, как его использовать. Это абсолютно разные методологические вектора. Это нужно учитывать.

Неожиданно оказалось, что практики и теоретики – это разные люди, которые пользуются разной методологией и по-разному воспринимают науку. Кто бы мог подумать? Связь инженера и учёного не так прозрачна, как нам бы хотелось это видеть. Инженерия существовала до науки. Да, она развилась вместе с наукой, но эти же инженеры ничего толком в научном методе не понимают, вероятно, потому что он им и не нужен.

Глава V : Ученый и медик

Думаю, по многим этим пунктам будут возражения, потому что неожиданно найдутся медики, понимающие научный метод или же начнутся споры о том, что такое наука. Мы это уже разобрали. По сути, я даю экспертную оценку, основанную на моих собственных наблюдениях.

Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить" [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология " в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку - педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики . Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики , общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.




В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. "Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить" [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин "педагогическая психология " в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п.

В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др.

Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку - педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики . Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики , общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Читайте также: