Суша в океане 7 класс география кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО учителя : Печерских Л.В.

Тема урока : Суша в океане. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

Методы обучения : частично- поисковый, метод проблемного обучения, метод дифференцированного подхода в обучении, словесный метод, диалогический, формирование ИКТ компетенции учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке : материк, остров, полуостров, архипелаг, части света

Оборудование на уроке : презентация, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, физическая карта мира, контурные карты

узнать, как распределяется суша и Мировой океан на поверхности Земли;

сравнить размеры материков;

узнать, что такое часть света;

познакомиться с происхождением островов.

Задачи урока :

Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о суше, её составных частях (материк, остров, полуостров, архипелаг, части света), формировать картографические навыки и умения учащихся.

Развивающие : способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины. Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, части света.

Личностные результаты : формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты : умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации

Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе

Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

На Земле есть разные по площади участки суши, окруженные водой. Среди них – острова, отличающиеся от материков меньшими размерами.

Остров – это достаточно большой участок суши со всех сторон окруженный водой.

Острова отличаются между собой размерами и происхождением и должны постоянно возвышаться над поверхностью воды. Острова могут быть одиночные и групповые. В ряде случаев островом может стать приподнятая часть шельфа материка. На Земле самым большим островом является Гренландия, которую по площади можно сравнить с самым маленьким материком – Австралией.

По географическому положению острова бывают:

  • Континентальные (материковые);
  • Острова переходной зоны;
  • Океанические острова.

Происхождение морских островов:

  • Образованые коренными породами;
  • Образованные аккумулятивной деятельностью волн;
  • Острова вулканические и грязевулканические;
  • Острова коралловые.

Речные и озерные острова могут образоваться в результате наносов и эрозионных процессов. В свою очередь речные острова делятся на пойменные и русловые. Есть острова искусственные, но это отдельная группа островов, являющаяся результатом деятельности человека, например, насыпки грунта или строительства каналов.

В пределах подводных окраин материков образовались континентальные острова. Как правило, они образованы коренными породами или аккумулятивной деятельностью волн. Среди таких островов самые крупные – Гренландия, Новая Гвинея, Калимантан, Мадагаскар и др.

Вулканические острова, а иногда и коралловые относятся к островам переходной зоны. Эти же острова могут располагаться в пределах ложа океана и на срединно-океанических хребтах только они уже будут океаническими островами. Острова вулканического происхождения являются верхушками подводных вулканов – это Гавайские, Галапагосские острова, Санторин, Таити, Пасхи. У побережья Сицилии в Средиземном море – Вулькано, Липари, Мадейра.

Готовые работы на аналогичную тему

В отношении населения острова бывают обитаемые и необитаемые. Самое большое скопление островов расположено в Тихом океане. Они находятся в центральной и западной частях океана и называются Океания.

Общая площадь островов Океании составляет $1,3$ млн. км кв. и разбросана от субтропических широт Северного полушария до умеренных широт Южного. Географическое положение, размеры и происхождение этих островов связано со строением тихоокеанского дна. Большая часть этих островов являются вершинами подводных вулканов, но есть и материковые. В западной части Океании острова лежат в области островных дуг, которые образовались на границах литосферных плит.

Об Океании узнали в $XVI$ в. после первого кругосветного плавания Магеллана. В изучение природы и населения Океании большой вклад внес русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай.

Полуострова

Полуострова – это большие участки суши, окруженные водой с трех сторон и вдающиеся далеко в акваторию моря.

Форма полуостровов самая разная. Заостренные и узкие их части получили название мысов. На них могут располагаться маяки, предупреждающие о близкой земле. Вытянутый в длину полуостров в России называется нос, например, полуостров Канин Нос. Берега полуостровов могут омывать не только одно, а несколько морей. Так, Скандинавский полуостров омывают воды $4$-х морей – Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды разделяют два великих океана.

Самый крупный на планете Аравийский полуостров, являющийся частью Евразии, имеет площадь $2730$ млн. км кв. На его территории расположено несколько государств, самым крупным из которых является Саудовская Аравия и несколько мелких, расположенных по берегам Персидского и Аденского заливов, Аравийского моря. На севере располагается часть Сирии, Ирака, Иордания. Вблизи Персидского залива здесь залегают богатейшие запасы нефти и газа.

Вторым крупным азиатским полуостровом является Индокитай. Он тоже является выступающей частью Евразии и занимает площадь $2088$ млн. км кв. Берега этого гиганта омывают два моря: Андаманское – на западе и на юго-востоке – Южно-Китайское море. Вблизи его берегов находится много заливов – Бенгальский, Сиамский, Бакбо и пролив – Малаккский. Территорию полуострова занимают $7$ государств – Бангладеш, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Малайзия, Вьетнам, Таиланд.

На юге Евразии располагается полуостров Индостан, площадью $2 $млн. км кв. На западе его омывает Аравийское море, на востоке – Бенгальский залив. Территорию полуострова занимает государство Индия.

На северо-западе Евразии расположился Скандинавский полуостров. Его длина с севера на юг составляет примерно $1900$ км, а ширина – $800$ км.

Площадь полуострова примерно $800$ тыс. км кв. Это самый крупный европейский полуостров, на территории которого находятся три государства – Норвегия, Швеция и северо-западная часть Финляндии.

Помимо этих крупных по площади полуостровов, к Евразии относятся еще несколько, но меньших размеров – Пиренейский, Малая Азия, Балканский и Таймыр.

Есть полуострова и у Северной Америки, Африки, Австралии и, даже у Антарктиды. На востоке Канады находится полуостров Лабрадор, расположившийся между двумя заливами – Гудзоновым и заливом Святого Лаврентия с одной стороны и Атлантическим океаном – с другой стороны. Лабрадор занимает площадь $1,6$ млн. км кв. и имеет среднюю высоту над уровнем моря $600$ м.

На востоке африканского континента образовался полуостров Сомали, омываемый водами Аденского залива и Индийского океана. Он занимает площадь около $ 750$ тыс. км кв., на которой расположено государство с одноименным названием. На севере Сомали граничит с Джибути, на юго-западе граница проходит с Кенией, а на западе с Эфиопией.

Крупнейшим полуостровом белого континента является Антарктический, на котором расположена крайняя северная точка материка – мыс Прайм-Хед. Полуостров получил современное название в $1961$ г., а до этого в картографии разных стран он назывался по-разному. Американцы называли его полуостров Палмера, у британцев и русских это была Земля Грейама, аргентинцы на своих картах подписывали как Земля Сан-Мартина. В Чили полуостров официально называется Земля О,Хиггинса.

Архипелаги

В Мировом океане помимо одиночных островов, есть целые группы – это архипелаги.

Архипелаг – это группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих общее основание.

Архипелаги в основном имеют одно происхождение. Геологическое строение их тоже может быть одинаковым.

В связи с этим различают архипелаги:

  • Материковые;
  • Вулканические;
  • Коралловые;
  • Намывные.

Материковым является архипелаг Новая Земля, Маршалловы острова – коралловый архипелаг, а Гавайские острова – архипелаг вулканического происхождения.

На архипелагах располагаются государства, их насчитывается более $30$, например, Индонезия, Фиджи, Филиппины, Багамы и др. Самым крупным архипелагом на планете является Малайский архипелаг, в состав которого входит около $10000$ островов общей площадью $2 $млн. км кв.

Канадский Арктический архипелаг – самый крупный в Северном Ледовитом океане – занимает около $1,3$ млн. км кв. Это родина эскимосов. Большими островами в этой группе являются Баффинова Земля, Элсмир, Виктория и др.

Довольно крупный архипелаг расположен в западной части Тихого океана – это Японские острова, общая площадь которых составляет $370$ тыс. км кв. Крупнейшими в архипелаге являются такие острова как Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо. Британские острова – тоже достаточно крупный архипелаг, площадью $325$ тыс. км кв. Территорию архипелага занимают два государства – Великобритания и Ирландия.

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о курсе географии материков и океанов, объяснить, что изучает данный раздел. Дать представление о таком понятии, как материки и острова, части света.

1.Образовательная. Сформировать у учащихся представление о курсе географии материков и океанов. Объяснить и познакомить со структурой данного курса. Познакомить с учебником и другими пособиями (атлас, рабочая тетрадь контурная карта), которые понадобиться в ходе изучения предмета.

2.Развивающая. Развить у учащихся способность работать с учебником и другими пособиями, а также сформировать умение работать с поступающей информацией.

3.Воспитательная. Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к окружающему миру и процессам, происходящим в нём, как источникам жизни, красоты и духовной культуры; воспитывать познавательную активность, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.(Проверка отсутствующих на уроке.)

II. Изучение нового материала

- Ребята, мы с вами начинаем изучать очень интересный курс географии – география материков и океанов.

-Ребята, а как выдумаете, что вы будете изучать в этом курсе географии, кроме материков и океанов? (моря, заливы и др.)

- Вы будете изучать природу нашей планеты в целом, её материки и океаны, народы и страны. Вы узнаете, как люди открывали и изучали Землю, какой климат характерен для пустынных или наоборот влажных экваториальных лесов, что такое природные комплексы, каковы закономерности их размещения, как используются природные богатства в хозяйственной деятельности людей. Вы расширите свои знания о Мировом океане, о материках и народах мира.

-Более полными станут ваши знания об оболочках Земли.

- Ребята, а что это за оболочки? Назовите мне их. (Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

-Что каждая из них изучает? (Литосфера – внутреннее строение Земли (слайд № 2), гидросфера – водную оболочку Земли (слайд №3), атмосфера – воздушную оболочку Земли (слайд №4) .

- Молодцы, правильно. Но, ребята, ещё вы узнаете, о самой сложной оболочке Земли, в которой живёт человечество, о закономерностях его развития.

* закономерности – это зависимости, постоянно действующие на всей земной поверхности. Например, горообразовательные процессы, смена времён года и др.

-Ребята, изучая отдельные материки и океаны, вы узнаете, когда и кем они были открыты, каковы особенности их природы, какие народы населяют их, а также какие государства там находятся и многое другое.

Одновременно вы научитесь работать с различными географическими картами, картинами, таблицами.

-Ребята, а как вы думаете, зачем мы будем изучать этот раздел географии? -Для чего нам будут нужны эти знания? (Для того чтобы знать что будет с планетой и как все процессы, происходящие в окружающей среде будут влиять на здоровье людей).

- Ребята, эти знания нам будут нужны, так как люди и природа тесно взаимосвязана между собой. А под влиянием деятельности человека, кстати, не всегда разумной, происходят изменения на нашей планете, что неблагоприятно сказывается на жизни и здоровье людей, поэтому географические знания необходимы.

-Посмотрите, пожалуйста, оглавление учебника. Вот эти все темы мы с вами будем изучать.

-Итак, ребята, а сейчас мы приступаем к изучению материков и частей света. -Поверхность всего земного шара составляет 510, 2 млн. км2. Как вы знаете, она разделена на материки и океаны. Все океаны соединены между собой и образуют единый Мировой океан.

На долю суши – материков и островов приходится 149, 1 млн. км2, или 29,2 % всей поверхности Земли.

Ребята запишите, пожалуйста, в тетрадь, а также нарисуйте схему. (Слайд №6 ).

Ребята, сколько материков на земле? (6). Молодцы. Назовите их (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). (Слайд №7 ).

-Давайте поработаем по таблице на странице 8 учебника и узнаем кратко о материках, а также сравним их размеры по рисунку 2.

-Спишите с учебника определение материка в тетрадь и постарайтесь запомнить.

-Вблизи континентов на материковой отмели или склоне находятся материковые острова, а в океане много вулканических и коралловых островов. Все острова, прилегающие к материкам, входят в общую площадь материка.

-Вместе с делением суши на материки существует её условное деление на части света.( Слайд №8)

-Прочитайте в учебнике определение части света и перепишите в тетрадь. Определение нужно будет запомнить

-. Ребята, по рисунку 3 на странице 9 назовите сначала материки, а затем части света.

- Ребята, раньше много веков назад, древнегреческие учёные различали только 2 части света Европу (что в переводе означает закат) – территория располагалась к северу и западу от мест поселения греков и Азию (означает восход), располагалась к востоку от греков. Но уже во время римлян, которые завоевали Средиземное море, появилось название третий части света – Африка.

-Ребята, запомните, Европа, Азия и Африка составляют старый свет. А уже когда Х. Колумб открыл Америку (слайд №9), появился новый свет – Америка, намного позже стали известны другие части света, такие как Австралия (XVII век) и Антарктида (XIX).

-Таким образом, ребята, давайте подведём итог, частей света тоже шесть. Части света, также как и материки включают прилегающие к ним острова.

-Итак, ребята, курс географии материков и океанов очень интересный и информационный, все полученные знания пригодятся вам при дальнейшем изучении географии.

III. Закрепление изученного материала.

-Итак, ребята, что мы узнали нового за сегодняшнее занятие?

1.Что изучает география материков и океанов?

2. Почему нам так необходимы знания этого курса?

3. Какова поверхность всего земного шара?

4.Сколько процентов приходится на сушу? А в млн. км2?

5.Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

6. Какие материки располагаются в только в северном полушарии? Какие пересекаются экватором?

7. Какие пересекает меридиан 110 0 С з.д.? какие материки пресекает 50 ю.ш.?

8. Сколько частей света? Назовите их, покажите на карте.

9. Назовите самый крупный по площади материк и самый маленький?

10.Какие части света называют старым светом? А какие новым? Почему?

-Молодцы, очень хорошо.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. §1, на контурной карте отметить номенклатуру по теме урока. (Слайд №10).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы.


Открытый урок "Природные комплексы суши и океанов"


Разработка урока по геграфии 7 класс по теме "Природные комплексы суши и океанов"


Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли."

Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли." 7 класс, 2 урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Суша в океане".

Суша в океане

  • Это огромная часть суши, почти со всех сторон окруженная водами Мирового океана. (только 2-а материка полностью окружены морями и океанами)
  • 6 материков: 2-е группы: Северная и Южная

Крайние точки Евразии

Крайние точки Африки

Крайние точки Африки

Крайние точки Северной Америки

Крайние точки Северной Америки

Крайние точки Южной Америки

Крайние точки Южной Америки

Крайние точки Австралии

Крайние точки Австралии

Крайние точки Антарктиды

Крайние точки Антарктиды

Переше́ек — тонкая полоска земли, ограниченная с двух сторон водой и соединяющая две части суши. Панамский перешеек

Переше́ек — тонкая полоска земли, ограниченная с двух сторон водой и соединяющая две части суши. Панамский перешеек

 Части света- крупные историко-геграфические районы Земли, включающие материки или их крупные части вместе с ближайшими островами.

Части света- крупные историко-геграфические районы Земли, включающие материки или их крупные части вместе с ближайшими островами.

Части света Америка Европа Азия Африка Австралия Антрактида

В результате чего образовались (происхождение островов)

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Читайте также: