Свободные выборы это кратко

Обновлено: 01.07.2024

форма народовластия, посредством которой формируются институты государственной власти и местного самоуправления. Выборы являются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти - государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.). Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно отображают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности. Выборы есть конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество организовывает власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляются конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуют как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является важным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов (избирательной, учредительной власти) между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов проявляется в том, чтобы делегировать собранные в нем отдельные частички народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета.
(В.Ч.)

Найдено научных статей по теме — 8

Гендерный паритет в контексте принципа свободных выборов

В статье рассмотрены международные акты, закрепившие за женщинами равное право на управление делами государства и возможность его реализации наряду с мужчинами.

Свободные, справедливые выборы в России это утопия или реальность?

Принцип свободных выборов как международный избирательный стандарт

Протекционизм и свободная торговля: уроки истории и современный выбор для России

Рассмотрены предпосылки и условия формирования концепций протекционизма и фритредерства, особенности их применения в разных странах. На основе историко-теоретического анализа обосновывается возможный выбор для современной России.

Реализация принципа свободных выборов в России и в мире: сравнительно-правовой анализ

Статья посвящена анализу теоретической и практической составляющих принципа свободных выборов в России и за рубежом.

Конструкция избирательной системы в контексте конституционно гарантированных свободных выборов и утв

Резюмируется новый подход к пониманию избирательной системы как институционализированной и социально обусловленной системы конституционных органов и учреждений, гарантирующей организацию и проведение свободных выборов в соответств

Теоретико-правовые аспекты правомерного ограничения свободы передвижения и свободного выбора места ж

Рассмотрены теоретические вопросы правомерного ограничения права человека на свободу передвижения и свободный выбор места проживания.

Свободные выборы представляют собой институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве. Выборы остаются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти - государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.).

Выборы - это конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество формирует власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляется конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуются как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является действенным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов, избирательной, учредительной власти между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов - в доверительном делегировании собранных в нем (каждом гражданине) отдельные части народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета. Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно выражают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности.

В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные выборы признаются одним из основополагающих принципов конституционного строя России. Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3). Путем выборов формируются все представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Только путем выборов избираются глава Российского государства, главы администраций (президенты республик) субъектов Федерации. Таким образом, свободные выборы обеспечивают активное фактическое и постоянное политическое и юридическое участие населения (граждан) в решении всех важнейших вопросов жизни страны.

В Российской Федерации принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные. Федеральные выборы - это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы - это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов (каждый из которых в той или иной вариации характерен для каждого из отмеченных уровней): а) очередные выборы - выборы, проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы - выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации - осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы - выборы вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы - выборы, проводимые в тех случаях, когда очередные признаны не состоявшимися или недействительными.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ;

3) местный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

Глава 11. Государственный суверенитет Российской Федерации
48. § 1. Понятие государственного суверенитета и его свойства
49. § 2. Теории соотношения суверенитета Федерации и ее субъектов
50. § 3. Государственная территория Российской Федерации и ее состав
51. § 4. Государственные символы как атрибут государственного суверенитета. Иные элементы государственного суверенитета Российской Федерации

СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ - форма народовластия, посредством которой формируются институты государственной власти и местного самоуправления. Выборы являются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти - государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.). Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно отображают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности. Выборы есть конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество организовывает власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляются конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуют как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является важным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов (избирательной, учредительной власти) между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов проявляется в том, чтобы делегировать собранные в нем отдельные частички народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета.

Полезное

Смотреть что такое "СВОБОДНЫЕ ВЫБОРЫ" в других словарях:

Выборы в Государственную думу (2011) — ← 2007 2016 → Парламентские выборы в России Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VI созыва … Википедия

Выборы народных депутатов СССР (1989) — ← 1984 (ВС) Выборы народных депутатов СССР 2250 народных депутатов СССР … Википедия

Выборы президента — Условия выборов президента, обеспечение выборов президента Информация об условиях выборов президента, обеспечение выборов президента Содержание Содержание Раздел 1. Тенденции развитие о . Раздел 2. Активное и пассивное избирательное право на… … Энциклопедия инвестора

Выборы в Эстонии — Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

Выборы в Литве — делятся на национальные и муниципальные. На национальном уровне избираются глава государства президент Литвы и депутаты парламента Сейма Литовской Республики. На муниципальном уровне (в самоуправлениях) избирают депутатов… … Википедия

Выборы Президента России (2012) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй Конституц … Википедия

Выборы президента России (2012) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Выборы в Государственную думу (2007) — Эту страницу предлагается объединить с Нарушения на выборах в Госуда … Википедия

выборы — , ов, мн. Избрание голосованием депутатов, представителей власти, должностных лиц. ◘ На основании статьи 134 Конституции СССР выборы депутатов в Верховный Совет СССР производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого… … Толковый словарь языка Совдепии

Выборы в Государственную думу (2003) — ← 1999 2007 → Парламентские выборы в России Выборы в Государственную Думу РФ IV созыва 7 декабря 2003 года … Википедия

Свободные выборы - важный атрибут демократии - доктор философских наук А.Абуов

АСТАНА. 17 января. КАЗИНФОРМ - Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью, пишет доктор философских наук Айдар Абуов.

Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством. И данный договор осуществляется посредством выборов.

Выборы - важнейший компонент современной политической системы. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан. Выборы всегда связаны с голосованием, с волеизъявлением народа. И выборы являются важным элементом демократии.

В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Выборы легитимируют власть. Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина.

Выборы - непременный атрибут демократического государства, его характерная важнейшая черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти.

Казахстан, провозгласив себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, где единственным источником государственной власти является народ, права которого закреплены в Конституции Республики, чётко и строго следит за соблюдением данного закона. Следуя Конституции, народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Он свободно принимает участие в выборах, независимо от каких либо обстоятельств, ничто не может помешать выражению им своей воли.

Несмотря на то, что участие в выборах является правом каждого человека, это ещё и ответственность, и долг каждого гражданина перед своей страной. Идти или не идти на свой избирательный участок и голосовать - это должен решать сам человек, каждый для себя. Но все граждане должны принимать участие в выборах, независимо от того, где находится человек: будь то другая страна или места, где человеку трудно проголосовать на избирательном участке (больницы, места лишения свободы). Ничто и никто не может ограничивать избирательные права, предусмотренные Основным законом. Получить такую возможность проголосовать должен каждый, ведь от результатов голосования зависит не только политическая составляющая страны, но и само положение народа в стране. От того, за кого проголосует народ, зависит будущее государства, будущее самого человека, его родных, близких и знакомых.

Участие в выборах - проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответственен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах.

Свободные выборы - возможность для человека проявить политическую активность и влиять на государственные и общественные дела. Выборы адекватно отражают мнение и волю граждан, обеспечивают представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформируют эффективное правительство.

Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания:

- Президента Российской Федерации;

- депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- депутатов региональных парламентов - законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

- глав муниципальных образований;

- депутатов представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов).

В Российской Федерации принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные. Федеральные выборы - это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы - это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов (каждый из которых в той или иной вариации характерен для каждого из отмеченных уровней): а) очередные выборы - выборы, проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы - выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации - осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы - выборы вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы - выборы, проводимые в тех случаях, когда очередные признаны не состоявшимися или недействительными.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах — важная составная часть принципов избирательного права в России. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспечения соответствующего режима. Он поддерживается огромным количеством норм. Во избежание их повтора, сошлемся на новшества Федерального закона об основных гарантиях. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Читайте также: