Политические взгляды пересветова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иван Пересветов (Иван Семенович Пересветов) – дворянин, мыслитель, предложивший несколько проектов реформ в середине XVI в. Иван Семенович Пересветов смог предугадать пути развития государственного аппарата и определить схему всех властных институтов своего времени. В 1549г. им было направлено Ивану IV Грозному несколько писем (Малая и Большая челобитные), в которых мы можем наблюдать его проекты преобразований.

Свои проекты он изложил исследуя причины гибели Византийской империи. Он перекладывает реалии Византии и Османской империи на отечественную почву, исследует причины поражения одного государства и победы другого. Метод сравнения позволяет Ивану Семеновичу Пересветову проанализировать на этом фоне общественное и государственное устройство. Так, Османская империя смогла победить с помощью внутренних порядков и социально-политического устройства.

Иван Пересветов и его взгляды

Осуждалось не только самовластие царя, но и самовластие бояр, которые приводят разруху в страну ссорами между собой, коррупцией, несправедливым судом и прочим. Вслед за Максимом Греком, Пересветов утверждает, что своеволие и беззаконие, чинимое боярами опасно как для подданных, так и для царской власти.

Исследуется и дается в качестве готового проекта готовый состав такого Совета – знать, духовенство, военачальники, судьи. Конечно, по мнению Пересветова, в важных вопросах необходимо действовать только руководствуясь мнению консультативного органа.

Предлагается и ликвидация наместничества как системы со всем ее содержанием, в том числе системы распределения доходов. Иван Пересветов указывает, что необходима единая общая казна. Таким образом, все чиновничество содержится за счет этой казны, а налоги собираются только централизовано.

Кроме всего прочего, Иван Пересветов развивает и военную тему. Только когда есть деньги, можно создать регулярную армию. Таким образом, все военные чины до рядовых солдат содержатся за счет общегосударственной казны, отдельно вознаграждаются за заслуги. Также выдвигается меритократический тезис о поощрении заслуг.

Мыслитель указывает, что необходимо последовательно отказываться от кабальных зависимостей, в том числе холопства. Несвободные жители будут плохими воинами, у которых не будет стимула сражаться. При этом, в рабском положении некоторых групп населения видится несовместимость с христианской моралью и правильным государственным порядкам. Для последних порабощение еще более вредно.

Взгляды Пересветова во внешней политике были направлены на Казань и ее взятие. Он даже предложил перенести столицу в Новгород, так как волжские земли наиболее богаты и имеют выгодное расположение.

Смелая для своего времени судебная реформа тоже была изложена Иваном Пересветовым. Так, при уничтожении системы наместничества, необходимо направление назначаемых судей на места. Пошлины должны собираться непосредственно в казну, судейское жалование выплачивается из нее же. Установлен принцип равенства перед законом и судом. Таким образом, мы видим тезис о формировании независимой судебной власти.

Считается, что Иван Пересветов придерживается модели сословно-представительной монархии. В этом плане мыслитель наследует и развивает мысли Максима Грека, Федора Карпова и Зиновия Отенского.

Иван Семенович Пересветов-военный служилый дворянин, писатель-публицист, реформатор, рус­ский, родом из Западной Руси. Много путешествовал по Ев­ропе. Приехал на службу в Россию ок. 1537—1538 гг.

Следует сказать, что в течение 50 лет практически почти все предложения Пересветова были так или иначе реализо­ваны: наместничество было отменено и заменено сословным самоуправлением господствующего класса (земские и губные реформы 1540—1550-х годов), армия была реформирована (приказ 1551 г. и Уложение о службе 1556 г.), принят новый Судебник 1550 г.

6. 8. Политическая переписка И. Грозного и А. Курбского

И. Грозный

(1530—1584)


Царь Иван IV Васильевич Грозный-крупный государственный деятель, писатель-публицист. Источниками политических идей Ивана IV Грозного по­служили писания митрополита Зосимы, св. Иосифа Волоцкого, старца Филофея, инока Спиридона — Саввы и др. Поли­тическая идеология состояла в утверждении неограниченно­сти верховной монархической власти в России на вечные вре­мена в ее полной Божественного происхождения и предопре­деления вседозволенности.

Весьма своеобразно Иван IV решает вопрос об ответствен­ности властителя перед подданными. Отвергнув традицион­ную для русской политической мысли тираноборческую трак­товку царя-грешника, Иван IV утверждает, что царь не мо­жет быть по своей природе преступен. Он может казнить или миловать без суда и следствия сам, по своей царской воле. Потому царь бывает только грешен, и наказание ему — лишь Божий Суд. Но царь может покаяться, дать вклады по ду­шам невинно убиенных и тем самым в конце концов спастись.

А. Курбский

(ок. 1528—1583)


Гибель такого царства, по мнению Курбского, угодно Божест­венному Промыслу, так как в результате открытого сопро­тивления народа бездуховным правителям погибнут тираны и воцарится справедливость. Так теоретическое положение св. Иосифа Волоцкого о праве народа на сопротивление ти­рану получило последовательное развитие в государственно-правовой концепции Курбского.

6.10.Ю. Крижанич

(ок. 1618 – 1683)


Юрий Крижанич - священнослужитель, философ, историк и писатель. Хорват по происхождению, выходец из дворянского рода, убеждённый сторонник церковной унии – объединения Православной и Римско-католической церквей. В 1642 году он стал священником, возведён в сан миссионера, являлся доктором богословия. Кроме своего родного языка, Юрий Крижанич владел греческим, итальянским, латинским, немецким и русским языками. Приехав на службу к российскому государю, вскоре, в 1661 г., попадает в ссылку в Тобольск, где философ проводит 16 лет своей жизни.

Во второй части книги, мыслитель даёт конкретные советы, касающиеся военного дела: о необходимости сочетания различных строев войск, об эффективности того или иного оружия, об обучении воинскому делу.

Монархия, по мнению Крижанича, является наилучшей формой правления. Она подобна Божьей власти; «при таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки; при монархии легче достигнуть согласия в народе; такое правление наилучшим образом обеспечивает достижение всеобщей справедливости; государство с такой формой правления является наиболее обороноспособным; при монархии жизнью и смертью подданных располагает только государь, а не множество господ; монархическое правление является древнейшим и сохраняется намного дольше других форм правления.

В целом политические мысли Крижанича проникнуты идеей о необходимости объединения славян, содержат как апологию власти монарха, так и обоснования ограничения этой власти, и, кроме того, представляет интерес как источник множества советов по улучшению социально-политической и культурной жизни в государстве.

Предпосылки возникновения политико-правового мировоззрения И.С. Пересветова. Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства в нормативных актах и практике государственного строительства.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.11.2015
Размер файла 47,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

пересветов власть судоустройство

1. Предпосылки возникновения политико-правового мировоззрения И.С. Пересветова

3. Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства в нормативных актах и практике государственного строительства

Список использованной литературы

К середине XVI столетия политическая полемика сосредоточивается на государственно-правовых проблемах, главными из которых становятся вопросы, касающиеся формы правления и реализации правосудия в стране.

И на современном этапе остаются актуальными такие мыслители и государственные деятели, которые на протяжении веков разрабатывали сложнейшие проблемы определённое представление о существе права и форму реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно.

Главным условием усовершенствования государственно-правового усовершенствования в России, является освоение политико-правовой мысли. Это условие воплощение в преобразовательных проектах прошлого, которое затрагивает разнообразные сферы государственно-правовой деятельности.

В России прошлое часто связано с настоящим. Понимание вставших перед обществом и государством проблем, может показать подсказки и пути их решения.

Иван Семенович Пересветов является одной из интереснейших фигур русского средневековья. Пересветов - крупный мыслитель и реформатор XVI века. Серьезные государственно-правовые преобразования того времени связаны именно с ним. Эти преобразования вышли за пределы жизни самого реформатора. Россия определившаяся с тенденцией развития не менее чем на два века. К нему обращались близкие современники и далекие его потомки, большое влияние оказало и на дальнейшее формирование реформаторской мысли.

Цель работы - анализ политико-правовых взглядов Ивана Пересветова.

- выявить идейные предпосылки формирования политико-правового мировоззрения И.С. Пересветова;

- рассмотреть реализацию предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства в нормативных актах и практике государственного строительства

Объект исследования - И. Пересветов.

Предмет исследования - идеи Ивана Пересветова.

В работе были использованы труды таких авторов как П.П. Баранова, К.Ю. Ерусалимского, Т.В. Михайловой, А.В. Михайлова, С.К.. Новикова, Г.С. Талина и др.

1. Предпосылки возникновения политико-правового мировоззрения И.С. Пересветова

Русская культура средневековья представляла собой универсальный сплав очень широкой и разнообразной информации, усвоенной и переработанной на отечественной почве с учетом сложных, специфических условий становления единого и независимого государства. В этот период Иван Пересветов приехал в Москву, когда в России был пик ее культурного расцвета Талина Г.С. Московская Русь от удельного княжества к царству: эволюция государственности сквозь призму представлений современников//Московский государственный университет. - 2015. - № 2. - С. 145. .

Пересветов знал византийскую политическую доктрину; он знал и произведения выдающихся русских писателей и публицистов, как его предшественников, так и современников. Пересветов был даже с некоторыми из них знаком лично. Он постоянно был в центре внутрицерковной полемики нестяжателей и иосифлян, затрагивающих интересы церкви, но также и интересы государства.

Когда Пересветов находился в странах западной Европы, он знакомился и с западноевропейской литературной культурой.

Поэтому во времени написания своих сочинений Иван Пересветов был всесторонне образованным человеком.

В жизни любого государства, Иван Пересветов придает самого важного значение правде. По его мнению, как соблюдается в государстве правда, будет зависить процветание его. Потеря же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель.

Реформатор подробно разработал классификацию видов преступлений и наказаний, выделив составы воинских преступлений, поскольку предполагал создание отдельного воинского суда. Наказания назначаются в соответствии с тяжестью содеянного, без учета социального положения подсудимого Новиков С.К. Политические и правовые взгляды И.С. Пересветова и их реализация в государственно-правовом строительстве во второй половине XV-XVII вв./Диссертация. - М.: Московский государственный университет, 2010. - С. 102. .

Таким образом, рассматривая следственную и судебную практику русского государства, Пересветов сумел обратить внимание на самые существенные недостатки в этой системе и предложить меры по их искоренению.

Таким образом рассмотрели политико-правовые учение И Пересветова, на такие вопросы форма правления, местная власть, судебная реформе и судопроизводство.

3. Реализация предложений Пересветова по реорганизации местных органов власти, судоустройства, судопроизводства в нормативных актах и практике государственного строительства

В этом параграфе прослежена реализация проектов Пересветова в нормативных актах и практике государственно-правового строительства.

В Судебнике 1550 г. была проведена серьезная кодификация законодательства (Пересветов ратовал за создание новой Судебной книги), расширен круг отношений, регулируемых правом, усилена уголовная ответственность судей и судебных чиновников за вынесение неправосудных приговоров.

Царским Приговором о кормлениях и службе 1555-1556 гг. не только завершалась ликвидация наместничества, но и вводились предложенные Пересветовым меры по предупреждению преступности.

Идея создания отдельного военного судопроизводства была воплощена только Петром I, а отделение судебных органов от административного аппарата, реализовалась уже на другой основе в Судебной реформе 1864 г.

Мыслитель в своих проектах далеко опередил свое время.

Что есть власть? Что такое законная власть? Каковы роль и предназначение власти и самого Московского государства? Эти вопросы занимали современников на протяжении всей эпохи, на эти вопросы попытался ответить И. Пересветов.

XV-XVI вв. были временем формирования и упрочения Русского централизованного государства. Вместе с тем это была эпоха накопления сил, создания предпосылок для нового взлета России - перехода русской государственности в качество империи. Этими предпосылками были и соответствующие экономические процессы, и перемены в государственном строе, и небывалое по масштабам расширение территории.

Указанные предпосылки для подъема русской государственности в новое качество формировались и в сфере русской политической и правовой идеологии. Именно в этом заключался общий смысл эволюции русской политико-правовой мысли в XV-XVI вв. В русском общественном сознании утверждалась идея величия Русского государства, особой ответственности русских царей перед богом. Однако будущее России представлялось отнюдь не свободным от различных опасностей. Тревога за судьбу Русского государства, предчувствие в близком будущем глобальных потрясений его устоев звучали где глухо, а где предельно громко, в сочинениях почти каждого истинно русского мыслителя.

Многие из этих концептов в дальнейшем стали реальностью, воплотившись и в становлении самодержавия, и в развитии сословного представительства.

Великая православная держава станет еще могущественней, если не забудет Бога, жить без правды - угождать дьяволу. И. Пересветов указывал на путь исторически активного преобразования мира, которое могло бы объединить православные народы под эгидой русского царя.

Список использованной литературы

1. Баранов П.П. Проблема соотношения морали, права и самодержавия в политико-правовой мысли России XV-XVI вв.//Северо-Кавказский юридический вестник. - 2011. - № 4. - с. 19-25.

4. Михайлов А.В., Михайлова Т.В. Аргументация права на верховную власть в русском политическом дискурсе XV-XVII вв.// Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 3. - с. 89-94.

5. Новиков С.К. Политические и правовые взгляды И.С. Пересветова и их реализация в государственно-правовом строительстве во второй половине XV-XVII вв./Диссертация. - М.: Московский государственный университет, 2010. - 210 с.

6. Русская социально-политическая мысль. XI-XVII вв. хрестоматия / сост. С.В. Перевезенцев, подг. текстов С.В. Перевезенцев, Г.В. Талина, Д.В. Ермашов, А.С. Ермолина, В.С. Зубова; под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. - М.: Изд-во Московского университета, 2011-728 с.

7. Соч. И.С. Пересветова: 1. Малая челобитная; 2. Большая челобитная // Памятники литературы Древней Руси. К. XV-1-я пол. XVI в. - М.: Наука, 1984. - 234 с.

Подобные документы

Исторические события и отдельные моменты биографии Т. Джефферсона, оказавшие влияние на формирование его мировоззрения. Анализ его взглядов, касающихся государственного устройства и демократии, и идей, посвященных отмене рабства и правам человека.

курсовая работа [60,9 K], добавлен 24.11.2015

Анализ социально-экономических, политико-правовых преобразований, которые декабристы собирались провести в сфере государственного устройства, управления и судоустройства, административно-территориального деления, изменений правового статуса личности.

курсовая работа [20,5 K], добавлен 18.12.2008

Идеологи поместного дворянства И.С. Пересветов и Ермолай-Еразм как выдающиеся представители русской общественной мысли XVI в., их взгляд на экономическое состояние государства XIII–XV вв. Основные идеи и направления экономической мысли того времени.

контрольная работа [16,0 K], добавлен 04.09.2009

Особенности государственного механизма в Древней Греции, основные полномочия органов государственной власти. Анализ политико-правового режима и административно-территориального устройства. Реформы в области государственного управления и законодательства.

курсовая работа [48,7 K], добавлен 24.11.2010

Жизненный и творческий путь митрополита Иллариона. Источники формирования политико-правового мышления. Термины "закон" и "правда" в понимании Иллариона. Влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России.

Широкую программу политико-юридических преобразований предложил в середине XVI в. служилый дворянин Иван Семенович Пересветов.В своей политической теории он рассмотрел вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительная дальновидность его политического мышления заключалась в том, что в своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного строительства, предугадав пути его развития. В 1549 г. И.С. Пересветов подал Ивану IV две челобитные (Малую и Большую) с проектами различных государственных и социальных преобразований.

И.С. Пересветов в своих представлениях близок именно к модели сословно-представительной монархии, развивая принципы политической теории, намеченные Максимом Греком, Зиновием Отенским и Федором Карповым.

Читайте также: