Теория аномии мертона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Систематическая теория Р. Мертона, обеспечение целостности и единства системы. Общая характеристика социологическая теория причин преступности в современном обществе, типы индивидуальной адаптации. Использование теории аномии на практике и ее оценка.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.12.2010
Размер файла 24,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 Систематическая теория Р. Мертона

2 Теория социальной аномии Р. Мертона

2.1 Использование теории аномии

2.2 Оценка теории аномии

Современная социология ведет свою историю от учений О. Конта и Г. Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма.

Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся молодой нации.

Другим важнейшим представителем этой социологической школы является Роберт Мертон. Родился он в 1910г. в Филадельфии, в семье рабочего.

В 1957 г. Роберт К. Мертон был избран президентом Американской социологической ассоциации, получил самый почетный титул в сообществе американских социологов, а в 1968 г. стал членом Национальной академии наук. Одновременно он являлся президентом различных академических обществ и иностранным членом многих академий наук. Мертон был награжден многочисленными почетными степенями крупнейших университетов Соединенных Штатов и Европы. Его работы явились значительным вкладом в развитие различных социологических дисциплин: общей теории, социологии отклоняющегося поведения, социологии науки, социологии профессий, медицинской социологии, социологии средств массовой информации. Мертон является одним из авторов, наиболее часто цитируемых в современной социальной науке.

1 СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕРТОНА

Мертон никогда не ставил своей целью создание системы; он был противникам попыток разработки собственной системы на пустом месте, противопоставляя этому изучение наследия титанов социологической науки.

Многие критики глубоко утверждают, что в работах Мертона отсутствуют систематические взаимосвязи. Эвристический контекст открытия не может сдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевидным отсутствие системы в получении результатов не исключает систематического характера конечных выводов.

В работах Мертона существует система социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда систематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементами его системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точки зрения вопросов.

По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.

2 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р. МЕРТОНА

Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие социальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного американского общества). Для Мертона социальная структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.

Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), - т. н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам.

Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот.

Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р. Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

- конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);

- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);

- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);

- ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество);

- мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).

Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объектом анализа.

Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения.

Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

2.1 Использование теории аномии

2.2 Оценка теории аномии

Однако критики теории Мертона указывают, во-первых, что он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов - людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами. Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики.

Таковы основные теоретические положения функционалистской системы Р. Мертона. Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств.

В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него были работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие.

Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.

В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей в вину Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этого термина. Мертон сделал вклад в ее определение, объяснение и расшифровку, создав тем самым связующее звено между наследием титанов социологической мысли и нарождающимися перспективами социологической теории. Возможно, наиболее значительная лепта, внесенная Р. Мертоном в развитие современной социологии, - обоснование ценности этого классического наследия, столь необходимо сейчас в силу некоторых разрушительных, иррациональных и весьма преждевременных сомнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

мертон социальный аномия

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.

4. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 296 с.

5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528 с.

6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н.

7. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

8. Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание,

9. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

Подобные документы

Основные положения функционального подхода Парсонса. Структура социального действия. Социологические взгляды Р. Мертона. Типы индивидуальной адаптации. Социологическая теория причин преступности в современном обществе. Теория отклоняющегося поведения.

презентация [264,0 K], добавлен 21.10.2014

Дезорганизация, дисфункциональность основных социальных институтов. Проблемы аномии в истории философской мысли. Проблема аномии в современном российском обществе, специфика аномии российского общества. Субстанциональный и гносеологический аспекты.

реферат [13,6 K], добавлен 26.09.2010

Причины отклоняющегося поведения людей. Аномия - временная утрата социальных норм действенности в результате экономического или политического кризиса, состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Аномия в исследованиях социологов Дюркгейма и Мертона.

реферат [21,5 K], добавлен 15.01.2008

Социология О. Конта, Г. Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера, Парсона, Мертона, Дарендорфа. Критическая теория, постмарксизм, теория систем Н. Луман, символический интеракионизм. Ирвин Гофман, этнометодология, теория обмена, феминизма, позиций, структуры.

краткое изложение [186,4 K], добавлен 04.06.2008

Основные понятия аномии в обществе. Влияние ее на жизненный уклад российского общества. Динамика девиантного и делинквентного поведения. Экспериментальное исследование уровня социальной отчужденности индивидов на примере жителей г. Набережные Челны.

научная работа [36,1 K], добавлен 28.03.2013

Основные подходы к определению и пониманию социологической теории. Теоретико-методологический поиск С.Г. Кирдиной (институциональные матрицы). Теория среднего ранга: общее понятие, содержание. Трехуровневая модель социологического знания Р. Мертона.

реферат [45,4 K], добавлен 11.10.2013

Природа и виды социальных отношений. Аморальное и делинквентное негативное девиантное поведение. Аддиктивные формы отклонений в поведении. Использование и оценка теории аномии. Теория культурного переноса. Особенности использования теории конфликта.

В социологии под аномией принято понимать нравственно-психологическое состояние сознания, при котором происходит деструкция системы ценностей. Аномия касается как отдельно взятого индивида, так и общества в целом.

Деструкция – это распад, и он обуславливается социальным кризисом. Поставленные цели становится сложнее достигать, противоречия между ожиданиями и реальностью постепенно нарастают. В результате человек испытывает неудовлетворенность своей жизнью, теряет нравственные ориентиры, не имеет возможности реализовываться в профессиональном и творческом ключе. К сожалению, нельзя сказать, что аномия – это пережиток прошлого. В современном мире, таком развитом и продвинутом, аномия также может настигать социальные категории.

Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не столько противоречием между средствами и целями, сколько свободой выбора каждого человека. Нормы отдельных социальных институтов отличаются противоречивостью, и человеку проще примкнуть к какой-то одной группе, ограничиться ею и отрицать нормы и ценности других групп. Но группы меняются, что влияет на состояние человека. Он утрачивает стабильность, у него отсутствует устойчивое восприятие действительности. Из-за того, что нет стабильной связи с другими социальными институтами и группами, человек начинает проявляет агрессию и другие формы девиантного поведения. Оставаясь наедине с самим собой, он все сильнее ощущает одиночество, отсутствие связи с другими людьми, не испытывает потребности в том, чтобы стать частью чего-то большего.

Готовые работы на аналогичную тему

  • человек утрачивает связь с социальной реальностью;
  • у индивида отсутствуют связи с культурой и другими членами общества;
  • возникают навязчивые идеи идти в противовес обществу;
  • появляются вредные привычки – повышается алкоголизация населения, уровень преступности неумолимо растет.

Р. Мертон о социальной аномии

Р. Мертон является одним из последователей Э. Дюркгейма, поэтому неудивительно, что его идеи вторят идеям учителя. Социолог выдвинул предложение, что изучать аномию следует не только с точки зрения среднестатистического понятия, но и вывести ее в категорию социального феномена. В итоге Р. Мертон, определяя деструкцию, выделил несколько опорных пунктов, которыми стали пользоваться уже его последователи.

Во-первых, он обозначил характеристики аномии. Состоят они в том, что цели, желания и нужды большей части представителей социума противоречат тем средствам, которыми они располагают. Потребности человека постоянно растут, что совершенно неудивительно, ведь отмечается рост развития технологий, появляется выбор. Но не хватает средств на то, чтобы удовлетворить абсолютно все потребности, и это – большая проблема. Цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им, что становится камнем преткновения.

Во-вторых, воздействие социальных норм стремится к нулю. Человек становится неуправляемым, целые социальные группы выходят из-под контроля государства. Нормы не регулируют их поведение, а больше всего человек ориентируется на собственное мнение и даже инстинкты. Таким образом, аномия вызвана противоречием целей общества и средств, которые доступны индивиду в достижении этих целей.

Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Аномия ведет к серьезной общественной дифференциации и разделению общества на множество категорий. Человек выбирает другой путь достижения цели – мошенничество, воровство, обман и вымогательство. Может пойти даже на убийство ради того, чтобы обеспечить себе лучшую жизнь. но такое беззаконие не может быть в основе нормально функционирующего общества, а решение проблемы требует серьезного вмешательства.

Р. Мертон выделил несколько реакций человека на противоречие между целями и средствами:

аномия это концепция социальных наук, которая относится к отсутствию норм в обществе или к социальному беспорядку, который мешает некоторым людям достигать навязанных обществом целей. В населении с аномией общество вряд ли дает моральные ориентиры своим гражданам.

В этом типе человеческих обществ отношения между каждым индивидуумом и сообществом ухудшаются до такой степени, что социальная идентичность исчезает. В этих случаях основной мотивацией индивидов является их собственное удовольствие, поэтому традиционные ценности отвергаются.


Термин часто ассоциируется с Дюркгеймом, который впервые использовал его в своей книге. Разделение труда в обществе. Этот социолог сказал, что основной причиной аномии было несоответствие интересов личности и общества, будь то.

  • 1 Теория аномии Дюркгейма
    • 1.1 Различные причины
    • 1.2 Аномия и самоубийство
    • 2.1 Дело Соединенных Штатов
    • 3.1 Аберрантное отклонение
    • 3.2 Мятежное отклонение
    • 3.3 Нонконформистское отклонение

    Теория аномии Дюркгейма

    Согласно Дюркгейму, когда разделение труда не вызывает естественной солидарности, это происходит потому, что не были созданы необходимые условия для его возникновения. Именно в этих случаях может возникнуть состояние аномии.

    Поэтому аномия была бы типичной для обществ, в которых работа настолько специализирована, что участники процесса не имеют чувства принадлежности.

    В настоящее время работники не понимают правила производственного процесса, и могут возникнуть конфликты между работниками и их начальством..

    Различные причины

    Однако для Дюркгейма разделение труда - не единственная причина аномии. Такое состояние обычно возникает из-за очень резких социальных изменений, таких как экономический или политический кризис или утрата традиционных ценностей..

    В этих случаях общество будет пытаться приспособиться к новым условиям, но не сможет этого достичь и, следовательно, может появиться недостаток морального регулирования.

    В эти моменты социального кризиса у людей нет ценностей, которыми они руководствуются, поэтому они будут стремиться к собственным удовольствиям..

    Это приведет к отсутствию дисциплины среди населения и появлению новых аппетитов и желаний, которые в другие времена будут считаться безумными.

    Аномия и самоубийство

    Социолог полагал, что необузданные желания по определению ненасытны, что приводит к большой неудовлетворенности жизнью людей.

    С другой стороны, потеряв моральный компас общества во времена аномии, люди почувствуют, что их жизнь не имеет смысла. Это, вместе с ситуациями экономического кризиса, которые происходят в это время, заставило бы значительную часть населения совершить самоубийство.

    Эта проблема была так важна для Дюркгейма, что он посвятил ей целую книгу, которую он просто назвал самоубийство.

    Теория аномии Мертона

    То, как он использует концепцию, отклонение - это нарушение социальных норм индивидом; этот перерыв может быть чем-то хорошим или плохим.

    Согласно Мертону, тот факт, что разные культуры порождают разное количество отклонений, означает, что общество несет ответственность за их смягчение..

    Принимая концепцию аномии из исследований Дюркгейма, этот социолог заявил, что в моменты, в которые это происходит, также будет происходить большее количество отклонений..

    Однако Мертон слегка меняет концепцию аномии в своих трудах. Для него эта ситуация о разнице между тем, что означает успех для конкретной культуры (целей), и нормами той же культуры о том, что считается подходящим способом достижения этих целей (средств)..

    Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, а также для изучения различий в количестве отклонений по признаку расы, этнической принадлежности или класса..

    Дело США

    Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как пример культуры, в которой есть больше отклонений от правил из-за ситуации аномии.

    В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил о том, как его достичь.

    Например, Мертон говорит, что так же, как восхищаются некоторые великие инвесторы или предприниматели, американская культура также восхищается преступниками, которые нарушают законы и получают свое состояние путем кражи или грабежа. По его словам, для Соединенных Штатов его времени успех гораздо важнее добродетели..

    С другой стороны, не всем людям этого общества было одинаково легко достичь материального успеха.

    Например, тот, кто родился в скромной семье, не имел бы доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий разницы между навязанными обществом целями и своей повседневной реальностью..

    Чтобы противостоять этой реальности, люди могли бы использовать ряд стратегий, начиная от соответствия до восстания.

    Социальная девиация и аномия

    Социальное отклонение, термин, используемый в особенности Мертоном, определяется как поведение, которое нарушает нормы или ожидания общества таким образом, что оно реагирует на разрыв, используя средства контроля. Это серьезная социальная проблема, поскольку она может вызвать социальную маргинализацию у человека, который ее осуществляет..

    Мертон описал три основных типа социального отклонения:

    Аберрантное отклонение

    Он состоит в том, чтобы принимать цели, навязанные обществом, но пытаться достичь их, нарушая правила (средства).

    Мятежное отклонение

    Правила нарушены и социальные цели не предполагаются, но ни одна из них не является альтернативой.

    Нонконформистское отклонение

    И цели, и социальные нормы отклоняются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.

    Согласно Мертону, три типа отклонений возникают, когда невозможно достичь социальных целей с помощью средств, которые общество считает действительными. Это может произойти в ситуациях аномии, поэтому эта ситуация будет прямой причиной социальных отклонений.

    примеров

    В современном обществе, хотя мы не достигли состояния полной аномии, мы можем видеть некоторые примеры ситуаций, вызванных различием между социальными ожиданиями и реальностью. Вот некоторые из них:

    - Рост преступности и самоубийств после Великой рецессии, экономический кризис, который затронул почти всех с 2008 года. В то время многие люди потеряли свои рабочие места (что они считали гарантированными) и не могли найти другой, они решили нарушить социальные нормы через преступность и самоубийство.

    - Уровень разводов около 70% в большинстве западных стран. Это увеличение распада браков происходит отчасти из-за недостатка семейных ценностей и того значения, которое в развитых обществах уделяется индивидуальности, что трудно совместить с долгосрочными отношениями..

    - Рост недовольства молодежи тем, что она не получает стабильную работу с зарплатой, позволяющей быть независимой. Нынешнее поколение - самое сформировавшееся поколение в истории, но оно не гарантирует хорошую работу; поэтому многие принимают меры, которые можно считать отклонениями: эмигрируют, годами живут в доме родителей, среди других.

    - Преобладание соответствия, первая стратегия преодоления, которую Мертон описал для аномии. Согласно его теории, несмотря на невозможность достижения социальных целей традиционными средствами, большинство продолжит попытки, несмотря на неудачу. Это можно увидеть сегодня в таких областях, как занятость или семейные отношения.

    - В ответ на социальные изменения последних десятилетий, было также много инновационного поведения; Мертон описал это поведение как еще один способ противостоять аномии. Некоторые из самых ярких недавних времен - предпринимательство, минимализм и открытые отношения.

    Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодина­ковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств мо­жет допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и откло­няющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов ин­дивидуальной адаптации:

    - конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояль­ные, спокойные и законопослушные граждане);

    - инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, под­делка денег, злоупотребления, обман);

    - ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стя­жательство, махинации, подлоги и др.);

    - ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество);

    - мятеж, бунт - от­каз и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами(полити­ческий терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).

    Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к характеру из­бираемых средств проявляется полное пренебрежение, является центральным объек­том анализа.

    Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо воз­растает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Основываясь на вышесказанном, право­мерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фраг­ментарный характер, его исследования явились вкладом в соот­ветствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанно­го. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топогра­фию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным ис­следовательским потенциалом — проблемами для плодотворного изучения.

    В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него бы­ли работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он восприни­мал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального це­лого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничи­вается или поддерживается структурным контекстом, и функцио­нальные, когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследова­ниях Мертона.

    В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей в вину Мертону статический уклон, тео­рия его динамична в полном смысле этого термина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но и сосре­доточивает внимание на структурных изменениях — структурно порождаемых и имеющих структурные последствия. Он не толь­ко изучает репродуктивные (адаптивные) процессы, но и уделя­ет значительное внимание морфогенетическим процессам, посред­ством которых образуются новые или существенно измененные структуры. Что еще можно требовать от подлинно динамическо­го аналитика?

    Список использованной литературы

    3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.

    4. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 296с.

    5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528с.

    6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416с.

    7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. - 272с.

    8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939с.

    [1] Латентная функция - следствие, вызывать которое не входило в намерения действующего, и он не знает, что вызвал его.

    Читайте также: