Назовите и охарактеризуйте причины которые способствовали проникновению россии в среднюю азию кратко

Обновлено: 02.07.2024

Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

Ответ

Причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

1. Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий.

2. приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать.

3. в регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять.

Причины присоединения территорий Средней Азии к России

В XIX веке во внешней политике России важным направлением было проникновение на территорию Средней Азии. Для присоединения региона у правительства были следующие причины:

  1. Экономическая причина. Необъятная территория Средней Азии с неразвитой промышленностью была превосходным источником сырья и рынком сбыта для развивающейся русской промышленности. Сюда сбывались металлические изделия и текстильная продукция. Из Средней Азии в основном вывозился хлопок;
  2. Политическая причина. Россия противостояла Англии, пытавшейся сделать Среднюю Азию своей колонией.

Интерес к Средней Азии Россия проявляла еще с первой половины ΧΙΧ века. Тогда предпринимались первые попытки ее изучения. В 1850-е годы были предприняты три миссии в Среднюю Азию:

  • дипломатическое посольство Н. Игнатьева;
  • научная экспедиция под руководством востоковеда Н. Ханыкова;
  • торговая миссия Ч. Валиханова.

Все миссии имели задачу изучения экономического и политического положения государств Среднего Востока.

Развитие Средней Азии

Социально-экономическое развитие приграничной с Россией территории было неоднородно: при сохранении патриархального строя преобладали феодальные отношения.

Политическое отношение Средней Азии также было неоднородно. Фактически на территории существовала феодальная раздробленность, между ханствами и эмиратами шла постоянная вражда. В ΧΙΙΙ веке образовались три больших государства:

  • Хивинское царство;
  • Кокандское ханство;
  • Бухарский эмират.

Помимо этого были независимые феодальные владения. Из всех среднеазиатских государств наиболее развитым был Бухарский эмират, имевший крупные города, сосредоточившие ремесло и торговлю, 38 караван-сараев. Самарканд и Бухара были крупнейшими центрами торговли Средней Азии.

Военное проникновение России в Среднюю Азию

Готовые работы на аналогичную тему

В 1860-е годы правительство разрабатывало планы проникновения в Среднюю Азию.

В 1864 году генерал–майор М. Черняев начал наступление на Ташкент, но поход закончился неудачей. Лишь в 1865 году русская армия овладела Ташкентом.

В 1867 году было создано Туркестанское генерал–губернаторство, которое стало центром продвижения в Среднюю Азию.

В 1868 году в зависимость от России попало Кокандское ханство.

В 1868 году отряд под командованием К. Кауфмана овладел Бухарой и Самаркандом. Коканд и Бухара, сохранив внутреннюю автономию, оказались в зависимости у России.

В 1869 году английское правительство либералов под руководством Гладстона предложило правительству России создать в Средней Азии нейтральную зону между владениями России и Англии, которая оставалась бы неприкосновенной для обеих и предотвращала бы их соприкосновение. Россия согласилась с созданием промежуточного пояса и предложила включить Афганистан в его состав, что предохранило бы страну от захвата Англией. В ответ английское правительство потребовало расширения нейтральной территории на области, составлявшие предмет интересов России. По этой причине договориться не удалось.

Англия пыталась расширить сферу влияния на север. Она потребовала признания Россией северной границей Афганистана Амударьи от верховья до пункта Ходжа Салех в Туркменской степи. Споры между Англией и Россией продолжались три месяца и 31 января 1873 года правительство признало предложенную Англией линию границей Афганистана.

Эта уступка имела основания. Россия преследовала цель ослабления противодействия Англии завоеванию Хивы. 4 декабря 1872 года Александр ΙΙ принял решение о походе на Хиву.

Таким образом, сложный длительный процесс присоединения сочетал элементы завоевания и добровольного вхождения в состав России (в 1885 году так в состав России вошел Мерв, граничащий с Афганистаном). Некоторые народы добровольно присоединились к России, предпочтя ее иранскому или английскому владычеству.

Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе подогревали подобные настроения в Царстве Польском. Представители высшего польского дворянства мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1815 г. не удовлетворило польскую оппозицию. Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским, в результате которых была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма. Наместник Царства Польского, великий князь Константин Николаевич стал все чаще действовать в обход сейма. В 1830 г. возникла угроза мобилизации польского населения на подавление революции во Франции, что стало поводом для восстания.

2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В правление Николая I сейм Великого княжества Финляндского практически не созывался. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору, на которую назначались в основном уроженцы Финляндии.

В Прибалтике благодаря аграрной реформе, проведенной при Александре I, произошли экономические перемены. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

На украинских губерниях Юго-Западного края было образовано Киевского генерал-губернаторства. На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Еще в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. С 1825 по 1850 гг. в украинских губерниях увеличилось число промышленных предприятий с 649 до 1655. На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. – Харьковский, а в 1834 г. – Киевский (университет Святого Владимира). С 1846 по 1847 гг. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество – тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права, создание республики. Движение было разгромлено, один из ее активных участников Т. Г. Шевченко был отдан в солдаты.

4. Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

5.

Александр I Николай I
Общее
Построение национальной политики исходило не только из интересов больших, но и малых народов; Финляндия пользовалась значительной автономией
Различия
Александр I проводил либеральную политику по отношению к западным губерниям Николай I проводил консервативную политику в национальном вопросе, ограничил самостоятельность польских земель, проводил жесткую политику ассимиляции евреев

Стр. 86

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Подчинение униатской церкви непосредственно Синоду говорило о намерении властей полностью подчинить себе униатов и соединить их с православной церковью.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

1) В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не беспокоить российское правительство.

2) Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедших под власть России, что вынуждало принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнет к завоеванию Средней Азии.

3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

Это было связано с тем, что эти земли были населены поляками, прибалтами, украинцами, которые стремились получить национальную автономию. К тому же приграничные регионы были важны с точки зрения безопасности западных границ Российской империи, что вынуждало вводить там особое управление.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830 – 1831 гг.

29 ноября 1830 г. – попытка группы военных убить наместника, великого князя Константина, в его дворце. Начало восстания.

4 декабря 1830 г. – формирование Временного правительства из 7 членов.

5 декабря 1830 г. – Гжегош Юзеф Хлопицкий провозгласил себя диктатором.

25 января 1831 г. – принятие Польским сеймом акта о низложении Николая и запрете представителям династии Романовых занимать польский престол.

5-6 февраля 1831 г. – вступление главных сил русской армии в пределы Царства Польского.

14 февраля 1831 г. – сражение при Сточеке. Победа поляков.

19 февраля 1831 г. – первая битва при Грохове.

25 февраля 1831 г. – основное сражение при Грохове.

Март-апрель 1831 г. – удачное контрнаступление поляков под Варшавой.

14 мая 1831 г. – сражение при Остроленке.

20 июня 1831 г. – восстание в Варшаве.

19 августа – 8 сентября 1831 г. – осада Варшавы.

8 октября 1831 г. – взятие Модлина.

21 октября 1831 г. – взятие Замостья. Окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Graphical user interface, website Description automatically generated

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

В Киевском Императорском университете Святого Владимира наиболее полно были представлены гуманитарные науки. Изначально существовали философский факультет с двумя отделениями (историко-филологическое и физико-математическое) и юридический факультет. В университет было развито светское направление изучения истории Церкви.

Параграф 14–15 (13–14). Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817–1864 гг. Крымская война 1853–1856 гг.

Стр. 86

Вопрос в начале параграфа

Кавказская война 1817–1874 гг. привела к окончательному покорению горских народов, утверждению власти России на Кавказе, включению горных районов Кавказа в состав Российской империи.

На протяжении второй четверти XIX в. Российская империя продолжала играть ведущую роль на мировой арене. В 1849 г. Николай I помог подавить восстание в Австро-Венгрии, послав туда русские войска, чем фактически спас правящий режим Габсбургов.

Русско-иранская война 1826-1828 гг. привела к присоединению к России территории восточной Армении. Был нанесен сильный удар по позициям Англии в Закавказье.

Крымская война 1853-1856 гг. показала отставание российской армии от европейских, свидетельствовала о необходимости перемен во всех сторонах российской жизни. Был нанесен серьезный удар по международным позициям России, наиболее болезненным пунктом Парижского мира был запрет иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Вопросы к Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
  • многих вельмож Польши не устраивало ничего, кроме восстановления независимости;
  • Николай I ввёл в Царстве Польском тайную полицию;
  • он усилил контроль над печатью;
  • полномочия сейма оказались ограниченными;
  • наместник Константин Павлович всё чаще стал действовать в обход сейма;
  • аресту подвергся целый ряд оппозиционно настроенных депутатов сейма;
  • в 1830 году в Европе наблюдался общий подъём революционных настроений (новые режимы победили во Франции и Бельгии);
  • в рамках Священного союза Россия собиралась послать войска на подавление революции во Франции, которой в Польше симпатизировали;
  • среди посланных на подавление восстания войск могли оказаться и собственно польские части.
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась.

В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель.

Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
  • Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;
  • приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;
  • в регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;
  • Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.
3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения.

В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримрер, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

29 ноября 1830 года – попытка группы военных убить Константина Павловича, начало восстания;

4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;

5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провогласил себя диктатором;

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;

17 мая 1831 года – смерть командующего русскими войсками генерала Дибича от холеры, что приостановило наступление;

20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;

15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;

19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;

6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;

8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;

21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Текст: сведения об авторе

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно.

Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Читайте также: