Дайте оценку административным преобразованиям конца 1950 х начала 1960 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Созданная им система власти и управления ненадолго пережила своего творца. Наблюдавшееся в на­чале 1950-х гг. падение темпов развития советской экономики со всей очевидностью свидетельствовало, что политика тотальной централи­зации управления, позволившая мобилизовать общество для форси­рованного восстановления народного хозяйства в условиях послево­енной разрухи, утратила эффективность, равно как и свой запас прочности. Все это подводило советских лидеров к осознанию неотвратимости преобразований, заставляло новое советское руководство предприни­мать шаги, направленные на освобождение общества от наиболее урод­ливых форм административно-командной системы. Изменение курса сопровождалось усиленным под­черкиванием важности преодоления последствий культа личности и восстановления принципов коллективного руководства страной.

Секретарем ЦК партии стал Н.С. Хрущев, с именем которого связывают осуществление частичного демонтажа сверхмо­нопольных структур в системе власти и управления, реабилитацию незаконно осужденных и репрессированных в послевоенный период коммунистов и беспартийных. Пост председателя Совета министров занял считавшийся главным наследником Сталина Г.М. Маленков. Его заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объеди­ненные министерства внутренних дел и государственной безопаснос­ти. К.Е. Ворошилов возглавил Президиум Верховного Совета СССР, Н.А. Булганин получил пост министра обороны, В.М. Молотов после длительного перерыва вновь стал министром иностранных дел.




Основным направлением развития сельского хозяйства стала пере­ориентация его на учет интересов крестьянства. В 1953-1954 гг. были значительно повышены государственные закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно были отменены неоправданно высокие налоги на приусадебные участки колхозников и введены налоговые льготы, призванные поднять заин­тересованность крестьян в развитии подсобного хозяйства. Наряду с мерами, направленными на повышение материального стимулирова­ния труда колхозников, предпринимались шаги по демократизации управления сельским хозяйством. Была значительно ослаблена опека местными и центральными органами власти колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных земель, которое рассмат­ривалось советским руководством как важнейшее средство быстрого увеличения производства зерна и поднятия сельского хозяйства.

В июне 1957 г. была предпринята первая попытка смещения Хрущева с поста первого секре­таря ЦК КПСС, закончившаяся провалом. Заговорщики - члены Пре­зидиума ЦК Молотов, Каганович и Маленков - были обвинены в со­здании антипартийной оппозиции и исключены из партии.

Основным направлением дальнейших преобразований была избра­на децентрализация управления, предусматривавшая делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Были зна­чительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Происхо­дило расширение участия союзных республик в обшегосударственных делах. В 1957 г. по решению Верховного Совета СССР была восстанов­лена национальная государственность балкарского, ингушского, кал­мыцкого, карачаевского и чеченского народов.

С 1957 г. начинается серия административных реформ Хрущева, кото­рые, хотя и привели к позитивным изменениям, сопровождались серьез­ными срывами и ошибками. Многие из них имели непродуманный, кам­пaнeйcкий характер, несли на себе печать волюнтаризма, особенно свойственного Хрущеву на этом этапе его деятельности. В начале 1957 г., на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, имевший явно антибюрократический характер и предусматривавший переход от прежнего вертикального управления (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена зна­чительная часть союзных министерств и ведомств. Несмотря на то что создание совнархозов, направленное на укрепление горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных с це­лью преодоления бюрократического централизма, на первых порах дало ожидаемый эффект (уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, нахо­дившихся на одной территории), в целом реформа не удалась.

Одним из негативных последствий введения системы совнархозов стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, не­избежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работать в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четы­рехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату).

В конце 1950-х п. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965). Преобразования шли в общем русле провозглашенного XXI съездом КПСС (январь - февраль 1959 г.) курса на строительство коммунизма в СССР, получившего теоретическое обоснование в новой Программе КПСС, принятой на ХХIl съезде правящей партии (октябрь 1961 г.).

Торопливость, волюнтаризм и непоследовательность имели особенно плачевные результаты. В ходе предпринятой Хрущевым в конце 1950-х гг. реорганизации МТС и укрупнения колхозов. Передача сельскохозяйст­венной техники из МТС в собственность колхозов, насильная ее продажа по завышенным ценам, разорила многие даже крепкие хозяйства. Со вто­рой половины 1950-х гr. начался новый этап укрупнения колхозов. Одновременно шло массовое преобразование колхозов в государственные сельскохозяйст­венные предприятия (совхозы), что соответствовало догматизированным представлениям Хрущева о преимуществе крупного социалистического производства над мелким и о государственной форме собственности как высшей по отношению к колхозно-кооперативной.

Растущее недовольство различных слоев населения хаотичными, час­то непопулярными реформами Хрущева, обострявшими экономические проблемы в стране, усиливалось грубыми просчетами в области партий­но-государственного строительства. Одним из них стала предпринятая Хрущевым и его сторонниками в начале 1960-х гг. перестройка партий­ной работы в соответствии с приняты м на проходившем в октябре 1961 г.

ХХ II съезде партии новым Уставом КПСС. Ряд положений Устава на­прямую затрагивал интересы партийно-государственной номенклатуры, что не могло не вызвать обострения борьбы в высших эшелонах влас­ти. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (напо­ловину должны были обновляться на каждых выборах партийные орга­ны на нижнем уровне, на одну треть - республиканские и областные, на одну четверть - состав цк кпсс и его Президиума). Запрещалось за­нимать одну и ту же должность более двух раз.

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. гене­ральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.

Контрольные вопросы:

3. Расскажите о внутрипартийной борьбе после смерти И.В. Сталина. Кто вышел в ней победителем и почему?

4. Когда Н.С. Хрущев возглавил советское государство?

5. Что такое реабилитация и как она осуществлялась в середине 1950-х – середине 1960-х гг.?

6. Дайте историческую оценку деятельности XX съезда КПСС.

7. Что изменилось в системе управления государством в середине 1950-х – середине 1960-хгг.?

8. Какие преобразования в партии были проведены Н.С. Хрущевым? К каким результатам они привели?

9. В чем заключались экономические реформы, проведенные Н.С. Хрущевым?

РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Созданная им система власти и управления ненадолго пережила своего творца. Наблюдавшееся в на­чале 1950-х гг. падение темпов развития советской экономики со всей очевидностью свидетельствовало, что политика тотальной централи­зации управления, позволившая мобилизовать общество для форси­рованного восстановления народного хозяйства в условиях послево­енной разрухи, утратила эффективность, равно как и свой запас прочности. Все это подводило советских лидеров к осознанию неотвратимости преобразований, заставляло новое советское руководство предприни­мать шаги, направленные на освобождение общества от наиболее урод­ливых форм административно-командной системы. Изменение курса сопровождалось усиленным под­черкиванием важности преодоления последствий культа личности и восстановления принципов коллективного руководства страной.

Секретарем ЦК партии стал Н.С. Хрущев, с именем которого связывают осуществление частичного демонтажа сверхмо­нопольных структур в системе власти и управления, реабилитацию незаконно осужденных и репрессированных в послевоенный период коммунистов и беспартийных. Пост председателя Совета министров занял считавшийся главным наследником Сталина Г.М. Маленков. Его заместителем был назначен Л.П. Берия, возглавивший объеди­ненные министерства внутренних дел и государственной безопаснос­ти. К.Е. Ворошилов возглавил Президиум Верховного Совета СССР, Н.А. Булганин получил пост министра обороны, В.М. Молотов после длительного перерыва вновь стал министром иностранных дел.

Основным направлением развития сельского хозяйства стала пере­ориентация его на учет интересов крестьянства. В 1953-1954 гг. были значительно повышены государственные закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно были отменены неоправданно высокие налоги на приусадебные участки колхозников и введены налоговые льготы, призванные поднять заин­тересованность крестьян в развитии подсобного хозяйства. Наряду с мерами, направленными на повышение материального стимулирова­ния труда колхозников, предпринимались шаги по демократизации управления сельским хозяйством. Была значительно ослаблена опека местными и центральными органами власти колхозов и совхозов. В 1954 г. началось освоение целинных земель, которое рассмат­ривалось советским руководством как важнейшее средство быстрого увеличения производства зерна и поднятия сельского хозяйства.

В июне 1957 г. была предпринята первая попытка смещения Хрущева с поста первого секре­таря ЦК КПСС, закончившаяся провалом. Заговорщики - члены Пре­зидиума ЦК Молотов, Каганович и Маленков - были обвинены в со­здании антипартийной оппозиции и исключены из партии.

Основным направлением дальнейших преобразований была избра­на децентрализация управления, предусматривавшая делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Были зна­чительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954-1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Происхо­дило расширение участия союзных республик в обшегосударственных делах. В 1957 г. по решению Верховного Совета СССР была восстанов­лена национальная государственность балкарского, ингушского, кал­мыцкого, карачаевского и чеченского народов.

С 1957 г. начинается серия административных реформ Хрущева, кото­рые, хотя и привели к позитивным изменениям, сопровождались серьез­ными срывами и ошибками. Многие из них имели непродуманный, кам­пaнeйcкий характер, несли на себе печать волюнтаризма, особенно свойственного Хрущеву на этом этапе его деятельности. В начале 1957 г., на февральском пленуме ЦК, Хрущев провел проект децентрализации управления экономикой, имевший явно антибюрократический характер и предусматривавший переход от прежнего вертикального управления (через отраслевые министерства) к территориальному, через создаваемые на местах советы народного хозяйства (совнархозы). Была упразднена зна­чительная часть союзных министерств и ведомств. Несмотря на то что создание совнархозов, направленное на укрепление горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных с це­лью преодоления бюрократического централизма, на первых порах дало ожидаемый эффект (уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, нахо­дившихся на одной территории), в целом реформа не удалась.

Одним из негативных последствий введения системы совнархозов стало нарушение единого руководства отраслями промышленности, не­избежное при сохранении плановой экономики. Промышленные предприятия и строительные организации вынуждены были работать в условиях сформировавшейся в это время системы трех- и даже четы­рехступенчатого подчинения (местным органам власти, совнархозу, сохранявшимся союзным министерствам, партийному аппарату).

В конце 1950-х п. был осуществлен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965). Преобразования шли в общем русле провозглашенного XXI съездом КПСС (январь - февраль 1959 г.) курса на строительство коммунизма в СССР, получившего теоретическое обоснование в новой Программе КПСС, принятой на ХХIl съезде правящей партии (октябрь 1961 г.).

Торопливость, волюнтаризм и непоследовательность имели особенно плачевные результаты. В ходе предпринятой Хрущевым в конце 1950-х гг. реорганизации МТС и укрупнения колхозов. Передача сельскохозяйст­венной техники из МТС в собственность колхозов, насильная ее продажа по завышенным ценам, разорила многие даже крепкие хозяйства. Со вто­рой половины 1950-х гr. начался новый этап укрупнения колхозов. Одновременно шло массовое преобразование колхозов в государственные сельскохозяйст­венные предприятия (совхозы), что соответствовало догматизированным представлениям Хрущева о преимуществе крупного социалистического производства над мелким и о государственной форме собственности как высшей по отношению к колхозно-кооперативной.

Растущее недовольство различных слоев населения хаотичными, час­то непопулярными реформами Хрущева, обострявшими экономические проблемы в стране, усиливалось грубыми просчетами в области партий­но-государственного строительства. Одним из них стала предпринятая Хрущевым и его сторонниками в начале 1960-х гг. перестройка партий­ной работы в соответствии с приняты м на проходившем в октябре 1961 г.

ХХ II съезде партии новым Уставом КПСС. Ряд положений Устава на­прямую затрагивал интересы партийно-государственной номенклатуры, что не могло не вызвать обострения борьбы в высших эшелонах влас­ти. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (напо­ловину должны были обновляться на каждых выборах партийные орга­ны на нижнем уровне, на одну треть - республиканские и областные, на одну четверть - состав цк кпсс и его Президиума). Запрещалось за­нимать одну и ту же должность более двух раз.

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. гене­ральным секретарем) был избран Л.И. Брежнев, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.

Контрольные вопросы:

3. Расскажите о внутрипартийной борьбе после смерти И.В. Сталина. Кто вышел в ней победителем и почему?

4. Когда Н.С. Хрущев возглавил советское государство?

5. Что такое реабилитация и как она осуществлялась в середине 1950-х – середине 1960-х гг.?

6. Дайте историческую оценку деятельности XX съезда КПСС.

7. Что изменилось в системе управления государством в середине 1950-х – середине 1960-хгг.?

8. Какие преобразования в партии были проведены Н.С. Хрущевым? К каким результатам они привели?

9. В чем заключались экономические реформы, проведенные Н.С. Хрущевым?

Читайте также: