Сущность поэзии и ее виды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные виды и жанры поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!

Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.

Основные виды и жанры поэзии

Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы жанры поэзии подразделяются на:

  • лирические,
  • эпические,
  • лиро-эпические.

Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры поэзии в нее входят.

Лирическая поэзия

Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.

Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.

Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.

В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Элегия

Элегия – стихотворение-размышление, преимущественно медитативного, философского или эмоционального характера. Чаще всего элегии пишутся от лица лирического героя. Традиционные для элегий мотивы: разочарование, неразделенная или трагическая любовь, одиночество, разлад между идеалом и действительностью, смерть и бренность бытия.

Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.

Сонет

Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.

Послание

Послание

Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.

Мадригал

Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.

Романс

Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).

Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.

Также встаёт вопрос, самоценна ли поэзия, способна ли – и имеет ли право – существовать сама по себе или непременно обязана служить чему-то внеположному себе. Даже если не говорить о служении той или иной идеологии, религии, партии и пр., можно ставить вопрос о служении нравственности, изящному вкусу и т.д.
И наконец, в связи с поэзией всегда встаёт вопрос о литературных пристрастиях отдельных поэтов (проще говоря, о списке кумиров).

Напоследок. В юности я была убеждена, что поэзия – это своего рода защитная реакция человеческой души на несовершенство окружающего мира. Сейчас моё отношение к ней стало более нюансированным. Какая польза от Поэзии социуму, я, если честно, не знаю, но индивидууму от неё польза громадная: она делает человека человеком. Это способ постижения реальности, трансцендентных измерений и самого себя – и средство, и самоцель одновременно.

Одним из самых древних видов художественного творчества является поэзия. Говоря о поэзии, мы подразумеваем такой способ организации художественной речи, отличительными особенностями которого будут являться рифма и ритм.

Под рифмой понимают сочетание звуков в окончании нескольких слов, под ритмом понимают равномерное повторение в тексте звуковых отрезков.

Поэзия ставит перед собой задачу в лирической форме отразить действительность окружающего мира.

Поэзия всегда носит субъективный характер, в ней мы можем увидеть только отношение к действительности конкретного человека - автора произведения. В поэзии главным является переживательный чувственный образ, в отличии от художественного произведения где на передний план выдвигается развитие событий, в поэзии события не являются главными.

Поэзия обладает рядом определенных свойств. Несмотря на множество поэтический авторов поэзия явление единичное, нельзя утверждать, что сколько поэтов столько и поэзий, несмотря на то, что каждое произведение является уникальным, субъективным и личностным.

Поэзия бессмертна по своей природе. Она появилась с того самого момента, как только человек осознал самого себя. Через поэзию человек познавал окружающую действительность.

Поэзия остается поэзией с тех самых древних времен до сегодняшних дней.

Поэзия чистый вид искусства. Поэты всегда очень кропотливо подходят к выбору слов и выразительных средств при описании действительности и персонажей.

Поэзия — это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью.

Истоки поэзии

Поэзия развивалась несколькими этапами:

  • первобытная поэзия
  • античная поэзия
  • средневековая поэзия
  • поэзия Возрождения
  • поэзия классицизма
  • поэзия сентиментализма
  • поэзия романтизма
  • поэзия критического реализма
  • поэзия декаданса
  • поэзия модернизма

Готовые работы на аналогичную тему

Поэзия зародилась еще в глубокой древности. Изначально к ней прибегали, совершая племенные обряды и ритуалы. Следует отметить что изначально поэзия была неотделима от музыки, продолжалось это достаточно длительное время. У разных народов становление поэзии как вида искусства происходило по-разному: античная поэзия (которая включает в себя такие этапы как микенский, период героического эпоса, архаический – внедряется письменная форма, классический, эллинистический – расцвет поэзии, римский период). Средневековая поэзия была подвержена влиянию церкви, поэтические жанры практически не развивались.

В период эпохи Возрождения начинается развитие поэзии. Основными жанрами становятся поэма, поэтическая драматургия. Преобладает любовная и пасторальная тематика.

Поэзия классицизма формируется в 17 века. Основными ее формами являются ода и героическая поэма, комедия, сатира, басня, идиллия, преобладает рыцарская тематика.

Поэзия сентиментализма формируется в 18 веке. Главной целью автора является оказание влияние на чувства читателей.

В поэзии романтизма доминируют лирические баллады, поэмы. Художественный язык богат различными тропами, лирика развивается особо интенсивно.

Поэзия критического реализма ставила перед собой цель максимально правдоподобно описать окружающую действительность, характер героев, ситуации, образы, явления.

Характерными чертами поэзии декаданса считаются:

Декаданс имел следующие направления:

  • символизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • сатира

Поэзия модернизма характеризуется ассоциативностью и подсознательностью. Этот этап является переходным между декадансом и поэзией нового порядка.

Цель поэзии

Цель поэзии часто совпадает с общими целями культуры и искусства. С помощью поэтического текса писатель вместе с читателями находится в процессе поиска истины.

Для писателя и читателя в некоторых случаях цель поэзии может быть различной. Для поэта цель поэзии — это познание мира, других людей и познание самого себя.

Для читателя поэзия — это ключ к прекрасному, приобщение к красоте окружающего мира, высокому искусству.

Структура поэзии

Сегодня под поэзией в первую очередь понимают стихотворный текст, который имеет ряд отличительных элементов:

Порядок звуков в стихотворной речи носит название ритм. Этот прядок звуков имеет определённую систему стихосложения:

  • свободный стих
  • строки встают в определены порядок по наличию тех или иных элементов звуков
  • упорядочивается количеств слогов, их расположение в зависимости от их долготы, силы, высоты

Под метром в поэзии понимают чередование сильных и слабых мест в стихе.

Стихотворный размер – это вариант метра, характерные элементы стихотворного размера включают в себя длину строки, цезуру, определенный характер окончания. Примеры стихотворного размера: брахиколон, хорей, ямб, логаэд, дактиль, амфибрахий, анапест и др.

Под рифмой понимают созвучное окончание строк. Существует несколько разновидностей рифм. По месту ударения в словах рифмы делятся на:

  • мужскую (ударение ставится на последний слог рифмованных слов)
  • женская (ударение ставится на предпоследний слог в рифмующихся словах)
  • дактическая рифма (ударение ставится на третий слог с конца)
  • гипердактическая рифма (ударение падает на четвертый слог, встречается нечасто)

По точности созвучия и способам их создания рифмы подразделяются на:

  • богатую рифму
  • бедную рифму
  • ассонансную рифму
  • диссонансную рифму
  • усеченную рифму
  • йотированную рифму
  • составную рифму

Поэзия и современность

Создается впечатление что в современном месте нет места поэзии. От части этой действительно так новые технологии практически вытеснили поэзию из современного мира. Тем не менее поэзия никуда не исчезла. Она все также существует на фоне современных инноваций, интернета, кино и так далее. Каждый из нас когда-либо находил нечто прекрасное и притягательное в поэзии. Нельзя сказать, что поэзия статична, она претерпевает изменения, появляются новые веяния и стили, но поэзия все так же продолжает нести в себе глубокий смысл. Если внимательно посмотреть на окружающую нас действительность поэзия присутствует практически во всем что нас окружает: великолепная природа, трепетная любовь и другие яркие человеческие чувства.

Ялбулганов А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование. М., 2014. С. 97.

Приступая к основной теме реферата хочу остановится на самом понятии риторики.


  1. Греческая - "искусство убеждения" (Горгий, Платон, Аристотель);

  2. Римская - "искусство говорить хорошо" (Квинтилиан, Цицерон);

  3. Русская - "искусство украшения речи" (Полоцкий, Прокопович).

Риторика – это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить и обобщать.

Риторика – это и искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом.

Риторика, согласно Аристотелю, это способность находить способы убеждения относительно любого предмета. При этом в отличии от науки, которая учит и убеждает относительно только того, что принадлежит к ее области исследований, риторика способна находить способы убеждения относительно любого предмета, и ни касается какого-нибудь частного класса предметов.

В моем реферате речь пойдет о видах поэзии и их характеристик по Аристотелю.

Эпос и трагедия, а также комедия являются вообще подражанием, а отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом. Подобно тому, как художники воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные - природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах. Во всех их воспроизведение совершается ритмом, словом и гармонией, и притом или отдельно, или всеми вместе. Словесное творчество пользуется только прозой или метрами, и соединяя их одни с другими, или употребляя какой-нибудь один вид метров. Только соединяя с названием метра слово "творить", называют одних творцами элегий, других творцами эпоса, давая авторам названия не по сущности их творчества, а по общности их метра, но есть некоторые виды творчества, пользующиеся всеми указанными средствами, ритмом, мелодией и метром. Таковы дифирамбическая поэзия, трагедия и комедия.


  1. Объективный рассказ (эпос);

  2. Личное выступление рассказчика (лирика);

  3. Изображение событий в действии (драма).

  1. Виды поэзии и их характеристики по Аристотелю.

    1. Первоначальное деление поэзии, дальнейшее - на трагедию и комедию. Возникновение трагедии.

    Поэзия, соответственно личным характерам людей, разделилась на виды. Поэты более возвышенного направления воспроизводили хороших людей и их поступки, а те, кто погрубее - поступки дурных людей; первые создавали гимны и хвалебные песни, а вторые сатиры. В то же время появился ямбический метр. Он называется ямбическим (язвительным) потому, что этим метром язвили друг друга. Соответственно этому древние поэты одни сделались эпическими, другие - ямбическими. «Гомер был величайшим поэтом, потому что он единственный не только создал прекрасные поэмы, но и дал драматические образы, и в комедии он первый указал ее формы, представив в действии не позорное, а смешное. Его "Маргит" имеет такое же отношение к комедии, какое "Илиада" и "Одиссея" к трагедиям. Позднее появились трагедия и комедия, и поэты, следуя влечению к тому или другому виду поэзии соответственно своим природным склонностям, одни вместо ямбографов стали комиками, другие вместо эпиков трагиками, так как эти виды поэзии имеют больше значения и более ценятся, чем первые. Комедия возникла из импровизаций. Одна ведет свое начало от запевал дифирамба, другая - от запевал фаллических песен. Трагедия понемногу разрослась, так как поэты развивали то, что в ней рождалось, и, подвергшись многим изменениям, она остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе. Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и роспись сцены. Затем из малых фабул явились большие произведения, и диалог из шутливого, так как он развился из сатирической драмы, сделался величественным. Место тетраметра занял триметр. Трагики пользовались сперва тетраметром потому, что этот вид поэзии имел характер сатирический и более подходящий к танцам. А когда был введен диалог, то сама его природа нашла соответствующий метр, так как ямб более всех метров подходит к разговорной речи.

    Комедия, как было сказано, это воспроизведение худших людей, не по всей их порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного. Смешное - это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания. Изменения трагедии и те, кто их производил, хорошо известны, а относительно комедии это неясно, потому что на нее первоначально не обращали внимания. Ведь и хор для комедий архонт начал давать очень поздно, а вначале хоревтами были любители. О поэтах-комиках встречаются упоминания в то время, когда комедия уже имела определенные формы, а кто ввел маски, пролог, полное число актеров и т. п., об этом не знают. Комические фабулы начали составлять Эпихарм и Формид. В зачаточном состоянии комедия перешла из Сицилии в Афины, а из афинских поэтов Кратес первый, оставив нападки личного характера, начал составлять диалоги и фабулы общего характера.

    Эпическая поэзия сходна с трагедией, кроме величественного метра, как изображение серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах одного круговорота солнца или немного выходить из него, а эпическая поэзия не ограничена временем. И в этом их различие. Однако первоначально последнее допускалось в трагедиях так же, как в эпических произведениях. Что касается частей, то одни являются общими для трагедии и эпоса, другие принадлежат только трагедии. Поэтому тот, кто знает разницу между хорошей и плохой трагедией, знает ее и по отношению к эпосу, так как то, что есть в эпической поэзии, находится в трагедии, но не все, что имеет она, находится и в эпосе.

    Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, украшенной речью, различными ее видами отдельно в различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств. "Украшенной" - это речь, имеющая ритм, гармонию и метр, а "различные ее виды" - исполнение некоторых частей трагедии только метрами, пением. Так как воспроизведение совершается действием, то прежде всего некоторой частью трагедии непременно является украшение сцены, затем - музыкальная композиция и текст. Этими средствами совершается воспроизведение действительности. Текст - это само сочетание слов. Так как трагедия есть воспроизведение действия, а действие совершается какими-нибудь действующими лицами, которые непременно имеют те или другие качества характера и ума, и по ним мы определяем и качества действий, то естественными причинами действий являются две: мысль и характер. И соответственно им все достигают или не достигают своей цели. Воспроизведение действия - это фабула. Фабула - это сочетание событий. Характер - то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц. Мысль - то, посредством чего говорящие доказывают что-нибудь или просто выражают свое мнение. В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.

    Важнейшая из этих частей - состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни. А счастье и злосчастье проявляется в действии, и цель трагедии изобразить действие, а не качество. Люди по их характеру обладают различными качествами, а по их действиям они бывают счастливыми или несчастными. Ввиду этого поэты заботятся не о том, чтобы изображать характеры: они захватывают характеры, изображая действия. Таким, образом действия и фабула есть цель трагедии, а цель важнее всего.

    Самое важное так же - это части фабулы - перипетии и узнавания. Начало и как бы душа трагедии - это фабула, а второе - характеры. Ведь трагедия - это изображение действия и главным образом через него изображение действующих лиц. Третье - мысли. Это способность говорить относящееся к делу и соответствующее обстоятельствам. Характер - то, в чем проявляется решение людей. Мысль - то, посредством чего доказывают существование или несуществование чего-нибудь, или вообще что-нибудь высказывают. Четвертое – текст - объяснение действий посредством слов. Это имеет одинаковое значение как для метрической, так и для прозаической формы. Из остальных пяти частей музыкальная композиция составляет важнейшее украшение трагедии. А сценическая обстановка, правда, увлекает душу, но она очень далека от поэзии.

    Трагедия - есть воспроизведение действия законченного и целого, имеющего определенный объем.

    Целое - то, что имеет начало, середину и конец. Кроме того, так как прекрасное - и живое существо, и всякий предмет - состоит из некоторых частей, то оно должно не только иметь эти части в стройном порядке, но и представлять не случайную величину. Ведь прекрасное проявляется в величине и порядке, поэтому прекрасное существо не может быть слишком малым, так как его образ, занимая незаметное пространство, сливался бы, как звук, раздающийся в недоступный ощущению промежуток времени. Не должно быть оно и слишком большим, так как его нельзя было бы обозреть сразу; его единство и цельность уходили бы из кругозора наблюдающих. Поэтому как неодушевленные предметы и живые существа должны иметь определенную и притом легко обозримую величину, так и фабулы должны иметь определенную и притом легко запоминаемую длину. Лучшая по величине та фабула, которая развита до надлежащей ясности, а чтобы определить просто, скажу, что тот предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

    Фабула бывает единой не в том случае, когда она сосредоточивается около одного лица. Ведь с одним лицом может происходить бесчисленное множество событий, из которых иные совершенно не представляют единства. Таким же образом может быть и много действий одного лица, из которых ни одно не является единым действием. Гомер, создавая "Одиссею", не изложил всего, что случилось с его героем, например, как он был ранен на Парнасе, как притворился помешанным во время сборов в поход. Ведь ни одно из этих событий не возникало по необходимости или по вероятности из другого. Он сгруппировал все события "Одиссеи", так же как и "Илиады", вокруг одного действия. Поэтому, как и в других подражательных искусствах, единое подражание есть подражание одному предмету, так и фабула должна быть воспроизведением единого и притом цельного действия, ибо она есть подражание действию. А части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое. Ведь то, что своим присутствием или отсутствием ничего не объясняет, не составляет никакой части целого.


        1. "Удивительное", перипетии и узнавания в трагедии. Деление трагедии на части.

        Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы. Простое - действие в котором при сохранении непрерывности и единства перемена совершается без перипетии и узнавания, а запутанным - в котором перемена совершается с узнаванием или перипетией, или с обоими вместе. Это должно вытекать из самого состава фабулы так, чтобы перемена возникала из предшествующих событий по необходимости или по вероятности. Перипетия - это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Узнавание - это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями. Более важно для фабулы и действия - узнавание, оно будет вызывать или сострадание, или страх; а изображением таких действий является трагедия. Итак, в этом отношении фабула имеет две части: перипетию и узнавание. Страдание это действие, производящее гибель или боль, например, разные виды смерти на сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т. п.

        По объему и месту распределения часть трагедии: пролог, эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. Пролог - это целая часть трагедии перед выступлением хора. Эпизодий - целая часть трагедии между целыми песнями хора. Эксод - целая часть трагедии, за которой не бывает песни хора. Парод хора - это первая целая речь хора. Стасим - песнь хора без анапеста и трохея. KOMM - общий плач хора и актеров, а песни со сцены исполняются только актерами.

        Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее - чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда его речи или поступки несут благородный характер. Второе условие - соответствие характеров действующим лицам. Так, характер Аталанты мужественный, но женщине не подобает быть мужественной или страшной. Третье условие - правдоподобие. Четвертое условие - последовательность. Даже если изображаемое лицо совершенно непоследовательно и в основе его поступков лежит такой характер, то все-таки оно должно быть непоследовательным последовательно.

        Во всякой трагедии есть завязка и развязка. События, находящиеся вне драмы, и некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное - развязка. Видов трагедии четыре. Столько же указано нами и частей. Трагедия запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания. Трагедия патетическая. Трагедия нравов. Четвертый вид - трагедия фантастическая, например. Лучше всего стараться соединять все эти виды. Различие и сходство между трагедиями следует определять не по отношению к фабуле, а принимать во внимание сходство завязки и развязки.
        Заключение

        Именно эта работа Аристотеля наталкивала на мысли и рассуждения его последователей, что привело к развитию поэтики, поэзии и многих течений литературы.

        Призыв ко многому, что теперь кажется новым словом и методом, прозвучал уже давно в этом трактате, а сколько в ней сказано мимолетного и неоцененного еще раскроет будущее.

        2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн: Литература, 1998. – 1392 с. – (Классическая философская мысль).

        Приложение 3. ОБРАЗЕЦ оформления библиографического списка

        1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2004. – 349 с.

        2.Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М., 2003. – 258 с.

        3. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2004. – 558 с.

        1. Абакумов, С.И. Современный русский литературный язык. – М., 1942. – 160 с.

        2. Антошин, Н.С. Язык и народно-бытовая лексика и фразеология в рассказах Н.С. Лескова: Автореф. дисс. .… канд. филол. наук. – Киев, 1947. – 23 с.

        3. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. – М., 1974. – 294 с.

        4.Бондарко, А.В. Проблемы грамматической семантики русской аспектологии. – СПб, 1996. – 150 с.

        5.Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка. – М., 1959. – 328 с.

        6. Гак, В.Г. Повторная номинация и ее стилистическое использование// Вопросы филологии. – М., 1972. – С. 15-27.

        7. Гебель, В.А. Н.С. Лесков в творческой лаборатории. – М., 1945. – 279 с.

        8. Гильченок, Т.Е. О грамматических отношениях между подлежащим и сказуемым в современном русском языке // Филологические науки. – 1964. – №2. – С.20-24.

        9. Древнерусский язык домонгольской поры: Межвузовский сборник / Отв. ред. В. В. Колесов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – 312 с.

        10. Рацибурская, Л. В. Морфемный статус единичных частей заимствованных слов // Русский язык в школе. – 2002. – № 1. – С. 71-73.

        Интернет-ресурсы

        Электронные ресурсы локального доступа

        1. Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880—1882 гг. — Электрон. дан. — М. : ACT [и др.], 1998. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см + рук. пользователя (8 с.) — (Электронная книга). — Систем. требования: IBMPC с процессором 486 ; ОЗУ 8 Мб ; операц. система Windows (Зх, 95, NT) ; CD-ROM дисковод ; мышь. — Загл. с экрана.

        Читайте также: