История взаимоотношений между природой и обществом 10 класс география кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата___________________ Класс________________________

Урок . Взаимодействие общества и природы

Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.

Тип урока: урок-лекция.

I. Подведение итогов предыдущего урока

II. Изучение новой темы

1. Этапы взаимодействия общества и природы.

2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.

3. Природопользование рациональное и нерациональное.

В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсо-обеспеченность, загрязнение окружающей среды.)

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.

В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается как:

б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.

в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.

Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.

При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды — географический нигилизм.

Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).

Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?

Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1) рациональное использование природных ресурсов;

3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;

4) контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:

1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

III. Закрепление изученного материала

2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?

3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?

5) Приведите пример рационального природопользования.

6) Приведите пример нерационального природопользования.

7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?

8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?

hello_html_d61d80f.jpg

IV. Домашнее задание

1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).

2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).

3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).

Вопросы к семинару:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?

5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

6. Как обеспечить чистой водой население Земли?

7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?

8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом этапе человек оставался частью природы. Как все биологические виды, он эволюционировал, то есть изменялся под влиянием внешних факторов.

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство Человек был самым активным, успешным и многочисленным хищником.

Присваивающее хозяйство

Человек был самым активным, успешным и многочисленным хищником.

Аграрное хозяйство Около 40 тыс. лет назад возникла принципиально новая форма взаимодействия человека с природой.

Аграрное хозяйство

Около 40 тыс. лет назад возникла принципиально новая форма взаимодействия человека с природой.

Производящее хозяйство — это такой способ ведения хозяйства, при котором природа даёт человеку больше, чем она могла дать сама по себе, без участия человека.

Производящее хозяйство — это такой способ ведения хозяйства, при котором природа даёт человеку больше, чем она могла дать сама

по себе, без участия человека.


. Фактически на аграрном этапе начинается насилие над природой, что приводит к ее изменению. Во-первых, из всего многообразия жизни человек выделил несколько полезных видов животных и растений, что сократило видовое разнообразие флоры и фауны.

Фактически на аграрном этапе начинается насилие над природой, что приводит к ее изменению. Во-первых, из всего многообразия жизни человек выделил несколько полезных видов животных и растений, что сократило видовое разнообразие флоры и фауны.

Во-вторых, некоторые природные ландшафты, вовлеченные в сферу сельского хозяйства, полностью изменили первоначальный облик и превратились в антропогенные ландшафты.

Во-вторых, некоторые природные ландшафты, вовлеченные в сферу сельского хозяйства, полностью изменили первоначальный облик и превратились в антропогенные ландшафты.

Антропогенный ландшафт — это ландшафт, созданный в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенный ландшафт — это ландшафт, созданный в результате хозяйственной деятельности человека.

Дельта Нила

Дельта Нила



Ремесленничество Развитие сельского хозяйства привело к существенному росту населения планеты. Ремесленничество перестало справляться с потребностями растущего населения, которому были необходимы гораздо большие объемы разнообразной продукции.

Ремесленничество

Развитие сельского хозяйства привело к существенному росту населения планеты. Ремесленничество перестало справляться с потребностями растущего населения, которому были необходимы гораздо большие объемы разнообразной продукции.

Промышленность Промышленное воздействие на природу оказалось более массированным и более жестким по сравнению с сельскохозяйственным. Из шахт и рудников на поверхность поднимаются огромные объемы разнообразных руд, угля, нефти.

Промышленность

Промышленное воздействие на природу оказалось более массированным и более жестким по сравнению с сельскохозяйственным. Из шахт и рудников на поверхность поднимаются огромные объемы разнообразных руд, угля, нефти.

Промышленность

Промышленность

Промышленность Главной особенностью индустриального этапа было воздействие хозяйства на природные ландшафты.

Промышленность

Главной особенностью индустриального этапа было воздействие хозяйства на природные ландшафты.


Глобальный этап Ранее сменявшиеся этапы отличались друг от друга изменением характера взаимоотношений между природой и обществом. Глобальный этап отличается от индустриального не качественно новым способом воздействия на природу, а новыми масштабами этого воздействия.

Глобальный этап

Ранее сменявшиеся этапы отличались друг от друга изменением характера взаимоотношений между природой и обществом. Глобальный этап отличается от индустриального не качественно новым способом воздействия на природу, а новыми масштабами этого воздействия.

Глобальный этап

Глобальный этап

Глобальный этап

Глобальный этап

Глобальный этап

Глобальный этап


Создал учение о ноосфере. В.И. Вернадский 1863–1945 гг.

Создал учение о ноосфере.

В.И. Вернадский

1863–1945 гг.

Ноосфера (от греч. ноо — разум) — это часть географической оболочки, вовлеченной в хозяйственную деятельность человека.

Ноосфера (от греч. ноо — разум) — это часть географической оболочки, вовлеченной в хозяйственную деятельность человека.

История взаимоотношений между природой и обществом

№ слайда 1

История взаимоотношений между природой и обществом

Этапы в развитии взаимоотношений природы и общества Первобытный этапАграрный эта

№ слайда 2

Этапы в развитии взаимоотношений природы и общества Первобытный этапАграрный этапИндустриальный этапГлобальный этап

Первобытный этап Самый длительный.Присваивающее хозяйствоЧеловек – часть природы

№ слайда 3

Первобытный этап Самый длительный.Присваивающее хозяйствоЧеловек – часть природы.Человек не изменял природу, а изменялся сам, не приспосабливал природу к своим нуждам, а приспосабливался сам.Человек был самым активным, успешным и многочисленным хищником

Аграрный этап Охота вытеснялась животноводством, а собирательство – земледелием.

№ слайда 4

Аграрный этап Охота вытеснялась животноводством, а собирательство – земледелием.Производящее хозяйство.Начинается насилие над природой.Антропогенные ландшафты.Сельское хозяйство изменяло природу, но не разрушало её.

Индустриальный этап Рост населения планеты.Зарождение промышленности.Промышленно

№ слайда 5

Индустриальный этап Рост населения планеты.Зарождение промышленности.Промышленное воздействие более массированное и жесткое.Огромные объемы добычи полезных ископаемых.Переработка природных веществ в новые материалы.Разрастаются города, реки перекрываются плотинами электростанций.Разрушительный характер воздействия хозяйства на природу.Восстановление природы невозможно.

Глобальный этап Новые масштабы воздействия на природу.Разрушения охватывают всю

№ слайда 6

Глобальный этап Новые масштабы воздействия на природу.Разрушения охватывают всю планету.Первые испытания атомного оружия привели к повышению радиоактивного фона на всей планете.Массовое сжигание твердого топлива привело к образованию огромного количества зольных частиц в воздухе.Автомобили изменяют газовый состав атмосферы.Учение о ноосфере.

Современный этап Осознание человечеством опасности.Поиск путей выхода из сложной

№ слайда 7

Современный этап Осознание человечеством опасности.Поиск путей выхода из сложной экологической ситуации.

Природопользование Природопользование – это комплекс мер, направленных обществом

№ слайда 8

Природопользование Природопользование – это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки.Рациональное природопользованиеНерациональное природопользование

Рациональное природопользование Рациональное природопользование – это комплекс м

№ слайда 9

Рациональное природопользование Рациональное природопользование – это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки, а также на прогноз последствий этого использования, на ликвидацию этих последствий или сведения их к возможному минимуму.

Рациональное природопользование Применение безотходных технологий.Замкнутые прои

№ слайда 10

Рациональное природопользование Применение безотходных технологий.Замкнутые производственные циклы.Использование современных очистных сооружений.Экологически чистые виды топлива.

Экологические проблемы Истощение природных ресурсов.Загрязнение природной среды.

№ слайда 11

Экологические проблемы Истощение природных ресурсов.Загрязнение природной среды.Виды воздействий хозяйственной деятельностиИзъятие вещества из природы.Поступление изменённого вещества в природу.

Что из перечисленного способствует охране природы при развитии металлургии? 1) и

№ слайда 13

Что из перечисленного способствует охране природы при развитии металлургии? 1) использование систем оборотного водоснабжения 2) добыча руды открытым способом 3) неполное извлечение металла из руды 4) размещение водоемких производств на берегах рек

Парниковый эффект в атмосфере Земли усиливается при повышении содержания в ней:

№ слайда 14

Парниковый эффект в атмосфере Земли усиливается при повышении содержания в ней: 1) азота; 2) кислорода; 3) водорода; 4) углекислого газа.

При сжигании какого из перечисленных видов топлива в атмосферу попадает наименьш

№ слайда 15

При сжигании какого из перечисленных видов топлива в атмосферу попадает наименьшее количество вредных веществ? 1) природный газ; 2) каменный уголь;3) мазут; 4) бурый уголь

Неблагоприятное воздействие на природу оказывает 1) проведение снегозадержания н

№ слайда 16

Неблагоприятное воздействие на природу оказывает 1) проведение снегозадержания на полях;2) создание лесополос в степной зоне;3) осушение болот в верховьях рек;4) террасирование склонов.

В составе воздуха кислорода содержится в среднем 1) 78%; 2) 51%; 3) 38%; 4) 21 %

№ слайда 17

В составе воздуха кислорода содержится в среднем 1) 78%; 2) 51%; 3) 38%; 4) 21 %.

Какая из перечисленных мер способствует охране природы? 1) перевод автомобильног

№ слайда 18

Какая из перечисленных мер способствует охране природы? 1) перевод автомобильного транспорта на газ;2) осушение болот;3) сплав леса по рекам;4) использование на ТЭС дешевого бурого угля

• Географическая среда возникла в
результате длительной эволюции географической оболочки планеты под
влиянием человеческой деятельности.
• Выделите формы хозяйственной
деятельности человека стр.64-65

8. ПЛАН

Присваивающее хозяйство
На этом этапе человек оставался частью природы. Как все биологические
виды, он эволюционировал, то есть изменялся под влиянием внешних
факторов.

Аграрное хозяйство
Около 40 тыс. лет назад возникла принципиально новая
форма взаимодействия человека с природой.

Производящее хозяйство — это такой способ
ведения хозяйства, при котором природа даёт
человеку больше, чем она могла дать сама
по себе, без участия человека.

Фактически на аграрном этапе начинается насилие над природой, что приводит к ее
изменению. Во-первых, из всего многообразия жизни человек выделил несколько полезных
видов животных и растений, что сократило видовое разнообразие флоры и фауны.

Во-вторых, некоторые природные ландшафты, вовлеченные в сферу сельского
хозяйства, полностью изменили первоначальный облик и превратились в
антропогенные ландшафты.

Ремесленничество
Развитие сельского хозяйства привело к существенному росту населения планеты.
Ремесленничество перестало справляться с потребностями растущего населения,
которому были необходимы гораздо большие объемы разнообразной продукции.

Промышленность
Промышленное воздействие на природу оказалось более массированным и более
жестким по сравнению с сельскохозяйственным. Из шахт и рудников на поверхность
поднимаются огромные объемы разнообразных руд, угля, нефти.

Промышленность
Главной особенностью
индустриального этапа было
воздействие хозяйства на
природные ландшафты.

Глобальный этап
Ранее сменявшиеся этапы отличались друг от друга изменением характера
взаимоотношений между природой и обществом. Глобальный этап отличается от
индустриального не качественно новым способом воздействия на природу, а новыми
масштабами этого воздействия.

Ноосфера (от греч. ноо — разум) — это часть
географической оболочки, вовлеченной в
хозяйственную деятельность человека.

37. ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

1. Первобытный этап развития взаимоотношений между природой и
обществом характеризовался отсутствием серьезного влияния человека на
природу.
2. Сельскохозяйственное влияние человека на природу было значительным,
но неразрушительным (мягким).
3. На индустриальном этапе нагрузка на природу превысила ее способность
к самовосстановлению, привела к существенному разрушению природы.
4. На глобальном этапе последствия хозяйственной деятельности человека
начинают проявляться в масштабах планеты.
5. В ноосфере — части географической оболочки — хозяйственная
деятельность является главным фактором развития

38. Домашнее задание

• Параграф 9 читать до стр.67
• Составить кроссворд по пройденной теме
(не менее 5, но не более 8 вопросов)

Читайте также: