Русское искусство 15 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце 14 века в Россию из Византии приехал живописец Феофан Грек, украшавший церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. К концу 15 и началу 16 веков относится творчество Дионисия и его сыновей. Они расписали церковь в Пафнутьево-Боровском монастыре и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера).

На протяжении 14 — 15 веков развивалось русское зодчество. В крупнейших русских городах возводились крепостные сооружения, строились церкви. В связи с превращением Москвы в столицу Русского централизованного государства во второй половине 15 века началась перестройка Кремля, каменные стены которого были возведены еще при Дмитрии Донском (в 1367 году). В Москву вызвали лучших мастеров из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Вместе с ними работали приглашенные итальянские мастера: Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руфо, Петр Соларио, Алевиз и другие. Новый Кремль, построенный при Иване Третьем, отвечал требованиям военно-инженерного искусства того времени. Были построены и новые соборы (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата и другие здания княжеского двора.

В митрополичьем Успенском соборе были воспроизведены характерные особенности владимиро-суздальской и новгородской архитектуры. В то же время в русском монументальном зодчестве, развивавшемся на основе национальных традиций, широко использовались образы античного и итальянского искусства. Новые постройки возводились и в других городах.

Русские мастера были известны и за пределами своей родины. Русские иконописцы работали в Кракове и в Люблине, в городе Висби, на острове Готланд, и в Золотой Орде.

Культура Руси 15 века.

История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.

С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491 годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.

Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные , войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.

Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.

Автор материалов - Елена Владимировна Миронова.
Русская живопись до XVII века имела преимущественно религиозный характер. Иконы, фрески и мозаики украшали храмы. Иконы висели и в домах на почетном месте – в красном углу.
Я надеюсь, вы помните, что икона – это священный образ, выполненный красками на дере-вянной доске или стенах церкви. Фреска – вид настенной живописи, в которой краски наносятся на сырую штукатурку.
Мастера, создававшие иконы и фрески, творили, подчиняясь строгому канону – то есть стро-гим правилам. За их исполнением следила церковь.
Наша задача – познакомиться с известнейшими русскими иконописцами XIV-XVII вв. и узнать, какие новые жанры искусства появились в России в XVII-XVIII вв.

Выдающимся живописцем конца XIV – начала XV века был Феофан Грек. Греком его называли, потому что он был родом из Византии. Феофан Грек расписывал церкви в Новгороде и Москве, писал иконы. Лики, выполненные Феофаном Греком, отличаются индивидуальными выразительными чертами. Они выглядят сурово и грозно.


Спас Вседержитель.
Фреска церкви Спаса на Ильине
улице в Новгороде.



Иоанн Предтеча.
Фрагмент иконы.
Феофан Грек.

Стоит заметить, что в 15-16 веках русское искусство по прежнему всецело находилось под влиянием церкви. Собственно, первые светские портреты появляются на Руси лишь в начале 17 века. Они назывались парсуны и отличались от икон тем, что на них могли быть изображены люди, не имеющие отношения к религии, в то время, как на иконах помещались только изображения каких-то библейских персонажей или святых.

Развитие живописи и архитектуры в Московской Руси

Иконопись и иконописцы того времени

Древнейшими единственными знакомыми нам парсунами являются изображение царя Ивана Грозного и его сына Федора. Впрочем, стоит заметить, что и техника исполнения парсун не сильно отличалась от иконописной. Да, иконопись по-прежнему незыблемо занимала первое место в жизни Московского государства. Мы мало что знаем о мастерах иконописцах этого времени.

Строительство Кремля

Центром русского зодчества в 15-16 веках, безусловно, являлась Москва. Еще при Иване III начинается грандиозная работа над созданием комплекса Кремля. Царь не скупился на трату средств для этих работ. Он приглашал лучших архитекторов. Так, Успенский собор, строившийся в Кремле, создавал знаменитый итальянец Аристотель Фиараванти. Успенский собор поражал современников своей нарядностью, грандиозностью. Здесь проходило венчание на царствование русских царей вплоть до Николая II. В то же время позаботился Иван III и о защите сердца Москвы.

Началась постройка стен Кремля в 1485 году. Над ними работали такие выдающиеся мастера, как Петр Марк Фрязинов, Алевиза миланец. В тот же период создается и Грановитая палата. В ней проходили приемы иностранных послов, заседания земского собора. Творцами этого шедевра являются архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Развитие церковного строительства

Наконец, при Иване Грозном был создан знаменитый собор Покрова на Рву. Собор получил свое название в честь знаменательного события: войска Ивана Грозного захватили Казань. Название же свое он получил от того, что штурм Казани, успешный, был осуществлен в день праздника покрова Пресвятой Богородицы. Однако, более широко этот собор известен под названием Василия Блаженного. Дело в том, что во время строительства собора в нем жил местный юродивый — Василий. Здесь же он и скончался и был похоронен в одном из приделов храма.

Оборонное строительство

В 15-16 веках развивались стройки и другого рода, в том числе предназначенные для сугубо практических целей, например, обороны страны. Новые крепости снабжались по первому слову тогдашней техники. Это было возможно потому, что появились первые оружейные и литейные мастерские в России.

Одним из замечательных мастеров был Андрей Чёхов. Он отливал колокола, отливал пушки, он создал знаменитую Царь-пушку. Размеры ее впечатляют. Длина ствола 5 метров, вес 40 тонн, диаметр ствола 890 миллиметров. Собственно, свое название Царь-пушка получила от того, что еще и сделана была с огромным искусством. На стволе было помещено изображение царя Федора, сына Ивана Грозного.

Развитие научных знаний

В целом, в Московском государстве развивались, главным образом, те направления культуры и искусства, которые были связаны с нуждами государственными или религиозными, церковными. Параллельно с этим шло развитие и научных знаний. Стали появляться первые литейные мастерские на Руси. Появлялись и западные новинки.

Так, в 15 веке в Кремле были поставлены первые башенные часы. Приглашались специалисты-медики, и в Москве появилась первая аптека. В целом 15 — 16 века подарили нам огромное количество интересных, своеобразных памятников самых разных жанров искусства, архитектуры, живописи и других. Однако, по-прежнему были и проблемы. Не хватало русских мастеров, не хватало грамотных людей. Все это предстояло решать России еще в будущем.

Читайте также: