Раскрыть двигательный режим младшего школьника кратко
Обновлено: 04.07.2024
Двигательный режим основан на системной интеграции различных форм и средств физического воспитания в образовательный процесс начальной школы:
• введение динамического часа в сетку занятий;
• введение в режим дня дополнительных
занятий физкультурой (ритмика, танцы и др.) во 2-й половине дня и проведение спортивных игр во вне учебное время;
• интеграцию динамического компонента в учебный процесс;
• проведение организованных подвижных игр разной интенсивности во
время прогулок;
• проведение организованных подвижных игр малой и средней
интенсивности во время перемен;
• интеграцию оздоровительного компонента в режим учебного дня;
• объем двигательной активности за учебный день должен быть не менее 15-16 тыс. шагов;
• объем двигательной активности в первой половине дня должен
составлять не менее 5-6 тыс. шагов, во второй половине дня не менее 9-10
тыс. шагов;
• соотношение организованного статического и динамического компонентов
должно быть не менее 1:2,5 в первом классе, не менее 1:2,0 во втором классе и не менее 1:1,5 в третьем классе.
Основные результаты
Эффективность двигательного режима (ДР) оценивалось на основе результатов сравнительного анализа физической работоспособности и адаптационного потенциала у обучающихся 1-2-х классов в динамике 2-х лет наблюдения при традиционном и инновационном ДР.
Инновационный двигательный режим (ДР) способствует более выраженному повышению физической работоспособности в динамике 2-х лет наблюдения, чем традиционный ДР.
У обучающихся школы с традиционным ДР в начале учебного года показатель PWC170 (показатель физической работоспособности) составил 355,7±16,8 кгм/мин, в конце второго года наблюдения – 459,8±20,8 кгм/мин (р
Содержание данного веб-сайта не является публичной офертой и носит исключительно информационный характер.
2022 © Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Все права защищены.
Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % - 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста.
Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.
Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.
Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, - главное гигиеническое требование физического воспитания.
Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % - 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста.
Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.
Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.
Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, - главное гигиеническое требование физического воспитания.
Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Условия сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнять от 6 до 48 тысяч движений ежесуточно.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса, следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для школьников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час.
Утренняя гимнастика ученика в условиях семьи, движения, связанные с закаливающими процедурами, обеспечивают до 1000 движений утром. Вводная гимнастика в школе -300 движений. Рациональная организация перемен обеспечивает до 1000 движений, физкультпаузы – до 150, сорокаминутные паузы в 1 классах- до 4500 движений. Физические упражнения и , прежде всего движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно- мышечной. В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.
Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня. Режим дня ученики у нас составляют на уроках окружающего мира. При этом учителя следят за тем, чтобы дети не забыли включить в режим дня посещение секций, кружков, школы искусств, ДШЮ и т.д.
Правильному дыханию способствуют следующие упражнения, которые можно выполнять на уроках во время физкультминуток и и во время утренней гимнастики.
4. На одном выдохе ослабляйте или усиливайте жужжание пчелы : Ж_Ж_Ж. Так же можно имитировать рычание собаки, писк летящего комара, свист проколотой шины велосипеда, шипение змеи и т.д.
Таким образом, в начальной школе проводится гимнастика до занятий, физкультпаузы, часто с релаксацией, для 1 кл. – динамические паузы в 40 мин между двумя уроками, подвижные перемены, игры на свежем воздухе на ГПД, во 2-4 кл.- 3 часа в неделю уроки физической культуры, в 1 – кл. -2 ч. в неделю по учебному плану. В 1 кл. по новому ФГОС во второй половине дня 6 ч. (по 2 ч. в каждом классе) отведено на занятия ритмикой, 1 час – танцами, 1 час – шахматами. Двигательная активность в течение учебного дня не менее 2 часов на каждого ученика: 0,4 ч. физк., 1ч.- дин.п., 1 ч. –игры на ГПД, +0,5ч. –внекл. меропр. в день., +0,5 ч. –физмин.=3 ч.4 мин.
Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, максимальный подъем работоспособности приходится на 11 — 13 часов. Второй подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование нагрузки и отдыха.
Основными элементами режима дня школьника являются:
• учебные занятия в школе и дома;
• активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• регулярное и достаточное питание;
• физиологически полноценный сон;
• свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.
При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего чада и функциональные особенности его возраста.
В 6—7 лет у младших школьников отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Переходный возраст (11 — 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, вызывая юношескую гипертензию. В 15—18 лет происходит завершение полового созревания, при этом сохраняется состояние общего возбуждения и психической неуравновешенности.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите особое внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.
Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми.
Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптимальный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительностью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!
После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаляющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Постепенно температуру снижают с 30° в начале до 15—20° в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен и контрастный душ: чередование теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2—3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.
Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.
Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийности. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпочтительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный рацион должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Слабые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка.
Стул следует задвигать под стол на 4—8 см, для книг нужна подставка с углом наклона в 35°. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает время на восстановление полученных на уроках сведений. Если школьник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность.
Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30—40 минут, после чего следует регулярно проводить 15-минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач и др.)- Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2—3 раза в неделю. Конечно, в виде исключения можно разрешить просмотр интересного фильма, если эта уступка будет правильно понята и дополнена достаточным прилежанием.
Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.
Родители должны прививать как девочкам, так и мальчикам навыки по самообслуживанию: умение готовить, убирать, стирать и т.д. Осознанная ответственность ребенка за вынос мусора, мытье посуды станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка как полноправного члена семьи.
Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недосыпают из-за раннего начала занятий в первую смену, позднего отхода ко сну. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстрой ствам. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следует умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18 "С.
И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто оставить ребенку обед, вряд ли он будет питаться по часам. Во-вторых, должны соблюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И, в-третьих, ничто так не нарушает распорядок, как безделье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.
Примерный режим дня школьника младших классов
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.
Читайте также: