Становление государственности и сознания ямато кратко

Обновлено: 05.07.2024

В период Кофун на Японском архипелаге начала распространяться письменность. Поэтому изучение этого и последующих периодов возможно на основании не только археологических данных, но и сведений письменных источников, доля которых в общеисторическом источниковедческом корпусе по мере приближения к концу периода Кофун заметно возрастает.

Во исполнение этого повеления сказитель Хиэда-но Арэ выучил наизусть бытовавшие мифы и предания, а затем Оно-но Ясумаро записал их с его слов на китайском литературном языке — вэнъяне.

Эпиграфические источники

К сожалению, надежные письменные данные относительно формирования японской государственности в V в. практически отсутствуют. Данные китайских и корейских хроник не полны и не точны; свидетельства японских мифологическо-летописных сводов также заслуживают доверия далеко не всегда и потому могут считаться скорее источником по реконструкции картины мира и менталитета японцев VIII в., чем по восстановлению реальных исторических событий. Тем больший интерес представляют немногочисленные имеющиеся в нашем распоряжении эпиграфические источники.

По всей вероятности, Вовакэ-но Оми был послан государем на восток для обеспечения там порядка, а сам меч можно рассматривать как разновидность инвеституры, знака вступления в должность. Как видно из данной записи, к V в. существовавшее в Японии государственное образование обладало уже достаточно развитой и продолжительной традицией, проявлявшейся, в частности, в преемственности полномочий, передававшихся от отца к сыну. Его границы охватывали (или вернее должны были охватывать) территорию по меньшей мере от равнины Канто? на севере до Кю?сю? на юге (меч с аналогичной, но не до конца расшифрованной записью с упоминанием титула правителя о?кими, был обнаружен также в префектуре Кумамото), хотя вряд ли можно говорить о полном доминировании Ямато на этой территории.

Зарождение сословной структуры

Кроме кабанэ, указывавших на роль глав рода в структуре управления, существовал и другой общественный маркер, имевший общее название бэ. Это были наследственные социальные группы, образованные по роду занятий. Судя по всему, первые бэ (они назывались томо-но бэ) появились по крайней мере в начале V в. Они занимались охраной дворца, доставляли воду, выступали в качестве кладовщиков. Впоследствии, по мере развития территориальной экспансии Ямато, группы томо-но бэ были созданы и на периферии государства.

Главам томо-но бэ присваивался наследственный титул томо-но мияцуко. Специальные группы бэ — насиро и косиро — были созданы для обслуживания потребностей супруги государя и престолонаследника. Многие группы бэ были образованы высококвалифицированной рабочей силой и занимались выплавкой металла, проектированием и строительством курганов и ирригационных систем, разведением лошадей и т. д., а их главы постепенно стали занимать высокое положение при дворе (например, Мононобэ — род профессиональных занятий неизвестен; О?томобэ — производители оружия; Имибэ — жрецы). Многие профессиональные группы были образованы выходцами с материка: вовлеченность Ямато в вооруженные конфликты на Корейском п-ове не только отвечала гегемонистским устремлениям правящей элиты, но и способствовала притоку высококвалифицированных ремесленников, управленцев, строителей из Пэкче.

Перемещения политического центра Ямато

В разное время было выдвинуто по крайней мере четыре гипотезы относительно причин переноса места царских захоронений в район Идзуми-Кавати.

2. Власть царей Ямато распространилась из района Нара до Кавати. В результате в V в. сложилась федерация, объединявшая в себе территории Идзуми и Кавати, правители которых были связаны кровнородственными отношениями, в связи с чем царские захоронения попеременно производились в этих районах.

3. Участившиеся контакты с Кореей и укрепление связей с периферией Ямато потребовали переноса центра государственной жизни ближе к морю, к морскому порту Нанива. Важность моря и морских коммуникаций для правителей V в. косвенно подтверждается также тем, что в летописях, повествующих об этом времени, большое место уделяется божествам храма Сумиёси, тесно связанных с морскими культами.

4. Произошла смена династий. Новую династию основал О?дзин (трад. 270–310), и к ней принадлежали также Ритю?, Ингё?, Ю?ряку, Сэйнэй и Нинкэн.

Последняя версия, поддержанная многими известными специалистами, считалась до последнего времени наиболее авторитетной. Однако, как показали работы историка Вада Ацуму, перенос мест захоронений отнюдь не означал, что переносилось и месторасположение дворцов соответствующих правителей, подавляющее большинство которых (за исключением Нинтоку и Хандзэй) продолжали располагаться в долине Нара, т. е. в собственно Ямато (каждый правитель строил для себя новый дворец, что, вероятно, было связано с ритуалом восшествия на престол, которому придавался смысл всеобщего обновления и возрождения). Таки образом, если смена династии и имела место (тогда или позднее) то об этом нельзя судить только по местоположению погребальных курганов.

В V в. строительство квадратно-круглых курганов велось не только в центре Ямато, но и на периферии — например, в Кэн (префектура Гумма). Курганы там возводились и в IV столетии, но курганы V в. заметно увеличились в размерах (одновременно количество их уменьшилось), превратившись в уменьшенные копии курганов района Кавати-Идзуми. Это свидетельствует о тесной связи центра и периферии. В настоящее время распространено мнение, что строительство квадратно-круглых курганов было своего рода привилегией, даруемой тем местным правителям, которые признавали власть Ямато.

Внешняя политика Ямато

Перенос сакрального центра государства совпал с началом проведения им активной внешней политики: еще во второй половине IV в. был заключен военный союз с Пэкче для борьбы с другим государством Корейского п-ова — Когурё, которое поддерживала китайская династия Северная Вэй. К началу V в. на Корейском п-ове оформилось противостояние двух блоков: Когурё и Силла с одной стороны, и Пэкче вместе с Ямато — с другой. При этом первый союз ориентировался на северокитайские династии, а второй — на южно-китайские.

Вплоть до начала VII в. государство Ямато оказывало большое влияние на баланс военно-политических сил в этом регионе. Некоторые государственные образования на Корейском п-ове (напр., Мимана, кор. Имна) временами находились с Японией в вассальных отношениях и регулярно присылали посольства с данью. Хотя достоверность японских письменных источников, трактующих события этого времени, остается весьма проблематичной, повышенное внимание, уделяемое ими событиям в Корее и взаимоотношениям двора Ямато с государствами Корейского п-ова (иногда создается впечатление, что мы имеем дело скорее с историей Кореи, а не Японии), служит, вкупе с археологическими данными, свидетельством вовлеченности Японии в происходившие там события.

Сведения относительно гегемонистских амбиций Ямато, содержащиеся в японских летописях, частично подтверждаются данными корейских письменных источников. Наиболее достоверным из них принято считать датируемую 414 г. погребальную стелу, воздвигнутую в память вана (правителя) Когурё по имени Квангэтхо. В состоящей из 1800 иероглифов надписи на этой стеле сообщается, в частности, о победе над войсками Ва (Ямато), которые вторглись в Когурё в 399 г.

Похоже, что на V в. пришлась кульминация военно-политического влияния Ямато на Дальнем Востоке. Правители VI в. (из которых самыми значительными были Кэйтай и Киммэй) терпели на Корейском п-ове одно поражение за другим. В результате через несколько месяцев после смерти Кэйтай была потеряна Мимана (кор. Имна, Кая). Ее территория была аннексирована Силла.

Чтобы загладить вину отца, сын Иваи преподнес Кэйтай миякэ — землю с крестьянами, которые отныне должны были находиться в наследственном владении правителей Ямато. Ранее такие владения располагались только на равнине Нара.

Непосредственное управление отдаленными миякэ было возложено на куни-но мияцуко — управителей соответствующих земель. Куни-но мияцуко принадлежали к местной знати — зачастую центральная власть не назначала их, а лишь подтверждала их традиционные полномочия. Однако в тех случаях, когда имелось несколько претендентов на эту должность из среды местной знати, двор активно использовал эту ситуацию для создания или расширения своих владений: он выступал в качестве арбитра в обмен на территориальные приобретения.

Подобная политика подтверждения уже существовавших традиционных властных полномочий проводилась двором и по отношению к более мелким территориальным объединениям (агата) и их предводителям (агата-нуси). Вместе с куни-но мияцуко они являлись реальными партнерами центральной власти по управлению страной.

В VI в. правители Ямато еще не оставляли намерения контролировать события на Корейском п-ове с помощью прямого военного вмешательства. Однако все в большей мере курс правящей элиты обращался в сторону строительства внутренней государственной инфраструктуры. Одним из средств, способных обеспечить стабильность власти и культурную гомогенность со второй половины VI в. стал считаться буддизм.

Буддизм был одной из составляющих культурного потока, направленного в Ямато с континента. Однако ни в Корее, ни в Китае буддизм не сыграл столь выдающейся исторической роли, как в Японии.

Первые достоверные сведения о проникновении буддизма в Японию датируются V веком — именно к тому времени относятся 5 бронзовых зеркал с буддийскими изображениями, обнаруженные в курганных захоронениях. Однако, по всей вероятности, эти зеркала были помещены в погребениях в качестве сокровищ и вряд ли могут свидетельствовать об осмысленном отправлении буддийского культа. Состояние японского общества и культуры еще не позволяли буддизму сколько-нибудь прочно утвердиться на территории Ямато. Но по мере того, как Ямато утрачивало черты родоплеменного союза, возникали предпосылки для распространения буддизма, и в VI в. это вероучение стало приобретать там популярность прежде всего в силу социальных и идеологических обстоятельств.

Соперничество между буддизмом и синтоизмом

Причины быстрого распространения буддизма в Ямато невозможно понять вне контекста его взаимоотношений с традиционной японской религией — синтоизмом.

В самом общем виде синтоистские верования можно подразделить на культ предков (каждое родовое объединение поклонялось своему мифологическому первопредку — удзигами) и культ ландшафтных божеств (каждая гора, роща, река и т. д. имели свое божество-покровителя). Далеко не все ландшафтные и родовые божества (а значит и роды, им поклонявшиеся) были включены в систему официальных сакральных генеалогий, и многие роды были не удовлетворены тем, какое место занимали в пантеоне их родовые божества. Иными словами, на этом этапе развития государственности синтоизм служил идеологической основой местнических, центробежных тенденций. Поэтому раннеяпонское государство не могло найти в нем идеологической опоры, что предопределило его повышенный интерес к буддизму.

Объективно в принятии буддизма был заинтересован и правящий род. Относительная монотеистичность буддизма и наличие в нем концепции чакравартина (добродетельного монарха, покровительствующего буддизму) позволяли правящему дому Ямато упрочить свою легитимность и противостоять центробежным тенденциям среди местной знати.

Разделение жреческих и распорядительных функций

В период доминирования Сога заметно активизировалось строительство буддийских храмов. В целом, согласно материалам раскопок и сведениям письменных источников, за период до правления Тэнти (668–671) их было построено 58. Почти все они размещались в непосредственной близости от резиденций правителей, и можно считать, что распространение буддизма непосредственно зависело от политики центральной власти.

В период Кофун в Японии произошли важнейшие общественные и культурные перемены. Появилась значительная социальная и имущественная дифференциация, выделился непроизводительный слой управляющих, развилась высокая степень отчуждения труда (трудовая повинность и налоги). Разрозненные общины времени Яёй были объединены под властью правителей Ямато, обосновавшихся в районе Кинай. Это стало возможным ввиду опережающего технологического развития этого региона (прежде всего, благодаря активным контактам с континентом): возросшей продуктивности хозяйства благодаря прогрессу ремесла и агротехники, более широкому применению металлического оружия и, орудий труда. Все это позволяет говорить о том, что в конце периода Кофун в Японии сформировалось раннегосударственное образование.

Период Ямато – это период ранней истории Японского государства. Государство Ямато согласно данным археологических источников существовало с IV по VII век.

Источники о государстве Ямато

Рассмотрим основные письменные и эпиграфические источники.

Документ состоит из трех свитков. В первом из свитков говорится о появлении в этом мире божеств, потомков богов, и их свершениях в мире людей.

В нём рассказывается о возвышении рода Фудзивара, и уделяется большое внимание японской служивой знати.

  • предания и мифы правящего клана;
  • предания и мифы о других влиятельных родах;
  • записи по годам, которые велись, возможно, начиная с правления Суйко;
  • записи самих придворных, описывавших те или иные события;
  • источники китайского или корейского происхождения;

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается достоверности данного источника, то он начинает быть реалистичным примерно со второй половины V в.

Эпиграфические источники

Важным эпиграфическим источником по истории государства Ямато является меч из Инарияма. Этот меч был найден в одной из областей Южного Китая в 1978 г. Надпись состоит из 155 иероглифов датируется 471 или 531 г. Судя по надписи, в V в. в Японии уже существовало государство Ямато.

Появление основ сословной структуры

Итак, в конце V-начале VI в. на территории государства Ямато были некие кровнородственные образования, которые охватывали все земли древнего японского государства.

Ооми (великий оми) и омурадзи (великий мурадзи) были главными из кабанэ. Титулы ооми и омурадзи мог даровать правитель лишь своим доверенным особо приближенным лицам.

В начале V в. судя по всему появились первые наследственные социальные группы, которые назывались томо-но бэ. Общим их названием стал термин оэ. Представители этих групп занимались охраной дворца государя, должны были доставлять воду, а также работали кладовщиками.

Главы групп томо-но бэ получали наследственный титул томо-но мияцуко.

Существовали также специальные группы бэ – насиро и косиро. В их обязанности входило обслуживание потребностей супруги правителя и наследника престола.

Немалое число групп бэ было образовано высококвалифицированной рабочей силой, которые занимались выплавкой металла, проектировали и строили курганы и ирригационные сооружения и т.д. Их главы постепенно стали занимать высокое положение при правящем дворе.

Многие группы профессионалов были образованы выходцами из Кореи. Этому способствовала вовлеченность государства Ямато в военные конфликты на Корейском полуострове. В результате из древнего корейского государства Пэкче в Ямато переселялись умелые и квалифицированные ремесленники, управленцы и строители.

Внешняя политика

Государство Ямато проводило достаточно активную политику. В Корее его союзником было государство Пэкче, которое боролось против своих соседей, корейских государств Силла и Когурё.

В 663 г. посланные на помощь союзнику войска Ямато были разгромлены соединенными силами государства Силла и китайской империи Тан. Государство Пэкче пало, а его придворная знать отправилась на свою новую родину – на Японские острова в государство Ямато.

После поражения в Корее и потере своей сферы влияния за рубежом, власти Ямато сосредоточились на своих внутренних делах.

Фудзияма, сакура

Япония в хрониках Китая

Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.

Япония 3 век

Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.

Хозяйство и общество

В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.

Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.

Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.

Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.

Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)

Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства — Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.

Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.

Курган кофун в японии

Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)

фрески кофун такамацудзука

Фрески в кургане Такамацудзука

доспехи ямато из кофуна

Железный доспех времен Ямато

Внешняя политика Ямато

Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения — методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.

В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.

Видео

Видео, в котором нассказывается о начальном этапе становления этой восточной страны.

Жанр статьи - История Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Ямато:истоки японской империи

В течение многих тысяч лет острова Японского архипелага были соединены с Камчаткой широкой полосой суши. Когда же 11500 лет назад завершился последний ледниковый период, и планету охватило потепление, уровень океана поднялся на 140 метров, и обитавшие на островах охотничьи племена оказались отрезанными от большой земли. В северо-западной части акватории Тихого океана сформировалось тёплое Цусимское течение, впадавшее в Японское море, благодаря которому суровый климат Японских островов стал значительно мягче. Это привело к заболочиванию почв, разрастанию широколиственных лесов и исчезновению крупных млекопитающих (слонов, оленей). Обитатели островов были вынуждены искать себе новые источники пищи: на охоте на смену копью пришли лук и каменный топор, а другим поставщиком белка и микроэлементов стал океан. 6000 лет назад островитяне ловили кету и горбушу и добывали водоросли и моллюсков, охотились на кабанов, зайцев и птиц и собирали орехи, каштаны и жёлуди, а вдоль русел рек выращивали гречиху. Небольшие по размеру поля не требовали создания крупных ирригационных сооружений для орошения, а недостаток пастбищных земель не позволял им разводить в достаточных количествах домашний скот.

Ямато:истоки японской империи

К тому же острова были бедны минеральными ресурсами, поэтому их обитатели были неспособны добывать и обрабатывать металлы. Всё это в значительной мере тормозило развитие японской цивилизации, ей требовался толчок извне.

Ямато:истоки японской империи

Поселения, располагавшиеся в основном на морском побережье, состояли из нескольких десятков жилищ площадью до 40 кв.метров. В самых крупных было до 400 жилищ, расположенных по окружности вокруг центральной площади. Жилища имели прямоугольную или круглую форму, пол глубиной до 1 метра покрывался каменным настилом. В центре жилища находился каменный или керамический очаг. Деревянный каркас дома накрывался корой или листьями. В поселении Сугивадат в префектуре Акита обнаружено прямоугольное строение площадью 273 кв.метра с десятью очагами, служившее в качестве коллективного зимнего жилища. Обычно возле поселений находились "раковинные кучи" - своеобразные помойки площадью до несколько сот квадратных метров. Рядом с этими кучами помещались и захоронения, внутри которых были обнаружены серьги, украшения из раковин, камня, глины и зубов диких животных, браслеты из раковин и культовые статуэтки "догу" (3-30 см), изображавшие человека или животных и использовавшиеся в ритуалах. До сих пор неизвестно назначение каменных жезлов "сэкибо" длиной до 2 метров. В домах обнаружена керамика с верёвочным орнаментом, секреты изготовления которой были принесены на острова ещё из Сибири: узор получался благодаря наложению на сырую глину отдельных нитей растительного волокна и последующему обжигу при температуре всего 600-800 градусов. Подобные керамические сосуды использовались для варки пищи и хранения воды и пищевых запасов, но, по расчётам, теряли за ночь до 10% налитой жидкости.

Приблизительно 3000 лет назад климат вновь изменился, и многие широколиственные породы деревьев исчезли и сменились хвойными. Тогда численность населения Японских островов составляла приблизительно 260 000 человек. Средняя продолжительность жизни из-за чрезвычайно высокой детской смертности была всего 20 лет. (Продолжительность жизни 30 лет была достигнута в Японии только в 1600 году н.э., а рубеж в 50 лет покорился лишь в 1947 году). Около 3300 лет назад из Китая на острова завезли рис и просо, а 2300 лет назад там возделывалось уже 37 видов культурных растений. Развитие земледелия привело к резкому падению значения охоты. Появились деревянные хранилища свайного типа под продукты вместо ям. Постепенно японцы заимствовали все достижения соседней китайской цивилизации: иероглифическую письменность, календарь, 60-летний астрологический цикл, медицинские рецепты. Миграции тунгусских племён с материка принесли также обработку металлов, гончарное производство, шелкоткачество. Появились железные предметы (мечи, наконечники копий и стрел, топоры, ножи, лопаты, серпы, крючки), которые использовались в военной и хозяйственной деятельности, и бронзовые предметы (жезлы, колокола, зеркала, мечи, копья), которые в основном были культовыми либо символами власти.

Ямато:истоки японской империи

2000 лет назад на островах существовало более 30-ти мелких японских государств, главенствующим из которых постепенно стало государство Ямато. Оно находилось на западе основного японского острова Хонсю, где среди невысоких холмов лежит равнина Ямато размером 30x15 км. В те времена во главе японских государств как правило стоял род или семья. Нередко мужчина осуществлял военное и экономическое управление государством, а его жена или сестра выполняла функции главного жреца или шамана. Так, согласно китайской хронике "Вэй-чжи", когда положение Ямато стало главенствующим, его престол заняла девственница Химико (173-248 г.г. н.э.), которая обладала магическими способностями и не показывалась людям на глаза. Химико была верховным жрецом, а её младший брат-медиум помогал ей в управлении государством. В 248 году Химико умерла и была похоронена в огромном кургане. После её смерти во главе Ямато встала её 13-летняя дочь Тайё.

Ямато:истоки японской империи

Древнейшей формой религии на Японских островах была "синто". Она уходит своими корнями в глубину веков, когда предки японцев обитали ещё на территории Сибири. "Синто" переводится как "Путь Богов" от китайского "син" ("Бог") и китайско-японского "то" или "до" ("путь"). Синтоизм - это поклонение силам природы (дождь, ветер), ландшафтным Божествам (гор, рощей, рек), небесным светилам (Солнце, Луна), животным (тигр, змея, волк) и знаменитым людям (император), которые называются одним словом "ками" (япон. "Божество"). Самым важным Божеством считалось Солнце; отсюда происходит название "Япония" - "Ни-пон" ("Ни" - "солнце", "пон" - "корень") - "Страна восходящего Солнца" и японский флаг, изображающий восходящее Солнце. К "ками" обращались по разным поводам: чтобы шёл дождь, чтобы собрать хороший урожай, при короновании императора и т.д.. Общение с "ками" происходило через древние магические обряды, но при этом не использовались ни идолы, ни письмена. Из таких древних синтоистских ритуалов выросла, в частности, японская борьба "сумо"; спорт в ней вторичен: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, балансируют на одной ноге, чтобы сокрушить силы зла, а арбитр одет как синтоистский жрец. Часто для общения с "ками" совершались паломничества в горы или священные места. Одновременно правитель государства фактически был верховным жрецом синто. Императоры выводили своё происхождение от наиболее древней и влиятельной группы синтоистского пантеона - "ама-цу ками" ("небесные Божества"), которые родились и действовали на небе в незапамятные времена. Символами царской власти у правителей Ямато были бронзовый меч, зеркало и яшма. Меч обожествлялся как "тело" или "облик" Бога, зеркало мыслилось как посредник между Богом и человеком, а яшма была призвана охранять человека от бед. Сакральные предметы сперва закапывали в землю и доставали только на время обрядов, затем местом их хранения стали синтоистские храмы ("синтай"). Их показывали верующим только во время исполнения ритуалов, а в обычное время они покоились за плотно закрытыми дверями храма. Позднее меч, зеркало и яшмовые подвески стали тремя священными реликвиями, регалиями японских императоров. Также японцы верили в духа слова Катодама. Особенной силой обладают, считалось, имена Божеств. Считалось, что дух-покровитель края, обычно невидимый, время от времени может появляться в облике змеи. Змея ассоциировалась с водой, и её изображения часто встречаются на бронзовых колоколах и мечах.

Ямато:истоки японской империи

Одним из наиболее прославленных правителей Ямато был император Судзин. Он правил в IV веке н.э., и его настоящее имя было "Мимаки ирихико" ("Любимец Солнца"). Судзин поклонялся Богине Аматэрасу. Согласно одной легенде, Богиня повелела императору построить для неё святилище Исэ дзингу в деревне Касануи в провинции Исэ на месте оставленных ею "Божественных следов". Другая легенда повествует о том, как во времена правления Судзина на равнину Ямато обрушились стихийные бедствия. Император обратился с молитвой к Богам, прося их раскрыть ему причину этих бедствий. Каждое Божество имело своего придворного оракула. Оракул Божества Омоно нуси-но ками ("Божество - хозяин вещей"), которым была принцесса царской крови Ямато-то-то-хи-момосо химэ, ответил, что если император будет должным образом почитать это Божество, то стихийные бедствия прекратятся. Судзин устроил пышные обряды в честь Омоно нуси у подножья священной горы Мива, и мир и благоденствие вернулись на землю Ямато. А принцесса-оракул стала супругой Омоно нуси. Но Божество приходило к ней только по ночам, а ей, любопытной как все женщины, хотелось увидеть его и днём. Тогда Омоно посоветовал ей утром заглянуть в шкатулку для гребней, предупредив, чтобы она не пугалась. На рассвете принцесса открыла заветную шкатулку, увидела в ней небольшую змею и испуганно вскрикнула. Омоно нуси обиделся и, покинув принцессу, навсегда ушёл от неё на гору Мива. Принцесса страшно опечалилась, проткнула себе матку палочками для еды и умерла. Могила её находится в крупном кургане Хасихака ("Палочки для еды") вблизи Мива.

Ямато:истоки японской империи

По традиции каждый император Ямато строил для себя новый дворец. Кроме этого с IV века на равнине Нара возле священной горы Мива для захоронения императоров начали строиться огромные курганы. Сперва они как правило имели квадратную форму и строились на холме, окружённом рвом. Вокруг сооружались насыпи с тремя ступенями-платформами. На равнине Нара сохранились 33 из 36 крупных курганов с периметром более 200 метров. Захоронение осуществлялось в гробах, ориентировавшихся по оси север-юг. Каменные погребальные камеры имели вертикальное отверстие: гроб загружался в камеру через отверстие сверху. Первые гробы выдалбливались из брёвен японского кедра "коя маки" и имели длину 4-8 метров, затем гробы стали сооружаться из камней и даже керамики. Погребальный инвентарь включал в себя короны, бронзовые зеркала, оружие, доспехи, бусы, браслеты из яшмы и нефрита. В красочном погребении Такамацудзука диаметром 18 метров и высотой 5 метров на потолке погребальной камеры изображено звёздное небо. На восточной стене изображены Солнце и синий дракон, на западной - Луна и белый тигр, на северной - гибрид змеи с черепахой, на южной - птица Феникс. На склонах курганов возводилась изгородь из камней, вокруг которой устанавливались глиняные статуэтки "ханива", призванные охранять могилы предков от проникновения злых духов. На каждом кургане размещалось от 200 до 20000 ханива. После смерти императора его останки помещались во временный погребальный дворец, в котором находились несколько лет, пока строился курган.

Ямато:истоки японской империи

В 712 году н.э. после кровопролитной междоусобицы престол Ямато занял Тэмму, который поручил летописцам составить один из наиболее знаменитых японских сводов "Кодзики" ("Записи о делах древности"). В него вошли тексты, уже сложившиеся в устной традиции. Три его свитка содержат обильную генеалогическую информацию о наиболее могущественных родах: первый свиток рассказывает о последовательном появлении в мире Божеств и их потомков - людей, второй и третий описывают эпоху правления древних императоров. Члены правившей в то время династии Фудзиваре были признаны прямыми потомками Богини Солнца Аматэрасу. Основателем государства Ямато был объявлен некий император Дзимму ("Божественный воин"), потомок Аматэрасу, Великой Богини, сияющей на небе. Дзимму (715-585 г.г. до н.э.) якобы утвердился на равнине Ямато после семилетнего завоевательного похода в 660 году до н.э. и объявил её центром Вселенной. Другой свод "Нихон сёки", составленный в 720 году н.э., содержит 30 свитков и ещё более богат мифами, преданиями и легендами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: