Системный подход богданова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Появление системной парадигмы объясняется тем, что, с одной стороны, был накоплен большой опыт исследований в области предметных наук, занимающихся изучением физических, биологических, информационных, психологических, социальных, экономических, экологических систем, требующий обобщения и систематизации.

С другой стороны, на протяжении всего XX столетия накапливался огромный пласт различных проблем, для решения которых было необходимо участие экспертов из различных областей знаний. Причем потребовались специалисты широкого профиля, способные обобщать и систематизировать междисциплинарные знания. Возникла потребность в создании фундаментальных системных знаний.

Таким образом, возникла необходимость в разработке целостной теоретической базы, позволяющей обобщить предметные знания о законах и закономерностях, принципах и методах изучения, формирования, организации и управления системами разной природы. Такое обобщение знаний о системах разной природы стали называть системными исследованиями.

Системные исследования связаны с разработкой совокупности познавательных средств, методов и приемов изучения объектов как систем, созданием теоретических и практических знаний и формированием системного мышления.

Системный подход — методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов — систем разных типов и классов.

В двадцатом веке системный подход становится одним из ведущих в научном познании, что связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов - биологических, социальных, технических, и это потребовало их рассмотрения как систем. Системный подход используется во многих областях знания, хотя в различных областях он проявляется по-разному. Так, в технических науках речь идет о системотехнике, в кибернетике – о системах управления, в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях.

Таким образом, становление системной методологии явилось важным и закономерным этапом развития современной науки, и в итоге этого развития сформировался общий научный метод, применимый в различных областях знания.

Тектология Богданова — это общая теория организации и дезор­ганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней — от микромира до биологических и социальных систем.

Предметом тектологии является организационная деятельность в природе и обществе, целью – систематизация организационного опыта.

В качестве основной идеи тектологии выступает признание необходимости подхода к любому явлению с точки зрения организованности. Законы организации систем едины для любых объектов, материальных и духовных, благодаря чему возможно их обобщенное изучение. А. А. Богданов подвергает специальному анализу основные организационные механизмы, т. е. механизмы формирования, регулирования и развития систем.

Эти и многие другие суждения А. Богданова позволяют говорить о бесспорно глубоком родстве его тектологии с такими современными отраслями научного знания, как кибернетика, теория систем, теория организации и др

Особое внимание в тектологии уделяется закономерностям развития организации, принципам организованности и динамичности, тесно связанным с принципом целостного рассмотрения отдельных явлений и мира в целом, роли открытых систем, значению обратных связей, учету целей организации.

А.А. Богданов подчеркивал значение моделирования и математики как потенциальных методов решения задач тектологии. Высказанные им суждения и полученные научные выводы во многом предвосхитили рождение теории систем и кибернетики и были интегрированы ими.

Основной вклад Л. фон Берталанфи в возникновение и развитие системного подхода связан с разработкой общей теории систем, он является основоположником этого направления.

По мнению Л. фон Берталанфи, живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма.

Все организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой, их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с нею. Поэтому любой организм, а применительно к управлению – любая организация может рассматриваться как открытая система. Теория открытых систем рассматривает организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое. Основной задачей организации является обеспечение выживания за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям.

Сначала он применил идею открытых систем к объяснению ряда проблем биологии и генетики, но потом пришел к выводу, что методология системного подхода является более широкой и может быть применима в различных областях науки. Так возникла идея общей теории систем. применимой к системам любой природы.

На протяжении 1940-х и 1950-х гг. Л. фон Берталанфи занимался разработкой общей теории систем, определением общих принципов и законов поведения систем безотносительно к их специальному виду и природе составляющих их элементов.

Таким образом, Л. фон Берталанфи дал первый импульс развитию нового системного направления в науке вообще и науке управления в частности.

Появление и формирование кибернетики как науки, изучающей сложные динамические системы, явилось новым этапом в развитии системного подхода.

По определению А. И. Берга, кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами. А. Н. Колмогоров предложил другое определение: кибернетика – это наука о системах, воспринимающих, хранящих, перерабатывающих и использующих информацию.

Впервые было доказано, что процесс управления прежде всего связан с накоплением, передачей и преобразованием информации. Н. Винер обосновал информационную сущность управления системой как информационное взаимодействие между ее элементами или системой и средой. Информация играет определяющую роль в процессе управления. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности действий (алгоритмов) или точных предписаний, посредством которых осуществляется достижение поставленной цели. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

С кибернетикой связано развитие системных представлений, таких как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Ранее, в 1929 (1932) г. американский физиолог Уолтер Кэннон предложил для обозначения постоянства внутренней среды организма этот термин “гомеостаз”. Он показал, что способность организма к поддержанию гомеостаза обеспечивается специальными системами регуляции, которые можно рассматривать по-отдельности как связанные между собой "системы гомеостаза".

Простейший пример гомеостаза находится в домашней системе отопления. Термостат на стене задает комнатную температуру; когда температура в зимний день опускается ниже заданного уровня, термостат посылает электрический сигнал, который включает обогреватель. Обогреватель замыкает круг, подавая тепло в помещение, где расположен термостат. Когда комнатная температура достигает заданного значения, термостат посылает электрический сигнал обратно в обогреватель, выключая его, таким образом поддерживая гомеостаз. Поддержание нужной температуры в помещении требует лишь одной петли обратной связи. Поддержание жизни и здоровья даже простейшего одноклеточного организма требует тысяч. А поддержание в состоянии гомеостаза человека требует миллиардов переплетающихся электрохимических сигналов, пульсирующих в головном мозге, несущихся по нервным волокнам, проходящих по кровотоку. Один пример: у каждого из нас у поверхности кожи около 150 тысяч крошечных термостатов в виде нервных окончаний, чувствительных к потере тепла нашего тела, и еще чуть глубже в коже 16 тысяч или около того тех, которые сообщают нам о проникновении тепла извне.

Еще более чувствительный термостат находится в гипоталамусе в основании мозга, рядом с ветвями главной артерии, которая доставляет кровь от сердца в голову. Этот термостат может улавливать даже малейшие изменения температуры крови. Когда вам становится холодно, эти термостаты подают сигнал к закрытию потовых желез, пор и маленьких кровеносных сосудов близ поверхности тела. Активность желез и мышечное напряжение вызывают у вас дрожь для выработки большего количества тепла, и ваши чувства передают в ваш мозг очень четкое послание, побуждая вас продолжать двигаться, надеть больше одежды, поближе к кому-то прижаться, искать укрытие или развести костер.

Когда идет речь о системах, гомеостаз представляется нормой, однако мы часто забываем о нем или думаем, что не подчиняемся простому закону природы. Но нет нужды полностью отчаиваться. Гомеостаз часто довольно благоприятен, и он поддерживает жизнь и здоровье систем. Без него не работали бы наши тела, равно как и наши социальные системы.

Гомеостаз в социальных группах привносит дополнительные петли обратной связи. Семьи сохраняют стабильность с помощью наставлений, увещеваний, наказаний, привилегий, подарков, милостей, знаков одобрения и ласки, и даже с помощью чрезвычайно тонкого языка тела и мимики. Социальные группы большие по размеру, чем семья, прибавляют различные типы систем обратной связи. Национальная культура, например, обеспечивается законодательным процессом, правоохранительной системой, образованием, народным творчеством, спортом и играми, экономическими поощрениями, которые благоприятствуют определенным видам деятельности, а также сложной паутиной нравов, маркеров престижа, знаменитых ролевых моделей и стиля, которые в значительной степени опираются на средства массовой информации как на национальную нервную систему. Хотя мы можем подумать, что наша культура без ума от нового, главная функция всего этого – как и в случае с петлями обратной связи в вашем теле – это сохранение вещей такими, какие они есть.

В своей работе У. Р. Эшби сформулировал фундаментальный закон кибернетики — закон необходимого разнообразия информации в системах управления (закон Эшби).

Потребности практики почти одновременно со становлением теории систем привели к возникновению направления, названного исследованием операций. Это направление возникло в связи с задачами военного характера, но благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и математической статистики, получило довольно широкое распространение в других прикладных областях, в экономических задачах, при решении проблем организации производства и управления предприятиями.

Накопление научных знаний о системах разной природы и их систематизация позволили выработать универсальный метод исследования системных явлений, называющийся системным анализом. Это новое направление прикладных системных исследований выделилось в рамках развития кибернетических идей в 1960-х гг. при изучении сложных технических, биологических, социальных и экономических систем. Он представляет собой совокупность методологических средств (принципов, подходов, методов), используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, социального, экономического, научного и технического характера. Системный анализ сводится к максимально точной формулировке задачи, подбору метода (инструмента), в наибольшей степени соответствующего существу поставленной задачи.

Кроме того, развивается инженерно-организационный подход к системным исследованиям – появляются новые методы проектирования и использования технических и организационных систем.

Например, применение системного подхода в экономике предусматривает не только их исследование, но и создание новых (конструирование) экономических объектов для реализации конкретных целей. В этом случае используется системный анализ, который включает не только собственно анализ (деление целого на части), но и синтез (соединение частей в целое).

Следует отметить, что советские, а затем российские ученые в двадцатом веке создали отечественную школу системных исследований не только в области технических, но и гуманитарных наук, что позволило сформировать основы современной системной методологии в науке.

Например, успехи в изучении и моделировании биологических явлений были связаны с прогрессом в отраслях знаний, ориентированных на конструирование вычислительных машин, а последние, в свою очередь, способствовали прогрессу биологии. Бионика возникла в результате такого взаимодействия. Одним из основных положений бионики является то, что в процессе эволюции живая природа приобрела такие качества и свойства, используя которые можно достичь серьезных успехов в решении научно-технических проблем.

Таким образом, к 60-м гг. ХХ в. усилиями ученых разных областей науки был сформирован необходимый теоретический и методологический инструментарий системных исследований, который стал основой при разработке системного подхода к управлению.

Выводы.

В системных исследованиях можно выделить пять основных направлений, или уровней, исследования сложных объектов в качестве систем, которые логически взаимосвязаны и представляют собой этапы системного исследования любого объекта. Рассмотрим содержание каждого уровня.

1. Философский, или мировоззренческий, уровень системных исследований базируется на развитии системных идей, которые применяются в процессе анализа и синтеза научного знания и целостного представления об объектах реального мира.

2. Системный подход имеет общенаучный (универсальный) статус и выполняет методологическую функцию исследования сложных объектов. Целью системного подхода является разработка системы методов познания, исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

3. Теория систем создает не только теоретическую основу для выявления общих законов и закономерностей существования, организации и функционирования систем, но и методологические средства исследования любого объекта в качестве системы.

4. Предметные теории систем кроме общей функции исследования систем обладают и предметно-теоретическими функциями выявления предметных ограничений и специфики исследования. Например, теории экономики, кибернетики, системотехники; теории управления, организации, кризисов и частные теории — исследования операций и др.

5. Системный анализ представляет собой совокупность принципов и методов для формализованного (математического) и неформализованного представления систем. Такая совокупность принципов основана на системных идеях, положениях, требованиях и методах, используемых для решения сложных проблем в системах разной природы.

Богданов нашел ключевые законы организации различных систем – от атомных до биологических и социальных – закономерности структурного преобразования этих систем, гомологические соответствия, сформулировал принцип биорегулятора (соответствующий кибернетической обратной связи), ввел принципы прогрессивного и регрессивного отбора и, по мнению ряда исследователей, разработал методологию и общетеоретические проблемы системного подхода полнее и более строго, чем они разрабатываются в современной теории систем.

Центральным пунктом концепции является открытость комплекса. Организационный комплекс нельзя изолировать от его окружения (говоря современным системным языком, он является открытой системой). Он находится в постоянном взаимодействии со средой – в состоянии подвижного равновесия с ней, основанного на равенстве противоположных процессов ассимиляции и дезассимиляции (что соответствует стационарному состоянию открытой системы в современном системном движении). Рассмотрение всех систем как открытых приводит к постулату их существования через развитие, организации как беспрерывного изменения, а также согласованного развития всех систем и мира. Рассмотрим подробнее эти моменты.

Все системы в тектологии органичные, т.е. обладают активностью и способностью к развитию. Возможность собственного развития и воздействия на окружение возникает благодаря динамическому потоку между системой и средой и уже существование тектологического комплекса в подвижном равновесии основано на активном воспроизведении, самосозидании себя.

Далее, любой комплекс в тектологии существует в состоянии постоянного взаимодействия со средой и должен приспосабливаться к ней. При этом происходит согласованное развитие всех комплексов, объединенных, по Богданову, мировой связью, так как все системы открыты и взаимодействуют друг с другом.

Тектология была одной из первых попыток выявления и анализа общих закономерностей развития природы, общества и мышления с одной особой, организационной точки зрения. Ее рождение было неразрывно связано с глубочайшими социальными потрясениями, которые поразили человеческое общество в первой четверти XX столетия, а также с кризисом естественных наук, развернувшимся чуть ранее.

Признание научной значимости тектологии отнюдь не предполагает безоговорочного согласия со всеми ее положениями и выводами. Такое согласие вообще присуще отнюдь не научному, а религиозному мышлению. И для того чтобы лучше оценить значение тектологии, как этапа или звена научного поиска, нужно четко разграничивать два ее среза; тектологию, как таковую, и тектологию как особый тип или способ мышления.

Тектология, как таковая, по замыслу ее создателя, – это наука, объединяющая организационный опыт человечества, это теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между ее частями, а также отношение системы как целого с внешней средой.

Качественно новым в тектологии явился переход от метода аналогий, широко и плодотворно использовавшегося в науке, к выявлению общих закономерностей становления и функционирования систем.

И можно с уверенностью утверждать, что тектология Богданова – прямо или косвенно – во многом предопределила современный способ научного мышления, что проявляется в большинстве школ и направлений наук социально-экономического цикла. Неумение мыслить системно, попытки вырвать изучаемые процессы из их связей воспринимаются сегодня не иначе как показатель низкой культуры мышления, непрофессионализма.

Все сказанное дает основание рассматривать тектологию Богданова как заметный шаг на пути поиска и формирования новой парадигмы научного мышления.

Все тектологические построения развертываются на основе двух основных тектологических механизмов. Первый – формирующий, механизм образования комплекса. Его основа – соединение комплексов, конъюгация (термин заимствован из биологии). Второй – регулирующий, от него зависит судьба возникающего комплекса. Он называется в тектологии подбором.

Главное отличие тектологического подбора – его системный характер, он воздействует на весь комплекс в целом, непрерывно преобразуя его в соответствии со средой. Здесь наиболее важен прогрессивный подбор. Это – последовательный выбор и конструирование целостности, сотворение организованного комплекса, приспособленного к среде.

Идеи богдановской тектологии и сегодня прямо или опосредованно всплывают в различных практических применениях системного подхода, в том числе и в ряде моделей трансперсональной психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

9. Системный подход к сознанию Ч. Тарта и Г. Ханта

9. Системный подход к сознанию Ч. Тарта и Г. Ханта Данный подход направлен, прежде всего, на систематизацию знаний о сознании: он позволяет соотнести и упорядочить многие разрозненные данные и выдвигает ряд методологических требований к будущим исследованиям. Он также

3. Системный подход

3. Системный подход КМ СПП исходит из того факта, что объект любых психологических исследований и психотерапевтических практик[29] един – это психическая и психически опосредованная активность человека. Однако очевидно, что формы, в которых существуют эти исследования и

2.1. Системный подход в изучении личностного интереса ребенка для его приобщения к чтению

2.1. Системный подход в изучении личностного интереса ребенка для его приобщения к чтению Проблемное поле – личностная ориентация человека в контексте интереса к книге, к чтению. Как заинтересовать ребенка, чтобы он захотел читать, в первую очередь художественную

Глава 3 Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

Глава 3 Системный историко-эволюционный подход к изучению человека Общая характеристика уровня системной методологии наукиСреди общенаучных принципов познания мира, выводящих за рамки построения картины деист- методологии науки вольности в конкретных дисциплинах, в

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ Чарльз Тарт Обычное состояние сознания не есть нечто естественное или само собой разумеющееся. Это исключительно сложная конструкция, специальное приспособление для взаимодействия со средой и людьми, полезное для одних целей и бесполезное,

8.8. Системный подход к исследованию коррупции

8.8. Системный подход к исследованию коррупции Коррупция представляет собой сложное социальное явление, которое по-разному характеризуется и рассматривается юридической психологией и правовыми дисциплинами.Строго говоря, в диспозициях статей уголовного права понятие

ЭКО И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

ЭКО И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Каждая семья – это уникальная, многогранная система. В нее входят все члены нашего рода от мала до велика: мужчины и женщины; еще нерожденные младенцы и глубокие старики; живые и мертвые. И все мы связаны друг с другом незримыми нитями, коллективной

4. Системный подход

4. Системный подход Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в.В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся

Глава 9 Системный подход

Глава 9 Системный подход В этой главе мы будем говорить о более сложных вещах, которые требуют серьезного и вдумчивого подхода.Весь наш мир, в котором мы живем, это совокупность систем – технических, биологических, социальных. Все, что с нами происходит, это всегда

Системный конфликт

Системный подход к созданию самообучающихся организаций

А. Богданов выдвинул идею, согласно которой одни и те же законы и принципы имеют место как в различных сферах человеческой дея­тельности (производстве, науке, идеологии, искусстве), так и в приро­де. Это принципы организации, взаимодействия отдельных элемен­тов. Человек нередко воспроизводит то, что делает природа, пользует­ся ее методами, создает комбинации, сходные с ее формами.

Исходя из общности методов управления в природе, технике, об­ществе, Богданов обосновывает принцип системного подхода к анали­зу организации, соотношения и взаимосвязи ее элементов. Согласно его терминологии в мире действуют силы активности и сопротивле­ния. Когда активность преодолевает сопротивление, организация це­лого оказывается больше арифметической суммы ее частей.

Развитие есть путь организации систем. Организационные задачи, которые приходится решать человечеству, постоянно растут и услож­няются. Управление производством страдает от чрезмерного нагро­мождения фактических данных, от избытка сырого, неупорядоченного материала. Экономическая жизнь представляет собой хаос противоречий, в котором трудно ориентироваться. Все это надо систематизиро­вать, координировать, организовать в целом, в масштабе общества.

Литература

Богданов А. А. Краткий курс экономической науки. – М.: 1922.

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. – М.: Экономика, 1989.

Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1990.

Дзарасов С. План и рынок в тектологической концепции А. Богданова // Эко­номист. 1995. № 10.

Леонов С. Богдановская концепция социализма // Экономические науки.1991. № 6.

А. Богданов выдвинул идею, согласно которой одни и те же законы и принципы имеют место как в различных сферах человеческой дея­тельности (производстве, науке, идеологии, искусстве), так и в приро­де. Это принципы организации, взаимодействия отдельных элемен­тов. Человек нередко воспроизводит то, что делает природа, пользует­ся ее методами, создает комбинации, сходные с ее формами.

Исходя из общности методов управления в природе, технике, об­ществе, Богданов обосновывает принцип системного подхода к анали­зу организации, соотношения и взаимосвязи ее элементов. Согласно его терминологии в мире действуют силы активности и сопротивле­ния. Когда активность преодолевает сопротивление, организация це­лого оказывается больше арифметической суммы ее частей.

Развитие есть путь организации систем. Организационные задачи, которые приходится решать человечеству, постоянно растут и услож­няются. Управление производством страдает от чрезмерного нагро­мождения фактических данных, от избытка сырого, неупорядоченного материала. Экономическая жизнь представляет собой хаос противоречий, в котором трудно ориентироваться. Все это надо систематизиро­вать, координировать, организовать в целом, в масштабе общества.




Литература

Богданов А. А. Краткий курс экономической науки. – М.: 1922.

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. – М.: Экономика, 1989.

Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1990.

Дзарасов С. План и рынок в тектологической концепции А. Богданова // Эко­номист. 1995. № 10.

Леонов С. Богдановская концепция социализма // Экономические науки.1991. № 6.

Анализируя сущность организации, А. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационные целое превосходит простую сумму его частей.

А.А. Богданов выявил и сформулировал два ведущих закона, которые предопределяют функционирование и развитие организационных систем. Формулировка первого закона, по мнению А.А. Богданова, отражает организационный и дезорганизационный опыт и гласит:

1) если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью. Например, прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов, урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве (агрономический закон Либиха) и т.п. Согласно этому закону расширение хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части.

2) второй закон Богданов назвал законом расхождения. Комплексы (системы) расходятся, различаются между собой в силу первичной неоднородности (начальная разность), разности среды и под воздействием исходных изменений.

В жизни закон расхождения играет важную, направляющую роль. Он указывает, что во-первых, в отношениях и взаимосвязях между системами в большинстве случаев имеют место различные противоречия, во-вторых, за всяким многообразием надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому, в-третьих, образовавшиеся части будут обладать прогрессирующими различиями, в-четвертых, эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему. Напрашивается еще один вывод: если посредством вмешательства в систему разорвать дополнительные связи, система распадается. Существенной чертой закона расхождения является его необратимость, т.е. если каким-либо образом соединить части в единое целое, получится новое системное образование, имеющее характерные черты, отличные от организационных признаков системы, имевшихся до расхождения.

Богданов выделяет три типа систем:

Не может быть простого и чистого сохранения форм, которое выражало бы отсутствие изменений. Сохранение является всегда лишь результатом того, что каждые из возникающих изменений немедленно уравновешивается другим, противоположным – оно есть подвижное равновесие изменений. Сохранение форм возможно только путем прогрессивного развития, без него сохранение ведет к разрушению.

Богданов пишет, что динамическим элементом сохранения комплекса является возрастание его активностей за счет внешней среды.

Богданов первым понял организацию не как застывшее образование, с жесткой иерархичной структурой, а как процесс смены состояний равновесия, т.е. процесс преобразований.

Богданов отмечает ограниченную взаимосвязь организации с внешней средой, причем организация адаптируется к изменениям внешней среды, развивается вместе с ней.

В своей работе Н. Винер выдвигает и обосновывает следующие два основных тезиса:

Любую информацию можно рассматривать как некоторый выбор одного из возможных состояний объекта и процесса, имеющих определенную вероятность, что позволяет создать единый для всех процессов управления статистический аппарат оценки, прогнозирования самого процесса управления.

Количество информации – количество выбора – отожествляется Винером с отрицательной энтропией, и становится подобно количеству вещества или энергии, одной из фундаментальных характеристик природы.

Информация не создается, она только передается и принимается, но при этом может утрачиваться и исчезать. Она искажается помехами, шумом и теряется для объекта. Информация – это средство борьбы с мировым хаосом, средство организации окружающей действительности и деятельности самого человека.

Краткая библиографическая справка.

Богданов ( настоящая фамилия Малиновский ) Александр Александрович ( 1873-1928гг.) – русский философ, экономист, политический деятель, публицист, ученый-естествоиспытатель, врач по образованию. В 1896 г. вступил в социал-демократическую партию. В 1903 г. присоединился к большевикам, хотя уже тогда по ряду принципиальных вопросов начались разногласия с В. И. Лениным. В 1909 г. исключен из большевистской партии за фракционную деятельность. После Октябрьской революции 1917 г. отошел от непосредственной политической деятельности. Читал лекции по экономике в Московском университете. С 1921 г. переключился на научно-исследовательскую работу. В 1926 г. стал организатором и директором Института переливания крови; погиб, производя опыт на себе.

Краткая библиографическая справка.

С 1919 года и до конца жизни работал преподавателем кафедры математики Массачусетского технологического института.

Много путешествовал, в 1960 году посетил СССР.

Методы теории организации

Метод – буквальное значение, путь следования или познания. Система способов и приемов исследования предмета науки.

Существует несколько подходов к классификации методов научного исследования. Принято выделять две группы методов, применяемых при исследовании предмета теории организации.

Во-первых, приемы и методы присущие познанию и практической деятельности - это общелогические методы.

Во-вторых, методы используемые только для научных исследований – научные методы исследования, которые подразделяются:

· методы построения эмпирического знания;

· методы построения теоретического знания.

К общелогическим методам можно отнести:

· Анализ – это расчленение целостного объекта на составляющие части (признаки, свойства) с целью их всестороннего изучения.

· Синтез – это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств) объекта в единое целое.

· Абстрагирование – прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств, отношений изучаемого объекта, явления с одновременным выделением интересующих свойств, явлений.

· Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

· Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.

· Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его модели, замещающих оригинал со сторон интересующих исследователя.

К методам построения эмпирического знания относятся наблюдение и описание, которые может быть, как качественным, так и количественным.

Теория организации изучает сложные, развивающиеся объекты – организации, при изучении которых используются специальные подходы.

Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, которые могут повлиять на результат исследования, дает возможность вскрыть новые, интегральные качества объекта. Его нельзя сводить лишь к изучению объекта с точек зрения различных наук изучаемого объекта , это скорее учет всех многогранных сторон изучаемого объекта.

Существенным ограничением комплексного подхода является то, что он рассматривает объект в статике, т.е. выделяет компоненты, их взаимосвязи, как бы только в момент анализа, не учитывая динамики процессов, изменения элементов организации.

Устранение указанного недостатка требует применения системного подхода.

Системный подход при исследовании организаций позволяет установить:

Системный подход позволяет установить состав элементов организации, их взаимосвязи. Установление устойчивых взаимосвязей раскрывает структуру организации.

Знание структуры и связей позволяет вскрыть законы функционирования, а иногда и развития объектов.

Сущность организации раскрывается не только ее структурой, но и законами ее функционирования.

Функциональный подход дает возможность изучить целенаправленность и активность деятельности организации посредством осмысления:

· функции организации по отношению к системе более высокого порядка;

· зависимости между компонентами данной системы;

· установления места организации в природных или общественных процессах.

Каждый элемент организации выполняет свою функцию направленную на ее сохранение, совершенствование и развитие.

Функциональный подход позволяет увидеть организацию такой, какая она есть на момент исследования, т.е. он не позволяет раскрыть причинно следственные связи в системе, и значит дать прогноз ее развития, увидеть тенденции ее развития. Данная задача решается системно-историческим подходом, который предполагает рассмотрение организации во времени с момента ее зарождения до распада.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе I.

1) Смысловые варианты понятия организация.

2) Организация как форма и как процесс, их различия и единство.

3) Вклад Платона и Аристотеля в организационную науку.

4) Законы организации А. Богданова.

5) Кибернетика и теория организации.

6) Объект и предмет теории организации.

7) Методология теории организации.

8) Основные принципы теории организации.

9) Методы теории организации.

2) Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М., 1999 г.

1) Антология мировой философии. Античность. – М., 2001 г.

2) Винер Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – пер. с англ. М., 1983 г.

Тектология – общая теория организации и дезорганизации – наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем, объединяющая организационный опыт человечества.

В отличие от всех организационно-технологических подходов, которые превалировали в то время, теория Богданова исходила из посылки, что управление как функция, присущая системам различной природы, имеет общие черты. Богданов сделал попытку описать их с позиций особой науки – организационной, определив ее предмет, основные категории и законы любых организационных процессов. Он считал, что предметом организационной науки должны быть общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации по всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности. Они действуют в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в идеологии (организация идей).

Этот принцип подвижного равновесия имеет всеобщий характер. Идет ли речь о создании или ликвидации, о слиянии или разделении, укрупнении или разукрупнении различных структурных единиц от отдельного предприятия до сложных организованных систем большого размера (отраслей экономики, ведомств, территориальных единиц, государств и т. п.). Все эти процессы в наиболее обобщенной и абстрактной форме описаны Богдановым в предложенных им терминах конъюгации, ингрессии, дезингрессии, дегрессии, эгрессии и т. п.

В жизни закон расхождения играет важную, направляющую роль. Он определяет следующую цепочку связей:

1) в отношениях и взаимосвязях между системами в большинстве случаев имеют место различные противоречия;

2) за всяким многообразием надо видеть то сравнительное единообразие, из которого оно произошло, от сложного восходить к более простому;

3) образовавшиеся части будут обладать прогрессирующими различиями;

4) эти различия будут направлены на создание дополнительных связей, стабилизирующих систему.

Напрашивается еще один вывод: если посредством вмешательства в систему разорвать дополнительные связи, система распадется.

Существенной чертой закона расхождения является его необратимость, т. е. если каким-либо образом соединить части в единое целое, получится новое системное образование, имеющее характерные черты, отличные от организационных признаков системы, имеющейся до расхождения.

Таким образом, Богданов внес значительный вклад в теорию организации, а именно:

• доказал всеобщность и универсальность организационных процессов в живой и неживой природе;

• определил предмет организационной науки – принципы и законы организации, общие для всех сфер органического и неорганического мира;

• сформулировал ряд общих законов и принципов организации и основной категорийно-понятийный аппарат: закон наименьших, соединение и разъединение, цепная связка, принцип минимума, принцип обратной связи (биорегулятор), закон расхождения, закон динамического равновесия, закон композиций – пропорциональности, принцип дифференциации и интеграции, закон синергии, закон структурных преобразований, механизм отбора в социальных и хозяйственных системах.

Многие идеи А.А. Богданова нашли широкое применение в хозяйственной практике. Особое место его тектологические законы и принципы занимают в организации и управлении социальными процессами. Тектология Богданова стала своеобразным прологом к дальнейшему развитию новых направлений в теории организации.

Читайте также: