Отличие административного задержания от уголовно процессуального задержания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК)[2].

Сущность задержания подозреваемого состоит в кратковременном лишении лица свободы и помещение его в изолятор временного содержания. В этой связи важно разграничивать задержание как процессуальное действие и захват лица с доставлением его в милицию.

Следует отличать уголовно-процессуального задержания от административного. Такое отличие можно произвести исходя из нескольких положений.

Во-первых, по основаниям задержания. В основе задержания административного лежит административное правонарушение, процессуального – преступление.

Во-вторых, по правовому регулированию. Административное задержание производится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальное – с Уголовно-процессуальным кодексом.

В-третьих, по органам, правомочным осуществлять задержание. Административное задержание вправе произвести должностные лица органов милиции, ведомственной и вневедомственной охраны, пограничной службы, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы. Процессуальное задержание – только орган дознания, следователь, осуществляющие производство по уголовному делу, или прокурор.

В четвертых, по месту содержания задержанных. Административные задержанные помещаются в специально отведенные для этого помещения либо в специальные учреждения, создаваемые органом исполнительной власти субъекта Федерации. Подозреваемые, задержанные по уголовным делам, находятся в изоляторе временного содержания (ИВС).

В-пятых, по срокам задержания. Срок административного задержания не должен превышать 3 ч, процессуального – 48.

Уголовно-процессуальное задержание отличается и от меры пресечения в виде заключения под стражу, хотя сущность обеих мер единая – кратковременное лишение свободы. Однако заключить лицо под стражу вправе только суд; срок содержания под стражей – два месяца, мера пресечения, как правило, избирается обвиняемому, в исключительных случаях – подозреваемому; оформляется заключение под стражу постановлением судьи; лица содержатся под стражей в следственном изоляторе.

Основания задержания.Их можно разбить на две группы: фактические основания и процессуальные.

Фактические основания. Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления.

Первое основание означает, что лицо застигнуто непосредственно на месте совершения преступления, в момент выполнения преступных действий, сразу после их окончания либо при попытке бегства с места происшествия. Лицо может быть застигнуто сотрудниками милиции, пограничной службы, таможни, других правоохранительных органов, а также гражданами.

Под прямыми указаниями очевидцев следует понимать показания одного или нескольких свидетелей-очевидцев, которые прямо указывают на личность преступника. Такие сведения должны быть, как правило, категоричными и конкретными, позволяющими установить тождество лица, совершившего деяние. Возможно, однако, что очевидец называет только приметы лица, но при предъявлении для опознания уверенно его опознает. Очевидцы – это лица, непосредственно воспринимавшие факт преступления, и сообщаемые ими сведения содержат прямые указания о том, что именно данное лицо совершило преступление. Предположительные сведения, содержащие вероятный вывод о причастности лица к совершенному деянию, не являются основанием для задержания.




Показания потерпевшего чаще всего содержат информацию об обстоятельствах преступления, последствиях деяния, а также о лице, его совершившем при визуальном контакте (грабеже, разбое, хулиганстве, других преступлениях против личности).

Явными следами преступления следует считать те, которые находятся в прямой связи с общественно опасным деянием. Следы могут быть обнаружены как на самом подозреваемом, так и на его одежде, при нем или в его жилище. Ими могут быть пятна крови, гематомы, порезы, царапины, волосы, орудия преступления, похищенные предметы и т. д.

Иные данные могут служить основанием задержания подозреваемого только при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) лицо пыталось скрыться; 2) оно не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность; 4) прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процессуальные основания. Согласно ст. 5 Федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых процессуальным основанием задержания является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

Часть 2 ст.92 УПК РФ обязывает орган дознания и следователя указывать в протоколе мотивы задержания, но не раскрывает их понятия. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о том, что же является мотивами задержания. В научной литературе встречаются следующие определения мотивов: 1) опасения, что подозреваемый, в случае его оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины[3]; 2) конкретные факты, конкретные обстоятельства, которые обусловливают необходимость задержания данного лица, свидетельствуют о правомерности его задержания[4]; 3) побуждения органа дознания, которые обусловливают необходимость производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления или побудительные причины, которые оправдывают применение этой меры принуждения[5]; 4) обстоятельства, имеющие значение оснований задержания[6]. Встречаются и другие определения мотивов задержания.

Мотивы задержания очень близки к целям, однако не совпадают с ними. Следует отметить, что некоторые авторы не различают мотивы и цели задержания. Так, Короткий Н.Н. указывает, на то, что "всякое задержание должно преследовать определенные цели, т.е. быть мотивированным"[7]. Из его утверждения следует вывод о том, что если есть цель, то задержание мотивировано. Но в таком случае в постановлении достаточно указать лишь цель задержания, что представляется недостаточным, для подтверждения необходимости применения данного процессуального действия.

На наш взгляд, мотивы - это те, обусловленные потребностями, внутренние побуждения лица, которые вызывают у него решимость поступить определенным образом. Цели же - это представление лица о тех желаемых результатах (изменениях) во внешнем мире, которые должны произойти в силу совершения определенных действий. Иными словами, цели означают то, к чему стремится лицо, производящее задержание, то, для чего производится задержание, а мотивы - психические, волевые процессы этого лица, определяющие цель и вызывающие у него желание добиться цели.

Мотивы задержания могут выступать следующие обстоятельства: а) необходимость помешать подозреваемому скрыться от дознания или следствия; б) предотвратить продолжение им преступной деятельности; в) предупредить воспрепятствование со стороны подозреваемого производству по уголовному делу.

Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК)[2].

Сущность задержания подозреваемого состоит в кратковременном лишении лица свободы и помещение его в изолятор временного содержания. В этой связи важно разграничивать задержание как процессуальное действие и захват лица с доставлением его в милицию.

Следует отличать уголовно-процессуального задержания от административного. Такое отличие можно произвести исходя из нескольких положений.

Во-первых, по основаниям задержания. В основе задержания административного лежит административное правонарушение, процессуального – преступление.

Во-вторых, по правовому регулированию. Административное задержание производится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальное – с Уголовно-процессуальным кодексом.

В-третьих, по органам, правомочным осуществлять задержание. Административное задержание вправе произвести должностные лица органов милиции, ведомственной и вневедомственной охраны, пограничной службы, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы. Процессуальное задержание – только орган дознания, следователь, осуществляющие производство по уголовному делу, или прокурор.

В четвертых, по месту содержания задержанных. Административные задержанные помещаются в специально отведенные для этого помещения либо в специальные учреждения, создаваемые органом исполнительной власти субъекта Федерации. Подозреваемые, задержанные по уголовным делам, находятся в изоляторе временного содержания (ИВС).

В-пятых, по срокам задержания. Срок административного задержания не должен превышать 3 ч, процессуального – 48.

Уголовно-процессуальное задержание отличается и от меры пресечения в виде заключения под стражу, хотя сущность обеих мер единая – кратковременное лишение свободы. Однако заключить лицо под стражу вправе только суд; срок содержания под стражей – два месяца, мера пресечения, как правило, избирается обвиняемому, в исключительных случаях – подозреваемому; оформляется заключение под стражу постановлением судьи; лица содержатся под стражей в следственном изоляторе.

Основания задержания.Их можно разбить на две группы: фактические основания и процессуальные.

Фактические основания. Согласно ст. 91 УПК орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления.

Первое основание означает, что лицо застигнуто непосредственно на месте совершения преступления, в момент выполнения преступных действий, сразу после их окончания либо при попытке бегства с места происшествия. Лицо может быть застигнуто сотрудниками милиции, пограничной службы, таможни, других правоохранительных органов, а также гражданами.

Под прямыми указаниями очевидцев следует понимать показания одного или нескольких свидетелей-очевидцев, которые прямо указывают на личность преступника. Такие сведения должны быть, как правило, категоричными и конкретными, позволяющими установить тождество лица, совершившего деяние. Возможно, однако, что очевидец называет только приметы лица, но при предъявлении для опознания уверенно его опознает. Очевидцы – это лица, непосредственно воспринимавшие факт преступления, и сообщаемые ими сведения содержат прямые указания о том, что именно данное лицо совершило преступление. Предположительные сведения, содержащие вероятный вывод о причастности лица к совершенному деянию, не являются основанием для задержания.

Показания потерпевшего чаще всего содержат информацию об обстоятельствах преступления, последствиях деяния, а также о лице, его совершившем при визуальном контакте (грабеже, разбое, хулиганстве, других преступлениях против личности).

Явными следами преступления следует считать те, которые находятся в прямой связи с общественно опасным деянием. Следы могут быть обнаружены как на самом подозреваемом, так и на его одежде, при нем или в его жилище. Ими могут быть пятна крови, гематомы, порезы, царапины, волосы, орудия преступления, похищенные предметы и т. д.

Иные данные могут служить основанием задержания подозреваемого только при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) лицо пыталось скрыться; 2) оно не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность; 4) прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процессуальные основания. Согласно ст. 5 Федерального закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых процессуальным основанием задержания является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

Часть 2 ст.92 УПК РФ обязывает орган дознания и следователя указывать в протоколе мотивы задержания, но не раскрывает их понятия. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о том, что же является мотивами задержания. В научной литературе встречаются следующие определения мотивов: 1) опасения, что подозреваемый, в случае его оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или станет препятствовать установлению истины[3]; 2) конкретные факты, конкретные обстоятельства, которые обусловливают необходимость задержания данного лица, свидетельствуют о правомерности его задержания[4]; 3) побуждения органа дознания, которые обусловливают необходимость производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления или побудительные причины, которые оправдывают применение этой меры принуждения[5]; 4) обстоятельства, имеющие значение оснований задержания[6]. Встречаются и другие определения мотивов задержания.

Мотивы задержания очень близки к целям, однако не совпадают с ними. Следует отметить, что некоторые авторы не различают мотивы и цели задержания. Так, Короткий Н.Н. указывает, на то, что "всякое задержание должно преследовать определенные цели, т.е. быть мотивированным"[7]. Из его утверждения следует вывод о том, что если есть цель, то задержание мотивировано. Но в таком случае в постановлении достаточно указать лишь цель задержания, что представляется недостаточным, для подтверждения необходимости применения данного процессуального действия.

На наш взгляд, мотивы - это те, обусловленные потребностями, внутренние побуждения лица, которые вызывают у него решимость поступить определенным образом. Цели же - это представление лица о тех желаемых результатах (изменениях) во внешнем мире, которые должны произойти в силу совершения определенных действий. Иными словами, цели означают то, к чему стремится лицо, производящее задержание, то, для чего производится задержание, а мотивы - психические, волевые процессы этого лица, определяющие цель и вызывающие у него желание добиться цели.

Мотивы задержания могут выступать следующие обстоятельства: а) необходимость помешать подозреваемому скрыться от дознания или следствия; б) предотвратить продолжение им преступной деятельности; в) предупредить воспрепятствование со стороны подозреваемого производству по уголовному делу.

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Основания для задержания в полиции

подозрения его в совершении преступления;

избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;

уклонения его от исполнения наказания;

нахождения его в розыске;

в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;

нарушения гражданином правила комендантского часа;

незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;

наличия признаков выраженного психического расстройства;

получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;

когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения - трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:

паспорт гражданина РФ;

временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;

свидетельство о рождении - для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;

паспорт иностранного гражданина;

документ апатрида о праве на пребывание в РФ;

военный билет военнослужащего.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;

рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;

имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;

обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания - это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

В отличие от перечисленных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществляется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих противоправность поведения человека. Именно задержание в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позволяет сотрудникам полиции или иных правоохранительных органов собрать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или невозможности применения к лицу какой-либо ответственности либо других мер государственно-властного реагирования.

Задержание нельзя считать ни мерой уголовного наказания, ни мерой административного наказания, ни любой иной формой ответственности, оно носит исключительно внесудебный характер. Оно осуществляется на основании собственного решения органа или должностного лица, осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу, выполняющего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятельность.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого по уголовному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа.

В соответствии со ст. 27.3. КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.

Задержанные лица, хотя и испытывают на себе груз государственного принуждения, связанный с временным ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, тем не менее, считаются невиновными и сохраняют за собой все предоставленные им государством права и свободы.

Читайте также: