Эволюция абстракционизма вас кандинского кратко
Обновлено: 05.07.2024
Василий Васильевич Кандинский родился в декабре 1866 году в семье купцов. Ещё в юношестве он окончил художественную и музыкальную школы, после получив блестящее юридическое образование, он продолжил свой путь доцентом юрфака Московского университета (МГУ), после был художественным директором типографии.
Говорят, что толчком к смене деятельности была выставка импрессионистов в Москве в 1895 году, а особое впечатление на него оказали "Стога сена" Моне. Уже в 1896 году, он отказывается от перспективного назначения в университете в Тарту (Эстония) и уезжает обучаться живописи в Мюнхен.
Первые годы обучения в частной мастерской Антона Ажбе не приносили удовлетворения Кандинскому и он принимает решение поступить в Мюнхенскую академию художеств. Там он знакомится с Габриэль Мюнтер , которая становится его сподвижницей на ближайшие годы. В этот период в основе его творчества лежит цветовой диссонанс и изучение пределов изобразительного в живописи.
Синий всадник, 1903г Пока ещё постимпрессионизм и собственный стиль только начинает проявляться в работах Кандинского.
Синий всадник, 1903г Пока ещё постимпрессионизм и собственный стиль только начинает проявляться в работах Кандинского.
Василия Кандинского называют основоположником абстракционизма - наиболее крайней школы модернизма. Свои первые "беспредметные" произведения он создал еще раньше кубистов - в 1910 году написал акварели, состоящие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов. Тогда художник был еще экспрессионистом.
Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен, прошел через увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком.
В 1910 же году он вместе с другим художником, экспрессионистом Францем Марком, создали альманах под названием "Синий всадник", а в следующем году организовали выставку под тем же названием. Эта выставка положила начало второму объединению экспрессионистов "Синий всадник". Кандинский был одним из главных его фигур. Просуществовало объединение до 1914 года и распалось.
Кандинский написал работу "О духовном в искусстве", где он провозглашал отход от натуры, от природы к "трансцендентальным"сущностям (философский смысл, реальность, которую невозможно ни осмыслить, ни понять) явлений и предметов. Его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой.
Кандинский испытал также большок влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание черного, например, как символа смерти, белого - как рождения, красного - как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль - активное начало. Картины Кандинского этого периода представляют собой красочные полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света.
В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом ( в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). В 1933 году с приходом в Германию фашизма Кандинский эмигрировал во Францию, где он жил до конца жизни. Поздние работы художника как бы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма.
Василий Кандинский — представитель не столько русского, сколько мирового авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников, от студентов Баухауза до представителей послевоенного абстрактного экспрессионизма.
Из этой статьи вы узнаете:
- о жизни и судьбе Кандинского;
- об основных этапах его творческого пути;
- что стоит за игрой линий и цвета в его живописи;
- о теоретическом наследии великого авангардиста;
- интересные факты из жизни художника.
Биография Василия Кандинского
Детство и юность 1866—1895
Потомок таежных разбойников, сибирских каторжан, монгольских князей и богатых коммерсантов, Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, бесконечную любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь. Мальчик с раннего детства воспитывался в многокультурной среде: его мать — прибалтийская немка, отец — купец первой гильдии из древнего забайкальского рода.
После окончания Одесской гимназии Кандинский выбрал типичную для молодого человека из интеллигентной семьи карьеру юриста. Он вернулся в родную Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни художник посвятил праву, национальной экономике и этнографии.
Одним из переломных моментов на пути к живописи стала этнографическая экспедиция в Вологодскую губернию. Быт Русского севера и народный фольклор захватили Кандинского и послужили отправной точкой его творчества. Славянские мотивы и сказочные сюжеты будут часто встречаться в работах художника.
Начало художественного пути: мюнхенский период 1896—1910
В это же время произошло научное открытие деления атома, которое Василий Кандинский воспринял как разрушение всего мира. Потеряв веру в науку и избрав полную неопределенность жизни художника, он отправился в Мюнхен, который стал для него вторым домом.
Занятия основами живописи в престижной частной студии Антона Ашбе не вдохновляли Кандинского. Со второй попытки он поступил в Мюнхенскую академию художеств в мастерскую авторитетного немецкого символиста Франца Штука. Через год Кандинский покинул академию, так и не сумев проникнуться академической живописью.
Вид Мурнау, 1908 Вид Мурнау с железной дорогой и замком, 1909
Ранние работы этого периода написаны под влиянием фовистов и французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Это в основном пейзажи, построенные на ярких цветовых контрастах , взрыве чистого света и красок, крупных мазках и трансформации пространства. Отныне цвета не выполняли лишь описательную функцию, а несли свой собственный символический смысл.
Без названия (первая абстрактная акварель), 1910
Возвращение в Россию 1914‑1921
Василий Кандинский оставался гражданином России и был вынужден вернуться в Москву. В эти годы художник писал не так много: общественная послереволюционная деятельность захватила его, а потрясения войны и Октябрьская революция разрушили былую цельность его искусства. В своем стремлении соответствовать новому художественному порядку, Кандинский работал в отделе ИЗО Наркомпроса — народного комиссариата просвещения, был вице-президентом Академии художественных наук, организовывал работу региональных музеев и публиковал статьи.
Москва. Красная площадь, 1916
Даже в этот кризисный период Кандинский стремился придать искусству научный характер, выработать правила в живописи, облечь свою философию и восприятие мира в институциональную форму. Художник начал преподавать во ВХУТЕМАСе — знаменитой художественно-промышленной школе, российском аналоге Баухауза, а в 1920 году основал и возглавил Институт художественной культуры ИНХУК.
Баухауз 1922—1933
Василий Кандинский с энтузиазмом принял приглашение Вальтера Гропиуса , основателя немецкой школы прикладного искусства и дизайна Баухауз , и переехал в Веймар. Первые годы в Баухаузе Кандинский преподавал курсы настенной живописи и аналитического рисунка, учил пониманию элементарных форм и психологии цвета.
Василий Кандинский и Пауль Клее, 1929 Василий Кандинский в Баухаузе, 1930
Композиция VIII, 1923
С переездом в Дессау у Баухауза появились собственные учебные корпуса и мастерские, а для Кандинского открылись новые возможности в преподавании основных курсов живописи. Он поселился в домах преподавателей школы, лично принимал участие в оформлении интерьера своего жилища. Шестидесятилетний художник вовсю наслаждался жизнью, думая, что годы метаний и странствий остались позади.
Французский период и последние годы 1934—1944
Художественный стиль Кандинского в который раз претерпел значительные изменения. Причудливые биоморфные образы в духе сюрреализма сменили строгие геометрические фигуры периода Баухауза. Вместо уже привычной комбинации цветов основной палитры художник использует мягкие пастельные оттенки и полутона: розовый, фиолетовый, бирюзовый и золотой.
Личность и личная жизнь
Кандинский с котом Васькой, 1906 Кандинский в своем огороде в Мурнау
Круг интересов Кандинского выходил далеко за рамки живописи. Его завораживал театр, музыка, психология и литература. Кандинский писал стихи и сценарии, виртуозно играл на виолончели и фортепиано. Он много и с удовольствием читал, любил русскую классику и всегда возил с собой книги отечественных писателей и поэтов.
В первый раз Кандинский женился сразу после окончания юридического университета, когда ему было 26 лет. Его женой стала Анна Чемякина — двоюродная сестра художника, которую он знал с самого детства. Она была на 6 лет его старше и во многом напоминала его мать. Это брак был скорее дружеским союзом: Анна поддержала его решение бросить юриспруденцию, была его опорой в эмиграции и безропотно последовала за ним в неизвестность.
Портрет Габриэль Мюнтер, 1905 Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Мюнхене
Всю войну Мюнтер безрезультатно пыталась разыскать Кандинского: писала письма, делала запросы во всевозможные инстанции, пыталась что-то выяснить через общих знакомых. Лишь спустя 4 года она получила письмо от его адвоката: сбежавший жених требовал вернуть все свои картины, старый велосипед, одежду и другие личные вещи. Она узнала, что ее возлюбленный уже давно женат и живет в Германии. Оскорбленная и преданная, она написала ему гневное письмо в 40 страниц. В ответ Кандинский направил лишь нотариально заверенный документ, который давал Мюнтер право распоряжаться его имуществом. Расставание сломало художницу: она отгородилась от всего мира и 10 лет не могла заниматься живописью. Но, несмотря на предательство, Габриэль сумела спасти от фашистов архив и работы Василия Кандинского, рискуя собственной жизнью.
Портрет Габриэль Мюнтер, 1905 Габриэль Мюнтер за рисованием, 1903 год
Портрет Нины Кандинской, 1924 Незнакомому голосу, 1916
Музыка и синестезия
Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи.Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.
Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи. Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.
Интересные факты
Другие работы художника
Советуем прочитать
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте , Facebook , Telegram — @loskomag , Instagram . Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon .
Так считают искусствоведы.
В. Кандинский. Первая абстрактная акварель (1910). Бумага, карандаш, акварель, тушь. 49.6 × 64.8 см. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду (Париж)
Но философия абстракционизма – довольно сложная и прихотливая штука. Попробуем её сформулировать.
Философия абстракционизма
Пик расцвета абстрактной живописи
Расцвет абстрактной живописи пришёлся на 40-50-е годы ХХ в., фактически это было бегство от страшной реальности тех лет – войны и связанных с ней потрясений. В беспредметном мире человек находил некое успокоение. Графически-цветовое поле обладало внутренним напряжением и излучало космическую энергию, вложенную в нее художником.
Из биографии В. Кандинского (1866-1943)
Василий Васильевич Кандинский – русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины XX в. Один из основоположников абстрактного искусства.
Родился в Москве в семье коммерсанта. В детстве много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В Одессе В. Кандинский окончил гимназию, одновременно получил художественное и музыкальное образование. В 1893 г. окончил юридический факультет Московского университета.
Окончательно принял решение стать художником в возрасте 30 лет. На это решение повлияла выставка импрессионистов в Москве в 1895 г.
С 1896 г. и до начала Первой мировой войны художник проживает в Мюнхене, занимается в Мюнхенской академии художеств. В это время здесь проживали и другие русские художники: А. Явленский, М. Верёвкина.
Раннее творчество В. Кандинского
Ранние картины художника были написаны в стиле импрессионизма.
Возвращение в Москву
Последний период жизни
Искусство говорит с человеком на языке символов, значение которых понятно либо само по себе (реализм, академизм, импрессионизм и т.д. – передача чувств и настроений путем верного или нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения). Существуют, однако, в нем направления, апеллирующие не к знанию, а к чувствам человека, требующие самостоятельного осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения.
Среди этих направлений центральное место занимает порожденный средой русского авангарда абстракционизм, ключевой фигурой которого является Василий Васильевич Кандинский.
Творчество Кандинского — темы, цвет, работы
Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:
- небрежный реализм (?) — картины “Одесса. Порт” (1898),
- синтетизм — “Изар около Grosshessolohe” (1901),
- интимизм — “Лето” (1901).
Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).
Особенности раннего периода
Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:
Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.
- упор на цветовую составляющую;
- грамотное составление композиции даже в полотнах с неясными контурами предметов и сюжетом;
- разнообразные, но повторяющиеся темы: пейзажи – в основном немецкие, народные мотивы – русские, романтические настроения выражаются в модернистских сценах из рыцарской жизни, встречаются ориентальные полотна
Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).
Кандинский В. Лето 1901 г
Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.
Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция
Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910
Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:
• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;
• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);
• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).
“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:
Страшный суд (1912);
Импровизация “Потоп” (1913);
Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма);
Незнакомому голосу (1916).
Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.
Кандинский В. Импровизация VIII, 1923
Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.
Согласно его объяснениям:
- Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
- Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
- Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.
Дальнейшее развитие художника: эмиграция, Баухауз, супрематизм
С отъездом – теперь навсегда – В.В.Кандинского из Советской России в Германию в 1921-м году, абстракционизм ждали изменения. Стиль, созданный Кандинским, продолжил существование, однако на него наложили отпечаток следующие факторы:
- работа художника в качестве преподавателя в Высшей школе строительства и художественного конструирования (“Баухауз”) требовала соответствия принципам учебного заведения, главным из которых являлся функционализм, отказ от лишних деталей;
- супрематизм К.С.Малевича как яркое и самобытное явление в русской живописи 20 века расширял свое влияние;
- во Франции к началу 1920-х годов сформировался сюрреализм;
- начало мировой известности В.В.Кандинского, возможно, позволившее художнику отойти от раз и навсегда изобретенных принципов ради новых экспериментов.
Кандинский В. В черном квадрате
В результате этих и других обстоятельств, в немецкий период (1921-1933) творчество Кандинского характеризует появление не предметов, но геометрических форм, в основном типичных для супрематизма – круг, квадрат, треугольник (“Композиция VIII” – 1923, “Черное и фиолетовое” – 1923, прямое апеллирование к Малевичу – “В черном квадрате” – 1923), а также некоторых сюрреалистических сочетаний (“Причудливое” – 1930, “Коричневатое” – 1931). Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.
Геометрия, а также биология
После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую — со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. На картинах угадываются предметы (“Композиция X” – 1939 – воздушный шар, хлопушка, книга, ср. с “Коричневатое”), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (“Белая линия” – 1936, “Три треугольника” – 1938). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей. И сейчас, хотя позднее творчество художника представляется не менее важным, исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи.
Читайте также: