Раскрыть двигательный режим младшего школьника кратко

Обновлено: 04.07.2024

Двигательный режим основан на системной интеграции различных форм и средств физического воспитания в образовательный процесс начальной школы:
• введение динамического часа в сетку занятий;
• введение в режим дня дополнительных
занятий физкультурой (ритмика, танцы и др.) во 2-й половине дня и проведение спортивных игр во вне учебное время;
• интеграцию динамического компонента в учебный процесс;
• проведение организованных подвижных игр разной интенсивности во
время прогулок;
• проведение организованных подвижных игр малой и средней
интенсивности во время перемен;
• интеграцию оздоровительного компонента в режим учебного дня;
• объем двигательной активности за учебный день должен быть не менее 15-16 тыс. шагов;
• объем двигательной активности в первой половине дня должен
составлять не менее 5-6 тыс. шагов, во второй половине дня не менее 9-10
тыс. шагов;
• соотношение организованного статического и динамического компонентов
должно быть не менее 1:2,5 в первом классе, не менее 1:2,0 во втором классе и не менее 1:1,5 в третьем классе.

Основные результаты

Эффективность двигательного режима (ДР) оценивалось на основе результатов сравнительного анализа физической работоспособности и адаптационного потенциала у обучающихся 1-2-х классов в динамике 2-х лет наблюдения при традиционном и инновационном ДР.
Инновационный двигательный режим (ДР) способствует более выраженному повышению физической работоспособности в динамике 2-х лет наблюдения, чем традиционный ДР.
У обучающихся школы с традиционным ДР в начале учебного года показатель PWC170 (показатель физической работоспособности) составил 355,7±16,8 кгм/мин, в конце второго года наблюдения – 459,8±20,8 кгм/мин (р

Содержание данного веб-сайта не является публичной офертой и носит исключительно информационный характер.
2022 © Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Все права защищены.

Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.

При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % - 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста.

Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.

Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.

Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, - главное гигиеническое требование физического воспитания.




Повседневная двигательная активность является естественной потребностью растущего организма и непременным условием физического развития, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и в домашнем быту. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьёзным нарушениям здоровья.

При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток и ведёт к наступлению утомления. Признаки утомления во время уроков, выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, особенно у младших школьников, являются проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультминут, игр на переменах позволяет в определённой мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и может быть удовлетворено утренней гигиенической гимнастикой, активным отдыхом в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе. Установлено, что с началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50% и составляет лишь половину естественной потребности. Детям не хватает эффективных физических движений, смены умственного труда физическим, причём дефицит двигательной активности возникает у половины 6-8 летних детей, 60 % - 9-12 летних и у 70 % школьников старшего возраста.

Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является учёт не только верхней (предельно допустимой), но и нижней, (максимально необходимой) величины. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм школьников. Для того, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движениях, объём целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Два урока физкультуры в неделю компенсируют лишь 10-20 % гигиенической нормы и около 40% суточной потребности.

Следовательно, для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен включать следующие виды двигательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка по дороге в школу (из школы), физкультминутки на уроках, игры и развлечения на переменах, обязательные уроки физкультуры, занятия физическим упражнениями в группах продлённого дня, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, участие в соревнованиях, физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни и во время каникул.

Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Организация рационального режима, способного обеспечить достаточное пребывание на воздухе и оптимальную двигательную активность школьников, - главное гигиеническое требование физического воспитания.

Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Условия сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнять от 6 до 48 тысяч движений ежесуточно.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса, следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для школьников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час.

Утренняя гимнастика ученика в условиях семьи, движения, связанные с закаливающими процедурами, обеспечивают до 1000 движений утром. Вводная гимнастика в школе -300 движений. Рациональная организация перемен обеспечивает до 1000 движений, физкультпаузы – до 150, сорокаминутные паузы в 1 классах- до 4500 движений. Физические упражнения и , прежде всего движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно- мышечной. В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Двигательный режим является обязательной составной частью общего распорядка дня. Режим дня ученики у нас составляют на уроках окружающего мира. При этом учителя следят за тем, чтобы дети не забыли включить в режим дня посещение секций, кружков, школы искусств, ДШЮ и т.д.

Правильному дыханию способствуют следующие упражнения, которые можно выполнять на уроках во время физкультминуток и и во время утренней гимнастики.

4. На одном выдохе ослабляйте или усиливайте жужжание пчелы : Ж_Ж_Ж. Так же можно имитировать рычание собаки, писк летящего комара, свист проколотой шины велосипеда, шипение змеи и т.д.

Таким образом, в начальной школе проводится гимнастика до занятий, физкультпаузы, часто с релаксацией, для 1 кл. – динамические паузы в 40 мин между двумя уроками, подвижные перемены, игры на свежем воздухе на ГПД, во 2-4 кл.- 3 часа в неделю уроки физической культуры, в 1 – кл. -2 ч. в неделю по учебному плану. В 1 кл. по новому ФГОС во второй половине дня 6 ч. (по 2 ч. в каждом классе) отведено на занятия ритмикой, 1 час – танцами, 1 час – шахматами. Двигательная активность в течение учебного дня не менее 2 часов на каждого ученика: 0,4 ч. физк., 1ч.- дин.п., 1 ч. –игры на ГПД, +0,5ч. –внекл. меропр. в день., +0,5 ч. –физмин.=3 ч.4 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распреде­ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяже­нии всего периода бодрствования. Строит­ся режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, на­пример, максимальный подъем работоспо­собности приходится на 11 — 13 часов. Вто­рой подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивно­сти и продолжительности. Дети легко при­выкают к распорядку дня в школе, поэто­му следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование на­грузки и отдыха.

Основными элементами режима дня школьника являются:

• учебные занятия в школе и дома;

• активный отдых с максимальным пре­быванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• физиологически полноценный сон;

• свободная деятельность (досуг) по выбо­ру ребенка.

При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья сво­его чада и функциональные особенности его возраста.

В 6—7 лет у младших школьников отме­чается повышенная чувствительность к не­благоприятным внешним факторам и быс­трое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостене­ния и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствова­ние нервной системы. Переходный возраст (11 — 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ро­стом. Происходит быстрое развитие внут­ренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, вызывая юношескую гипертензию. В 15—18 лет происходит заверше­ние полового созревания, при этом сохра­няется состояние общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Помимо зарядки к физическому воспи­танию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные на­выки ребенка, повышается его эмоцио­нальный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эф­фект. Обратите особое внимание на плава­ние, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ре­бенка. Хорошо дисциплинируют команд­ные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.

Не игнорируйте и занятия лечебной физ­культурой в школе, если доктор считает их необходимыми.

Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптималь­ный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительнос­тью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ре­бенок, тем больше времени он должен про­водить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!

После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного воз­раста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаля­ющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Постепен­но температуру снижают с 30° в начале до 15—20° в конце. Это хорошая закаливаю­щая процедура. Возможен и контрастный душ: чередование теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобе­денное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2—3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.

Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), состав­ляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.

Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, ко­торый ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийнос­ти. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпоч­тительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный раци­он должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное раз­нообразие блюд и отсутствие перекусов.

Вернувшись из школы, ребенок обяза­тельно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Сла­бые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Важно, чтобы мебель соот­ветствовала росту ребенка.

Стул следует задвигать под стол на 4—8 см, для книг нужна подставка с углом наклона в 35°. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверх­ность. Во время подготовки уроков не дол­жно быть отвлекающих моментов (телеви­зор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно со­кращает время на восстановление полу­ченных на уроках сведений. Если школь­ник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вече­ром не следует — дневная нагрузка значи­тельно снижает работоспособность.

Начинать выполнение домашнего зада­ния рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсут­ствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Макси­мальная продолжительность периода рабо­тоспособности составляет 30—40 минут, после чего следует регулярно проводить 15-минутные перерывы с физкультминут­кой под музыку.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, про­смотр телепередач и др.)- Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 ча­сов 2—3 раза в неделю. Конечно, в виде ис­ключения можно разрешить просмотр ин­тересного фильма, если эта уступка будет правильно понята и дополнена достаточ­ным прилежанием.

Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.

Родители должны прививать как девоч­кам, так и мальчикам навыки по самооб­служиванию: умение готовить, убирать, стирать и т.д. Осознанная ответственность ребенка за вынос мусора, мытье посуды ста­нет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка как полно­правного члена семьи.

Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продол­жает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недо­сыпают из-за раннего начала занятий в пер­вую смену, позднего отхода ко сну. Систе­матическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстрой ствам. Непосредственно перед сном у ре­бенка необходимо сформировать положи­тельные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следу­ет умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ре­бенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой ком­наты — 18 "С.

И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто ос­тавить ребенку обед, вряд ли он будет пи­таться по часам. Во-вторых, должны со­блюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после про­смотра фильма ужасов. И, в-третьих, нич­то так не нарушает распорядок, как безде­лье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.

Примерный режим дня школьника младших классов

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.

Читайте также: