Дайте оценку административным преобразованиям конца 1950 х начала 1960 х гг кратко
Обновлено: 02.07.2024
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Созданная им система власти и управления ненадолго пережила своего творца. Наблюдавшееся в начале 1950-х гг. падение темпов развития советской экономики со всей очевидностью свидетельствовало, что политика тотальной централизации управления, позволившая мобилизовать общество для форсированного восстановления народного хозяйства в условиях послевоенной разрухи, утратила эффективность, равно как и свой запас прочности. Все это подводило советских лидеров к осознанию неотвратимости преобразований, заставляло новое советское руководство предпринимать шаги, направленные на освобождение общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы. Изменение курса сопровождалось усиленным подчеркиванием важности преодоления последствий культа личности и восстановления принципов коллективного руководства страной.
Секретарем ЦК партии стал Н.С. Хрущев, с именем которого связывают осуществление частичного демонтажа сверхмонопольных структур в системе власти и управления, реабилитацию незаконно осужденных и репрессированных в послевоенный период коммунистов и беспартийных. Пост председателя Совета министров занял считавшийся главным наследником Сталина Г.М. Маленков. Его заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. К.Е. Ворошилов возглавил Президиум Верховного Совета СССР, Н.А. Булганин получил пост министра обороны, В.М. Молотов после длительного перерыва вновь стал министром иностранных дел.
Основным направлением развития сельского хозяйства стала переориентация его на учет интересов крестьянства. В 1953-1954 гг. были значительно повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно были отменены неоправданно высокие налоги на приусадебные участки колхозников и введены налоговые льготы, призванные поднять заинтересованность крестьян в развитии подсобного хозяйства. Наряду с мерами, направленными на повышение материального стимулирования труда колхозников, предпринимались шаги по демократизации управления сельским хозяйством. Была значительно ослаблена опека местными и центральными органами власти колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных земель, которое рассматривалось советским руководством как важнейшее средство быстрого увеличения производства зерна и поднятия сельского хозяйства.
В июне 1957 г. была предпринята первая попытка смещения Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС, закончившаяся провалом. Заговорщики - члены Президиума ЦК Молотов, Каганович и Маленков - были обвинены в создании антипартийной оппозиции и исключены из партии.
Основным направлением дальнейших преобразований была избрана децентрализация управления, предусматривавшая делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Были значительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Происходило расширение участия союзных республик в обшегосударственных делах. В 1957 г. по решению Верховного Совета СССР была восстановлена национальная государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского и чеченского народов.
С 1957 г. начинается серия административных реформ Хрущева, которые, хотя и привели к позитивным изменениям, сопровождались серьезными срывами и ошибками. Многие из них имели непродуманный, кампaнeйcкий характер, несли на себе печать волюнтаризма, особенно свойственного Хрущеву на этом этапе его деятельности. В начале 1957 г., на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, имевший явно антибюрократический характер и предусматривавший переход от прежнего вертикального управления (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена значительная часть союзных министерств и ведомств. Несмотря на то что создание совнархозов, направленное на укрепление горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных с целью преодоления бюрократического централизма, на первых порах дало ожидаемый эффект (уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, находившихся на одной территории), в целом реформа не удалась.
Одним из негативных последствий введения системы совнархозов стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, неизбежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работать в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четырехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату).
В конце 1950-х п. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965). Преобразования шли в общем русле провозглашенного XXI съездом КПСС (январь - февраль 1959 г.) курса на строительство коммунизма в СССР, получившего теоретическое обоснование в новой Программе КПСС, принятой на ХХIl съезде правящей партии (октябрь 1961 г.).
Торопливость, волюнтаризм и непоследовательность имели особенно плачевные результаты. В ходе предпринятой Хрущевым в конце 1950-х гг. реорганизации МТС и укрупнения колхозов. Передача сельскохозяйственной техники из МТС в собственность колхозов, насильная ее продажа по завышенным ценам, разорила многие даже крепкие хозяйства. Со второй половины 1950-х гr. начался новый этап укрупнения колхозов. Одновременно шло массовое преобразование колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы), что соответствовало догматизированным представлениям Хрущева о преимуществе крупного социалистического производства над мелким и о государственной форме собственности как высшей по отношению к колхозно-кооперативной.
Растущее недовольство различных слоев населения хаотичными, часто непопулярными реформами Хрущева, обострявшими экономические проблемы в стране, усиливалось грубыми просчетами в области партийно-государственного строительства. Одним из них стала предпринятая Хрущевым и его сторонниками в начале 1960-х гг. перестройка партийной работы в соответствии с приняты м на проходившем в октябре 1961 г.
ХХ II съезде партии новым Уставом КПСС. Ряд положений Устава напрямую затрагивал интересы партийно-государственной номенклатуры, что не могло не вызвать обострения борьбы в высших эшелонах власти. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (наполовину должны были обновляться на каждых выборах партийные органы на нижнем уровне, на одну треть - республиканские и областные, на одну четверть - состав цк кпсс и его Президиума). Запрещалось занимать одну и ту же должность более двух раз.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. генеральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.
Контрольные вопросы:
3. Расскажите о внутрипартийной борьбе после смерти И.В. Сталина. Кто вышел в ней победителем и почему?
4. Когда Н.С. Хрущев возглавил советское государство?
5. Что такое реабилитация и как она осуществлялась в середине 1950-х – середине 1960-х гг.?
6. Дайте историческую оценку деятельности XX съезда КПСС.
7. Что изменилось в системе управления государством в середине 1950-х – середине 1960-хгг.?
8. Какие преобразования в партии были проведены Н.С. Хрущевым? К каким результатам они привели?
9. В чем заключались экономические реформы, проведенные Н.С. Хрущевым?
РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Созданная им система власти и управления ненадолго пережила своего творца. Наблюдавшееся в начале 1950-х гг. падение темпов развития советской экономики со всей очевидностью свидетельствовало, что политика тотальной централизации управления, позволившая мобилизовать общество для форсированного восстановления народного хозяйства в условиях послевоенной разрухи, утратила эффективность, равно как и свой запас прочности. Все это подводило советских лидеров к осознанию неотвратимости преобразований, заставляло новое советское руководство предпринимать шаги, направленные на освобождение общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы. Изменение курса сопровождалось усиленным подчеркиванием важности преодоления последствий культа личности и восстановления принципов коллективного руководства страной.
Секретарем ЦК партии стал Н.С. Хрущев, с именем которого связывают осуществление частичного демонтажа сверхмонопольных структур в системе власти и управления, реабилитацию незаконно осужденных и репрессированных в послевоенный период коммунистов и беспартийных. Пост председателя Совета министров занял считавшийся главным наследником Сталина Г.М. Маленков. Его заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности. К.Е. Ворошилов возглавил Президиум Верховного Совета СССР, Н.А. Булганин получил пост министра обороны, В.М. Молотов после длительного перерыва вновь стал министром иностранных дел.
Основным направлением развития сельского хозяйства стала переориентация его на учет интересов крестьянства. В 1953-1954 гг. были значительно повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно были отменены неоправданно высокие налоги на приусадебные участки колхозников и введены налоговые льготы, призванные поднять заинтересованность крестьян в развитии подсобного хозяйства. Наряду с мерами, направленными на повышение материального стимулирования труда колхозников, предпринимались шаги по демократизации управления сельским хозяйством. Была значительно ослаблена опека местными и центральными органами власти колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных земель, которое рассматривалось советским руководством как важнейшее средство быстрого увеличения производства зерна и поднятия сельского хозяйства.
В июне 1957 г. была предпринята первая попытка смещения Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС, закончившаяся провалом. Заговорщики - члены Президиума ЦК Молотов, Каганович и Маленков - были обвинены в создании антипартийной оппозиции и исключены из партии.
Основным направлением дальнейших преобразований была избрана децентрализация управления, предусматривавшая делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Были значительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Происходило расширение участия союзных республик в обшегосударственных делах. В 1957 г. по решению Верховного Совета СССР была восстановлена национальная государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского и чеченского народов.
С 1957 г. начинается серия административных реформ Хрущева, которые, хотя и привели к позитивным изменениям, сопровождались серьезными срывами и ошибками. Многие из них имели непродуманный, кампaнeйcкий характер, несли на себе печать волюнтаризма, особенно свойственного Хрущеву на этом этапе его деятельности. В начале 1957 г., на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, имевший явно антибюрократический характер и предусматривавший переход от прежнего вертикального управления (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена значительная часть союзных министерств и ведомств. Несмотря на то что создание совнархозов, направленное на укрепление горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных с целью преодоления бюрократического централизма, на первых порах дало ожидаемый эффект (уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, находившихся на одной территории), в целом реформа не удалась.
Одним из негативных последствий введения системы совнархозов стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, неизбежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работать в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четырехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату).
В конце 1950-х п. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965). Преобразования шли в общем русле провозглашенного XXI съездом КПСС (январь - февраль 1959 г.) курса на строительство коммунизма в СССР, получившего теоретическое обоснование в новой Программе КПСС, принятой на ХХIl съезде правящей партии (октябрь 1961 г.).
Торопливость, волюнтаризм и непоследовательность имели особенно плачевные результаты. В ходе предпринятой Хрущевым в конце 1950-х гг. реорганизации МТС и укрупнения колхозов. Передача сельскохозяйственной техники из МТС в собственность колхозов, насильная ее продажа по завышенным ценам, разорила многие даже крепкие хозяйства. Со второй половины 1950-х гr. начался новый этап укрупнения колхозов. Одновременно шло массовое преобразование колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы), что соответствовало догматизированным представлениям Хрущева о преимуществе крупного социалистического производства над мелким и о государственной форме собственности как высшей по отношению к колхозно-кооперативной.
Растущее недовольство различных слоев населения хаотичными, часто непопулярными реформами Хрущева, обострявшими экономические проблемы в стране, усиливалось грубыми просчетами в области партийно-государственного строительства. Одним из них стала предпринятая Хрущевым и его сторонниками в начале 1960-х гг. перестройка партийной работы в соответствии с приняты м на проходившем в октябре 1961 г.
ХХ II съезде партии новым Уставом КПСС. Ряд положений Устава напрямую затрагивал интересы партийно-государственной номенклатуры, что не могло не вызвать обострения борьбы в высших эшелонах власти. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (наполовину должны были обновляться на каждых выборах партийные органы на нижнем уровне, на одну треть - республиканские и областные, на одну четверть - состав цк кпсс и его Президиума). Запрещалось занимать одну и ту же должность более двух раз.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. генеральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.
Контрольные вопросы:
3. Расскажите о внутрипартийной борьбе после смерти И.В. Сталина. Кто вышел в ней победителем и почему?
4. Когда Н.С. Хрущев возглавил советское государство?
5. Что такое реабилитация и как она осуществлялась в середине 1950-х – середине 1960-х гг.?
6. Дайте историческую оценку деятельности XX съезда КПСС.
7. Что изменилось в системе управления государством в середине 1950-х – середине 1960-хгг.?
8. Какие преобразования в партии были проведены Н.С. Хрущевым? К каким результатам они привели?
9. В чем заключались экономические реформы, проведенные Н.С. Хрущевым?
Читайте также: