Махмутов м и биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.

Это один из основоположников теории и практики проблемного обучения, арабист и тюрколог, автор огромного количества работ по педагогике, общественный деятель и организатор образования. Академик Российской академии образования и Академии наук Татарстана, академик-секретарь отделения социальных, экономических и правовых наук АНТ, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор. Человек энциклопедического ума и исключительной эрудиции.

Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Мордовии. Он получил два образования – среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков.

В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете.

С 1958 года Мирза Исмаилович более 20 лет работал министром просвещения Республики Татарстан, 20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Он создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 18 лет оставался его директором. Одним из первых наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.

М. Махмутов является автором огромного количества научных трудов как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики. Разработки и открытия М. Махмутова нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей.

В круг его научных интересов входили также исследования по методологии педагогики и дидактики, вопросы развития национальной школы, лексикология арабского, татарского, русского языков и лексикография. Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, академик Мирза Исмаилович Махмутов – один из основоположников проблемного обучения, знаменитый в Татарстане арабист и тюрколог.

Он работал главным научным сотрудником Института социально-экономических и правовых наук, Академии наук Республики Татарстан, являлся руководителем российско-американской программы обучения в республике, научным консультантом Татарско-американского регионального института (ТАРИ), академиком-секретарём отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан. Мирза Исмаилович был экспертом ЮНЕСКО, членом созданного при ЮНЕСКО Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности. Принимал участие в таких крупных международных конгрессах, как международные конференции ЮНЕСКО в Таиланде, Александрии, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию, конференции в Сиэтле (США).

Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Серьезное внимание в своих научных исследованиях он уделял проблеме реформирования профессионального образования.

М. Махмутов выделял в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения.

По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения.

Мирза Исмаилович отмечал, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Благодаря словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.

Важной сферой деятельности Мирзы Махмутова стала его работа на кафедре филологии и страноведения Российского исламского университета, которая была организована им в начале 2004 года. Под руководством Мирзы Исмаиловича был подготовлен целый учебно-методический комплекс по изучению арабского языка, который начал создаваться с 2001 года. Данный комплекс содержит учебники различных уровней обучения, словарь синонимов и антонимов, аудиоматериалы и направлен на развитие мышления обучаемых и поднятие их творческого потенциала.

М. Махмутов – один из организаторов инновационного учреждения образования высшей школы. Многие выпускники Татарско-американского регионального института работают как в системе образования, так и в других сферах.

Образование в данном вузе строилось в соответствии с американской системой. М.И. Махмутов уже со студенческой скамьи приобщал студентов к исследовательской деятельности, к науке. Студенты изучали татарский язык, арабский, активная работа проводилась по духовно-нравственному воспитанию. В последние 10 лет область интересов ученого расширилась в сферу политологии, социальной экономики, исламоведения, инновационных процессов в образовании.

За 10 лет им опубликовано более 100 работ по проблемам развития интеллектуального потенциала общества, анализу менталитета и развитию мышления россиян, татар. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках.

Академик АНТ РАО, М. Махмутов остро откликался на все проблемы современности, публикуя в газетах и журналах статьи о языке, формировании национального самосознания, развитии национального образования, истоках терроризма, влиянии Запада и Востока на формирование ментальности россиян. Ученый отмечал, что в «условиях идеологического вакуума идет поиск новых идей объединения народов России.

Ученый подчеркивал, что ныне идет четвертая мировая война между Западом и Востоком, у большей части населения Запада нет объективных представлений об истории мусульманских стран и их культуре.

Особый интерес вызывал материал о проблемах просвещения в Средние века, а также развития мусульманской науки, что особенно актуально в связи с поиском мусульманскими учеными своей научно-религиозной идентичности в русле модернизации высшего образования. Ученый шаг за шагом исследуя вопросы развития мусульманских стран и роль религии ислам, искал причины, почему мусульманские страны отстают от европейских.

В учебном пособии автор дал оригинальную интерпретацию истории и современного ислама с учетом проблем глобализации, модернизации исламского общества. В предисловии Мирза Махмутов написал: «Почему в сознании значительной части студенчества и образованной публики не формируется положительное отношение к миру ислама?

При поддержке Мирзы Исмаиловича в ТАРИ, а потом и в Российском исламском университете (РИУ), открытом в Казани, стали проводится дни арабской культуры. Целью таких дней для академика Махмутова был не столько экскурс в историю, хотя и этому выделялось достаточно времени, сколько освещение традиций, обычаев и культурных особенностей арабо-мусульманского мира.

М. Махмутов вместе со своими учениками активно разрабатывал вопросы взаимосвязи экономики и интеллектуального потенциала общества, а также вопросы соотношения религиозного и светского знания в системе образования. Он понимал, что основу становления личности должны составлять духовные ценности.

Личность М. Махмутова неординарная. Он всегда занимал активную жизненную позицию, неустанно занимался общественной деятельностью. В Российской академии образования к М. Махмутову относились с большим уважением как к аксакалу, новатору, борцу, победителю в деле развития российского образования.

Умный, высокий, статный мужчина, с военной выправкой и густой шевелюрой, красивыми правильными чертами лица, глубоким взглядом, улыбкой и бархатным голосом. Таким будут помнить М. Махмутова в Москве и во всех уголках нашей страны. Его книги по теории и практике проблемного обучения, переведенные на десятки языков мира, прославили не только автора, но и научную педагогическую школу Татарстана и России. Три поколения учеников, студентов, аспирантов, учителей воспитаны на этих книгах.

Имя академика Российской академии образования (в прошлом – Академии педагогических наук СССР) Мирзы Махмутова пользуется в Татарстане огромным авторитетом. Достаточно сказать, что первые Махмутовские чтения прошли при жизни ученого, до начала вторых он не дожил лишь два месяца. С 20018 года в Татарстане присуждается Премия республики имени М. Махмутова.

Главная награда М. Махмутова – это всероссийское, мировое признание вклада ученого в науку и образование, уважение педагогов, любовь народа.

Махмутов, Мирза Исмаилович ( 1 мая 1926 ( 19260501 ) , с. Алтары, Мордовия — 25 марта 2008, Казань) — педагог-теоретик, востоковед. Член-корреспондент (1968), академик АПН СССР (1978), академик (1991), академик-секретарь АН Татарстана (1996), действительный член РАО [1] (1993). Доктор пед. наук (1972), проф. (1978). Участник Вел. Отеч. войны (1944-45). Засл. деят. науки РФ (1996). Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из основателей проблемного обучения в России.

Содержание

Научная деятельность

Биография

Окончил курсы трактористов в Лямбире (1942), Иркутское военное авиа.-техническое училище (1948), восточный ф-т Военного ин-та иностранных яз. (1955). С 1942 — механизатор Лямбирской МТС. В 1944 — 56 - служба в Сов. Армии, профессиональный разведчик-нелегал. 1956-58 — преподаватель арабского и татарского языков Казанского гос. ун-та. С 1958 по 1976 — министр просвещения Татарской АССР. С 1976 по 1992 — директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР. С 1992 по 1995 — ректор Татаро-американского регионального колледжа (г.Казань), с 1995 г. — академик-секретарь Отделения социально-экономических наук АН РТ.

Публикации

  • Арабско-татарско-русский словарь заимствований (В соавт. с Хамзиным Б.З., Сайфуллиным Г.Ш.). — Казань, 1965. Переиздана в 1992.
  • Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972.- 365 с.
  • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977. — 374 с.
  • Махмутов Мирза. Мир Ислама. Казань, 2006. - 597 с.

Лит.: Милибанд С.Д. Махмутов М.И.// Биобиблиогр. словарь советских востоковедов. — М., 1975; Шакирова Л.З; Шакирова Р.В. Академик юбилее// Совет мәктәбе. - 1986. - N 4.

Примечания

  1. ↑Российская академия образования | Новый документ
  2. ↑ Арабско-татарско-русский словарь заимствований (в соавт. с Хамзиным Б.З., Сайфуллиным Г.Ш.). — Казань, 1965. Переиздана в 1992.
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 мая
  • Родившиеся в 1926 году
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 2008 году
  • Педагоги России
  • Доктора педагогических наук
  • Академики РАО
  • Академики АПН СССР
  • Министры образования Татарстана
  • Заслуженные деятели науки Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Махмутов, Мирза Исмаилович" в других словарях:

Махмутов Мирза Исмаилович — Махмутов, Мирза Исмаилович (1 мая 1926(19260501), Мордовия 25 марта 2008, Казань) доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования[1]. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике… … Википедия

Махмутов, Мирза Исмаилович — Ректор Татарско американского колледжа (г. Казань); родился 1 мая 1925 г. в с. Алтар Лямбирьского района Мордовской АССР; в 1949 г. окончил Иркутское военное училище, в 1955 Московский военный институт иностранных языков, доктор педагогических… … Большая биографическая энциклопедия

Махмутов, Мирза Исмаилович — (р. 1926) д р педагогических наук (1973), профессор (1978), действительный член РАО (1978; Отделение базового профессионального образования). В 1958 76 министр просвещения Татарской АССР; в 1976 91 директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР;… … Педагогический терминологический словарь

МАХМУТОВ Мирза Исмаилович — (р. 1.5.1926, с. Алтар Лямбирского р на Мордовии), педагог и лексикограф, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1978), дер педагогич. наук (1973), проф. (1978). В 1955 окончил Воен. ин т иностр. языков. Преподавал в Казанском ун те (1956 58). В 1958… … Российская педагогическая энциклопедия

Мирза Исмаилович Махмутов — Махмутов, Мирза Исмаилович (1 мая 1926(19260501), Мордовия 25 марта 2008, Казань) доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования[1]. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике… … Википедия

Махмутов, Мирза — Исмаилович (1 мая 1926(19260501), Мордовия 25 марта 2008, Казань) доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования[1]. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан. Один из… … Википедия

Мирза Махмутов — Махмутов, Мирза Исмаилович (1 мая 1926(19260501), Мордовия 25 марта 2008, Казань) доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования[1]. Государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике… … Википедия

Махмутов — татарская фамилия. Махмутов, Анас Хусаинович (р. 1930) экономист, доктор экономических наук, профессор. Махмутов, Марат Максутович (р. 1975) российский футболист. Махмутов, Мирза Исмаилович (1926 2008) советский и российский педагог теоретик,… … Википедия

МАХМУТОВ — Мирза Исмаилович (р. 1.5.1926, с. Алтар Лямбирского р на Мордовии), педагог и лексикограф, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1978), дер педагогич. наук (1973), проф. (1978). В 1955 окончил Воен. ин т иностр. языков. Преподавал в Казанском ун те… … Российская педагогическая энциклопедия

Основные труды - в области теории и практики педагогики. Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; обосновал концепцию проблемного обучения как дидактическую систему развития мышления учащихся; разработал концепцию методов развивающего обучения; определил метод как систему регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач, а не как способ действия, предложил новую номенклатуру методов, отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся; ввел в педагогику понятие "бинарности" методов как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.

С 1976 года Махмутов организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и профессионального образования в СПТУ. В 1992 году создал новый тип высшего научного заведения - Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором, руководил разработкой учебных планов и технологий обучения по модели американских общинных колледжей. В 2001 году создал центр арабской культуры "Аль-ходара".

Теоретические работы Махмутова, его научная школа признаны в России и других странах. Им опубликовано более пятисот работ, в том числе монографии "Теория и практика проблемного обучения", "Проблемное обучение. Основные вопросы теории", "Современный урок и вопросы теории", "Организация проблемного обучения в школе", имеющие фундаментальное значение для развития и перестройки современной педагогики. Известны работы Махмутова как лексикографа и востоковеда. Он автор "Школьного русско-татарского словаря", "Арабско-татарско-русского словаря заимствований", "Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся" и книги "Пророк Мухаммед" - учебного пособия по исламу для российских школ. Под редакцией Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (2000). Им сделано более двадцати докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках. Под научным руководством Махмутова подготовлено более сорока кандидатских и десяти докторских диссертаций. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двенадцатью медалями, Почетными грамотами Республики Татарстан, Министерства просвещения СССР, РСФСР, Академии педнаук СССР и др.

  • Арабско-татарско-русский словарь заимствований (В соавт. с Хамзиным Б.З., Сайфуллиным Г.Ш.). — Казань, 1965. Переиздана в 1992.
  • Махмутов Мирза. Мир Ислама. Казань, 2006. - 597 с.

Лит.: Милибанд С.Д. Махмутов М.И.// Биобиблиогр. словарь советских востоковедов. — М., 1975; Шакирова Л.З; Шакирова Р.В. Академик юбилее// Совет мәктәбе. - 1986. - N 4.

Доктор педагогических наук кандидат филологических наук, профессор, академик Российской академии образования; АПН СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки. Лауреат премии им. Н.К.Крупской (1986). С 1958 по 1979 министр просвещения Татарской АССР. Один из учредителей Академии наук Республики Татарстан.

На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.

Организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и проф. образования в СПТУ.

Читайте также: