Суша в океане 7 класс география кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ФИО учителя : Печерских Л.В.
Тема урока : Суша в океане. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Методы обучения : частично- поисковый, метод проблемного обучения, метод дифференцированного подхода в обучении, словесный метод, диалогический, формирование ИКТ компетенции учащихся.
Основные понятия, изучаемые на уроке : материк, остров, полуостров, архипелаг, части света
Оборудование на уроке : презентация, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, физическая карта мира, контурные карты
узнать, как распределяется суша и Мировой океан на поверхности Земли;
сравнить размеры материков;
узнать, что такое часть света;
познакомиться с происхождением островов.
Задачи урока :
Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о суше, её составных частях (материк, остров, полуостров, архипелаг, части света), формировать картографические навыки и умения учащихся.
Развивающие : способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины. Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, части света.
Личностные результаты : формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты : умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
На Земле есть разные по площади участки суши, окруженные водой. Среди них – острова, отличающиеся от материков меньшими размерами.
Остров – это достаточно большой участок суши со всех сторон окруженный водой.
Острова отличаются между собой размерами и происхождением и должны постоянно возвышаться над поверхностью воды. Острова могут быть одиночные и групповые. В ряде случаев островом может стать приподнятая часть шельфа материка. На Земле самым большим островом является Гренландия, которую по площади можно сравнить с самым маленьким материком – Австралией.
По географическому положению острова бывают:
- Континентальные (материковые);
- Острова переходной зоны;
- Океанические острова.
Происхождение морских островов:
- Образованые коренными породами;
- Образованные аккумулятивной деятельностью волн;
- Острова вулканические и грязевулканические;
- Острова коралловые.
Речные и озерные острова могут образоваться в результате наносов и эрозионных процессов. В свою очередь речные острова делятся на пойменные и русловые. Есть острова искусственные, но это отдельная группа островов, являющаяся результатом деятельности человека, например, насыпки грунта или строительства каналов.
В пределах подводных окраин материков образовались континентальные острова. Как правило, они образованы коренными породами или аккумулятивной деятельностью волн. Среди таких островов самые крупные – Гренландия, Новая Гвинея, Калимантан, Мадагаскар и др.
Вулканические острова, а иногда и коралловые относятся к островам переходной зоны. Эти же острова могут располагаться в пределах ложа океана и на срединно-океанических хребтах только они уже будут океаническими островами. Острова вулканического происхождения являются верхушками подводных вулканов – это Гавайские, Галапагосские острова, Санторин, Таити, Пасхи. У побережья Сицилии в Средиземном море – Вулькано, Липари, Мадейра.
Готовые работы на аналогичную тему
В отношении населения острова бывают обитаемые и необитаемые. Самое большое скопление островов расположено в Тихом океане. Они находятся в центральной и западной частях океана и называются Океания.
Общая площадь островов Океании составляет $1,3$ млн. км кв. и разбросана от субтропических широт Северного полушария до умеренных широт Южного. Географическое положение, размеры и происхождение этих островов связано со строением тихоокеанского дна. Большая часть этих островов являются вершинами подводных вулканов, но есть и материковые. В западной части Океании острова лежат в области островных дуг, которые образовались на границах литосферных плит.
Об Океании узнали в $XVI$ в. после первого кругосветного плавания Магеллана. В изучение природы и населения Океании большой вклад внес русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай.
Полуострова
Полуострова – это большие участки суши, окруженные водой с трех сторон и вдающиеся далеко в акваторию моря.
Форма полуостровов самая разная. Заостренные и узкие их части получили название мысов. На них могут располагаться маяки, предупреждающие о близкой земле. Вытянутый в длину полуостров в России называется нос, например, полуостров Канин Нос. Берега полуостровов могут омывать не только одно, а несколько морей. Так, Скандинавский полуостров омывают воды $4$-х морей – Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева. Мыс Горн и мыс Доброй Надежды разделяют два великих океана.
Самый крупный на планете Аравийский полуостров, являющийся частью Евразии, имеет площадь $2730$ млн. км кв. На его территории расположено несколько государств, самым крупным из которых является Саудовская Аравия и несколько мелких, расположенных по берегам Персидского и Аденского заливов, Аравийского моря. На севере располагается часть Сирии, Ирака, Иордания. Вблизи Персидского залива здесь залегают богатейшие запасы нефти и газа.
Вторым крупным азиатским полуостровом является Индокитай. Он тоже является выступающей частью Евразии и занимает площадь $2088$ млн. км кв. Берега этого гиганта омывают два моря: Андаманское – на западе и на юго-востоке – Южно-Китайское море. Вблизи его берегов находится много заливов – Бенгальский, Сиамский, Бакбо и пролив – Малаккский. Территорию полуострова занимают $7$ государств – Бангладеш, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Малайзия, Вьетнам, Таиланд.
На юге Евразии располагается полуостров Индостан, площадью $2 $млн. км кв. На западе его омывает Аравийское море, на востоке – Бенгальский залив. Территорию полуострова занимает государство Индия.
На северо-западе Евразии расположился Скандинавский полуостров. Его длина с севера на юг составляет примерно $1900$ км, а ширина – $800$ км.
Площадь полуострова примерно $800$ тыс. км кв. Это самый крупный европейский полуостров, на территории которого находятся три государства – Норвегия, Швеция и северо-западная часть Финляндии.
Помимо этих крупных по площади полуостровов, к Евразии относятся еще несколько, но меньших размеров – Пиренейский, Малая Азия, Балканский и Таймыр.
Есть полуострова и у Северной Америки, Африки, Австралии и, даже у Антарктиды. На востоке Канады находится полуостров Лабрадор, расположившийся между двумя заливами – Гудзоновым и заливом Святого Лаврентия с одной стороны и Атлантическим океаном – с другой стороны. Лабрадор занимает площадь $1,6$ млн. км кв. и имеет среднюю высоту над уровнем моря $600$ м.
На востоке африканского континента образовался полуостров Сомали, омываемый водами Аденского залива и Индийского океана. Он занимает площадь около $ 750$ тыс. км кв., на которой расположено государство с одноименным названием. На севере Сомали граничит с Джибути, на юго-западе граница проходит с Кенией, а на западе с Эфиопией.
Крупнейшим полуостровом белого континента является Антарктический, на котором расположена крайняя северная точка материка – мыс Прайм-Хед. Полуостров получил современное название в $1961$ г., а до этого в картографии разных стран он назывался по-разному. Американцы называли его полуостров Палмера, у британцев и русских это была Земля Грейама, аргентинцы на своих картах подписывали как Земля Сан-Мартина. В Чили полуостров официально называется Земля О,Хиггинса.
Архипелаги
В Мировом океане помимо одиночных островов, есть целые группы – это архипелаги.
Архипелаг – это группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих общее основание.
Архипелаги в основном имеют одно происхождение. Геологическое строение их тоже может быть одинаковым.
В связи с этим различают архипелаги:
- Материковые;
- Вулканические;
- Коралловые;
- Намывные.
Материковым является архипелаг Новая Земля, Маршалловы острова – коралловый архипелаг, а Гавайские острова – архипелаг вулканического происхождения.
На архипелагах располагаются государства, их насчитывается более $30$, например, Индонезия, Фиджи, Филиппины, Багамы и др. Самым крупным архипелагом на планете является Малайский архипелаг, в состав которого входит около $10000$ островов общей площадью $2 $млн. км кв.
Канадский Арктический архипелаг – самый крупный в Северном Ледовитом океане – занимает около $1,3$ млн. км кв. Это родина эскимосов. Большими островами в этой группе являются Баффинова Земля, Элсмир, Виктория и др.
Довольно крупный архипелаг расположен в западной части Тихого океана – это Японские острова, общая площадь которых составляет $370$ тыс. км кв. Крупнейшими в архипелаге являются такие острова как Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо. Британские острова – тоже достаточно крупный архипелаг, площадью $325$ тыс. км кв. Территорию архипелага занимают два государства – Великобритания и Ирландия.
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о курсе географии материков и океанов, объяснить, что изучает данный раздел. Дать представление о таком понятии, как материки и острова, части света.
1.Образовательная. Сформировать у учащихся представление о курсе географии материков и океанов. Объяснить и познакомить со структурой данного курса. Познакомить с учебником и другими пособиями (атлас, рабочая тетрадь контурная карта), которые понадобиться в ходе изучения предмета.
2.Развивающая. Развить у учащихся способность работать с учебником и другими пособиями, а также сформировать умение работать с поступающей информацией.
3.Воспитательная. Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к окружающему миру и процессам, происходящим в нём, как источникам жизни, красоты и духовной культуры; воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Тип урока: изучение нового материала.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.(Проверка отсутствующих на уроке.)
II. Изучение нового материала
- Ребята, мы с вами начинаем изучать очень интересный курс географии – география материков и океанов.
-Ребята, а как выдумаете, что вы будете изучать в этом курсе географии, кроме материков и океанов? (моря, заливы и др.)
- Вы будете изучать природу нашей планеты в целом, её материки и океаны, народы и страны. Вы узнаете, как люди открывали и изучали Землю, какой климат характерен для пустынных или наоборот влажных экваториальных лесов, что такое природные комплексы, каковы закономерности их размещения, как используются природные богатства в хозяйственной деятельности людей. Вы расширите свои знания о Мировом океане, о материках и народах мира.
-Более полными станут ваши знания об оболочках Земли.
- Ребята, а что это за оболочки? Назовите мне их. (Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).
-Что каждая из них изучает? (Литосфера – внутреннее строение Земли (слайд № 2), гидросфера – водную оболочку Земли (слайд №3), атмосфера – воздушную оболочку Земли (слайд №4) .
- Молодцы, правильно. Но, ребята, ещё вы узнаете, о самой сложной оболочке Земли, в которой живёт человечество, о закономерностях его развития.
* закономерности – это зависимости, постоянно действующие на всей земной поверхности. Например, горообразовательные процессы, смена времён года и др.
-Ребята, изучая отдельные материки и океаны, вы узнаете, когда и кем они были открыты, каковы особенности их природы, какие народы населяют их, а также какие государства там находятся и многое другое.
Одновременно вы научитесь работать с различными географическими картами, картинами, таблицами.
-Ребята, а как вы думаете, зачем мы будем изучать этот раздел географии? -Для чего нам будут нужны эти знания? (Для того чтобы знать что будет с планетой и как все процессы, происходящие в окружающей среде будут влиять на здоровье людей).
- Ребята, эти знания нам будут нужны, так как люди и природа тесно взаимосвязана между собой. А под влиянием деятельности человека, кстати, не всегда разумной, происходят изменения на нашей планете, что неблагоприятно сказывается на жизни и здоровье людей, поэтому географические знания необходимы.
-Посмотрите, пожалуйста, оглавление учебника. Вот эти все темы мы с вами будем изучать.
-Итак, ребята, а сейчас мы приступаем к изучению материков и частей света. -Поверхность всего земного шара составляет 510, 2 млн. км2. Как вы знаете, она разделена на материки и океаны. Все океаны соединены между собой и образуют единый Мировой океан.
На долю суши – материков и островов приходится 149, 1 млн. км2, или 29,2 % всей поверхности Земли.
Ребята запишите, пожалуйста, в тетрадь, а также нарисуйте схему. (Слайд №6 ).
Ребята, сколько материков на земле? (6). Молодцы. Назовите их (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). (Слайд №7 ).
-Давайте поработаем по таблице на странице 8 учебника и узнаем кратко о материках, а также сравним их размеры по рисунку 2.
-Спишите с учебника определение материка в тетрадь и постарайтесь запомнить.
-Вблизи континентов на материковой отмели или склоне находятся материковые острова, а в океане много вулканических и коралловых островов. Все острова, прилегающие к материкам, входят в общую площадь материка.
-Вместе с делением суши на материки существует её условное деление на части света.( Слайд №8)
-Прочитайте в учебнике определение части света и перепишите в тетрадь. Определение нужно будет запомнить
-. Ребята, по рисунку 3 на странице 9 назовите сначала материки, а затем части света.
- Ребята, раньше много веков назад, древнегреческие учёные различали только 2 части света Европу (что в переводе означает закат) – территория располагалась к северу и западу от мест поселения греков и Азию (означает восход), располагалась к востоку от греков. Но уже во время римлян, которые завоевали Средиземное море, появилось название третий части света – Африка.
-Ребята, запомните, Европа, Азия и Африка составляют старый свет. А уже когда Х. Колумб открыл Америку (слайд №9), появился новый свет – Америка, намного позже стали известны другие части света, такие как Австралия (XVII век) и Антарктида (XIX).
-Таким образом, ребята, давайте подведём итог, частей света тоже шесть. Части света, также как и материки включают прилегающие к ним острова.
-Итак, ребята, курс географии материков и океанов очень интересный и информационный, все полученные знания пригодятся вам при дальнейшем изучении географии.
III. Закрепление изученного материала.
-Итак, ребята, что мы узнали нового за сегодняшнее занятие?
1.Что изучает география материков и океанов?
2. Почему нам так необходимы знания этого курса?
3. Какова поверхность всего земного шара?
4.Сколько процентов приходится на сушу? А в млн. км2?
5.Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.
6. Какие материки располагаются в только в северном полушарии? Какие пересекаются экватором?
7. Какие пересекает меридиан 110 0 С з.д.? какие материки пресекает 50 ю.ш.?
8. Сколько частей света? Назовите их, покажите на карте.
9. Назовите самый крупный по площади материк и самый маленький?
10.Какие части света называют старым светом? А какие новым? Почему?
-Молодцы, очень хорошо.
IV. Итог урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. §1, на контурной карте отметить номенклатуру по теме урока. (Слайд №10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Мировой океан и его части.Суша в океане"
Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы.
Открытый урок "Природные комплексы суши и океанов"
Разработка урока по геграфии 7 класс по теме "Природные комплексы суши и океанов"
Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли."
Технологическая карта урока по теме "Суша в океане. Формирование современного рельефа Земли." 7 класс, 2 урок.
Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Суша в океане".
- Это огромная часть суши, почти со всех сторон окруженная водами Мирового океана. (только 2-а материка полностью окружены морями и океанами)
- 6 материков: 2-е группы: Северная и Южная
Крайние точки Евразии
Крайние точки Африки
Крайние точки Северной Америки
Крайние точки Южной Америки
Крайние точки Австралии
Крайние точки Антарктиды
Переше́ек — тонкая полоска земли, ограниченная с двух сторон водой и соединяющая две части суши. Панамский перешеек
Части света- крупные историко-геграфические районы Земли, включающие материки или их крупные части вместе с ближайшими островами.
В результате чего образовались (происхождение островов)
Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
Читайте также: