Страшный суд микеланджело описание картины кратко

Обновлено: 28.06.2024

Почему на фреске Микеланджело в святом месте так много обнажённых тел? Что это - искусство, скандал или богохульство? Под святым местом понимается Сикстинская капелла. И в этой статье пойдёт речь о фреске Микеланджело - Страшный суд.

По заказу Папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549 гг. правления) Микеланджело расписал алтарную стену в Сикстинской капелле. Великий гений Возрождения создал настоящий шедевр - Страшный суд.

Кратко о сюжетах на фреске Микеланджело "Страшный суд"

Согласно христианской концепции мессия (Иисус Христос) явился на землю. Был распят и на третий день воскрес. И будет второе Его пришествие, и будет Суд. Во время этого Суда грешники попадут в ад, а праведники - в рай.

Как раз этот кульминационный момент изображён на фреске Микеланджело.

Это Иисус Христос и святая Дева Мария:

Иисус поднимает свою правую руку вверх, как бы возвещая о том, что настал час суда, когда каждому воздастся по его заслугам. Вокруг них вереница праведников.

Это проклятый, которому явно не суждено попасть в рай:

В левом нижнем углу восстают мёртвые, их кости покрываются плотью и кожей, чтобы предстать на суд:

А в правом нижнем углу изображён ад и Харон, который перевозит души умерших через реку забвения в подземное царство мертвых:

В самом верху мы видим ангелов, которые держат орудия страстей Христовых:

Это очень кратко об этой фреске. На самом деле, я могу о ней рассказывать несколько часов подряд. Но тогда мы отклонимся от темы статьи.

Почему на своей фреске Микеланджело изобразил человеческие тела обнаженными?

Обратите внимание, сколько обнажённых человеческих тел изображено повсюду. Почему Микеланджело на это решился, и как Папа Римский допустил такую "порнографию" в святом месте?

Существуют разные мнения по этому поводу. Некоторые утверждают, что мускулистые мужеподобные фигуры женщин и сюжет с поцелуем родственников являются проявлением нетрадиционной ориентации художника.

В интернете можно найти много всяких версий. Но в этой статье я хочу выразить моё мнение по этому вопросу.

Во-первых, Микеланджело был очень религиозным человеком. И его фреску ни в коем случае не следует рассматривать как богохульство.

Во-вторых, он был, прежде всего, скульптором, а не художником. Именно поэтому мы видим объёмное изображение тел на его фресках. Прорисован каждый мускул. Микеланджело очень хорошо знал анатомию человеческого тела, и он восхищался его красотой.

В-третьих, он был отличным учеником античных ваятелей. Он изучал древнегреческие скульптуры и их древнеримские копии. Часами проводил около торса Бельведерского, чтобы понять технику и умение древних скульпторов.

Почему эпоха Возрождения получила такое название? Потому что речь идёт о возрождении античных ценностей.

В то время Папы Римские имели в своих коллекциях античные статуи, изображающие человеческое тело, и это не было скандалом.

Правда, когда фреску Микеланджело увидел папский церемонимейстер Бьяджо да Чезена, он её высмеял и сказал, что она достойна бани или иного подобного заведения. За эти слова Микеланджело ему отомстил, изобразив его в образе бога подземного царства Миноса. И видно, что змей кусает его за самое интересное место:

А вы обратили внимание, что некоторые фигуры одеты или самые интимные места прикрыты повязками?

В истории был период жёсткой Контрреформации, когда Папы Римские хотели уничтожить эту фреску. Тогда художник Даниеле да Вольтерра предложил её оставить, но одеть обнажённые фигуры.

Не только Даниеле да Вольтерра, но и другие художники в последующие века "прикрывали неприглядную наготу" фрески Микеланджело.

Когда в 90-ые прошлого века эту фреску реставрировали, то решили убрать "одежку". Оставили только у некоторых персонажей, чтобы сохранить историческую память о периоде "замазывания".

И я рада, что сейчас мы видим эту фреску почти в том виде, как её задумал Великий Микеланджело.

Хотите еще больше узнать о Риме и о жизни в Италии? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на мой Яндекс.Дзен , чтобы не пропустить новые публикации.

Христос, который находится в центре картины, не похож на мирного и милосердного Бога, потому что на большинстве картин Микеланджело того времени он действует как впечатляющий и страшный судья справедливых и грешников.

Великий художник изобразил всех своих персонажей обнаженными, предполагая глубокий смысл.

Через различные позы Микеланджело мастерски передает движения души каждого человека, в то время как центральная фигура Христа не подвержена движению и остается устойчивой. Его лицо непроницаемо, а его жесты воплощают силу, грозность и наказание. Мадонна, полная сострадания к человеческим скорбям, отворачивается. Вверху картины ангелы летают с атрибутами Страстей Христовых.

Они представлены среди апостолов: Адама, с которого началось человечество, и святого Петра – основателя христианства. Глаза апостолов наполнены огромным требованием наказания грешников, и в их руках есть орудие пыток.

Святые мученики окружили Христа: Святой Себастьян, Лаврентий, а также Варфоломей, который продемонстрировал свою порванную кожу. Большое количество других святых, которые близки и далеки от Иисуса Христа, радуются и ликуют грядущему блаженству, которым Господь почтил их за их действия.

Звучат трубы и призывают к суду 7 ангелов, сидящих у ног Христа. Их лица поражают всех, кто на них смотрит. Души, которым Господь дал спасение, восстают и возрождаются, мертвые и скелеты приходят с земли. Другой человек в ужасе закрывает глаза – сам дьявол тащит его.

Христос, который находится в самом центре картины, не похож на мирного и милосердного Бога, как в большинстве картин того времени, у Микеланджело он выступает в роли грозного и устрашающего судьи над праведниками и грешниками.

Все свои персонажи великий живописец

Через разнообразные позы Микеланджело мастерски передает движения души каждого отдельно человека, при этом центральная фигура Христа не поддается движению и остается устойчивой. Его лицо непроницаемо, а жесты олицетворяют силу, мощь и возмездие. Мадонна, полная сострадания к людским горестям, отворачивается. В верхней части картины летят ангелы с атрибутами Страстей Христовых.

Среди изображенных апостолов: Адам, с которого начался человеческий род, а также святой Петр – основатель христианства. Глаза апостолов наполнены грозным требованием

Окружили Христа святые мученики: Святой Себастьян, Святой Лаврентий, а также Святой Варфоломей, выставляющий напоказ свою содранную кожу.

Большое множество других святых, которые находятся рядом и поодаль Иисуса Христа, ликуют и радуются предстоящему блаженству, которыми их удостоил Господь в награду за их деяния.

Трубят призывая на суд 7 ангелов, расположившись у ног Христа. Их лица вызывают ужас у всех смотрящих на них. Души, которым Господь дал спасение, поднимаются вверх и воскресают, умершие и скелеты поднимаются с земли. Другой мужчина закрывает от ужаса глаза руками – сам дьявол тащит его вниз.


Сикстинская капелла

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над росписями потолка по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.

страшный суд микеланджело

Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.

Отступление от канона

микеланджело страшный суд описание

Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.

 микеланджело страшный суд описание картины

Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.

Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.

микеланджело буонарроти страшный суд описание

В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.

Круг первый

микеланджело страшный суд описание

Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.

Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.

Круг второй

Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.

микеланджело буонарроти страшный суд описание

Нападки

Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.

Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.

Читайте также: