Вторжение арабов в дагестан 8 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал преподовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Арабские завоевания. После смерти пророка (632 г.) арабы вы­бирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на сосед­ние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов.

Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабский халифат. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омей­ядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми.




От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были сверг­нуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды — правители одного из государств Ирана. и 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из шей Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, геряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на турецкий султан.

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­йных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, оторый стал не только общегосударственным, но и языком ли-ратуры и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские Ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославилсягалью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их руды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы Он попали 14 университетов и множество школ, пять публичных "ииииотек.

Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал преподовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Арабские завоевания. После смерти пророка (632 г.) арабы вы­бирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на сосед­ние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско).

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов.

Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабский халифат. После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омей­ядов из Мекки (661 — 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми.

От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были сверг­нуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды — правители одного из государств Ирана. и 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из шей Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, геряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на турецкий султан.

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­йных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, оторый стал не только общегосударственным, но и языком ли-ратуры и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские Ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославилсягалью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их руды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы Он попали 14 университетов и множество школ, пять публичных "ииииотек.

Хаким Бытдаев

👍

Какая бы обстановка там не была арабы всеровно победили бы ибо в первых рядах шли сподвижники

DELETED

Горцы сражались до последнего, чтобы не попасть в плен арабам.

Особенно жители Лакза, вот история:
В 731 году хазарский полководец Барсбек попросил помощи у царя Лакза для совместного выступления против арабского полководца Аль-Джарраха. Арбис откликается на просьбу Барсбека и выступает со своим 40 000-ным войском.
Показать полностью. Объединённое войско лезгин, хазар и табасаранов (согласно аль-Куфи, это войско насчитывало 300 000 человек) преследовало войско Джарраха до Ардебиля и в битве вблизи этого города Джаррах был убит, а его войско полностью уничтожено. Спаслось лишь около семьсот солдат из его войск, которые бежали и укрылись в горах.

Это тяжелое поражение Джарраха сотрясает Халифат, который начинает готовиться к новому походу на Кавказ. В 735 году халиф назначает Марвана ибн Мухаммада наместником на Кавказе. Для отмщения лакзанам, Марван посылает 60 000-ное войско под предводительством полководца аль-Каусара против Лакза. В открытом бою, уничтожив 10 000 солдат аль-Каусара, Арбис заставил арабское войско разделиться на две части. Во время этого боя аль-Каусар не смог избежать стрелы Арбиса и погиб. Увидев отступающее войско, потерпевшее большие потери, а также труп своего лучшего военачальника аль-Каусара, Марван мобилизовал все свои силы против Лакза. Но Марван передумал наступать на Лакз, послушав своего наместника в Дербенде Усайда ас-Сулами, который, хорошо зная о силах царства Лакз, отговорил Марвана от этого похода. Таким образом, крепость Билисан превратилась в неприступную для арабов для крепость. Увидев, что в ближайшем будущем ему невозможно будет захватить Лакз, Марван решил захватить другие царства Дагестана — Серир, Кумух,Зирехгеран. Марван пытался несколько раз хитростью захватить крепость Билисан, но ему не удавалось сделать это.


Задолго до вторжения войск халифата на Кавказ в Дагестане сложилось множество политических образований разного уровня и типа.

Накануне Арабского нашествия на территории Дагестана располагались следующие феодальные образования: Лайран — горная оконечность Главного Кавказского хребта — южнее Самура, населенная южнодагестанскими народностями; Маскут (машкур) — плоскостные земли южнее Дербента, по обе стороны р. Самур; Лакз — территория бассейна р.Гюльгерычай и земля к северу от Самура; Табасаран — бассейн р. Рубас; Филан — по-видимому, территория нынешнего Левашинского плато; Зирихгеран — земли современного Дахадаевского района Дагестана и, наконец, Серир — территория Аварского Койсу и Кара-Койсу. Кроме того, источники говорят об отдельной области Дудании — возможно, это земли Дидойцев, известные в грузинских источниках под названием Ди-доэти.

Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

В VII веке нашей эры на территории Аравийского полуострова образовалось государство Арабский Халифат. Арабы развернули борьбу за создание мировой империи, куда вошли бы многие крупные цивилизации. Арабские завоеватели подчинили своей власти многие страны, в том числе и страны Средней Азии и Закавказья.

Продолжительная борьба происходила и на территории Дагестана. Дагестан привлекал большое внимание арабов как важный стратегический пункт, а также как перекресток многочисленных торговых путей. Здесь пересекались пути, соединяющие Восточную Европу со странами Передней и Средней Азии. Территория Дагестана имела ещё и важное экономическое значение. Все эти причины и стали основой ожесточённой борьбы арабов и жителей Хазарского каганата.

В 31г.х./651-652гг. арабы совершают поход на Дербент (ал-Баб). Дербент был взят арабами. Правителем Дербента стал Абдаррахман ибн Рабиа.

Первые походы арабов носили разведывательный характер и не привели к покорению Дагестана. Позиции арабов в Дагестане были непрочными. Дербент неоднократно переходил из рук в руки, подчиняясь попеременно то арабам, то хазарам.

В 60-х годах VII века арабы неоднократно совершают походы в Закавказье через Дербент. Дербент оказывается во власти арабов.

С 20-х гг. VIII века начинается основной этап арабских завоеваний на территорию Дагестана. Это время наиболее интенсивной борьбы арабов и хазар. Арабы совершают поход за походом на территорию Дагестана. Этот этап завоеваний связан с именами трёх арабских военачальников: Джарраха, Масламы (Абу-Муслима) и Марвана.

Известны походы Масламы на территорию Дербента. После упорного сопротивления жителей Дербента, укрывшихся в крепости Нарын-кала, Масламе все-таки удаётся захватить город. Маслама превращает Дербент в опорный пункт на северных рубежах халифата и проводит здесь ряд мероприятий по исламизации местного населения: переселяет сюда жителей из арабских стран, строит мечети. Именно в этот период была построена древнейшая в Дагестане дербентская Джума-мечеть.

В конце 30-хгг. VIII века свои походы на территорию горного Дагестана совершает Марван. В 737-638гг. он вторгается в Серир, Туман, Зерехгеран, Кайтаг, Лакз, Табасаран, Филан. Несмотря на упорное сопротивление Марван покоряет горцев, заставляя принимать их ислам. На все земли, захваченные арабами, была наложена дань зерном и людьми. Марван пытается экономически повлиять на то, чтобы местное население принимало новую религию. Тех, кто принимал ислам, арабы освобождали от выплаты подушного налога – джизья. Те же, кто продолжал исповедовать прежние религии, не желая принимать ислам, платили кроме поземельного налога – хараджа подушный налог – джизья.

Против арабского владычества в Дагестане разворачивается ожесточённая борьба, о чём говорят ряд восстаний местных жителей Дагестана против арабов.

В начале IX века ситуация в самом Арабском халифате меняется. Уже к концу века халифат перестаёт быть сильной целостной державой. В результате восстаний от Арабского халифата отделяются многие страны Африки, Средней Азии и Закавказья. Эти процессы затронули и Дагестан. В IX веке внутренние районы Дагестана обрели полную самостоятельность.

Арабские завоевания имели для Дагестана огромные последствия. Само вторжение внешнего агрессора принесло огромные разрушения и людские потери. Вторжение арабов нарушило закономерный ход развития дагестанского общества, его экономику и культуру. Обычным явлением стали убийства и разрушения. Масса населения оказалась оторванной от хозяйственной деятельности. Обременительными оказались налоги и подати, введённые арабами на завоёванных территориях.

Однако были и положительные последствия. Благоприятными факторами оказались стабилизация внутриполитического положения дагестанских владений и включение их в орбиту экономической, торговой и культурной жизни халифата. В Дагестане, как и в других частях халифата, наблюдается расцвет городской жизни. (История Дагестана с древнейших времён до наших дней. М.,2004. С.184). Вместе с арабами в Дагестан проникает арабо-мусульманская культура и её составные части: арабский язык и новая религия – ислам, которая, несмотря на очень длительное проникновение особенно в некоторых районах, в последующем прочно утвердилась в Дагестане. В период вторжения арабов в Дагестан и распространения арабской культуры, происходит взаимопроникновение дагестанской и арабской культур, что, несомненно, благоприятно отразилось на дальнейшем культурном развитии народов Дагестана. В культуре Дагестана своё место нашёл и арабский язык, став в Дагестане языком религии, документации, делопроизводства.

Кроме того, арабские завоевания способствовали установлению тесных многосторонних контактов со странами Ближнего Востока.

Читайте также: