Концептуализм пьера абеляра кратко

Обновлено: 30.06.2024

Диалог между философом, иудеем и христианином. Пьер Абеляр.

Предисловие к публикации.

Интенсивное обсуждение этических проблем на латинском Западе началось с конца XI в. как в монашеской, так и в мирской среде. В монастыре эти проблемы изучались прежде всего применительно к жизни, отрешенной от мира, с ее отвращением к греху, пренебрежением к земным ценностям, полным повиновением канонам. Однако с возникновением мощного светского интеллектуального запроса о нравственной ориентированности в мире одним из центральных пунктов схоластической мысли стало именно определение понятий греха, вины, поступка в их отношении, с одной стороны, к Высшему благу, которым полагался Бог, на что было направлено естественное право, а с другой — к благу общему, на что было направлено позитивное право, принципы которого были разработаны в античной философии. Проблема же того, как возможно достигнуть блага: собственным ли усилием или по предначертанию закона, заставила обратиться к ветхозаветной иудейской религии.

Все это дало основания для напряженного диалога между христианской, языческой и иудейской религиями, и соответственно их философскими обоснованиями.

Три мужа — Иудей, Философ и Христианин (на мой взгляд, он представляет точку зрения мистического христианства) — явились Абеляру в ночном видении и попросили его быть судьей в их споре о том, чья вера лучше на основаниях разума и этики.

Диалог между Философом, Иудеем и Христианином[5]

Сильно удивившись этому, я спросил, кто навел их на эту [мысль], кто свел их вместе и, более всего, почему они избрали в таком [споре] судьей меня?

Философ, отвечая, сказал: «Это начинание — дело моих рук, потому что самым главным для философов является исследовать истину рационально и следовать во всем не мнению людей, а доводам разума. Итак, преданный всем сердцем нашим учениям и исполненный как их разумными доводами, так и их авторитетом, я, наконец, обратился к моральной философии,[7] которая является целью всех наук (disciplina)[8] и ради которой, как я решил, должно быть опробовано все. Изучив, насколько мог, все, что касается как высшего блага, так и величайшего зла, и то, что делает человека или блаженным, или несчастным, я тотчас же обратился к тщательному исследованию различных направлений веры, разделяющих ныне мир и после рассмотрения и взаимного их обсуждения решил последовать тому, которое окажется

Абеляр основал направление, которое перевернуло тысячелетний спор об универсалиях. Его взгляды осуждала католической церковью, но студенты были готовы следовать за ним в изгнание.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


Начнем с его биографии 👇

💁🏻‍♂️ Пьер Пале Абеляр (1079–1142) был сыном рыцаря и должен был унаследовать отцовские владения, но отказался от наследства в пользу своих младших братьев. Он выбрал жизнь ваганта — бродячего школяра, переходившего в поисках знаний из школы в школу.

🎓 Молодой магистр. Получив блестящее монастырское образование, Абеляр оказался в Париже. Он побеждал в богословских диспутах всех своих оппонентов и стал прославленным магистром.

👩‍❤️‍👨 Любовь к Элоизе. Абеляру приходилось подрабатывать частными уроками, однажды он устроился учителем в дом прекрасной Элоизы. Молодые люди полюбили друг друга. У них родился сын. Они поженились, но Абеляр просил сохранить их брак в тайне, чтобы иметь возможность преподавать в университете.

👫 Разлука. Дядя и опекун Элоизы был сильно разгневан на философа. Однажды ночью его наемники ворвались в дом Абеляра и оскопили его. После этой трагедии Абеляр и Элоиза были вынуждены уйти в монастырь. Хотя судьбы Абеляра и Элоизы разошлись, они еще долго поддерживали переписку и сохраняли духовную привязанность.

💒 Занятия философией в монастыре. Несмотря на вступление в монастырь, Абеляр не забросил занятия философией. К нему приезжали студенты из Парижа и они даже образовали что-то вроде коммуны в лесу возле монастыря, где Абеляр преподавал им неофициально. Выстроив себе хижины, они занялись обработкой полей и, снабжая своего учителя всем необходимым, усердно слушали его лекции. Ваганты распространяли его сочинения не только во Франции, но и в Италии, и в Англии.

⚰️ Смерть. Заточенный в монастырь, Абеляр умер через два года после сожжения его книги. Но перед смертью он успел примириться со своими врагами и Папой Римским.

Средневековый философ Пьер Абеляр широкой публике известен прежде всего как автор книги "История моих бедствий", где он описал свою драматическую жизнь, и как герой душераздирающей любовной истории, запечатленной в его переписке с возлюбленной Элоизой.

При этом значение Абеляра как философа очень велико. Он был основателем такого направления, как концептуализм, который возник на фоне спора между так называемыми номиналистами и реалистами.

Суть этого спора весьма характерна для позднесредневековой философии. Тогда она развивалась как схоластика и существовала внутри теологии. Но изначально этот спор начали еще Платон с Аристотелем. Вопрос стоял так: что первично - конкретные единичные вещи или общие понятия, сущности, то есть универсалии? Номиналисты отвечали, что первичны одиночные вещи, а универсалии - всего лишь их имена, а реалисты говорили, что первичны общие понятия, которые в идеальном виде существуют объективно, сами по себе.

Абеляр занял по отношению к тем и другим нейтральную позицию, которую и назвали концептуализмом. В чем же она выражалась?

Она не признавала обоснованными как то, что сперва мы имеем вещи и только потом даем им имена, а универсалии и есть эти имена, так и то, что в идеальном виде существуют некие общие сущности, которые потом как бы прикладываются к вещам, поэтому мы узнаем их как именно эти вещи.

Надеюсь, я выразилась понятно.)) В общем, Абеляр не примыкал ни к номиналистам, ни к реалистам в полной мере, а предложил третий путь. Хотя на самом деле этот его концептуализм ближе к номинализму, чем к реализму. Абеляр считал, что конечное и бесконечное слиты в единое, и предметы и их понятия тоже неразрывны.

Понятия (универсалии) порождаются человеческим сознанием в виде имен вещей, которые они называют (номина), то есть имеют субъективную природу. В этом подходе видна номиналистическая сторона учения Абеляра. Однако он не отрицал и существование объективных универсалий, которые понимал как общие признаки единичных вещей. Это позволяет объединять их в группы, классы и т.д.

Эти общие понятия и называются концептами. Они возникают в человеческом уме и обобщают объективно существующие общие признаки вещей. А подтверждаются они благодаря чувственному опыту. Короче, мы видим учение, пытающее примирить две противоположные позиции.

Церковь не признавала концептуализма Абеляра, учение было объявлено еретическим.

Что касается любовной истории Пьера Абеляра и Элоизы Фульбер, то о ней я напишу на другом своем канале , где сейчас основная тема - рассказы о людях, изображенных на картинах художников.

ПЬЕР АБЕЛЯР (также ПЕТР АБЕЛЯР) (1079—1142) — известный французский философ и христианский богослов, которые еще при жизни получил известность как блестящий полемист. Имел много учеников и последователей. Также известен своим романом с Элоизой.

Содержание статьи:

Биография Абеляра.

Петр / Пьер Абеляр родился 1079 родился в Бретани во Франции и умер 21 апреля 1142 в аббатстве Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-сон, Бургундия во Франции.

пьер абеляр

Биография Абеляра хорошо известна благодаря написанной им самим автобиографической книги “История моих бедствий”. Он родился в семье рыцаря в Бретани к югу от реки Луары. Он пожертвовал свое наследство и отказался от перспективной военной карьеры ради изучения философии и логики. Абеляр разработал блестящую философию языка.

Абеляр по сути был странником, он переезжал из одного места в другое. В 1113 или 1114 он отправился на север Франции, чтобы изучать теологию под руководством Ансельма из Лаона, ведущего библеиста того времени. Однако у него быстро развилась неприязнь к учению Ансельма, поэтому он переехал в Париж. Там он открыто распространял свои теории.

АБЕЛЯР И ЭЛОИЗА

Когда Абяляр жил в Париже, его наняли в качестве наставника для молодой Элоизы, племянницы Фульбера, одного из видных клириков. Между Абеляром и Элоизой возникли отношения. Фульбер препятствовал этим отношениям, поэтому Абеляр тайно переправил возлюбленную в Бретань. Там Элоиза родила сына, которого они назвали Астролябий. После рождения сына Абеляр и Элоиза тайно поженились. Фульбер приказал оскопить Абеляра, дабы тот не смог занять высокую церковную должность. После этого Абеляр от стыда принял монашескую жизнь в Королевском аббатстве Сен-Дени под Парижем. Элоиза же стала монахиней в Аржантее.

В Сен-Дени была также написана книга “Теология”, которая была официально осуждена как еретическая. Рукопись была сожжена в Суассоне в 1121. Диалектический анализ Бога и Троицы Абеляра было признано ошибочным, а он сам был помещен под домашний арест в аббатстве Сен-Медар. Вскоре Пьер Абеляр вернулся в Сен-Дени, но чтобы избежать суда, ушел и нашел убежище в Ножан-сюр-Сэн. Там он вел жизнь отшельника, но его везде преследовали студенты, которые настаивали на том, чтобы он продолжал свои философские изыскания.

В Мон-Сент-Женевьев Абеляр привлекал толпы учеников, среди которых было множество будущих известных философов, к примеру, английский гуманист Джон Солсбери.

Абеляр, однако, вызывал глубокую неприязнь у приверженцев традиционного христианского богословия. Так деятельность Пьера Абеляра привлекла внимание Бернара Клервоского, пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в Западном христианском мире в то время. Абеляр подвергся осуждению со стороны Бернара, которого поддержал и Папа Иннокентий II. Его заключили в монастырь Клюни в Бургундии. Там, при умелом посредничестве игумена Петра Достопочтенного, он заключил мир с Бернардом и остался монахом в Клюни.

После его смерти было написано огромное количество эпитафий, что свидетельствовало о том, что Абеляр впечатлили многих из своих современников как один из величайших мыслителей и учителей своего времени.

Произведения Пьера Абеляра.

Основные произведения Абеляра:

  • Введение в теологию,
  • Диалектика,
  • Да и нет,
  • Познай самого себя,
  • История моих бедствий.

Абеляр также был автором многочисленных гимнов и сборника любовных писем.

Философия Абеляра.

Пьер Абеляр рационализировал отношения веры и разума. Он считал понимание обязательным условием веры – “понимаю, чтобы верить”.

Пьер Абеляр выступал с критикой авторитетов церкви, ставил под сомнение безусловную истинность их работ. Он считал безусловной лишь непогрешимость и истинность Священного Писания. Теологические измышления отцов Церкви подвергал радикальному сомнению.

Пьер Абеляр считал, что существует две истины. Одна из них – истина о невидимых вещах, находящихся за пределами реального мира и понимания человека. Понимание ее приходит посредством изучения Библии.

Однако, истину достичь, по мнению Абеляра, можно также путем диалектики или логики. Петр Абеляр подчеркивал, что логика работает с языковыми понятиями и способна помочь с истинной высказывание, а не с истинной вещей. Таким образом, мы можем определить философию Пьера Абеляра как критический лингвистический анализ. Также с уверенностью можно сказать, что Пьер Абеляр решает проблемы с точки зрения концептуализма.

Универсалии, согласно Пьеру Абеляру, не существуют в реальности как таковые, они существуют только в божественном уме, однако они обретают статус бытия в сфере интеллектуального познания, образуя “концептуальный мир”.

В процессе познания человек рассматривает различные аспекты и путем абстрагирования создает образ, которой можно выразить словом. По мнению Пьера Абеляра, слово имеет определенное звучание и одно или более значений. Именно в этом Абеляр видит возможную контекстуальную двусмысленность и внутреннюю противоречивость христианских текстов. Противоречивые и сомнительные места богословских текстов требуют анализа с помощью диалектики. В случае, когда противоречивость неустранима, Абеляр предлагал обращаться в поисках истины непосредственно к Священному Писанию.

Пьер Абеляр рассматривал логику как обязательный элемент христианского богословия. Поддержку своей точки зрения он находит в Евангелии от Иоанна:

Петр Абеляр противопоставлял диалектику софистике, которая не раскрывает истину, а прячет ее за переплетеньем слов.

Метод Пьера Абеляра предполагает выявление противоречий в теологических текстах, их классификацию и логический анализ. Выше всего Пьер Абеляр ценил возможность строить самостоятельные суждения, свободные от авторитетов. Не должно быть авторитетов, кроме Священного Писания.

Часто, находя противоречия в теологических текстах, Пьер Абеляр давал собственное толкование, разительно отличающееся от общепринятого. Конечно, это влекло за собой гнев ортодоксов.

Пьер Абеляр провозглашал принцип веротерпимости, объясняя расхождения в вероучениях тем, что Бог направляет язычников к истине разными путями, поэтому в любом учении может быть элемент истины. Этические взгляды Пьер Абеляра характеризуются стремлением отказаться от религиозного диктата. Сущность греха он определяет как осмысленное человеком намерение совершить зло или преступить божественный закон.

Читайте также: