Свобода одного человека заканчивается там где начинается свобода другого человека объяснить кратко

Обновлено: 06.07.2024

В выбранном мной высказывании философа и мыслителя Михаила Бакунина поднимается проблема ограничения свободы личности. Он указывает на то, что свобода человека не безгранична. Автор утверждает, что абсолютной свободы быть не может, так как каждый из нас имеет определенные права и свободы, которые ограничены правами и свободами другого человека.

Подтвердим это фактической аргументацией. Федеральным законом регулируется комендантский час, однако многие граждане его нарушают. Приведу в пример ситуацию из своего личного опыта, которая произошла в октябре 2017 года. Подросток К., живущий в моем подъезде, во время отъезда родителей устроил вечеринку. В течение нескольких часов уже после 23:00 продолжала играть музыка и доносились крики и возгласы из квартиры, где он проживает. Таким образом, он нарушил спокойствие и тишину, мешал остальным жильцам нашего дома отдыхать, что показывает нарушение права других людей на отдых, за что потом понес наказание.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждому необходимо соблюдать нормы, которые существуют в обществе, чтобы не нарушать права и свободы других людей, а соблюдать рамки дозволенного.

"Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". Наверняка вам много раз приходилось слышать эту фразу. А в последние полгода наверняка приходилось слышать чаще обычного.

Фраза удобна тем, что подразумевает победу в споре: кто первый её употребил, того и тапки. А ты сиди молчи, раз твоя свобода закончилась.

Между тем, знаем ли мы, кто этот афоризм придумал? Когда, где? При каких обстоятельствах? А вдруг это Геббельс сказал, а мы повторяем?

И это правильные вопросы. Потому что фраза переврана до потери смысла. Нет, это не Геббельс. Это 1789 год, Великая Французская революция, "Декларация прав человека и гражданина", Статья четвёртая:

"Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами" .

Как видим, смысл совершенно другой. Не "твоя свобода заканчивается" – а наоборот: "никто не в праве своей свободой лишить тебя твоей свободы" . И уж тем более – утверждать свои права в ущерб твоим.

Ну, это не принятие Декларации, а "Клятва в зале для игры в мяч" – событие, предшествовавшее Великой Французской революции, однако примечательна история этой незавершённой картины. Революционеры заказали её Жаку Луи Давиду, но пока мастер кропотливо трудился над полотном 10 на 6 метров изрядная часть изображённых на нём людей была казнена. Революция, как известно, пожирает своих детей (Дантон). А заодно и родителей.

Ну, это не принятие Декларации, а "Клятва в зале для игры в мяч" – событие, предшествовавшее Великой Французской революции, однако примечательна история этой незавершённой картины. Революционеры заказали её Жаку Луи Давиду, но пока мастер кропотливо трудился над полотном 10 на 6 метров изрядная часть изображённых на нём людей была казнена. Революция, как известно, пожирает своих детей (Дантон). А заодно и родителей.

Таким образом, если уж упрощать и сокращать эту мысль, то сводить её нужно было никак не к фольклорному высказыванию "Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается твой нос" (приписывается абсолютно всем, кроме Майка Тайсона), а к лозунгу "Запрещено запрещать". Впрочем, французские студенты именно это и сделали.

"Запрещено запрещать", лозунг студенческой революции 1968 года, очевидно перекликающийся с Четвёртой статьёй Декларации прав человека и гражданина

"Запрещено запрещать", лозунг студенческой революции 1968 года, очевидно перекликающийся с Четвёртой статьёй Декларации прав человека и гражданина

А теперь давайте вспомним, в каких случаях произносится липовая фраза о "заканчивающейся свободе". (Особенно сегодня .)

В ситуациях, противоположных букве и духу Четвёртой статьи. Когда нужно ограничить права и свободы одних людей, объясняя это необходимостью соблюсти права и свободы других. Чтобы одни могли спокойно ездить в трамвае, других надо вовсе лишить этой возможности. Чтобы одни не волновались за своё здоровье, других надо вынудить сделать нечто, что заставит их весьма волноваться за своё. И так далее…

И если батенька не стоп, то пусть его нос закончится там, где началась щека – имеете право человека и гражданина.

М. Бакунин высказывает свое мнение о том, что каждый человек имеет свободы, которые не должны противоречить свободам другого человека.

Данное высказывание М. Бакунина стало афористичным, так как оно передает всю сущность прав человека. Право – это совокупность установленных государством общеобязательных правил. Из-за того, что права существуют в тесной связке с обязанностями, нельзя говорить о неограниченной свободе. Многие люди воспринимают свободу как способность совершать все желаемые поступки. Свобода в данном понимании слова невозможна, так как поступки человека могут противоречить правам другого человека, значит, второй человек уже не будет свободным. Если один человек задевает так называемую неограниченную свободу, то и все задевают свободы друг друга. Поэтому свобода – это неоднозначное понятие, которое априори не может нести в себе понятие неограниченности. Ограничения в правах человека есть всегда. Свобода заключается в пользовании всеми данными человеку правами, которые бы не ограничивали права окружающих людей.

В качестве первого факта, который бы подтверждал данную позицию, можно привести пример из истории. Нацисты стремились к обретению абсолютной свободы. Они хотели показать то, что их нация является единственной и исключительной нацией, которая лучше всех остальных. Пытаясь доказать это, нацисты задевали права других людей. Они отбирали у людей жизни, и этих людей нельзя назвать свободными. Победа над нацистами говорит о том, что неограниченная свобода просто невозможна. Если человек будет делать все, что хочет, то и он может попасть под вред человека, который придерживается таких же принципов. Идеология нацистов не могла одержать победу, потому что для неограниченной свободы одного человека нужно было уничтожить всех остальных людей.

Подводя итоги ко всему вышесказанному, стоит отметить, что свобода не может быть неограниченной, потому что права одного человека не могут нарушать права другого человека. Желание делать все, что хочется, сталкивается с таким же желанием другого человека.

В своем высказывании Бакунин затрагивает идею о невозможности существования абсолютной свободы. Автор считает, что свобода не может быть безграничной. Ее рамками служит свобода других людей и закон. И если человек совершает действия в ущерб чьим-либо правам, за этим последует ответственность в виде наказания. Чтобы подтвердить слова автора нам потребуется обратиться к теории, а также примерам разных наук.

Из курса обществознания мы знаем, что свобода — это способность и возможность делать собственный выбор в соответствии со своими интересами и целями. Свобода возможна только при условии ограничителей, в противном случае это превращается в произвол. Помимо свободы другого человека в роли ограничителей также выступают закон, совесть, мораль, обязанности и ответственность. Ответственность — это необходимость отвечать за свои поступки перед обществом. Свобода и ответственность — это две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

В качестве первого аргумента хотелось бы привести исторический пример. Во время Второй мировой войны главной мыслью нацизма в Германии было превосходство и исключительность арийской расы, и несостоятельность остальных. Не признавая равенство наций, нацисты считали себя в праве посягать на свободу других людей. Создавая лагеря смерти и устраивая геноцид, они нарушали права людей на жизнь. В результате чего понесли за это ответственность и были осуждены на Нюрнбергском процессе с приговором к наказанию.

Другим примером может быть роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой, согласно собственной теории, считает, что существуют люди, которые имеют право совершать преступления ради великих целей. Признавая старуху-процентщицу бесполезной и паразитической, Родион Раскольников решается проверить свою теорию и убивает ее, думая, что тем самым приносит пользу обществу. Но какими бы ни были намерения человека, он не имеет право переходить границы свободы другого. Это влечет за собой ответственность, которая в случае Раскольникова представляет собой каторгу.

Бакунин очень четко и правильно передал сущность понятия свободы, которая не может быть беспредельной. Всегда будет хотя бы один ограничитель - это свобода другого человека. Поэтому необходимо уважать других людей и не считать, что можно остаться безнаказанным, нарушив чьи-то права. Ведь ответственность наступит в любом случае.

Анализ мини-сочинения

по критериям оценивания задания №29.Демоверсия 2019г.

29.1. Смысл данного высказывания раскрыт в полном объеме, верно определена проблема, высказана своя обоснованная точка зрения (1 балл)

29.2. Теоретическое содержание:

29.3. Корректное объяснение ключевых понятий, теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный вывод. (1 балл)

29.4. Фактические аргументы (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: СМИ, школьные предметы, личный опыт, факты общественной жизни; примеры должны быть развернутыми, доказывать теорию):

Аргументы взяты из различных источников: история, литература, они ярко иллюстрируют и подтверждают теоретические высказывания (2 балла)

Итого: 6 баллов из 6

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: