Мидийско персидское царство кратко

Обновлено: 05.07.2024

После исчезновения Асси­рии сложились две новые державы — Мидийское и Новова­вилонское царства. Вавилоняне завоевали Ассирию, Сирию, Палестину. При царе Навуходоносоре II Вавилон был укра­шен великолепными дворцами, стенами, воротами. Тогда же появились знаменитые висячие сады, которые греки ошибоч­но приписывали царице Семирамиде.

Персидский царь Кир II в 550 — 549 гг. до н. э. освободил­ся от власти мидийцев, а затем присоединил к своим владе­ниям Лидию, государство на западе Малой Азии, известное золотыми рудниками. Возникла Мидийско-Персидская дер­жава, которая вела постоянные завоевательные войны. На востоке персы дошли до Средней Азии и Индии. Власти пер­сидского царя подчинились греческие города Малой Азии. В 539 г. до н. э. Кир взял Вавилонию.

В 530 г. до н. э. Кир погиб во время похода против коче­вых индоевропейских племен Средней Азии. Его сын и при­емник Камбиз в 525 г. до н. э. завоевал Египет, но вскоре в Персидской державе вспыхнула борьба за власть, и Камбиз погиб. Трон захватил дальний родственник Кира II Дарий I (522 — 486 гг. до н. э.). Он восстановил единство державы, по­корил среднеазиатские племена, часть Индии. Неудачей за­кончился лишь поход Дария против племен скифов, обитав­ших в Северном Причерноморье, и поход на Афины.

По своим размерам держава Дария I намного превышала все существовавшие ранее государства. Она была разделена на области — сатрапии во главе с сатрапами, которые су­дили население, собирали налоги, следили за хозяйством. В царстве прокладывались дороги, была учреждена государ­ственная почта, обновлена денежная система, что способство­вало расцвету торговли.

Персидская империя или персидско-мидийское царство (Парас у-Мадай) — древняя держава династии Ахеменидов в V-IV до н.э., подчинившая на пике своего могущества 127 стран от Нила до предгорий Тибета. Персидская империя известна в еврейской истории, в основном, по книгам Танаха, таким, как книга Даниэля (Даниила) и Свиток Эстер. Началом Персидско-Мидийской империи считается завоевание царями Дарием и Киром Вавилона, а его концом — падение от рук Александра Македонского. В формате империи держава Ахеменидов просуществовала 52 года, с 3389 по 3442 год (371-318 гг. до н.э.).

Евреи в то время находились в вавилонском изгнании, куда были угнаны императором Навуходоносором (Навухаднецаром), разрушившим Первый Иерусалимский Храм (в 3338 / 422 г. до н.э.). В 3390 году (370 г. до н.э.) царь Кир разрешил отстроить Храм, но вскоре приостановил работы. Только при Дарии Втором, в 3408 году (352 г. до н.э.) строительство возобновилось. Храм был отстроен, большинство евреев вернулось в Землю Израиля — изгнание окончилось.

Оглавление

Становление Персидско-Мидийской империи [↑]

Парас и Мадай были сыновьями Яфета, сына Ноя (см. Берешит, 10:2 и коментарий Раши). Потомки Параса — персы — расселились на большой территории, примыкающей к Персидскому заливу. К западу и северо-западу от них, вплоть до Каспийского моря, жили мидийцы. Здесь возникли государства со столицами соответственно Парса (Персеполь) и Ахмата (Хемдан).

Парас у-Мадай: два народа, одно царство? [↑]

В отдаленных же по времени пророчествах (война четырех и пяти царей, сон Яакова, отчасти — пророчества Иешаяу и Ирмияу), речь идет только о Мидии. И наоборот: в конце человеческой истории, в эпоху Машиаха, будет актуальна Персия. О Персии говорится в 10-й главе Книги Даниэля, передающей пророческое видение Даниэля о конце дней. А в Талмуде приводится символический рассказ о том, как во времена Машиаха некоторые народы (точнее, царства) придут к Вс-вышнему просить награду. Здесь говорится именно о Персидском царстве (Авода Зара, 2Б). Уже в наше время мы видим, что такой народ, как персы, а также персидские евреи, сохранился, тогда как мидийцев давно не существует.

Персия и Мидия в пророческих видениях Даниэля [↑]

Цари Персидско-Мидийской империи и еврейский народ [↑]

Согласно еврейским источникам, один год империей правил царь Дарий (Дарьявеш) I Мидийский, менее трех лет — Кир (Кореш), 14 лет Ахашверош и 34 года сын Ахашвероша Дарий (Дарьявеш) II Персидский.

Царь Кир, которому Даниэль предсказал, что он станет императором, с благодарностью помнил об этом и, когда взошел на престол, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Седер адорот). Вскоре, однако, из-за доносов нееврейских народов, живших в Земле Израиля, строительство было приостановлено.

Сын Ахашвероша Дарий II не только разрешил продолжить строительные работы, но и всячески помогал евреям (см. Книгу Эзры, гл.6,7). Храм был окончен и освящен, а большинство евреев возвратилось из изгнания.

И все же, способствуя строительству Храма, Дарий думал не только о создании Дома Б-га, но и о прославлении себя и своего царства. За это он был наказан —его царство было завоевано Александром Македонским и прекратило свое существование (см. об этом в лекции рава Н.Шатхина).

Персидское царство в конце дней [↑]

Почему персы не получили награды, ведь — как справедливо полагал малах Персии — его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались идолопоклонством, не признали над собой власти Вс-вышнего.

И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б).

С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Б-га.

Мидийское царство, образовавшееся некогда из племенного союза, занимает видное место в политической, культурной и экономической истории древности. Это одно из государств, где широко распространился зороастризм и учения, непосредственно связанные с ним. Оно просуществовало в период с 670 г. до н. э. по 550 г. до н. э., но в годы своего расцвета простиралось гораздо шире условных этнических границ.

иран на карте

Географическое местонахождение

Некогда крупное древневосточное государство, именовавшееся Мидией, ныне является располагающейся на западе этнографической областью, которой владеет Иран. На карте Древнего мира она охватывала внушительную территорию, которая на севере была ограничена рекой Араксом и Эльбрусом, а на Западе - острогами крупнейшей современной горной цепи Загрос. Южная часть государства мидян была ограничена Каспийским морем. К Востоку от территории простиралась солончаковая пустыня Деште Кевир, ныне являющаяся центральной часть Ирана.

Возникновение государства

Когда именно иранские племена из Средней Азии проникли на территорию современного Ирана, неизвестно. Большинство ученых-историков склоняются к тому, что это произошло около 2000-1500 лет до н. э. Вероятно, что первоначально племенной союз сложился из коренных, принадлежащих к данной местности племен. Однако уже в 9-8 вв. до н. э. начинают происходить изменения. Связаны они были с приходом новых племен. Государство Мидия в этот период характеризуется усилением ираноязычного элемента, который впоследствии стал преобладающим.

иран на карте

С 8 в. до н. э. на территории будущей державы начинают появляться первые мелкие объединения. Это своеобразные государства-области, среди которых наиболее значительным является Мана. Именно оно в дальнейшем стало экономическим и культурным центром Мидии. Таким образом, в определенный момент на одной территории существовали племенные союзы и государства-области. Если верить записям Геродота, то человек, их объединивший, то есть основатель государства Мидия – это Дейок.

Дейок (Дайукку)

Первоначально Дейок занимал должность судьи, а приблизительно с 670 по 647 гг. до н. э. являлся первым царем Мидии. По свидетельствам, оставленным Геродотом, он имел большой авторитет среди своих соплеменников, отличался справедливостью и, руководствуясь ею, разрешал споры по самым разнообразным вопросам, в то время как по всей стране царило полное беззаконие. Именно по этой причине его избрали судьей. Об этих качествах Дейока знала вся Мидия, поэтому после очередного собрания он был избран царем. Первое, что сделал правитель – это объединил шесть племен: магов, бусов, струхатов, аризатнов, будиев и паретакенов. По его указанию древнее государство обрело свою столицу в виде вновь строящегося города Экбатана.

Последующие цари Мидии

 основатель государства мидия

О периодах правления царей Мидии античные авторы приводят ряд противоречивых сведений. Достаточно долгое время хронология выстраивалась на трудах Геродота, считавшихся наиболее надежными источниками.

  • Фравартиш, или Фраорт (около 647-625 гг. до н. э.) – сын Дейока (первого царя), унаследовавший от него власть. Амбициозный и воинственный правитель, пошедший войной на персов и покоривший их. Покорив и некоторые другие народы, в конечном итоге был разгромлен ассирийцами.
  • Увахшатра, или Киаксар (около 625-585 гг. до н. э.) – прямой потом предыдущего царя. Именно он привел в порядок армию, разделив ее по видам оружия и функциям. На период правления Киаксара приходится нашествие скифов и второй поход в Ассирию.
  • Иштувегу, или Астиаг (около 585-550 гг. до н. э.) – сын Киаксара и последний мидийский царь. При нем Мидия после кровопролитной трехлетней войны была завоевана персами.

Мидийское общество

государство мидия

В настоящее время историки располагают недостаточным количеством археологических и иных данных, которые позволили бы исследовать социальный строй и государственную структуру Мидии. В археологическом плане она изучена слабо, и большинство источников (архивы городов) еще не раскопаны. Однако имеются предположения о том, что в 9-8 вв. до н. э. мидяне жили в условиях военной демократии. По сути, данный период представляет собой переход от первобытнообщинного строя к раннерабовладельческому. Основными столпами экономики были земледелие и скотоводство, в особенности коневодство, а также развивающиеся ремесла.

Столица государства Мидия

древнее государство

Столица Мидии город Экбатана (ныне Хамадан) располагался в плодородной долине. По оценке историков, он был основан приблизительно 3000 лет до н. э., несмотря на то, что ассирийские источники указывают на 1100 год до н. э. О богатстве Экбатаны ходили легенды. Древнегреческий историк Полибий при описании царского дворца упоминает о 7 стадиях в окружности, цитадели и при этом полном отсутствии стен у города. Все деревянные части постройки были из кипариса и кедра, колонны, балки и потолки обшиты золотыми и серебряными пластинами, а кровельные доски выполнены из чистого серебра. Золотыми были колонны и в храме Эны. Город был разграблен Александром Македонским.

Бывшая Экбатана, а ныне Хамадан (на фото выше) считается одним из древнейших городов не только в Иране, но и во всем мире. Он и поныне окружен зелеными горами. Красота природы и многовековая история привлекают множество туристов.

Культура Мидии

деште кевир

В 7 в. – первой половине 6 века до н. э. государство Мидия являлось центром иранской культуры, которую в дальнейшем позаимствовали и развили персы. Известно о ней немного. Совсем недавно знания ограничивались лишь сохранившимися изображениями на барельефах из Ассирии. Скромные данные, полученные в результате археологических раскопок, позволяют судить об архитектуре древнего государства. Так, немецкими археологами был раскопан в 70 км от Хамадана Храм огня, датируемый 8 в. до н. э. Он имеет форму ромба. Внутри сохранился алтарь высотой 1,85 м, состоящий из четырех ступенек и цоколя.

Исследователи Древнего мира полагают, что люди, населявшие древнее государство, во многом были похожи на персов, в т. ч. и по характеру обычаев. Мужчины носили длинные бороды и волосы. Одевались мидяне в штаны и короткие сапожки (подобно персам) и длинные свободные одеяния со свободными рукавами, подвязанные поясом, на котором закреплялся акинак – короткий меч. Пехотинцы на вооружении имели короткие копья и плетеные щиты, обтянутые кожей. Мидийцы имели превосходную конницу. Царь сражался на колеснице, стоя прямо в центре войска. Доспехи, как и у многих других иранских народов, были пластинчатыми, они покрывали не только всадников, но и их коней.

Религия в Мидии

мидийский язык

Сложно представить, но в Мидии (современный Иран на карте мира) широкое распространение получила одна из древнейших религий – зороастризм, а ислам в эти земли пришел гораздо позже. Она берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, учение которого в основу всего закладывает свободный нравственный выбор человеком благих слов, помыслов и деяний. Предполагается, что при последнем мидийском царе Астиаге зороастризм приобрел статус государственной религии. Ныне она сохранилась лишь в маленьких общинах Индии, Ирана, Азербайджана и Таджикистана.

В Мидии существовал культ Ардвисура Анахиты – богини плодородия. В главном городе государства находился ее храм.

Язык Мидии

В среде ученых сформировалось два взгляда на мидийский язык. Одни абсолютно уверены в его существовании, другие – отрицают, считая, что древний народ говорил на нескольких диалектах, которые в совокупности с персидским составляют единый язык – древнеиранский. Аргументом в пользу второй версии служит отсутствие необходимой степени родства среди потомков мидийского: курдский, татский, талышский, тати и т. д. Однако в любом случае можно предполагать, что общим языком в Мидии выступал диалект Экбатанского округа. Вероятно, он считался государственным.

Безусловно, существовала и письменность, но, к сожалению, ее памятников не обнаружено. Отметим, что клинописное письмо, которым пользовались персы, является приспособленной урартской клинописью. Она, в свою очередь, могла попасть к ним только через мидийцев.

Падение государства

Как государство Мидия перестала существовать приблизительно в 550 г. до н. э.

Мидийский царь Киаксар после изгнания скифов из страны заключил военный союз с Вавилоном против Ассирии, который был скреплен браком его внучки и сыном вавилонского правителя. В 613 г. до н. э. объединенная армия взяла штурмом и разграбила Ниневию. Ассирийская империя пала, а ее обломки были поделены между союзниками. Мидянам досталась северная часть. Дальнейшие территориальные войны пошатнули крепость союза. В итоге вавилонский царь заключил соглашение с молодым и амбициозным правителем покоренной Персии, который в 553 г. до н. э. поднял восстание против мидийского господства. Война длилась три года. Царь Мидии, по сведениям Геродота, был предан собственным военачальником. Экбатана была разграблена, а Кир из династии Ахеменидов стал правителем Персидской империи. Народ Мидии сохранил в ней определенные привилегии, однако время от времени поднимал восстания, направленные против слишком больших податей.

мидийское царство

До наших дней не сохранилось никаких письменных свидетельств о некогда существовавшем древнем государстве, окруженном водами Каспийского моря и пустыней Деште Кевир, а также о мидийском обществе и его правителях. Раскопки городов Мидии никогда не велись, а ее столица Экбатана давно погребена под современным иранским Хамаданом. Описания же Геродота довольно расплывчаты и в последние десятилетия ставятся учеными под сомнение все чаще.

Расселение ираноязычных племен. Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цитадели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. Например, в 744 г. до н. з Тиглатпаласар III совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.




В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии, а именно в восточной части Каппадокии и в области Манна. Около 715 г. до н. э. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. до н. э. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу. Однако около 675 г. до н. э. киммерийцы разгромили Фригийское царство в Малой Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из области Сакасены стали предпринимать грабительские походы на страны Передней Азии и между 630 и 620 гг. до н. э. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.

Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 672 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, индийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага — Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром опустошило ассирийскую провинцию Аррапху, затем вскоре захватило древнейшую столицу Ассирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против своего общего врага — Ассирии. В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором, сыном Набо-паласара, и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опасался чрезмерного усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирка-нию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 т. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Са-касене и Манну.

В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (восток Малой Азии) до реки Галис была захвачена индийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась пять лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отнощений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры мидийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы мидийских городов пока не раскопаны. Однако большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В VII— начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него,

Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине VI в. до н. э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

В VII — первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Еще совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь в местности Нуш-и-джан в 70 км к югу от современного Хамадана (древние Экбатаны, столица Мидии) найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Полибия. Дворец представлял собой архитектурный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона; сами бастионы были окрашены в различные цвета, два из них, примыкавших к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.

Расселение ираноязычных племен. Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цитадели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. Например, в 744 г. до н. з Тиглатпаласар III совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.

В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии, а именно в восточной части Каппадокии и в области Манна. Около 715 г. до н. э. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. до н. э. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу. Однако около 675 г. до н. э. киммерийцы разгромили Фригийское царство в Малой Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из области Сакасены стали предпринимать грабительские походы на страны Передней Азии и между 630 и 620 гг. до н. э. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.

Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 672 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, индийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага — Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром опустошило ассирийскую провинцию Аррапху, затем вскоре захватило древнейшую столицу Ассирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против своего общего врага — Ассирии. В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором, сыном Набо-паласара, и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опасался чрезмерного усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирка-нию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 т. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Са-касене и Манну.

В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (восток Малой Азии) до реки Галис была захвачена индийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась пять лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отнощений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры мидийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы мидийских городов пока не раскопаны. Однако большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В VII— начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него,

Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине VI в. до н. э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

В VII — первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Еще совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь в местности Нуш-и-джан в 70 км к югу от современного Хамадана (древние Экбатаны, столица Мидии) найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Полибия. Дворец представлял собой архитектурный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона; сами бастионы были окрашены в различные цвета, два из них, примыкавших к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.

Читайте также: