Либретто о полку игореве кратко

Обновлено: 28.06.2024


Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Оставить комментарий Отменить ответ

Действие первое

Картина первая

Картина вторая

Ярославна переживает, что нет никаких новостей от князя Игоря и тепло вспоминает время, когда он был рядом. Приходят девушки, говорят ей о том, что одну из них выкрал Владимир Галицкий. Ярославна, сказав, что обо всем расскажет князю Игорю, получает заявление от Владимира о том, что ему все равно, что подумает князь. Более того, он обвиняет Ярославу в неверности. Когда все ушли, девушка начинает молиться за князя Игоря и за его скорое возвращение.



Краткое содержание оперы

Либретто написано автором А. Бородиным, по мотивам “Слова о полку Игореве”. Х|| век нашей эры, древняя Русь борется с врагами, которые окружают молодое государство, народ стонет от постоянных набегов кочевников. Русь разделена на княжества и внутри страны ведется междоусобная война. Вот и князь Игорь Святославич выступает против половцев без поддержки Киевского князя.

Неизвестный нам автор поэмы описывает обстановку того времени и, возвышенным поэтическим языком, основное внимание уделяет героическим качествам исторических личностей. Воспевает патриотизм и смелость простого народа. Князь Игорь в его изложении, несмотря на поражение и плен, не теряет силы духа и решимости продолжать борьбу.

Главные герои

Игорь Святославич, князь Северский правил крепостью Путивль, которая входила в число княжеств Древней Руси. Его вторая жена — Ярославна, надежная помощница своему мужу. Владимир Игоревич — сын князя от первого брака.

Владимир Ярославич Галицкий — брат Ярославны, нашедший приют у князя Игоря от гнева отца. Кончак — половецкий князь, у которого Игорь с сыном был в плену. Княжна Кончаковна — дочь Кончака, влюбленная в княжича Владимира.


Скула, Ерошка — ратники и скоморохи, трусливые и лицемерные. Няня Ярославны, половецкая девушка, девушка, украденная Галицким, отец девушки. Дружина Галицкого

Первое действие

Картина первая. Действие происходит в древней русской крепости Путивле. Игорь Святославич, князь Северский собирается со своей дружиной в поход против половецких кочевников. Неожиданно мрак окутывает город, солнечное затмение пугает народ. Бояре советуют Игорю отложить поход, так как видят в этом природном явлении предупреждение о бедствии.

Путивль существует и сегодня, это небольшой провинциальный городок в Сумской области Украины.

Но князь решительно настроен идти войной против врагов своей родины, он считает делом чести освободить свой народ от ига половецких захватчиков. Власть в городе и заботу об Ярославне поручает ее брату князю Владимиру Галицкому. Тот клянется исполнить волю Игоря.

Отважные воины, возглавляемые князем Игорем и его сыном уходят в поход. Среди дружинников находятся два труса — Ерошка и Скула, которые не хотят воевать, бросают доспехи и убегают к Галицкому, потому что там всегда весело и сытно.

Картина вторая. Княжеские палаты Галицкого, сюда прибежали Ерошка и Скула, здесь собрались все, кто недоволен правлением Игоря. Во дворце пируют приспешники, чествуя его, как будущего правителя Путивля.


Владимир хочет воспользоваться ситуацией, когда князь Игорь в походе и делится своими планами захвата власти в Путивле. Мечтает о том, как весело будет жить, а Ярославна будет отправлена в монастырь, молиться за него.

Разгулявшиеся дружинники потешаются над бедной девушкой, которую выкрали на забаву князю. За нее приходят просить ее отец и подруги, они умоляют Владимира отпустить девушку. Князь же считает, что она должна радоваться тому, что живет в палатах княжьих, и прогоняет их.

Картина третья. Дворец князя Игоря, Ярославна переживает о том, что нет известий от мужа. Тревожится ее сердце, на душе печаль от долгой разлуки с любимым. От тяжелых мыслей ее отвлекают девушки. Они просят помочь освободить, насильно удерживаемую Владимиром подругу. Рассказывают Ярославне о распутном поведении Галицкого и о беспорядках, которые устраивают его пьяные дружинники.


Во дворец приходят бояре и сообщают, что на город идет вражеское войско, дружина Игоря разбита, он и его сын Владимир взяты в плен. Ярославне становится страшно, но бояре заверяют ее в поддержке и напоминают, что она княгиня и на ней лежит забота о народе.

Этими обстоятельствами пытается воспользоваться князь Галицкий и требует объявить его князем Путивля. Бояре отказываются, Ярославна собирает все свое мужество и возглавляет оборону города. Набат сообщает, что враг захватил ближайшие селенья, горят поля и дома.


В этой ситуации, каждый выбирает то, что ему ближе. Галицкий бросает дружину и пытается сбежать. Горожане бегут на защитные стены, готовые умереть в битве. Бояре встают на оборону города вместе с Ярославной.

Действие второе

Картина первая. В стане половецкого хана Кончака праздник, много захвачено добычи, много пленников привели из удачного похода кочевники. За этим, с горечью, наблюдает князь Игорь с княжичем Владимиром. Каждый из них думает о своем.

Княжич влюблен в дочь Кончака и она пылает любовью к нему. Поздней ночью они встречаются, Владимир сообщает о том, что отец против их брака, это ранит девушку, надежда на счастье с любимым улетучивается.


Хан Кончак тешит себя надеждой, породнится с князем Игорем и приобрести в его лице союзника. Но князь не скрывает своих планов бороться с захватчиками, как только появится такая возможность.

Чтобы отвлечь князя от печали Кончак, устраивает для него пышное торжество, на котором Игорь почетный гость. На празднике танцует Кончаковна — любимая дочь хана. и он любуется и гордится ею. Страстные, огненные пляски девушки увлекают княжича в объятия возлюбленной.


Хан наслаждается властью, и не замечает, как скрывается князь Игорь. Ему помогают сбежать. Владимир решает остаться с княжной Кончаковной. Когда выясняются детали побега, казнят всех стражников, княжича спасает княжна.

Картина вторая. Городская площадь Путивля. Много времени минуло с того момента, как провожала Ярославна мужа в поход, она часто приходит на это место, где прощалась с любимым. Много слез выплакано, ее плачь, такой же, как всех женщин, проводивших, и не дождавшихся с поля битвы, мужей.

И тут внимание привлекают двое всадников, в одном из них узнают князя Игоря. Крики радости достигают ушей Ярославны, сквозь толпу она пробирается к мужу. Долгожданная встреча не только мужа и жены, но и встреча народа и защитника.


Люди, с нетерпением и надеждой ждут княжеского слова, оно поднимает их боевой дух и веру в победу над ворогами. Князь не собирается отдыхать, он возглавит освободительную войну и народ поддержит своего князя-батюшку. В эпилоге горожане, торжественно и величаво, славят князя Игоря.

Действие второе

Князь Игорь (Бородин)

На площади в Путивле собралась дружина. Верные подданные готовы выступить в поход против половцев. Князь Игорь выходит из собора. Вдруг наступает солнечное затмение. Все в удивлении смотрят на небо. Народу видится в этом дурной знак. Все, в том числе и Ярославна, уговаривают его не ходить в поход. Но он не прислушивается к их мольбам.

ДЕЙСТВИЕ I

Тем временем в горнице тоскует княгиня. Нет вестей от Игоря. Няня говорит ей, что пришли девушки и просят защиты от князя Владимира.

Приходят бояре. Сообщают, что дружина разбита, а Игорь и его сын в плену. Ярославна теряет сознание. Тем временем к городу подошёл враг. Бояре обещают защитить его и княгиню.

Возвращается хан Кончак, заходит к Игорю. Предлагает ему дары, чтобы князь не грустил. Но князю не нужны дары хана. Кончак раздосадован. Тогда он предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не воевать с ним. Князь отвечает, что, как только представится возможность, он с войсками ударит по нему снова.

ДЕЙСТВИЕ III

С добычей вернулось в стан войско Гзака, приведя за собой русских пленников. Он заявляет о сожжении Путивля и победе над русскими. Хан Кончак и Гзак отправляются думать, что им делать дальше.

Князь Игорь и Владимир знают горькую правду: Путивль сожгли, а дети и жёны пленены. Когда сторожевые половцы засыпают, к ним приходит Овлур. Он опять умоляет Игоря бежать, он соглашается. Неожиданно прибегает дочь хана, она прослышала о предстоящем побеге Владимира и упрашивает не бросать её, иначе о побеге узнает весь стан. Но Игорь убегает. Тогда она ударяет в било. За Игорем отправляется погоня. За Владимира заступается Кончаковна. Хан Кончак высказывает уважение поступку Игоря. В ответ на призыв казнить русских пленных, он объявляет Владимира своим князем и объявляет новый поход на Русь.

ДЕЙСТВИЕ IV

Путивль. Ярославна горько плачет. Вдруг вдали видит она двух всадников, в одно из которых узнаёт Игоря. Бежит к нему, обнимает. Расспрашивает о том, как ему удалось спастись. Он рассказывает о побеге. Ярославна счастлива вновь видеть мужа. Появляются Ерошка и Скула, не верят своим глазам, думая, что Игорь им мерещится. Они созывают народ. Скоморохи сообщают, что приехал князь, с трудом доказывая, что это сам Игорь Северский. За отличную новость скоморохам прощают их грехи. Князь сообщает Ярославне, что вновь пойдёт в поход. Народ прославляет князя.

Либретто Либретто написано на материале русской эпической поэмы 16в. "Слово о полку Игореве" А.П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Либретто Князь Игорь

Действующие лица.

Русский князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русский ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит в 1185 году: в прологе, в I и IV действиях в городе Путивле, во II и III действиях - в половецком стане.

Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим "божьим знамением" и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.

Незаметно из строя выходят два ратника - Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Картина первая. Княжеский двор Владимира Галицкого, разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: "Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!".

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. Приходят девушки с жалобой на Галицкого и его людей, появляется и сам Галицкий. Княгиня высказывает брату свое неудовольствие его поведением, но он держится вызывающе и грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности - половцы приближаются к Путивлю, начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь. Радостно встречаются влюбленные - Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. томящемуся в плену в половецком стане, его гнетут тяжкие думы. Нелегко пережить позор и тяжесть плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга - Ярославну. Крадучись к Игорю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако, гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег, и он отказывается. Из-за шатра выходит сам хан Кончак. С большим уважением относясь к пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем - лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберет новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают игоря восточными пляками - то плавными, томными и полными неги, то стремительными и огненными.

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных он ведет за собой. Кончак и половцы приветствуют войско, ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. "Князь, бери ты в русь, не дай погибнуть ей," - обращаются они к Игорю, и он решается на побег. Овлур готовит лошадей - для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна, она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности, а Кончаковна в отчаянии поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: "Если сокол к гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей". Подводя Кончаковну к княжичу, он говорит: "Вот тебе жена, Владимир!"

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа.Она уже и не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру. солнцу, Ярославна ждет от них ответа - где Игорь и что с ним. С тоскою смотрит Ярославна вокруг на выжженные села, заброшенные пашни, болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось в ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить - колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть - вернулся князь. Народ чествует и величает князя Игоря.

Князь Игорь

Действующие лица

Голос

Описание

опера Князь Игорь

Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!


Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.


С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.


Фото:

Бородин Князь Игорь
опера княязь игорь краткое содержание



Интересные факты

Хан Кончак


Музыка


Александр Порфирьевич Бородин

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из "Слово о полку Игореве". Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина , и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Могучая кучка

Постановки

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.

Князь Игорь

В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира. Исторические события, переплетенные с любовными историями - всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь - это две темы, которые не могут быть забыты. А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Действующие лица:
Игорь, князь Северский (высокий бас, баритон)
Ярославна, его жена (сопрано)
Владимир его сын (тенор)
Владимир, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас, бас-баритон)
Кончак, половецкий хан (бас)
Кончаковна, его дочь (контральто)

Пролог

Первое действие

Ярославна в своей горнице тревожится, что от Игоря давно нет вестей.

Второе действие (Развернуть пост, кликнув на слово "Дальше")

Половецкий стан. Вечер. (ария Кончаковны "Меркнет свет дневной") Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, и княжич Владимир, влюблённые друг в друга, встречаются на тайном свидании. Отец девушки, хан Кончак, согласен выдать дочь за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Свидание влюбленных прерывает появление князя Игоря (ария Игоря "Ни сна, ни отдыха измученной душе"). Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги (ария Кончака "О нет, нет, друг!"). Но Игорь честно говорит, что, если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их (сюита "половецкие пляски").

Третье действие

В половецкий стан прибывает хан Гзак с русскими пленными и награбленной добычей. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники наблюдают за проходящими, стоя в стороне. Когда сторожевые засыпают, крещенный половчанин Овлур предлагает князю Игорю свою помощь в побеге. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь бежит один. Кончаковна несколько раз ударяет в гонг. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы. Побег Игоря вызывает у хана Кончака уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Кончак объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.

Четвёртое действие (финал)

Читайте также: