Диагностика это в медицине кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лечение болезни начинается с ее распознавания, точного установления диагноза. Процесс определения заболеваний называется медицинской диагностикой. Это всесторонний осмотр пациента, выявление очагов патологии и ее степени. Для всех известных проблем со здоровьем есть свой набор медицинских исследований, которые помогут точно найти проблему. Постановка диагноза имеет веское значение в медицине, поскольку она определяет методы будущего лечения. Клиническое обследование включает три раздела:
1. Семиотику – набор симптомов заболевания. Это неотъемлемая часть распознавания болезней, по ним доктор делает первые предположения о диагнозе, определяет следующие виды исследований.
2. Диагностическое обследование – включает ряд анализов, осмотров, тестирование. С помощью таких мер медики устанавливают вид болезни, иногда ее причину и способы лечения.
3. Постановку диагноза – заключительный этап медицинского обследования. На основе данных, полученных при анализах и осмотрах, делают окончательные выводы о состоянии пациента.
Исследования на субклеточном уровне проводят при лабораторной диагностике, сюда относится биохимический анализ крови, анализ мочи, биопсия и другие. Чтобы проверить состояние и функционирование отдельной системы или органа, применяют инструментальный метод. Современные способы изучения человеческого тела, такие как компьютерная томография, позволяют детально рассмотреть структуру и анатомию организма быстро и без боли. Для некоторых видов диагностики очень важно, чтобы пациент был спокоен и расслаблен, иногда нужна особая подготовка. Чтобы идти на прием к доктору без страха, стоит заранее ознакомиться с предстоящим способом обследования.

Диагностические методы исследований - УЗИ

Часто люди задают вопрос, какой метод диагностики самый точный? Можно ли однозначно на него ответить? Для этого давайте посмотрим, а какие вообще существуют диагностические методы.

Не углубляясь в медицинские термины, можно разделить все диагностические методы исследований на три группы.

К первым отнесем анатомические , то есть те исследования, которые используют визуальное наблюдение какого-либо органа. К ним относятся: рентген, флюорография, УЗИ, компьютерная и магнитно-резонансная томография, эндоскопия, лапароскопия. Сюда же можно отнести и визуальный осмотр врачом пациента: осмотр языка, горла, кожного покрова и т.д.

Все эти исследования объединяет следующее. Врач видит орган, его размер, положение, форму и анатомические дефекты (камни, кисты, язвы, опухоли, гнойники…)

лабораторные методы исследований

Ко второй группе отнесем все лабораторные методы исследований. Они исследуют химические и физические процессы в нашем организме и выявляют отклонения на этих уровнях.

Например, УЗИ поджелудочной железы ничего не выявило, а анализ крови показал повышение уровня глюкозы в крови. Значит, мы уже можем диагностировать нарушение, причем на ранней стадии.

Третья группа диагностических исследований – методы функциональные , то есть те, которые определяют, нормально ли орган выполняет свою функцию. Из всем известных к этой группе относятся ЭКГ (работа сердца) и ЭЭГ (работа мозга), хотя электрический импульс можно снять практически с любого органа.

функциональные методы исследований - ЭЭГ

Болезни не появляются за один день, они развиваются годами и проходят несколько стадий.

Сначала нарушение работы (функции) органа незаметно, мы не чувствуем проблем, анализы в норме, снимки тоже.

Затем могут появиться неприятные симптомы - чуть покалывает, потягивает и то не всегда. Через несколько лет отражение нарушения функции органа мы увидим в результатах анализов. Если и здесь не принять никаких мер, то еще через какое-то время проблему увидим визуально, то есть на УЗИ, КТ, МРТ и при прочих анатомических исследованиях.

Например, сначала тянет подвздошную область, затем появляются признаки воспаления в анализах, затем обнаруживаем кисту в яичнике.

Теперь вернемся к основному вопросу статьи – есть ли единственный, самый точный метод диагностики? Наверно, уже понятно, что нет. Разные нарушения в организме фиксируются разными методами. И конечный диагноз (не только заболевание, но и его стадию) можно поставить только по результатам совокупности исследований. И одни методы не заменяют другие.

Также понятно, что чем раньше обнаружим проблему, тем легче ее решить. Поэтому не следует пренебрегать рекомендациями медиков, проводить исследования с некоторой периодичностью. А также не забывать реализовывать свое право раз в 3 года проходить диспансеризацию, которая как раз и поможет выявить недуги на ранней стадии, а следовательно предотвратить развитие серьезных заболеваний.

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Методы исследования в медицине. Чувствительность и специфичность метода. Что такое скрининг-тест? Степень риска диагностической манипуляции. Обзор современных методов исследования и их диагностическая ценность. Диагностика по методу Фолля. Квантовая и биорезонансная диагностика.

Современная медицина располагает большими возможностями для детального изучения строения и функционирования органов и систем, быстрой и точной диагностики каких-либо отклонений от нормы или заболеваний. Методы лабораторной диагностики в большей степени отражают проблемы на клеточном и субклеточном уровне (глава 1.4), но в то же время позволяют судить о “поломках” в конкретном органе. Чтобы увидеть, что происходит в данном органе, используют, в частности, инструментальные методы диагностики.

Некоторые исследования применяют только для выявления тех или иных специфических заболеваний. Однако многие диагностические процедуры универсальны и используются врачами разных специальностей (глава 2.1). Для выявления заболеваний, симптомы которых еще не проявились или проявились слабо, проводят скрининг-тесты. Примером скрининг-теста является флюорография, позволяющая обнаружить болезни легких на ранних стадиях. Скрининг-тест должен быть точен, относительно недорог, а его проведение не должно вредить здоровью и сопровождаться сильными неприятными ощущениями для обследуемого. К скрининг-тестам можно отнести некоторые лабораторные методы диагностики – анализы крови и мочи. Самое распространенное исследование – клинический анализ крови, который является основным методом оценки форменных элементов крови. Кровь для исследования обычно получают из капилляров пальца. Кроме числа эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, определяют процентное содержание каждого вида лейкоцитов, содержание гемоглобина, размер и форму эритроцитов, число ретикулоцитов (незрелых эритроцитов, еще имеющих ядро). Клинический анализ крови (таблица 2.1.1) позволяет диагностировать большинство заболеваний крови (анемии, лейкозы и другие), а также оценить динамику воспалительного процесса, эффективность проводимого лечения, вовремя обнаружить развивающийся побочный эффект препарата.

Таблица 2.1.1. Клинический анализ крови

Биохимический анализ крови (таблица 2.1.2) позволяет оценить содержание в ней электролитов (ионов натрия, калия, хлоридов, бикарбонат-ионов и других), ферментов, характеризующих состояние того или иного органа (щелочная фосфатаза, аланинаминотрансфераза и другие). Во время исследования определяют количество белка, глюкозы и токсических продуктов обмена, которые в норме выводятся почками (креатинин, мочевина). Кровь для биохимического анализа получают из вены. Существует еще множество анализов крови, позволяющих контролировать состояние различных органов и систем, а также косвенно оценивать состояние организма в целом.

Медицинский диагностический процесс как специфический познавательный процесс предполагает распознавание болезни с проникновением в ее скрытую сущность, установление ее признаков, содержания, структуры и динамики.

Ключевые слова

Статья

Медицинский диагностический процесс можно рассматривать как специфический познавательный процесс. Медицинская диагностика – это процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента.

Диагностика – это область субъективно-объективных отношений. В медицинской диагностике субъектом может являться как врач-профессионал, обладающий знаниями и навыками, так и сам больной со своими психическими особенностями, образом жизни. Философия утверждает активную деятельностную роль субъекта в процессе познания. Его активность заключается в поиске новых идей, выдвижении гипотез, создании теорий, их проверке на практике, пользовании.

Большую роль в диагностике играет знание диалектики, ее категорий, принципов и законов. Категории единичного, особенного и общего используются при диагностике. Они ориентируют на поиск специфического в явлении. Процесс познания начинается с единичного, а от него к особенному и общему. Так, в процессе диагностики сначала выявляют симптомы, которые затем объединяют в синдромы, и на основе этого делают заключение о заболевании.

Категории сущности-явления поднимают проблему симптоматики и патогенеза. Врач совершает переход от познания явлений к сущности. Симптомы – это явления, болезнь - сущность. Важно учесть, что сущность никогда не проявляется в чистом виде, явление включает в себя не только сущность, но и случайное, то есть моменты, которые не вытекают из самой сущности. В ходе диагностического процесса врач учитывает это, например, при жалобе больного на удушье, следует понимать, что этот симптом может относиться не только к заболеваниям дыхательной системы, но и сердечно-сосудистой.

Диагностическая деятельность опирается на законы формальной логики.

Требования закона тождества заключаются в том, что понятие о предмете исследования (например, о симптоме, болезни) должно быть точно определено и однозначно. В диагностической практике соблюдение закона тождества требует четкости и конкретности. В настоящее время появляется все больше и больше новых заболеваний, а соответственно появляются и новые названия. Закон тождества требует постоянного обновления и уточнения международной и национальной номенклатуры нозологических форм, классификаций болезней.

В законе противоречия два противоположных суждения об одном и том же предмете, рассматриваемые в одинаковых условиях, не могут быть одновременно истинными. Примером применения закона противоречия может быть отрицание одного из двух предварительных диагнозов по результатам лабораторных и инструментальных исследований.

Закон исключения третьего, вытекающий из закона непротиворечия, гласит, что два противоречащих высказывания об одном и том же предмете одновременно и относительно друг друга не могут быть вместе истинными и ложными. В этом случае из двух суждений выбирают одно - истинное, так как промежуточного суждения, которое также должно быть истинным, не существует. Например, перикардит может быть или основным заболеванием, или только осложнением других заболеваний.

Закон достаточных оснований гласит, что каждое новое умозаключение должно базироваться на суждении, истинность которого уже доказана. Врач может ставить диагноз, опираясь на объективные данные лабораторно-инструментальных исследований, зная существующие нормы, референсные значения.

В диагностическом процессе большую роль играет интуиция. Она во многом определяют правильность поставленного диагноза. Интуиция - способность постижения истины без опоры на доказательства. Диагностический процесс - это творческий процесс. Творческий подход помогает врачу в диагностике заболеваний, потому что многие болезни протекают нетипично, многие симптомы могут наблюдаться при ряде заболеваний. Рациональные и внерациональные формы познания позволяют поставить как нозологический диагноз, так и патогенетический диагноз, характерный для конкретного пациента с более правильным прогнозом заболевания, опираясь на общепознавательную закономерность восхождения от абстрактно-логического к конкретному, мыслительному его воспроизведению.

Таким образом, медицинский диагностический процесс как специфический познавательный процесс предполагает распознавание болезни с проникновением в ее скрытую сущность, установление ее признаков, содержания, структуры и динамики.

Литература

Кузнецов В.Т., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. /Учебник. М.: ИНФРА, 2010.- 519с.

Невелев А.Б., Худякова Н.Л. Философия познания / Учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2015.123 с.

Хрусталев Ю.М. Философия. /Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕДИЯ, 2013. - 462 с.

Улумбеков Э.Г. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов. Изд-во ГЭОТАР-Медиа, 2012. 2263 с.

Читайте также: