Культура древнего рима периода республики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Превращение Рима в великую средиземноморскую державу оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества.

В высших кругах римского общества широко распространяется греческий язык. Вместе с языком в Рим проникает греческая образованность; знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками. Все большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати.

Однако широкие круги римского общества относились враждебно к чужеземным новшествам и обычаям и оказывали им стойкое сопротивление.

Влияние греческой культуры содействовало распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших политических деятелей этого времени — Сципиона Эмилиана создается кружок, в который входят философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадлежит знаменитому греческому историку Полибию и греческому философу Панэтию. Оба они проповедовали учение стоиков, приспосабливая его к нуждам и запросам римского общества.

В I в. до н. э. наблюдается еще более широкое распространение эллинистических влияний, причем в философии и искусстве они становятся определяющими. Наряду с этим в римском обществе идет процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные классическим латинским языком.

Для популяризации различных течений эллинистической философии особенно много сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений вполне доступно основы различных философских систем и разработавший латинскую философскую терминологию.

Лукреций пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивавшегося, по его мнению, без вмешательства богов. После образования земли, как считал Лукреций, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные и, наконец, человек. Благодаря опыту и наблюдению человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться в общества. Это дало возможность развиться языку, наукам, ремеслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю, что привело к войнам и преступлениям.

У греков римляне заимствовали и многие научные достижения. Так, Цельс обобщил достижения эллинистического врачебного искусства. Астроном Сосиген из Египта произвел вычисления для проведенной Цезарем реформы римского календаря. Но одновременно развивалось и чисто римская наука. Виднейшим ее представителем был Марк Теренций Варрон, составивший энциклопедию наук и написавший исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре, латинском языке и многом другом.

Старое римское право коренной реформе не подвергалось, а лишь уточнялось и расширялось преторами, которые перед вступлением в должность в специальных эдиктах публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы. Значительное влияние на римское право оказывало право провинций, с которыми постоянно соприкасались римляне, что вызвало упрощение ведения процессов, порядка сделок по купле-продаже, займу, аренде и тому подобное. Были расширены права владельцев на имущество, не являвшееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось понятие юридического лица. Такими юридическими лицами были признаны сперва муниципии, а затем и коллегии.

Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь и насчитывало многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в Риме в школах, содержавшихся отпущенниками-греками в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ораторы простой и строгий аттический стиль или вычурный, театральный, бьющий на эффект, так называемый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в., после чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить противника. Особенное значение имели речи политические, наиболее ярким образцом которых служат речи Цицерона против Каталины.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н. э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. становятся излюбленным развлечением римлян. На устройство игр и цирковых представлений тратятся весьма крупные суммы. Средства, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если только они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плуты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ремесленники и крестьяне. В конце республики особенно популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изобразительного искусства происходит в III–I вв. до н. э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля — базилики; с начала II в. появляются монументальные декоративные сооружения — триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь украшаются римские площади, общественные и частные здания, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи.

Сами римляне создают новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, — реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые со II в. начинают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпами, кроме того, в нем живет теперь множество провинциалов — это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпей построил первый каменный театр, Цезарь — прекрасный новый Форум, ставший впоследствии образцом для такого типа сооружений.


§ 14. Культура эпохи Возрождения

Предания Рима эпохи первых цезарей

Предания Рима эпохи первых цезарей Последний раздел нашей книги касается, возможно, самой известной в представлении широкого круга читателей эпохи Рима — эпохи ранней империи, а значит, и герои повествования здесь носят имена, не знать которые невозможно: Юлий Цезарь,

8. Культура танской эпохи

8. Культура танской эпохи С объединением страны открылись новые возможности для плодотворного развития разных областей науки, искусства, литературы; расширились знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия изучали свойства металлов и минералов.

Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами

Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами Таким образом, в V в. Рим вступает ослабленным. Его внешнее влия­ние, завоеванное в конце царского периода, почти целиком было потеря­но. Этим воспользовались вольски, соседи латинов с юго-востока.

ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ

ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ На исходе старой эры римская культура достигает высшей точки своего разви­тия. Этому содействовал целый ряд исторических факторов, важнейшими из кото­рых были: усвоение римским обществом многих элементов

Ночь Рима. Закат республики

Фигуры отравителей эпохи позднего Рима

Фигуры отравителей эпохи позднего Рима Политическую ситуацию последних веков Империи характеризуют резкие контрасты. Относительно спокойным считается век династии Антонинов (96-192 гг.). Затем наступило время нестабильности. Ожесточенная борьба за власть велась теперь

Культура Саисской эпохи

Культура Саисской эпохи Со времени Нового Царства Египет вышел на широкую арену международной политики. Египетские торговцы всё чаще стали ездить в Палестину, Сирию и Финикию. Египтяне проникли глубоко в Нубию и установили торговые связи с далёкой южной страной Пунт.

КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от

Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами

Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами Таким образом, в V в. Рим вступает ослабленным. Его внешнее влия­ние, завоеванное в конце царского периода, почти целиком было потеря­но. Этим воспользовались вольски, соседи латинов с юго-востока.

ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ

ГЛАВА III РИМСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА РЕСПУБЛИКИ И НАЧАЛА ИМПЕРИИ На исходе старой эры римская культура достигает высшей точки своего разви­тия. Этому содействовал целый ряд исторических факторов, важнейшими из кото­рых были: усвоение римским обществом многих элементов

8. Чем отличалась культура Древнего Рима?

8. Чем отличалась культура Древнего Рима? Рим, повсюду насаждавший собственные политические и административные порядки, сам с удивительной легкостью воспринимал культурные и художественные достижения покоренных народов. Искусство Греции и Востока оказало огромное

§ 55. Культура Рима на закате империи

Культура эпохи Д. Апостола

Культура эпохи Д. Апостола Апостол много сделал для восстановления своего Alma Mater Киево-Могилянской Академии, претерпевшей гонения в конце правления Петра I. В годы его гетманства число студентов возросло почти до 400 (со 161 в 1709 г.). Ректор Академии получил от Синода звание

ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи

ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи 1. Общая характеристика периода Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной

§ 14. Культура эпохи Возрождения

По преданию, этрусское господство в Риме окончилось в 510 г. до н.э. – восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого(534 / 533 – 510 / 509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI – III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра– по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III – I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138 – 78 гг. до н.э.) или Цезаря (102 или 100 – 44 гг. до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом– наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер– с Зевсом, Нептун - сПосейдоном, Плутон– с Аидом, Марс– с Арестом, Юнона– с Герой, Минерва – с Афиной, Церера– с Деметрой, Венера– с Афродитой, Вулкан – с Гефестом, Меркурий с Гермесом, Диана – с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги – Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.




Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской, и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

По преданию, этрусское господство в Риме окончилось в 510 г. до н.э. – восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого(534 / 533 – 510 / 509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI – III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра– по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III – I вв. до н.э. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138 – 78 гг. до н.э.) или Цезаря (102 или 100 – 44 гг. до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом– наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер– с Зевсом, Нептун - сПосейдоном, Плутон– с Аидом, Марс– с Арестом, Юнона– с Герой, Минерва – с Афиной, Церера– с Деметрой, Венера– с Афродитой, Вулкан – с Гефестом, Меркурий с Гермесом, Диана – с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги – Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской, и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

В древнейший период существования город Рим представлял собой небольшое поселение, разбросанное по невысоким холмам левого берега реки Тибр. Население римской городской общины в 7 – 5 в. до н.э. было смешанным. Основная часть жителей города, обитавшая на Палатинском холме, принадлежала к племени латинов, но на ряду с ними проживали племена сабинов, этруски.

В 7 столетии несколько холмов и находившаяся между ними болотистая низина были обнесены каменными стенами и превратились в единую городскую общину.

Центром города сделалась возвышенность – Капитолий. Здесь были воздвигнуты храмы наиболее почитаемых божествам. По имени божества войны и покровителя города эта местность получила название Марсово поле.

От восточных ворот города через форум на с-з к Капитолию была положена длинная мощеная дорога. По ней проходили шествия римских войск во главе с победоносными военачальниками во время триумфов. Эта дорога называлась Священной улицей.

Дома первоначально строили из необожженного кирпича и покрывали соломой. Позднее храмы, общественные здания и частные дома богатых людей стали строить из обожженного кирпича, внешнюю часть стены обкладывали дешевым мрамором. Крыши стали покрывать черепицей.

С сер. 3 в. до н.э. в Риме строились богатые дома по греческому образцу, а во 2 и 1 вв. до н.э. в разных частях города появились многоэтажные дома, в которых сдавались отдельные помещения в наем. Эти здания были очень непрочны. Они сгорали во время пожаров, а иногда просто рушились, погребая рпод обломками своих обитателей.

В древнейшее время улицы Рима представляли собой зигзагообразный лабиринт тесно скученных зданий. Улицы в большинстве не были замощены, и на них то стояли облака пыли, то они становились почти непроходимым болотом.

С целью спуска нечистот и грязной воды в Риме была построена сточная подземная труба – клоака.

В 7 – 6 вв. до н.э. этрусские ремесленники передали римским технику металлургического производства. От этрусков же римляне получили основные приемы и принципы строительного искусства, а также характерные черты архитектурного стиля. Древнейший тип римского храма – круглое здание, окруженное портиком из гладких колонн.

У этрусков римляне заимствовали одежду знати, тип богатой мебели, ряд обычаев, религиозные обряды, в частности гадания по внутренностям убитого жертвенного животного и по полету птиц. Под влиянием этрусков сложился и латинский алфавит.

Кроме этрусков значительное воздействие на римскую культуру оказали и другие народности, в особенности оски. Оски обладали своей письменностью. Они ранее других италийских народностей вступили в тесное общение с греческими колонистами и сделались проводниками греческого культурного влияния среди остального италийского населения.

После подчинения римлянами греческих городов в Риме оказалось много греков. Частично это рабы, частично переселенцы – торговцы, ремесленники. Греки широко распространили среди римского общества знание греческого языка.

В Риме стали почитаться греческие олимпийские божества, что повлекло за собой возникновение греческих храмов, проникновение греческой архитектуры и скульптуры.

Религиозные представления первоначально были почитанием духов предков и божеств – покровителей семьи и домашнего очага, называвшихся ларами и пенатами. Изображения их помещались в приемной комнате (атрии) на почетное место – около очага, где стоял небольшой домашний жертвенник.

С древнейшего времени в Риме почитались божества неба. Важнейшим из них был Юпитер, богиня Юнона, божество Марс, считавшийся покровителем Рима.

Жрецы (понтифики), осуществляющие культ, и гадатели (авгуры), узнавшие по различным знамениям волю богов, долгое время выбирались из среды патрициев. Они оказывали большое влияние на жизнь Римской республики. Старший из них – великий понтифик считался верховным жрецом Рима.

Большую роль играли авгуры, предсказывающие удачу или неудачу каких – либо государственных мероприятий и судьбу отдельных лиц по знамениям богов, выявлявшимся в громе и молнии, полете птиц и т.д. Наиболее важными из гаданий считались гадания по печени убитых жертвенных животных.

Без вопрошения богов римляне не предпринимали никаких серьезных действий ни в мирное, ни в военное время.

Свои представления о взаимоотношениях с божествами римляне строили на основе воспроизведения молитвенных формул и выполнения жертвенных обрядов, считая, что при подобных условиях божества не смогут уклониться от выполнения просьб молящихся.

Со 2 в. до н.э. в Риме распространились культы восточных богов. Например поклонение Великой матери богов – Кибеле, почитание иранского божества – Митры.

Первоначально сенат осуждал и запрещал почитание иноземных , особенно восточных, божеств, но, несмотря на это, их культы распространились среди населения, приобретая популярность.

Письменность в Риме возникла в к. царского периода. В древнейшее время производилась лишь краткие записи на надгробиях да записи официальных актов. Стали появляться литературные произведения, а позже историческая проза и научные трактаты.

Римлян интересовало практическое применение научных достижений. В Риме были составлены руководства по торговой арифметике, строительному делу, гидротехнике, агрономии. Впервые в древности там появились городские часы (первоначально солнечные, позднее водяные). Римляне уточнили календарь.

К 3 в. до н.э. относится возникновение в Риме исторической литературы.

- Невий описал в стихах историю первой Пунической войны.

Широкое распространение и труды чисто публицистического типа. Наиболее ярким представителем римской публицистики был Марк Тулий Цицерон.

В 1 в. до н.э. в Риме появились и философские произведения. Среди римского нобилитета сделались популярными идеи стоической философии.

Наиболее характерной формой поэтического творчества сделались сатира и комедия . Источниками возникновения этих видов литературного творчества были стихи и песни, распевавшиеся на сельских празднечествах.

Первые римские комедии представляли собой подражание греческим образцам. Комедийный писатель Плавт брал сюжеты для своих пьес из жизни римского общества, бичуя общественные пороки с иронией.

- Теренций, копируя греческие образцы создал комедии, рассчитанные на вкусы римского нобилитета.

Своего высшего развития лирическая поэзия достигла в творчестве Катулла. В своих стихах он воспевал и радость любви, и горечь измены любимой женщины, и скорбь об умершем брате.

Наибольшее развитие получила в Риме портретная скульптура. Скульптурные портреты предков требовались во всех богатых домах. На форуме и др. улицах ставились статуи, изображавшие военнаначальников и политических деятелей. Изображения усопших выставлялись в родовых склепах.

Характерной чертой Рима и других городов было существование специальных зданий – цирков и театров, в которых во время празднеств ставились пьесы, устраивались конные скачки, и, наконец, кровавые зрелища – бои гладиаторов и травля хищных животных осужденными на смерть преступниками. Кроме цирков, которые представляли собой вытянутые в длину здания, обрамленные рядами каменных скамеек, и театров, начали появляться амфитеатры – эллипсоидные здания, внутри которых скамьи окружали засыпанную песком арену, где и происходили представления и кровавые игры.

В 1 в. до н.э. в Риме начали разбиваться общественные сады, около которых строились общественные бани.

В отличие от Греции в Риме музыка, пение и особенно танцы были развиты очень слабо. Музыканты неоднократно изгонялись из Рима, а на танцы и пляски знатные римляне смотрели с презрением, как на занятия, присущие рабам .

Римская культура республиканского периода

Этот кризис, явившийся результатом прежде всего внутреннего развития Рима, несомненно, также был связан с выходом Рима на широкую международную арену и со всё усиливающимся проникновением в Рим эллинистических влияний (особенно со времени войн на Балканском полуострове и в Малой Азии).

Греческий язык широко распространяется в высших кругах римского общества. Вместе с языком в Рим проникает греческая образованность, грек-учитель делается непременной принадлежностью богатых римских семей, знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками, группы греческих актёров дают представления в Риме на родном языке. Всё большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати и богачей. Многие крупные политические деятели Рима открыто начинают называть себя филэллинами, как, например, Фламинин, Сципион и др.

Однако эллинистические влияния, несомненно, содействовали распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших политических деятелей этого времени — Сципиона Эмилиана создаётся кружок, в который входят философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадлежит знаменитому греческому историку Полибию и греческому философу Панэтию. Оба они, как указывалось выше, проповедовали учение стоиков (так называемая Средняя, или Римская, стоя), приспосабливая его к нуждам и запросам римского общества.

Дальнейший рост территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений, острая политическая борьба — всё это наложило свой отпечаток на идеологию и культуру римского общества в период поздней республики. В I в, до н. э. наблюдается ещё более широкое распространение эллинистических влияний, причём в некоторых областях, например в философии и искусстве, они становятся определяющими. Наряду с этим в римском обществе идёт процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные классическим латинским языком.

Философия и наука

Во II—I вв. до н. э. различные течения эллинистической философии становятся известны уже не только в высших, но и в более широких кругах римского общества. Особенно много для популяризации философии сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений не слишком глубоко и точно, но зато вполне доступно основы различных философских систем и разработавший латинскую философскую терминологию.

Лукреций пытался дать естественно-научное объяснение происхождению человека и общества, развивавшегося, по его мнению, без вмешательства богов. После образования земли, как считал Лукреций, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.

Несмотря на несовершенство тогдашней науки, приводившее Лукреция к ряду ошибок, его материалистическое учение о природе и обществе было огромным достижением и способствовало успешной борьбе материализма с идеализмом. Материализм Лукреция имел многих сторонников в древности. Лукреций оказал также большое влияние на механических материалистов эпохи Возрождения и нового времени, которых поражало его глубокое понимание законов природы. Поэма Лукреция служила им оружием в борьбе с церковью. Отрывки из этой поэмы впервые были переведены на русский язык Ломоносовым. Лукреция высоко ценили К. Маркс и В. И. Ленин.

Развитие права и риторики

Старое римское право с его окостенелым формализмом уже не соответствовало новым условиям. Однако коренной реформе оно не подвергалось, но, как уже говорилось выше, лишь уточнялось и расширялось преторами, которые перед вступлением в должность в специальных эдиктах публиковали, как они намерены решать те или иные юридические казусы. Значительное влияние на римское право оказывало право провинций, с которыми постоянно соприкасались римляне.

В результате были упрощены ведение процессов, порядок сделок по купле-продаже, займу, аренде и т. п. Были расширены права владельцев на имущество, не являвшееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось понятие юридического лица, ранее отсутствовавшее. Такими юридическими лицами были признаны сперва муниципии, а затем и коллегии. Все эти нововведения были направлены на защиту окрепшей частной собственности.

Чтобы разобраться в законах и преторских эдиктах, а также воздействовать на судей, требовалось солидное изучение права и риторики. Юристы, обходя запрещение получать вознаграждение за свои услуги, наживали большие состояния и приобретали громкую славу и многочисленную клиентуру. Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь развития и насчитывало многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Так как гражданские процессы, в которых были замешаны видные лица, приобретали политическое значение, выступления в суде стали школой и пробным камнем для ораторов, выступавших затем в сенате или народном собрании. Кипевшая там борьба была важнейшим стимулом для дальнейшего развития красноречия.

Риторику изучали в Риме в школах, содержавшихся отпущенниками-греками, в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ораторы простой и строгий аттический стиль (аттицизм) или вычурный, театральный, бьющий на эффект, так называемый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в., после чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить противника. Особенное значение имели, конечно, речи политические, наиболее ярким образцом которых служат речи Цицерона против Катилины.

Публицистика и историография

Острота политической борьбы отразилась во всех тогдашних произведениях. Особенно интересны в этом смысле письма Цицерона к друзьям и родным. В них вскрывается закулисная история политических интриг, отношений и лиц, прикрашенная и замаскированная в его официальных выступлениях. Из этих писем мы узнаём, например, что герой республиканцев, стоик Брут уморил голодом одного из магистратов города Саламина, который не мог выплатить сумму, данную ему в долг из 48%; узнаём о корыстных мотивах действий самого Цицерона, о его подлинном, часто презрительном и неискреннем отношении к идеям, которые он провозглашал, и к людям, которых он называл своими друзьями.

Эпическая поэзия. Комедия. Лирика

Цирк. Театр

С древнейших времён в Риме большой популярностью пользовались цирковые зрелища. В 254 г. до н. э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. становятся излюбленным развлечением римлян. На устройство игр и цирковых представлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если только они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги (например, Юлий Цезарь в должности эдила).


Среди широких слоев населения пользовались также успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр.

Архитектура и изобразительное искусство

III—I века знаменуются дальнейшим развитием римской архитектуры и изобразительного искусства. Старый римский дом был одноэтажным, в центре его находился атриум — большое помещение, где горел очаг и находились семейные святыни. К атриуму примыкали спальни; других помещений в доме, как правило, не было. Теперь начинают строить дома в два-три этажа. В богатых домах атриум, украшенный колоннами, превращается в приёмную, к которой примыкает целый комплекс помещений: гостиная, столовая, спальня, ванная комната, закрытые дворики и сады, украшенные колоннадами и статуями. Стены облицовываются мрамором, полы делаются мозаичными. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля — базилики; с начала II в. появляются монументальные декоративные сооружения — триумфальные арки.

Из завоёванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи было привезено огромное количество статуй, которыми теперь украшаются римские площади, общественные и частные здания. Сами римляне создают новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства,—реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые со II в. начинают применяться главным образом для декоративных целей.

Меняется и облик самого города Рима. Он становится огромным по площади и числу населения городом. Полагают, что во II в. до н. э. в нём уже было около полумиллиона жителей. Население Италии стекается в него целыми толпами, кроме того, в Риме живёт теперь множество провинциалов — это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В I в. до н. э. Рим становится крупнейшим международным центром, столицей великой средиземноморской державы. В городе строятся великолепные здания. Форум превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь — прекрасный новый Форум, ставший впоследствии образцом для такого типа сооружений.

Наряду с роскошными кварталами, где находились общественные здания и богатые частные дома, в Риме существовал и целый ряд нищенских кварталов, в которых ютился городской плебс и где жалкие лачуги перемежались с многоэтажными доходными домами-трущобами, построенными на скорую руку предприимчивыми дельцами.

Читайте также: