Бурятия в древности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя история Бурятии делится на три большие эпохи:
1. Эпоха камня.
2. Эпоха бронзы.
3. Эпоха железа.

Древнейший период в истории человечества называется палеолитом - древнекаменным веком. К этому времени относится и заселение древним человеком территории Бурятии. Это произошло примерно 200 тыс. лет назад.
Природа и климат Бурятии в древний период значительно отличались от современных. Ледником была покрыта большая территория. Наличие ледников определяли арктический притундровый характер природы. Росли низкорослые деревья хвойных пород, густые травы, карликовые березы, стланик и мох. Самыми крупными животными были мамонт, щерстистый носорог, из хищных- пещерный лев, медведь. Туловище мамонта было покрыто густой длинной шерстью, что надежно защищало его от арктических ветров и морозов. Бивни служили средством защиты от нападения и главным орудием добычи корма зимой. Мамонт мог разгребать зимой снег и таким образом добывать себе корм.

Охота была коллективной, облавной. На мамонтов, носорогов и других копытных животных охотились, применяя ямы-ловушки, куда старались загнать животных. Охота давала не только мясо, но и шкуры для изготовления одежды, мягких, теплых подстилок, крепкие нитки из сухожилий, материал для строительства жилищ, сырье для изготовления орудий труда, охотничьего оружия и других изделий.

Древние люди умели строить жилища. Материалом для строительства служили кости крупных животных и их шкуры. Жилища строились так: из крупных гранитных плит или песчаника выкладывали овальный фундамент, на нем укрепляли в вертикальном положении наиболее крупные кости мамонта или носорога, крышу делали из переплетенных рогов северного оленя и все это покрывалось шкурами животных. В центре жилища располагался выложенный из каменных плит очаг.


Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

Хунны

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз­дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира­лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ. После распада импе­рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани. Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль­пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись. Долина Тунки защищена цепью гор. С севера - неприступ­ные гольцы Саянских гор, с юга - горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при­шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из­брал его своим ханом. У него родились три сына. У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро­дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай. Ито­го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов - убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов - алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про­живала оставшаяся часть коренных баргу. Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред­горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие. Хуннские племены совершали набеги на Ки­тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес­покойных соседей.

Предки бурят в раннем средневековье. Часть 1

Так был найден основной ориентир для выяснения местоположения гулигань/курыкан — к востоку от территорий современной Тувы и Хакасии, где располагалось государство енисейских кыргызов.

В этой связи встает под вопрос широко распространенное мнение о курумчинской археологической культуре как о памятниках народа гулигань/курыкан, поскольку они находятся в Приангарье, на Верхней Лене и на Ольхоне (сходные памятники обнаруживаются также в низовьях Селенги и в Баргузине). Если принимать китайские сведения, получается, что в перечисленных областях жило, хотя и близкое к гулигань/курыкан население, но не само это племя.

К северу от этого выступа будут находиться территории, позднее занятые бурятами-ашабагатами, которые подчинили себе племена на восточной стороне Енисея. Здесь буряты сталкивались со встречной экспансией кыргызов, что весьма напоминает о постоянных войнах алагчинов с кыргызами: “Они много раз воевали друг друга и взаимно вторгались“.

Весь вопрос в том, Бэйхай в данном случае это Байкал, или это отголоски слухов о Ледовитом океане? Скорее всего, тут кроется и то, и другое. С одной стороны восточные границы алагчинов реально близки к байкальским районам, с другой — на сведения о них накладывались рассказы об арктическом севере.

Между прочим, говоря о племени с пегими лошадьми (”пегая лошадь” кит. бома, они же йелочжи), китайцы отмечали, что алагчины разводят лошадей, но не имеют быков и овец, и вообще разного рогатого скота. Будучи коневодами, они якобы “на конях не ездят”, но пашут на них и пьют кумыс. Скорее всего, тут имеется в виду особенности их военного дела. У якутов в преданиях описывается, как воины прибывают на бой верхом, но затем спешиваются и сражаются далее пешими. Такая же картина наблюдается в бурятском эпосе. Также об алагчинах делается пометка, что они (на войне) “употребляют лук, стрелы, меч, копье и щит”.

Вероятная связь между алагчинами и басмылами кроется не только в названиях, но в некоторых особенностях материальной культуры и в языке. Алагчины не понимали енисейских кыргызов, говоривших на тюркском, а басмылы, хотя понимали тюрков и говорили на тюркском, имели также собственный, не тюркский, язык.

Одно только войско алагчинов исчислялось в 30 тысяч человек. Пусть даже тут имеется в виду китайское исчисление силы войска, выраженной через условное количество воинов, алагчины выглядят весьма крупным народом. Басмылы же насчитывали всего две тысячи семей.

Если между этими племенами была родственная связь, то скорее басмылы должны были быть ветвью алагчинов, а не наоборот. С учетом того факта, что басмылами в эпоху тюркских каганов руководили князья из каганского рода, можно предполагать политические основания для их отделения от алагчинов и переселения на юг под покровительство тюрков. Те, видимо, поставили над ними своего наместника, родственника кагана, а потомки его стали династией басмыльских князей, что позволило басмылам претендовать на каганскую власть в степи после падения Тюркского каганата.

Таким образом, локализация гулигань/курыкан и йелочжи/алагчинов заставляет задуматься, почему же памятники на Ангаре, Верхней Лене и на Ольхоне приписывают первым, а вторые вообще мало затронуты вниманием? Даже, если отказаться понимать под близостью к Бэйхай соприкосновение границ алагчинов с байкальскими районами, столь крупный народ очевидно должен был оказать влияние на племена, в 13 веке упомянутые источниками в этом регионе.

Кроме гулигань и йелочжи китайские летописи описывали племена дубо, милигэ и эчжэнь. В дубо ученые почти единодушно видят предков племени тубас, давшего название тувинцам. Милигэ некоторые считают самым ранним упоминанием предков мэркитов. Впрочем, это мнение оспаривается и существует версия отождествления милигэ с чулымским племенем мелес. Относительно термина эчжень чаще всего ученые высказываются в пользу его отождествления с этнонимом хааш (качинцы) племени ныне хакасского. В любом случае ни одно из трех племен не локализуется к северо-востоку от Тунки-Оки. При этом все три племени располагаются источниками вблизи енисейских кыргызов, которые “ловят их и употребляют в работу.” В этих условиях соседствующее с курыканами племя дубо, очевидно, стремилось опереться на соседей в борьбе с кыргызами, и отмечаются случаи их совместных посольств к Тан.

Императоры Тан неплохо знали курыкан, славившихся своими лошадьми, десять из которых получил в подарок император Тайцзун. Этим скакунам была посвящена небольшая поэма, дошедшая до наших дней.

Выше мы приводили цитату из другой летописи, где говорится, что население к северу от гулигань у Байкала отличается крупным телосложением, при этом “обычаем походят на гулигань”. Это очередное свидетельство культурной близости племен региона, при этом свидетельство, скорее всего, относящееся к дахань.

Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII в.)

Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII в.)
Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 1999. — 268 с.

Третий выпуск серии "Бурятия" посвящен истории Бурятии с древности от эпохи палеолита до ее вхождения в состав России в XVII в. В книге освещаются основные этапы истории древнего населения края в каменном, бронзовом и железном веках от общин охотников, рыболовов и собирателей каменного века до становления государственности в хуннскую и средневековую эпохи. Показано развитие материальной культуры, хозяйственных занятий, общественного строя древних этнических общностей. Изменения в жизни древнего населения Бурятии рассматриваются на фоне эволюции природной среды. Прослеживаются этнокультурные процессы в рассматриваемом диапазоне времени. Освещены вопросы этногенеза коренного населения края - бурят и эвенков.
Книга предназначена историкам, краеведам студентам и самому широкому кругу читателей, интересующихся историей Бурятии.

Предлагаемый выпуск серии “Бурятия” посвящен истории нашего края с древнейших времен до XVII в. В хронологическом отношении он охватывает огромный период времени от палеолита (древнекаменного века) до вхождения Бурятии в состав России.

Со времени последнего обобщения материалов по этому периоду в I томе “Истории Бурят-Монгольской АССР” прошло около полувека (1-е издание I тома вышло в 1951 г., 2-е издание - в 1954 г.). За прошедшее время в Бурятии и соседних с ней областях Сибири и Монголии были проведены большие объемы археологических исследований памятников разных эпох от древнекаменного века до средневековья. В полевой и лабораторной практике стали широко использоваться естественнонаучные методы. В результате значительно увеличилась источниковая база, появилась принципиально новая информация, характеризующая разные стороны жизни древнего населения края. Представления о некоторых эпохах в древней истории Бурятии и сопредельных с ней областей изменились коренным образом. На основании изучения полученных материалов были выделены новые археологические культуры эпохи камня, бронзового и раннего железного веков, средневекового времени.

Эти культуры отразили существование древних этнических общностей и, в конечном итоге, этнокультурную историю региона с древнейших времен до XVII в. Результаты их осмысления и исторической интерпретации нашли отражение в многочисленных статьях и ряде монографий, опубликованных исследователями из разных научных центров страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Улан-Удэ, Иркутска, Читы. Но они в основном носят специальный характер и малодоступны непосвященным в специфику археологической науки читателям.

Информация о файле: pdf, 17 mb.

Читайте также: